Анализ эффективности применения проверочных листов при организации надзорно-контрольной деятельности (на примере Государственной инспекции труда в Хабаровском крае)
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
1Теоретические аспекты надзорно-контрольной деятельности в
сфере труда
1.1Понятие государственного контроля и государственного надзора
1.2Государственный надзор в сфере труда
2Анализ актуальных проблем надзорно-контрольной
деятельности в сфере труда
2.1Теоретические основы реформы надзорно-контрольной деятельности
2.2Риск-ориентированный подход при осуществлении надзорно-контрольной деятельности
2.3Риск-ориентированный подход в федеральном государственном
надзоре за соблюдением трудового законодательства
2.4Проверочные листы. Общие положения
2.5Проверочные листы Федеральной службы по труду и занятости
3Анализ эффективности применения проверочных листов при проведении плановых проверок на примере Государственной инспекции труда в Хабаровском крае
3.1Анализ деятельности Государственной инспекции труда в Хабаровском
крае за 2015-2017 гг.
3.2Анализ применения проверочных листов при проведении плановых
проверок Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в 2018-2019 гг.
3.3Практический анализ применения проверочных листов при надзорно-
контрольной деятельности Государственной инспекции труда в Хабаровском крае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ПРИЛОЖЕНИЕ И
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Сегодня в нашей стране происходят изменения, связанные с переходом к рыночным отношениям, а общество, после многих лет отдаленности от прогрессирующего мирового сообщества стремится к гражданскому, демократическому. И это в первую очередь отражается в новых законах, в том числе и в области надзорно-контрольной деятельности.
В настоящее время под контролем Федеральной службы по труду и занятости РФ находится более 350 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями. Контроль над таким количество субъектов требует эффективной и современной системы управления рисками.
Основные направления развития контрольно-надзорной деятельности Роструда в 2018-2019 годы должны формироваться в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольнонадзорной деятельности в Российской Федерации» и направлены на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность Роструда риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
В основе риск-ориентированного подхода лежит оценка уровня риска по направлениям деятельности. На базе такой оценки определяется мера управляющего воздействия на поднадзорный субъект, а также распределение ресурсов, выделяемых на осуществление контрольно-надзорной деятельности.
Целью настоящей работы является анализ эффективности применения проверочных листов при проведении плановых проверок и разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности и результативности государственного контроля (надзора) в сфере труда за счёт использования риск-ориентированного подхода.
Объект исследования: территориальный орган государственного надзора в сфере трудового законодательства - Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), Государственная инспекция труда в Хабаровском крае.
Предмет исследования: формы проверочных листов (списков
контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 г. N 655
Задачи исследования:
1.Изучить понятия государственного контроля и государственного надзора и состояние государственного надзора в сфере труда в настоящее время.
3.Изучить теоретические основы реформы надзорно-контрольной деятельности
4.Изучить понятие риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства
5.Изучить опыт применения проверочных листов Федеральной службой по труду и занятости.
6.Провести анализ деятельности Государственной инспекции труда в Хабаровском крае за 2015-2017 гг.
7.Провести анализ применения проверочных листов при проведении плановых проверок Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в 2018-2019 г.
Новизна исследования состоит в теоретическом исследовании и практической оценке эффективности применения проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Методы и методология проведения исследования. Для решения перечисленных задач применялись следующие методы исследования: сбор, научная обработка и обобщение имеющихся статистических данных с помощью теоретического, инструментального, расчетного, статистического методов.
Теоретическая научная и практическая значимость диссертации заключается в том, что на основе теоретического и практического анализа применения проверочных листов при проведении плановых проверок Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в 2018-2019 гг. выявлены достоинства и недостатки проверочных листов, а также разработаны рекомендации по повышению эффективности их применения в дальнейшем.
Научная обоснованность и достоверность выводов, рекомендаций, изложенных в диссертации, подтверждается результатами теоретического и эмпирического анализа, выполненного в процессе научного исследования.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1.Результаты анализа особенностей государственного контроля и государственного надзора и состояния государственного надзора в сфере труда в настоящее время.
3.Результаты анализа теоретических основ реформы надзорноконтрольной деятельности
4.Результаты анализа риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства
5.Результаты изучения опыта применения проверочных листов Федеральной службой по труду и занятости.
6.Результаты анализа деятельности Государственной инспекции труда в Хабаровском крае за 2015-2017 гг.
7.Результаты анализа применения проверочных листов при проведении плановых проверок Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в 2018-2019 г. и разработанные на их основе рекомендации по по повышению эффективности применения проверочных листов в дальнейшем.
Апробация результатов.
1.В настоящее время в России существует 102 вида контроля (надзора) - этого
нет ни в одной развитой стране мира. Каждый контроль (надзор) влечет за собой необходимость выполнять требования в соответствующей сфере и тратить на это средства. Вдобавок он требует определенного
администрирования в связи с тем, что проверяющие приходят или запрашивают документы.
2.Ключевые цели реформы надзорно-контрольной деятельности - сокращение административного давления на бизнес и повышение безопасности государства и общества за счёт повышения эффективности контрольнонадзорной деятельности, снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольнонадзорных функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба.
