АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК
ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 11
1.1. Понятие и признаки административного правонарушения 11
1.2. Отграничение административного правонарушения от уголовно-правового деяния 24
ГЛАВА 2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 38
2.1. Объект и объективная сторона административного правонарушения 38
2.2. Субъект и субъективная сторона административного правонарушения .. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность темы работы вытекает из факта чрезвычайной необходимости наличия института административной ответственности среди инструментов государственного воздействия. Данный институт начинает свою историю с далекого 1864 года, когда был принят первый закон - Устав о наказаниях, положивший начало развития института административной ответственности. Первоначально институт административной ответственности входил в полицейское, а позднее в административное право и воспринимался как один из механизмов воздействия на граждан со стороны государственного управления по вопросам обеспечения общественного порядка и гарантии общественной безопасности в стране. На направления формирования и реформирования данного института оказывали влияние все факторы гражданского общества - от экономических и социальных до политических и даже культурных, а также философских и, конечно же, правовых взглядов ученых и политологов юридического общества.
С принятием в России Конституции РФ 1993 года изменились не только базовые правоотношения политической и экономической сфер общественной жизни, но также и способы правоотношений как в публичном, так и в частном праве. В связи с необходимостью утверждать порядок в новой стране и нейтрализовать потенциальный и действующие конфликты в данный период в праве также возрастает и роль административной ответственности.
Не смотря на достаточно эффективную борьбу с административными правонарушениями и удачными изменениями в нормах административного кодекса, к сожалению, количество административных правонарушений в стране снижается очень медленно. Административные правонарушения случаются во всех сферах общества - в здравоохранении, миграции, в природопользовании и экологии, а особенно в финансовой сфере - налоговой и бюджетной отраслях. В настоящее время особенно сильно наблюдается всплеск административных правонарушений в области антимонопольного регулирования.
Для демонстрации наглядности, давайте приведем в качестве примера данные о количестве административных правонарушений в судах общей юрисдикции. Так, В 2013 г. было возбуждено 5461400 дел об административных правонарушениях, в 2014 г. - 5305120 дел, в 2015 г. - 5498186 дел, а в 2016 г. - 5326878 дел. Вышеуказанные данные говорят нам о том, что тенденция снижения административных правонарушений довольно хрупка и нестабильна. Этот факт играет не лучшим образом в пользу обеспечения правопорядка в стране. Более того, вышеуказанные статистические данные отражают положение дел в стране по административным правонарушениям не в полной его мере. Здесь мы имеем ввиду количество скрытых - латентных административных правоотношений, а также тех правонарушений, виновники в которых скрылись с места совершения деяния и наказать их не удалось. Одновременно с этим можно также констатировать, что количество граждан, которые ежегодно подвергаются административной ответственности превышает цифру в три миллиона человек. Это также говорит о некоторой популяризации среди населения подобного вида ответственности. Дело в том, что преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ - это уже серьезное деяние, за которое следует серьезное наказание. В ситуации же с административной ответственностью гражданин может себе иногда позволить «побаловаться» с законом.
Для расширения сферы охвата юридической ответственности за административные правонарушения в субъектах Российской Федерации даже могут приниматься локальные правовые акты, которые предусматривают административную ответственность. При этом под ответственность могут попасть не только физические, но и юридические лица, а также граждане различной возрастной категории и различного социального статуса, различной национальной принадлежности.
Основная сущность административных правонарушений - не только пожурить хулигана, но и предостеречь граждан от желания совершить более крупные правонарушения - преступления.
Таким образом мы видим, что административная ответственность - широко востребованный инструмент государства для обеспечения правоохранительной деятельности. Данный вид института юридической ответственности активно участвует в стабилизации общественной жизни и увеличения гарантии безопасности при реализации различного рода общественных отношений.
На сегодняшний день государство активно пропагандирует, что высшей его ценностью является честь и достоинство человека и гражданина, а также первостепенность самого института прав человека над семи иными. В этой связи становится важной задачей государства - обеспечить соблюдение предписаний Конституции РФ и иных законов, которые гарантируют защиту прав человека. В решении данной задачи хорошо помогает институт административной ответственности, который вместе с иными видами юридической ответственности осуществляет воспитательную, карательную и правоохранительную функции в гражданском обществе и во всем государстве. При этом, важны все элементы механизма реализации однообразной реализации законодательных норм административной ответственности посредством которых обеспечивается реализация безопасности государства. Способствует повышению эффективности обеспечения контроля соблюдения прав человека и постоянные изменения, вводимые в законодательство в связи с необходимостью закрепления новых видов административных правонарушений ввиду активного расширения сфер правоотношений.
