Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого потенциала подростков в процессе дополнительного образования

Работа №110409

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ
1.1Творческий потенциал подростков как психолого-педагогическое
понятие
1.2Проблемы развития творческого потенциала подростков в психолого-педагогической литературе
1.3Дополнительное образование - среда развития творческого потенциала
подростков
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ
В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Изучение уровня творческого потенциала подростков, обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Увлекательный мир игры»
2.2Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
творческого потенциала подростков в учреждении дополнительного образования «Диалог» г.о. Тольятти
2.3Динамика развития творческого потенциала подростков в процессе
дополнительного образования
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования обусловлена требованиями современного российского общества к развитию личности: быть инициативной,
творческой, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества; уметь нестандартно мыслить и находить неординарные решения. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.),
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (2015 г.) сформулирована одна из важных задач российского образования, направленная на развитие творческого потенциала личности подрастающего поколения.
Развитие творческого потенциала личности - это процесс изменения личностных возможностей, носящий характер непрерывности, целенаправленности, саморазвития и самореализации, влияющий на формирование личности. Педагоги и психологи считают, что непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в образовательных организациях непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
Раскрытие проблемы развития творческого потенциала личности находит свое отражение в исследованиях как зарубежных (А. Адлер, А. Маслоу, Р. Мэй, К.Р. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм), так и отечественных ученых, раскрывающих отдельные аспекты творчества (В.И. Андреев, Т.Г. Браже, Л.С. Выготский, Ю.Н. Кулюткин), структуру творческого потенциала (А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева) и его развитие в процессе обучения с философских (В.Н. Мясищев, А.Г. Спиркин), психологопедагогических позиций (Л.С. Выготский, А.Ю. Козырева, В.Ф. Овчинников, С.Л. Рубинштейн).
Ряд диссертационных работ последних лет посвящен изучению творческого потенциала подростков, теоретическому осмыслению понятия «творческий потенциал», раскрытию теоретических представлений о развитии творческого потенциала подростков и разработки на этой основе целостной акмеолого-педагогической концепцией его развития
(К.В. Петров), психологических условий развития творческого потенциала одаренных детей (О.А. Калимуллина, Ю.В. Шост), возможностей инновационного образовательного учреждения в формировании современного типа личности (Н.Б. Дворцова, Н.И. Тимакова).
Средой развития творческого потенциала подростков является система дополнительного образования. В работах отечественных педагогов А.Г. Асмолова, O.A. Беляниной, А.К. Бруднова рассматриваются вопросы развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей. Эти работы позволяют понять основную суть и предназначение учреждений дополнительного образования как социального института, обеспечивающего воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей ребенка. Существенное значение для исследуемой проблемы представляют труды В.А. Березиной, В.Ю. Лешера, А.И. Щетинской, которые определяют дополнительное образование детей как средство их творческого развития, обладающее большими возможностями для его самопознания, саморазвития и самоопределения .
Анализ диссертационных работ исследователей и работ отечественных педагогов позволил выявить основные недостатки, препятствующие развитию творческого потенциала в системе дополнительного образования. Одним из этих недостатков является использование в работе типовых программ и методик, не предусматривающих наиболее полное раскрытие творческой самобытности личности подростка. В системе дополнительного образования недостаточно используются игровые формы и методы работы, вызывающие интерес подростков и формирующие мотивацию к творческой деятельности.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью воспитания творческой личности в современном обществе и недостаточным научно-методическим оснащением образовательного процесса в системе дополнительного образования, направленного на развитие творческого потенциала.
Из вышесказанного была сформулирована проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития творческого потенциала подростков в процессе дополнительного образования.
Теоретическая актуальность и практическая значимость указанной выше проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческого потенциала подростков в процессе дополнительного образования».
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала подростков в процессе дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать
и апробировать содержание, формы и методы развития творческого потенциала подростка в процессе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала подростков в процессе дополнительного образования может быть более успешным и эффективным, если:
1)выявлена сущность понятия «творческий потенциал» подростков;
2)образовательная деятельность строится на основе дополнительной общеразвивающей программы, содержание которой направлено на формирование знаний по истории игры, технологии их проведения, овладение методикой разработки игр в специально организованной игровой деятельности;
3)разработана система форм и методов деятельности по программе, стимулирующая развитие творческого потенциала подростков;
4)диагностический инструментарий, содержащий критерии и показатели развития творческого потенциала, адаптирован для системы дополнительного образования.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1.Изучить и обосновать сущность понятия «творческий потенциал подростков».
2.Определить роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала подростков.
