Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жанровые признаки современного романа-фэнтези (на примере серии книг Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев»)

Работа №110419

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы138
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЖАНР ФЭНТЕЗИ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ 8
1.1. Определение понятия «фэнтези» 8
1.2. История развития жанра фэнтези 12
1.3. Жанровые признаки и направления фэнтези 21
1.4. Героическое фэнтези 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДМИТРИЯ ЕМЦА «МЕФОДИЙ БУСЛАЕВ» В АСПЕКТЕ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ 33
2.1. Признаки фэнтези в серии книг Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев» 33
2.2. Значение имён в книгах Дмитрия Емца из серии «Мефодий Буслаев» 40
2.3. Ценностные ориентиры и воспитательные элементы в книгах Дмитрия Емца («Мефодий Буслаев») 49
2.4. Христианские мотивы как содержательная доминанта серии книг
Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ

Жанр фэнтези уже довольно прочно закрепился в литературе и продолжает развиваться. Многие писатели мировой литературы обращаются сегодня к нему, так как отсутствие чётких каноничных ограничений даёт авторам возможность создавать отдалённые от реальности художественные миры. Однако до сих пор нет единой точки зрения на сущность этого явления. В этом и заключается актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения жанра фэнтези и исследования его специфики получила широкое освещение в работах западных и отечественных литературоведов. Среди работ, посвящённых данной проблеме, можно назвать труды С.А. Гоголевой [Гоголева 2006], Н.А. Дроздовой [Дроздова 2016], И.В. Близнец [Близнец 2011], С. Алексеева и М. Батшева [Алексеев 1997], Е. Афанасьевой [Афанасьева 2009], В.Л. Гопмана [Гопман 2001], С.С. Галиева [Галиев 2010], Е.Н. Ковтун [Ковтун 2008], Р. Шидфара [Шидфар 1997].
Объектом настоящего исследования послужили тексты серии книг Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев» в жанре фэнтези.
Предмет исследования - жанровые особенности фэнтези, в частности героического фэнтези, в современной русской литературе.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе жанровых особенностей фэнтези в современной русской литературе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить основные жанровые признаки фэнтези.
2. Определить отличительные черты героического фэнтези.
3. Раскрыть своеобразие романа Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев».
4. Проанализировать жанровые особенности серии книг Дмитрия
Емца «Мефодий Буслаев».
5. Доказать, что произведение «Мефодий Буслаев» имеет все признаки мегажанра - структуры, свойственной современным фэнтези.
Методы исследования. Общей методологической основой исследования являются общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: метод систематизации и классификации, анализ и синтез, описание, интерпретация, обобщение и типологизация при анализе литературного произведения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современной литературе есть три продуктивных парадигмы (модели), которые лежат в основе жанра фэнтези, - это 1) своеобразная реконструкция волшебной сказки; 2) произведения, главный признак которых - наличие сверхъестественного, иррационального и необъяснимого; 3) сложные синтетические конструкции, включающие в себя элементы фантастического философского романа, волшебной сказки, героической эпопеи, «созданной в традициях северной мифологии» (по С.С. Галиеву).
2. Российское фэнтези приняло общие «правила игры», характерные для фэнтези всего мира (и прежде всего англо-американского), но в нем сильна тяга к религиозно-философским вопросам, к этическим ценностям.
3. Жанр книг Дмитрия Емца можно определить как синтетический: это переплетение «абсурдного городского фэнтези» («хулиганского»), а также героического, эпического, романтического, исторического. Это своеобразный мегажанр.
4. Особое место в романе Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев» занимают говорящие имена: благодаря шаржированным онимам читателям становятся понятны и отношение персонажей к Мефодию Буслаеву, и авторская позиция.