Цель данной работы заключается в комплексном анализе такого правового явления как административное правонарушение.
При достижении намеченной цели работы были выявлены к решению следующие задачи:
1. Дать общую характеристику понятию административное правонарушение, а также выявить основные его признаки
2. Выявить критерии, по которым административное правонарушение можно отличить от уголовно- правового деяния
3. Раскрыть содержание объекта и объективной стороны состава административного правонарушения
4. Раскрывать содержание субъективной стороны и субъекта административного правонарушения
При этом объектом исследования будет содержание правового явления - административного правонарушения, а предметом исследования будет являться сами формы реализации административного правонарушения согласно нормам российского законодательства.
При написании бакалаврской работы были задействованы различные методологические приемы, которые позволили раскрыть сущность административного правонарушения более детально и отразить все данные явления комплексно в работе. Использовались методы сравнительного анализа, исторического экскурса, формального юридического исследования, а также правового сравнения.
При написании бакалаврской работы были использованы материалы правового поля российского законодательства, специальная научная и учебная литература по вопросу нашего исследования и материалы периодических изданий. В процессе подготовки работы был произведен анализ российского законодательства в области противодействия административным правонарушениям - Конституции РФ, Административного кодекса правонарушений, уголовно-правового кодекса России и других.
Работа в целом состоит из двух глав и четырех параграфов, а также вводной и заключительной части. Общий объем работы составляет 64 листа.
Подводя итог нашего прошедшего исследования, можно сделать следующие заключения.
Административное правонарушение является широко распространенным и популярным видом противоправного деяния, ввиду тяжести которого многие граждане готовы рискнуть и претерпеть наказание по данному виду правонарушения. Однако, в то же время, административное правонарушение не должно казаться гражданам как безобидное, потому как усиление степени хулиганства и нанесения вреда как публичного так и частного приведет к более серьезным последствиям и более суровому наказанию, вплоть до вменения реального срока лишения свободы.
Административные правонарушения пусть и не считаются столь тяжкими, как, например, преступления уголовного характера, но несут в себе определенную общественную опасность. Именно поэтому в России разработан целый комплекс законов, регулирующих административные отношения, в частности КАС РФ. Кодекс административного судопроизводства РФ 2017 - законодательный акт высшей юридической силы в области осуществления судебного производства по делам о совершении правонарушения. Этот закон определяет основные положения и закрепляет главные принципы административного судопроизводства. В нем же закрепляются задачи, которые он выполняет: гарантия доступного правосудия в области разрешения административных споров; защита и охрана прав человека, осуществляемых в рамках реализации административных правоотношений; своевременное и верное разрешение судебных дел административного характера; сохранение и укрепление принципов законности в регулируемой области. Кодекс имеет значение не только для реализации определенных в нем задач, но и для повышения уважительного отношения к закону в целом, сохранения общественного правопорядка.
Понимание основных положений Кодекса административного судопроизводства нужно тем, кто стал участником судебного процесса по административному делу. Этот документ определяет порядок осуществления этого процесса, а также закрепляет права пересмотра дела в судах высшей инстанции. Эти знания по-настоящему ценны, так как без них участник процесса может недостаточно полно использовать права, данные ему законом. Лицам, занимающимся рассмотрением административных дел, а также принимающих в них участие по долгу профессии, знать кодекс нужно основательно. Судьи, адвокаты, юристы, работающие в соответствующей сфере - лица, обязанные обладать исчерпывающими знаниями КАС РФ. Таким образом, документом, определяющим и закрепляющим порядок осуществления судебного процесса по рассмотрению административных дел выступает Кодекс административного судопроизводства РФ. Он занимает важное место в общей системе российского законодательства и играет определяющую роль в закреплении принципов судебного производства в рамках регулируемой сферы.
Проведённый анализ определения понятия административного правонарушения, а особенно таких его составляющих как: действие (бездействие) позволяет перейти к определению признаков административного правонарушения. Исследователи выделяют в основном три юридических признака - это противоправность, виновность и правовой запрет, предусмотренный действующими нормативно-правовыми актами, в первую очередь КоАП РФ.
Некоторые исследователи предлагают расширить перечень признаков административного правонарушения и включают туда более трех понятий таких, как: общественная вредоносность, противоправность, действие или бездействие, деяние совершенное физическим или юридическим лицом, виновность и наказуемость. Однако надо отметить, что в данном случае минимизируется значимость указанных признаков. Так, например, наказуемость административного правонарушения не особо отличается от дисциплинарного проступка и уголовного деяния, поэтому говорить о том, что, например, последний признак имеет какие-то особенности по отношению именно к административному праву не приходится.