3.Разработать, обосновать и апробировать дополнительную
общеразвивающую программу социально-педагогической
направленности «Увлекательный мир игры», направленную на развитие творческого потенциала подростков.
4.Проверить эффективность программы в процессе дополнительного образования, определив критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала подростков.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
-психологические учения о роли деятельности в развитии личности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
-психолого-педагогические идеи о сущности и содержании понятия «творческий потенциал» (Л.Н. Москвичев, С.Р. Евинзон, М.В. Колосова, Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин);
-теории творческого саморазвития личности (В.И. Андреев, Г.К. Селевко);
-методологические подходы к воспитанию, среди которых ценностный
(Т.К. Ахаян, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, В.П. Тугаринов) и личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, И.П. Иванов,
А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.А. Шмаков) подходы;
-исследования по проблемам развития личности в процессе практической деятельности (Н.Б. Дворцова, Н.С. Лейтес, О.А. Калимуллина, Г.Д. Стаунэ, Д.В. Харичева, Ю.В. Шост);
-работы по организации деятельности учреждений дополнительного
образования по творческому развитию обучающихся (А.Г. Асмолов, В.А. Березина, Г.П. Буданова, В.А. Горский, Е.Б. Евладова,
Н.И. Фунникова).
Методы исследования. Выбор методов исследования был определен характером поставленных исследовательских задач. Для реализации задач был использован комплекс научных методов: теоретико-методологический и логический анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнительный и ретроспективный анализ, изучение деятельности учреждения дополнительного образования в области развития творческого потенциала подростков, наблюдение (объективное и самонаблюдение в форме самооценки), опрос, беседа, обобщение и интерпретация научных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Диалог» городского округа Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем расширены представления о возможности системы дополнительного образования в развитии творческого потенциала подростка.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации эффективных форм и методов работы, способствующих развитию творческого потенциала в процессе игровой деятельности , что обогащает теорию и методику педагогики дополнительного образования.
Практическая значимость: материалы исследования и разработанная программа «Увлекательный мир игры» могут быть использованы педагогами дополнительного образования, реализующими программы социальнопедагогической направленности, педагогами-организаторами учреждений дополнительного образования.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2014 г.) решались следующие задачи: проводился анализ теоретических основ «творчества» и «творческого потенциала», особенностей понятия «творческого потенциала» подростков на основе философской, психологической, педагогической литературы; были определены методологические подходы к исследованию; проводилось изучение проблемы развития творческого потенциала подростков в процессе дополнительного образования; были конкретизированы цели и задачи исследования, проведен анализ содержания деятельности, форм и методов развития творческого потенциала подростков в учреждениях дополнительного образования.
На втором этапе (2015 - 2016 гг.) осуществлялось построение рабочей гипотезы исследования; разрабатывалась и внедрялась программа опытноэкспериментальной работы; была проведена диагностика уровней творческого потенциала подростков в процессе дополнительного образования. В этот период была реализована дополнительная общеобразовательная программа «Увлекательный мир игры» (2016 г.),
осуществлялось внедрение в практическую деятельность учреждения дополнительного образования программно-методических материалов для обучения подростков.
На третьем этапе (2017 г.) завершалось экспериментальное
исследование и происходило описание опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования; осуществлялась литературная обработка диссертационного материала; обобщались, проводилась обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, интерпретация результатов, их обобщение и систематизация; литературное оформление диссертации в целом.
Достоверность исследования определена полнотой теоретической обоснованности основных положений и использованием в работе совокупности методов, соответствующих поставленной цели и задачам исследования, а также результатами опытно-экспериментальной работы, проведенной в условиях реального педагогического процесса в учреждении дополнительного образования.
Материалы исследования представлены на международной научнопрактической конференции: «Психология и педагогика: методология, теория и практика» (Челябинск, 2015), межрегиональной научно-практической конференции работников дополнительного образования «Воспитание детей и молодежи в современном образовательном пространстве» (Самара, 2016), IX международной научно-практической конференции «Современные технологии в мировом научном пространстве (Пермь, 2017).
Апробация и внедрение результатов осуществлялась на базе МБОУ ДО «Диалог» г.о. Тольятти. Результаты исследования докладывались на заседаниях сетевых методических групп педагогов дополнительного образования МБОУ ДО «Диалог», на итоговых семинарах кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета.
На защиту выносятся:
1.Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательный мир
игры» социально-педагогической направленности, которая знакомит учащихся с историей возникновения игр, технологией их проведения, методикой конструирования, разнообразными формами игровой деятельности, направленными на развитие творческой активности,
познавательной самостоятельности подростков.