5. Через главных действующих лиц Дмитрию Емцу удаётся показать читателям важнейшие элементы его системы ценностей: это умение человека побеждать собственный эгоизм, проявлять любовь, внимание и сострадание к окружающим; это ежедневный труд; внутренняя свобода человека; мужество и верность. Автор в простой и понятной форме доносит до юных читателей некоторые основы христианской традиции, показывая извечное противостояние Света и Мрака и не романтизируя Зло.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней обобщены взгляды на классификацию особенностей жанра фэнтези как литературного направления и предпринята попытка проанализировать произведение Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев» в аспекте характерных особенностей жанра фэнтези.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате делается попытка провести целостный анализ произведения, выявить особенности жанра фэнтези как литературного направления и раскрыть своеобразие романа Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев».
Практическая значимость данной работы заключается в том, что её результаты можно использовать в практике школьного и вузовского преподавания теории литературы.
Апробация исследования проходила в ходе педагогической практики в ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Безенчук на внеклассном мероприятии по литературе в 6 «А» классе.
Структура выпускной квалификационной работы подчинена логике исследования. Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются объект и предмет исследования, характеризуются цели, задачи, методы и практическая значимость.
В первой главе «Жанр фэнтези в оценках современного литературоведения» выявляются жанровые особенности и направления фэнтези, а также рассматриваются отличительные черты героического фэнтези.
Во второй главе «Особенности произведения Дмитрия Емца «Мефодий Буслаев» в аспекте жанра фэнтези» выделяются жанровые признаки фэнтези в литературном произведении, а также анализируются отличительные черты серии книг Дмитрия Емца.
В заключении приводятся обобщённые результаты проделанной работы.
Список использованной литературы включает в себя 61 источник.
Приложение включает в себя методические рекомендации по написанию рассказа в жанре фэнтези.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные литературоведы широко трактуют понятие «фэнтези», выделяя ключевые элементы, характеризующие этот жанр. Примечательным здесь является то, что фэнтези позиционируется как совокупность литературных жанров, по-разному сконфигурированных между собой. По мнению большинства исследователей, фэнтези представляет собой сложную синтетическую жанровую конструкцию, объединяющую элементы волшебной сказки, героической эпопеи и фантастического философского романа. Некоторые литературоведы относят к жанру фэнтези произведения, представляющие своеобразный вид волшебной сказки. Кроме того, под определение фэнтези, по мнению исследователей, попадают произведения, главный признак которых - наличие сверхъестественного, иррационального и необъяснимого. Вероятно, что определяющим качеством фэнтези является умение задействовать различные литературные жанры в одном произведении.
В России собственное фэнтези появилось относительно недавно, однако оно смогла прочно закрепиться и принять характерные черты, присущие фэнтези всего мира, и прежде всего англо-американского. Классификационная система российское фэнтези приобрела некоторые национальные «разночтения», но сохранила общие признаки иностранного фэнтези. Главными особенностями российского фэнтези стали тяга к религиозно-философским вопросам и этическая составляющая произведения.
В работах литературоведов, посвящённых фэнтези, удалось найти сходства, составляющие основные жанровые характеристики фэнтези. Во- первых, в основе любого произведения в жанре фэнтези находится подробно продуманный авторский мир, а мифологические или «мифоподобные» существа и магия являются неотъемлемой частью этого мира. Во-вторых, на фоне авантюрной истории, построенной на противостоянии добра и зла, на первый план выдвигаются поступки и переживания героя. В третьих,
конкретное произведение в жанре фэнтези может включать в себя элементы различных литературных жанров.
Особую популярность смогло завоевать героическое фэнтези. Процесс становления этого поджанра начался ещё с рыцарских романов и продолжается в настоящее время. Героическое фэнтези создало собственные каноны и границы, которые постоянно расширяются стараниями авторов. Большое количество последователей стало причиной того, что героическому фэнтези удалось выйти за пределы литературы и найти отклик в кинематографе.
Проанализировав серию книг «Мефодий Буслаев», мы доказали, что фэнтези нашло отклик в творчестве российского писателя Дмитрия Емца. Благодаря лёгкой и свободной манере повествования автор реализовал важнейшую задачу фэнтези - служить проводником из реального мира в волшебный мир фантазии. Книги Дмитрия Емца помогают отвлечься от повседневных проблем и приносят читателям расслабление. Кроме того, благодаря серии «Мефодий Буслаев» читатели знакомятся с внутренней философией писателя.
