Анализ и оценка конкурентоспособности одной из групп потребительских товаров (Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров, Финансово-Экономический Колледж)
Объект исследования - ООО «Горняцкий хлебозавод» (Алтайский край, Локтевский район, город Горняк).
Основной вид деятельности - производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 5
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности продукции 5
1.2 Методика оценки конкурентоспособности продукции предприятия 9
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «ГОРНЯЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 12
2.1 Анализ конкурентоспособности группы товаров предприятия 12
2.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Современный рынок имеет свойство неустойчивости и непредсказуемости. Для того, чтобы стабилизировать свое положение на рынке и выйти в лидеры, компаниям приходится создавать механизм постоянного отслеживания изменений, необходимый для быстрого принятия управленческих решений и минимизации риска оценки. Развитие предприятий и экономики в целом напрямую зависит от удовлетворения потребностей, как производителей, так и потребителей. За это отвечает цена и качество предлагаемой продукции. Обобщающим показателем, который определяет эту удовлетворенность, является показатель конкурентоспособности.
Пищевая и перерабатывающая промышленность обладает целым рядом специфических особенностей, в том числе жесткая конкуренция с зарубежными поставщиками и на внутреннем рынке. Так, например, для повышения конкурентоспособности хлебобулочных изделий производители должны постоянно повышать качество и расширять ассортимент выпускаемой продукции, привлекая внимание новых потребителей.
Хлеб является продуктом массового ежедневного потребления населением нашей страны. Изменяющийся спрос покупателей и требования к безопасности способствуют тому, что хлебопекарная промышленность всегда находится в постоянном совершенствовании технологии традиционных видов хлебобулочных изделий и разработке новых технологий их производства. Хлебопекарная продукция должна быть качественной, безопасной и конкурентоспособной.
Улучшение качества продукции является одним из важнейших факторов конкурентоспособности. Решение этой проблемы повышает имидж предприятия в глазах покупателей, является залогом укрепления на внутреннем рынке, освоения новых сегментов рынка, дополнительной предпосылкой выхода на внешний рынок, а также основой для максимизации прибыли, к чему в конечном итоге направлена стратегия управления предприятием. Специфическими особенностями хлебопекарного производства является большой ассортимент вырабатываемой продукции и сложность его структуры, обусловленная вкусами и потребностями населения.
Цель работы – провести анализ и оценку конкурентоспособности одной из групп потребительских товаров ООО «Горняцкий хлебозавод».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты конкурентоспособности потребительских товаров;
- дать характеристику деятельности и провести оценку конкурентоспособности предприятия и его продукции;
- разработать направления повышения конкурентоспособности одной из групп потребительских товаров предприятия.
Объектом работы является специфика и проблематика товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.
Предметом – анализ и оценка конкурентоспособности одной из групп потребительских товаров.
Теоретической основой исследования служат учебно-методическая литература, материалы периодической печати, труды российских ученых по исследуемой проблеме, таких как Н. Ю. Баркова, М. М. Гайфуллина, Н. А. Казакова, Н. С. Яшин и другие.
В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы: метод сравнения, метод абсолютных и относительных разниц, методы графического, табличного, экономико-статистического и системного анализа.
Работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников и приложения.
Конкурентоспособность продукции – это характеристика товара, наиболее предпочтительного в определённый момент времени и на определенном рынке. Для потребителя, таким свойством будет обладать продукция, удовлетворяющая его требования, а также доступная по цене. Таким образом, конкурентоспособность продукции основывается на двух параметрах: качестве и цене. Качество в свою очередь состоит из технических и эстетико-эргономических показателей, показателей надежности, безопасности и так далее.
Производство конкурентоспособной продукции для предприятия, является залогом развития, увеличения прибыли и повышения авторитета, поэтому одной из важнейших направлений деятельности, как руководителя, так и персонала, является повышение данной характеристики товара. Для того чтобы выпускать конкурентоспособный товар, необходимо проводить его качественную и количественную оценку и на основе данной оценки разрабатывать успешную конкурентную стратегию.
Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности - качество продукции. Под качеством понимается совокупность потребительских свойств продукции.
ООО «Горняцкий хлебозавод» представляет собой компанию по производству хлеба и хлебобулочных изделий, не имеющая ни сайта, ни интернет-магазина, но имеющая торговые точки, штат квалифицированных сотрудников.
Рынком сбыта ООО «Горняцкий хлебозавод» являются такие районы, как Локтевский, Поспелихинский, Третьяковский, Змеиногорский, Волчихинский, Новоегорьевский. ООО «Горняцкий хлебозавод» имеет четыре торговые точки в таких населенных пунктах, как город Горняк, город Змеиногорск, город Рубцовск, село Староалейское.