Таким образом, приведенный анализ элементов состава административного правонарушения показывает, что каждый из них, включая наиболее важные параметры и критерии относительно неправомерного поведения физического или юридического лица, по-своему характеризует административную противоправность, лежащую в основе формирования состава административного правонарушения, а отечественное уголовное и административно-деликтное законодательство позволяют эффективно защищать права и свободы, законные интересы человека и гражданина от любых дискриминационных проявлений. Общественную опасность дискриминация приобретает только в случаях нарушения равноправия специальным субъектом - лицом, использующим служебное положение, и только по этому признаку следует отграничивать преступление от смежного с ним административного правонарушения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О
приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2003. № 50. Ст. 4847.
4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О
внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2003. № 50. Ст. 4848.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ.2007. № 31. Ст. 4007.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6235.
7. Федеральный закон от 09.02.2009 № 9-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ.2009. № 7. Ст. 777.
8. Письмо Президента РФ от 22 декабря 2000 г. № Пр-2489 «Об отклонении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс. 2017.
Научная литература
9. Абашидзе А.Х., Агейченко К.В. Проблемы установления уголовной ответственности юридических лиц в современном международном праве // Современное право. 2010. № 12. С. 151 - 154.
10. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2008. С. 279.
11. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2010. С. 345.
12. Административное право России / Под ред. И.Ш. Килясханова. М., 2013. С. 404.
13. Антонова Е.Ю. Уголовная ответственность юридических лиц в
международной практике // Юридический мир. 2008. № 7. С. 26.
14. Антонова Е.Ю. Уголовная ответственность юридических лиц за
коррупционные преступления // Безопасность бизнеса. 2009. № 2. С. 14.
15. Багаутдинов Ф.Н., Сагирова А.Г. Уголовная ответственность юридическихлиц за экологические преступления // Российская юстиция. 2010. № 8. С. 36 - 39.
16. Бахрах Д.Н. Административное право Российской Федерации. М., 2007. С.
37.
17. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2011. С. 524, 525.
18. Варгузова А.А. Об общественной опасности административных
правонарушений // Закон. 2004. № 10. С. 124.
19. Васильев Э.А. Административное правонарушение и преступление: общие черты и различия. М., 2007. С. 49.
20. Васильев Э.А. Общественная опасность - основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений // Государство и право. 2007. № 4. С. 84 - 90.
21. Дугенец А.С. Рецензия на диссертацию Эдуарда Альбертовича Васильева «Административное правонарушение и преступление: общие черты и различия» // Административное право и процесс. 2007. № 6. С. 56.
22. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. М., 2014. С. 315.
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 623.
24. Проценко С.В. К вопросу о целесообразности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц // Юридический мир. 2008. № 9. С.27.
25. Смирнов Г. Уголовная ответственность юрлиц на подступах к России // ЭЖ- Юрист. 2011. № 24. С. 1, 3.
26. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической
законности. М., 1966. С. 199.
27. Умирбаева З.А. Уголовная ответственность юридических лиц за совершение экологических преступлений: за и против // Российский следователь. 2010. № 10. С. 17 - 19.
28. Хаматова С.Х. Административно-правовое регулирование в сфере
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. М., 2003. С. 153.
29. Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения
нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. 2007. № 1. С. 25.
30.Чаннов С.Е. Состав административного правонарушения как основание административной ответственности // Законность. 2017. № 2. С.12.
31. Шергин А.П. Нужна теория административной деликтологии // Государство и право. 2005. № 1. С. 11.
32. Щедрин Н., Востоков А. Уголовная ответственность юридических лиц или иные меры уголовно-правового характера в отношении организаций // Уголовное право. 2009. № 1. С. 58.
33. Якуба О.М. Административная ответственность. М., 1972. С. 43.
Материалы судебной практики
34.Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 248-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Сибирская губерния» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 2.9 и частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс. 2017.
35.Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 № 179-О-П «По жалобе гражданки Сыроегиной Нины Михайловны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. № 3. С. 17.
36. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8. С.12.
37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6. С. 11.
38. Постановление Верховного Суда РФ от 15.01.2010 № 56-АД09-18 // СПС КонсультантПлюс. 2017.
39. Постановление мирового судьи в отношении ООО «Зебра» от 20.08.2015 г. // Канцелярия судебного участка мирового судьи Центрального района г.Тольятти. 2017.
40. Постановление мирового судьи в отношении Музалевского Б.М. от 10.05.2017 г. // Канцелярия судебного участка мирового судьи Центрального района г.Тольятти. 2017.