В любом художественном произведении важное место занимают имена персонажей, и «Мефодий Буслаев» не стал исключением. Данная серия книг содержит большое количество онимов, которые выполняют ряд определённых задач. Одной из главных задач онимов в «Мефодии Буслаеве» выступает характеристика героя и оценка его действий. Также шаржированный онимы (Мерзяндий Слюняев, Барандий Приставаев, Мефодий Дохляев, Муся Тюфтяев, Кисляндий Ануфриевич) помогают читателям понять отношение автора к героям и персонажей друг к другу. И, наконец, благодаря шаржированным онимам автор в понятной форме показывает настроение говорящего, чувство юмора и его умственные способности.
Создавая образы «фэнтезийного» мира, автор показывает юным читателям, что есть такие философские категории, как Свет и Мрак, что Стражи Мрака могут охотиться на души людей, что важно даже в фантастическом мире различать контуры Эдема (земного Рая) и Тартара (глубочайшей бездны под царством Аида).
В романе прослеживается обширная система ценностей, представленная автором через главных действующих персонажей. Отношения героев выстроены таким образом, чтобы читатели легко могли понять, по каким причинам герои поступают так, а не иначе. Серия книг «Мефодий Буслаев» поднимает такие важные темы, как борьба с эгоизмом, важность ежедневного труда, умение сострадать окружающим, любовь, внутренняя свобода человека, верность и мужество. Автор считает, что в погоне за счастьем важно не увлекаться и не забывать об элементарных моральных ценностях, так как «нравственность падает один раз, зато бесконечно».
Несмотря на то, что Дмитрий Емец в своём произведении обращается к серьёзной религиозно-философской направленности, в тексте произведения присутствуют богословные неточности. Это объясняется тем, что «Мефодий Буслаев» принадлежит жанру фэнтези, а значит может допускать некоторые вольности в изложении. История о приключениях Мефодия Буслаева и его друзей позволяет читателям погрузиться в мир магии и волшебных существ, уйти от реального мира и поверить в существование сверхъестественного мира как художественного пространства.



1. Алексеев, С. Фэнтези — развитие жанра в России [Текст] / С. Алексеев, М. Батшев // Книжное дело. - 1997. - № 1. - С. 82-86.
2. Афанасьева, Е. Жанр фэнтези: проблема классификации [Текст] / Е. Афанасьева // Фантастика и технологии. / под ред. Е.Р. Кузнецовой. - С. : 2009. - 251 с.
3. Батурин, Д.А. Мифологичность фэнтези в современном мире /
Д.А. Батурин [Электронный ресурс]. - режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_23356300_28909890.pdf(дата обращения: 19.02.2018).
4. Близнец, И.В. К проблеме определения жанра фэнтези в современном искусстве [Текст] / И.В. Близнец // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта культуры i мастацтвау. - 2011. - № 1 (15). - С. 62¬67.
5. Бондина, Е.С. К типологии жанра фэнтези [Текст] / Е.С. Бондина // Мировая литература в контексте культуры. Пермь - Изд-во ПГНИУ. - 2009. - № 4. - С. 136-137.
6. Веселовский, С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии [Текст] / С.Б. Веселовский. - М. : Наука. - 1974. - 382 с.
7. Галиев, С.С. Классификация жанра фэнтези. Произведения Дж.Р.Р. Толкина [Текст] / С.С. Галиев // Андреевские Чтения. Литература XX века: итоги и перспективы изучения. - М. : 2010 - С. 240-252.
8. Геворкян, Э. Чем вымощена дорога в рай [Текст] / Э. Геворкян // Правила игры без правил. - М. : АСТ. - 1989. - С. 5-12.
9. Гоголева, С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра [Текст] / С.А. Гоголева // Наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 166-167.