ООО «Горняцкий хлебозавод» значительно уступает своим главным конкурентам по уровню цен, широте ассортимента, а также по использованию современных рекламных средств. Прежде всего, это ОАО «Меркурий» и АО «Рубцовский хлебокомбинат».
Проведенный анализ конкурентоспособности продукции ООО «Горняцкий хлебозавод» показал, что в сравнении с конкурентами (ОАО «Меркурий», АО «Рубцовский хлебокомбинат») она является менее конкурентоспособной.
Слоеное тесто является решающим в определении качества кондитерских изделий, и его изготовление требует строгого соблюдения рецептуры и технологии.
Для запуска линии по производству замороженного слоеного теста необходимо приобрести специальное оборудование. Так как в ООО «Горняцкий хлебозавод» освоено производство слоеного теста и изделий из него, то на предприятии имеется все необходимое оборудование для его замеса, раскатки и формовки. Для организации производства замороженного слоеного теста необходимо холодильное оборудование для шоковой заморозки полуфабрикатов.
В ходе проведенного анализа было выявлено, что упаковка продукции ООО «Горняцкий хлебозавод» обладает низкой конкурентоспособностью по сравнению с основными конкурентами предприятия. В связи с этим одним из мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности продукции предприятия является разработка новой упаковки продукции. В целях совершенствования упаковки продукции ООО «Горняцкий хлебозавод» предлагается установить новое упаковочное оборудование компании «Простор-К».
1. Алексенко, А. А. Управление конкурентоспособностью предприятия / А. А. Алексенко, Т. В. Лейсле // Раздел. - 2021. - С. 88.
2. Алланиязов, Б. У. Некоторые вопросы повышения конкурентоспособности товаров / Б. У. Алланиязов // Экономика и социум. - 2023. - № 1-1 (104). - С. 128-134.
3. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2019. - №4. - С. 25-38.
4. Бурланков, С. П. Технико-экономические методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции / С. П. Бурланков, И. Е. Ильина, Д. И. Долгов // Экономические исследования. – 2019. – № 3. – С. 35-39.
5. Григорьева, А. Ю. Оценка конкурентоспособности продовольственных товаров / А. Ю. Григорьева // Молодые исследователи: взгляд в прошлое, настоящее, будущее. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений II Международной студенческой научно-практической конференции. - Смоленск, 2022. - С. 256-259.
6. Дубинина, Н. А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия / Н. А. Дубинина // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2019. – № 2. – С. 65–71.
7. Ермакова, И. А. Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия / И. А. Ермакова // Молодой ученый. – 2020. – № 16. – С. 256–259.
8. Запара, Е. А. Стратегия конкуренции на рынке / Е. А. Запара // Труды Седьмой Всероссийской научной конференции международным участием «Региональная инновационная экономика : сущность, элементы, проблемы формирования». - Ульяновск. - 2021. - С 15-18.
9. Коваленко, А. И. Отдельные теоретические аспекты конкурентной стратегии фирмы / А. И. Коваленко // Интернет-журнал «Науковедение». – 2020. – № 3. – С. 94-98.
10. Коростелёва, А. А. Совершенствование конкурентной позиции товара на рынке / А. А. Коростелёва // Тенденции и технологии управления процессами и системами в современной экономике. материалы Всероссийской конференции. - Орёл, 2022. - С. 107-110.
11. Крупинина, Ю. К. Теоретико-методологические основы повышения конкурентоспособности предприятия / Ю. К. Крупинина // Инновационное развитие. – 2019. – № 3 (30). – С. 47-49.
12. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие для бакалавров / И. М. Лифиц. – Москва : Юрайт, 2019. – 437 с. - ISBN 5-94723-952-3.
13. Мойсеёнок, В. А. Методы повышения конкурентоспособности товара / В. А. Мойсеёнок, Ф. Я. Д. Клемято // Студенческий вестник. - 2022. - № 2-5 (194). - С. 13-14.
14. Патрушев, Н. А. Формирование конкурентной стратегии предприятия / Н. А. Патрушев, Б. Сайфидинов // Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. - 2020. - С. 176-180.
15. Стожко, К. П. Конкуренция и ответственность : История. Теория. Практика / Монография. – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2020. – 592 с. - ISBN 978-5-521-46162-2.
16. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : ЭКСМО, 2019. - 544 с. - ISBN 5-127-22462-4.