3.Проведение проверок с помощью проверочных листов позволило выявить их достоинства и недостатки, а также разработать предложения по повышению эффективности их использования. Так например, выявлены нарушения, отсутствующие в проверочных листах, выявлены факты дублирования вопросов в проверочных листах. Вместе с тем, проверяемые организации имеют возможность пройти самопроверку с помощью проверочных листов и сервиса Онлайнинспекция.рф, что позволяет наилучшим образом подготовиться к предстоящей проверке, принять превентивные меры к недопущению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снизить уровень риска, а в дальнейшем, при предоставлении данных о проведенном самоконтроле - избежать выездной проверки надзорного органа.
Результаты работы докладывались и получили одобрение на совещаниях, проводимых в Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, на совещании, посвященном Всемирному Дню охраны труда, проводимого в администрациях г. Хабаровска (г. Хабаровск) - 2019 г., расширенном заседании межведомственной комиссии по исполнению «Основных направлений и мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории г. Комсомольска-на-Амуре на 2016-2018 годы» (г. Комсомольска-на-Амуре) - 2019 г. Материалы работы опубликованы в сборнике статей международной научно-практической конференции «Общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения» (г. Волгоград) - 2019 г.
Личный вклад автора в исследование. На основе результатов проведенных совместно с государственными инспекторами Государственной инспекции труда в Хабаровском крае плановых проверок в 2018-2019 гг. с применением проверочных листов автор провел анализ эффективности их использования, выявил достоинства и недостатки при их использовании, внес предложения по усовершенствованию надзорно-контрольной деятельности при применении чек-листов.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Основная часть исследования изложена на 85 страницах с приложениями.
В работе изучены понятия государственного контроля и государственного надзора и состояние государственного надзора в сфере труда в настоящее время, теоретические основы реформы надзорно-контрольной деятельности, риск- ориентированного подхода при осуществлении надзорно-контрольной
деятельности в федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства. Поведен анализ деятельности Государственной инспекции труда в Хабаровском крае за 2015-2017 гг., а также анализ применения проверочных листов при проведении плановых проверок Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в 2018-2019 г.
На основе проведенного анализа разработаны предложения и рекомендации по повышению эффективности и результативности государственного контроля (надзора) в сфере труда за счёт использования риск- ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности и применения проверочных листов при проведении плановых проверок.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
Всесторонне оценив введение проверочных листов при осуществлении государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства, можно прийти к выводу, что такой подход должен значительно снизить административные и финансовые издержки граждан и организаций и повысить прозрачность деятельности контрольно-надзорных органов при проведении плановых проверок, а также способствовать оптимизации и сокращению временной продолжительности контрольных мероприятий.
Очень важно, что применение проверочных листов не приведет к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, при проверке будет проверяться соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существующим ранее обязательным требованиям, из чего следует, что ужесточение условий для работодателей вовсе не происходит.
Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки чётко определён до её начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.
Данная форма контроля рассматривается как профилактическая, поскольку проверочные листы находятся в свободном доступе, что позволяет работодателю провести самооценку выполнения обязательных требований еще до прихода инспектора и своевременно устранить недостатки.
Проверочные листы имеют право на существование как листы для самостоятельной подготовки юридическими лицами к плановым проверкам без передачи их в надзорные органы. Практика проведения плановых проверок сложилась, причем довольно успешно. Есть судебная практика. Не стоит ее менять.
Использование чек-листов позволит добиться систематизации и унификации процесса проведения плановых проверок. При этом критерии оценок будут четко определены, понятны, как проверяющему, так и подконтрольному субъекту. Двойное толкование требований будет исключено. Перевод проверочных листов в электронный формат упростить процесс их заполнения.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399// (дата обращения: 08.06.2019).
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142// (дата обращения: 08.06.2019).
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 12.02.2015) // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661// (дата обращения: 08.06.2019).
4.Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ
(ред. 31.12.2014) // [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/law/podborki/trudovoj_kodeks_rf_2013_uvolnenie// (дата обращения: 08.06.2019).
5.Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559// (дата обращения: 08.06.2019).
6.Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12164247 (дата обращения: 08.06.2019).
7.Электронный инспектор Роструда [Электронный ресурс]. -[URL:] https: //онлайнинспекция.рф/inspector
8.Анисимов, А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры: учебник /
A.Л. Анисимов - М.: Юстицинформ, 2013. - 456 с.
9.Анисимов, Л.Н. Новое в трудовом законодательстве: учеб. пособие / Л.Н. Анисимов. - М.: Юстицинформ, 2013. - 248 с.
10.Баранов, Ю.В. Роль обучения по охране труда в профилактике травматизма. Опыт региона / Ю.В. Баранов // Справочник специалиста по охране труда. - 2013. - №9. - С. 76-80.
11.Беляров, Ю.А. Охрана труда в организации: практические
рекомендации / Ю.А. Беляров, В.В. Хлопков. - М: Книжный мир, 2014. - 37с.
12.Виговский, Е.В. Требования и гарантии охраны труда: Налогообложение компенсационных выплат / Е.В. Виговский. // Трудовое право.
-2014. - №9. - С. 48-58.
13.Голомазова, Л.А. Проверки, проводимые территориальными органами федеральной инспекции труда / Л.А. Голомазова // Кадровые решения.
-2014. - №1. - С. 23-26.
14.Исайчева, Е.А. Энциклопедия трудовых отношений, издание 2-е, перераб. и доп. / Е.А. Исайчева. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 920 с.
15.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - 5-е изд., перераб. / под ред. проф. В.И. Шкатуллы. - М.: Норма, 2014. - 1136 с...