10. Гоголева, С.А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези [Текст] / С.А. Гоголева // Наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 85-88.
11. Гончаров, В. Волшебники в звездолетах [Текст] / В. Гончаров // Если. - 2004. - № 3 - С. 267-274.
12. Гончаров, В. Толпа у открытых ворот [Текст] / В. Гончаров, Н. Мазова // Если. - 2002. - № 3 - С. 257-270.
13. Гопман, В.Л. Фэнтези [Текст] / В.Л. Гопман // Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.М. Николюкина. - М. : Н. П. К. Интелфак. - 2001. - С. 1161-1164.
14. Губайловский, В. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра [Текст] / В. Губайловский // Новый мир. - 2002. - № 3. - С. 174-185.
15. Гусарова, С.В. Художественно-концептуальные и
компенсаторные функции литературного жанра фэнтези / С.В. Гусарова, М.А. Коноплев [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_28819555_64325692.pdf(дата обращения: 28.02.2018).
16. Дамаскин, И. Точное изложение православной веры / преп.
И. Дамаскин [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.prihod.rugraz.net/assets/pdf/Prepodobnij_Ioann_Damaskin- Tochnoe_izlozhenie_pravoslavnoj_veri.pdf(дата обращения: 20.02.2018).
17. Добровольская, О. Фэнтези и фольклор [Текст] / О. Добровольская // Литература. - 1996. - № 43. - С. 11-13.
18. Дроздова, Н.А. Лингвостилистические особенности текста в жанре фэнтези / Н.А. Дроздова [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf(дата обращения: 25.10.2017).
19. Ельцова, М. «Ложь в литературе не живет» (интервью) /
М. Ельцова [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.tserkov.info/numbers/reading/?ID=2693&forprint(дата обращения: 12.02.2018).
20. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Билет на Лысую Гору [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2006. - 416 с.
21. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Лёд и пламя Тартара [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2007. - 416 с.
22. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Лестница в Эдем [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2009. - 416 с.
23. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Маг полуночи [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2004. - 416 с.
24. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Месть валькирий [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2006. - 416 с.
25. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Огненные врата [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2011. - 416 с.
26. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Ожерелье Дриады [Текст] / Д. Емец.
- М. : Эксмо. - 2009. - 384 с.
27. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Первый эйдос [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2007. - 416 с.
28. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Светлые крылья для тёмного стража [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2007. - 416 с.
29. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Свиток желаний [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2005. - 416 с.
30. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Стеклянный страж [Текст] / Д. Емец.
- М. : Эксмо. - 2009. - 352 с.
31. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Тайная магия Депресняка [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2006. - 416 с.
32. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Танец меча [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2011. - 384 с.
33. Емец, Д. Мефодий Буслаев. Третий всадник мрака [Текст] / Д. Емец. - М. : Эксмо. - 2007. - 416 с.
34. Емец, Д. Хулиганское фэнтези: особенности жанра и аудитория /
Д. Емец [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://blog.imhonet.ru/author/dmitriiemets/post/1114499/ (дата обращения:
22.02.2018).
35. Кабаков, Р.И. «Повелитель колец» Дж.Р.Р. Толкина и проблема
современного мифотворчества / Р.И. Кабаков [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //www. kulichki. com/tolkien/cabinet/about/avtoref. shtml (дата
обращения: 28.10.2017).
36. Каплан, В. Заглянем за стенку [Текст] / В. Каплан // Новый мир. - 2001. - № 9. - С. 156-170.
37. Каплан, В. Фантастика способна говорить о вечных истинах / В.
Каплан, Е. Иванова [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //www. pravmir.ru/fantastika- spo sobna-govorit-o-vechnyih-istinah/ (дата
обращения: 15.02.2018).
38. Капша, М. Фэнтези - искусство будущего / М. Капша,
С.В. Гусарова [Электронный ресурс]. - режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_27606191_99097421.pdf(дата обращения: 25.02.2018).