2.Комплекс форм и методов работы по реализации дополнительной общеразвивающей программы, направленный на развитие творческого потенциала и адаптированный к системе дополнительного образования, в который входят деловые и ролевые игры, тренинги и мастер -классы, проектные семинары, коллективно-творческие дела, индивидуальнотворческие задания, театр-экспромт, метод мозгового штурма, метод проектов и др.
3.Пакет диагностических методик, направленных на изучение уровня развития творческого потенциала подростков в процессе игровой деятельности.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие творческого потенциала подростка является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем педагогики и образования. Развитие творческого потенциала предполагает непрерывный и целенаправленный процесс, направленный на изменение личностных характеристик. В этой связи в работе было отмечено, что большие возможности для включения подростков в осознанный процесс развития творческого потенциала в процессе активной деятельности имеет система дополнительного образования, располагающая всеми необходимыми ресурсами и условиями.
Для успешности исследования был проведен анализ состояния проблемы развития творческого потенциала в литературе, что позволило определить базовое понятие исследования «творческий потенциал» как интегративное качество личности, отражающее уровень творческого мышления, познавательной самостоятельности, творческой активности и интереса к ведущей деятельности, проявляющиеся в процессе различных видов деятельности.
Процесс развития творческого потенциала подростков должен опираться на знания возрастных особенностей, психологических новообразований личности в данный период (чувство взрослости, развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании). Эти характеристики позволили в исследовании сделать акцент на данный возрастной период, которые в дальнейшем будут способствовать развитию творческого потенциала.
Существующие в науке подходы к определению уровней развития творческого потенциала позволяют выделить три уровня развития творческого потенциала подростков: высокий, средний, низкий. Каждый уровень представлен в исследовании характеристиками, позволяющими определить степень развития творческого потенциала подростков.
Опираясь на данные констатирующего эксперимента
и сделанные по его результатам выводы о недостаточном развитии творческого потенциала у подростков, была разработана дополнительная общеразвивающая программа, направленная на развитие творческого потенциала в процессе игровой деятельности. Содержание программы, применение разнообразных форм и методов работы были подобраны в соответствии с разработанными темами. Основным видом деятельности, в которую включены подростки в процессе реализации программы, стала игровая деятельность, как наиболее эффективный вид для развития творческого потенциала подростков.
Критерием для оценки результатов формирующего эксперимента стала динамика уровней развития творческого потенциала. Анализ результатов формирующего эксперимента показал положительную его динамику: количество ребят, находившихся на низком уровне развития творческого потенциала уменьшился, а на среднем и высоком - увеличился.
Полученные результаты работы доказывают, что систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, которая направлена на развитие творческого потенциала; использование разнообразных форм и методов работы, в которых каждый подросток имеет возможность проявить свой творческий потенциал, реализовать различные ролевые позиции от участника до организатора и автора игры; осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса динамики развития творческого потенциала подростков в действительности способствует эффективному и быстрому развитию творческого потенциала.
В процессе исследования поставленные задачи были решены, что позволило достичь цели исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание, формы и методы развития творческого потенциала подростков в процессе дополнительного образования и подтвердило выдвигаемые гипотезы исследования.


1.Адлер, А. Индивидуальная психология: теория и практика / А. Адлер. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 1993. - 107 с.
2.Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М.: Советское радио, 1979. - 24 с.
3.Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: в 2 кн. / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казансклшл университета, 1996. - 427 с.
4.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 3-9
5.Ахаян, Т.К., Свиридова И.А., Смирнова В.В. История образования в России: Учебное пособие / Т.К. Ахаян. - СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 411 с.
6.Белянина, О.А. Развитие творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования: автореф. дис.канд. пед. наук / О.А. Белянина. - иркутск: 2004 г. - 25 с.
7.Березина, В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
8.Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис., канд.пед. наук / В.А. Березина. - Москва, 2002. - 147 с.
9.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учебник для вузов / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 2006. - 352 с.
10.Браже, Т.Г. развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации / Т.Г. Браже. - Ленинград, 2004. - С. 89-94
11.Бруднов, А.К. внешкольное дополнительное образование - насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) / А.К. Бруднов // Воспитание школьников. - 1992. - № %. - с. 3-5.
12.Буйлова, Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: путь к себе / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. - М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с.
13.Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 567-572.
14.Вишнякова, В.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения / В.Ф. Вишнякова. - Минск: НИОРБ «Поли Биг», 1995. - С. 22.
15.Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М.: Педагогика, 1982. - С. 12-18...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