39. Карачарова, С. Дорогу сказке! [Текст] / С. Карачарова // Мир фантастики. - 2010. - №8. - С. 2-6.
40. Карелин, А. Фэнтези, которого мы не знаем. Истоки жанра / А.
Карелин [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://old.mirf.ru/Articles/art285.htm(дата обращения: 22.02.2018).
41. Ковтун, Е.Н. Разновидности fantasy [Текст] / Е.Н. Ковтун. // Художественный вымысел в литературе 20 века: учеб. пособ. - М. : Высшая школа. - 2008. - С. 118-121.
42. Кошелев, С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж.Р.Р. Толкина [Текст] / С.Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - 1981. - № 6. - С. 81-96.
43. Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. Т. 9 : А - Я [Текст] /
- М. : Сов. энцикл. - 1978. - 970 с.
44. Крымов, А. Сумерки большого города: Городская фантастика и фэнтези [Текст] / А. Крымов, А. Михайлов // Мир фантастики. - 2004. - №11.- С. 28-29.
45. Крюкова, И.В. Ономастическое шаржирование / И.В. Крюкова
[Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/47730/1/oeo_2009_076/pdf(дата обращения: 06.02.2018).
46. Кулакова, О.К. Авторское миротворчество в жанре фэнтези [Текст] / О.К. Кулакова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 1 (9). - С. 189-194.
47. Куцебо, К.А. Философская интерпретация добра и зла в художественной литературе / К.А. Куцебо, С.В. Гусарова [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://naukaip.ru/wp-content/uploads/2017/10/К-60- Сборник.pdf (дата обращения: 24.02.2018).
48. Лазарева, Т.С. Фэнтези (Краткий обзор основных разновидностей жанра) / Т.С. Лазарева [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24988124(дата обращения: 25.10.2017).
49. Лосев, А. Философская энциклопедия : в 5 т. Т. 5 : Эйдос [Текст] / А. Лосев. - М. : Советская энциклопедия. - 1970. - 740 с.
50. Лотман, Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема / Ю.М. Лотман [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www. fedy-diary.ru/html/102010/16102010-03a. html (дата обращения: 05.02.2018).
51. Невский, Б. Жанры. Русское фэнтези / Б. Невский [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://old.mirf.ru/Articles/art374.htm(дата обращения: 22.02.2018).
52. Невский, Б. Меч и магия. Героическое фэнтези вчера и сегодня /
Б. Невский [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://old.mirf.ru/Articles/art454.htm(дата обращения: 22.02.2018).
53. Неелов, Е.М. Ещё раз о жанровой специфике фантастической
литературы / Е.М. Неелов [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://uchzap.petrsu.ru/files/UchZap91-06-2008.pdf (дата обращения:
15.02.2018).
54. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : ООО «ЭЛПИС». - 2003. - 944 с.
55. Русская грамматика / гл. ред. Н.Ю. Шведова [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=167(дата обращения: 10.02.2018).
56. Сафрон, Е.А. Классификация жанра «славянской» фэнтези:
Постановка проблемы / Е.А. Сафрон [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/en/Articles/Doc/300(дата обращения:
27.02.2018).
57. Стариченок, В.Д. Большой лингвистический словарь [Текст] / В.Д. Стариченок. - Ростов н/Д : Феникс. - 2008. - 811 с.
58. Хоруженко, Т.И. Православное фэнтези как явление современной литературы / Т.И. Хоруженко [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/20268/1/dc2-2011-62.pdf(дата обращения: 13.02.2018).
59. Шидфар, Р. Бесконечная история. Очерк развития зарубежной фэнтези [Текст] / Р. Шидфар // Книжное дело. - 1997. - № 1. - С. 86-90.
60. Эйдемиллер, И.В. Мир фэнтези [Текст] / И.В. Эйдемиллер, А. Ю. Лебедев // Звезда. - 1993. - №10. - С. 204-206.
61. Энциклопедия фантастики. Кто есть кто [Текст] / Под ред. Вл. Гакова. - Минск. : Галаксиас. - 1995. - 694 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