Семантические свойства спорных высказываний как фактор формирования негативной оценки в тексте
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования смысловой стороны текста 7
1.1 Соотношение понятий «значение» и «смысл» 7
1.2 Семантическая структура слова. Виды стилистических
коннотаций 13
1.3 Контекст как фактор преобразования значений языковых
единиц 21
1.4 Текст как сложное структурно-семантическое единство. Виды
информации в тексте 28
1.5 Оценочный компонент как разновидность стилистической
коннотации. Негативная оценка и средства ее выражения в тексте 33
Глава 2 Методы и принципы семантического анализа высказываний в практике экспертного исследования 41
2.1 Описание семантики слов и выражений по данным словарей 41
2.2 Определение семантики слов и выражений с учётом контекста
употребления 51
2.3 Определение семантики слов и выражений с учётом различных
видов информации в тексте 64
2.4 Определение семантики слов и выражений с учётом поликодовой
природы текста 73
Заключение 84
Список используемой литературы и используемых источников 86
Приложение А Листовка партии «Свободная Россия» 94
Приложение Б Фрагмент газеты
Глава 1 Теоретические основы исследования смысловой стороны текста 7
1.1 Соотношение понятий «значение» и «смысл» 7
1.2 Семантическая структура слова. Виды стилистических
коннотаций 13
1.3 Контекст как фактор преобразования значений языковых
единиц 21
1.4 Текст как сложное структурно-семантическое единство. Виды
информации в тексте 28
1.5 Оценочный компонент как разновидность стилистической
коннотации. Негативная оценка и средства ее выражения в тексте 33
Глава 2 Методы и принципы семантического анализа высказываний в практике экспертного исследования 41
2.1 Описание семантики слов и выражений по данным словарей 41
2.2 Определение семантики слов и выражений с учётом контекста
употребления 51
2.3 Определение семантики слов и выражений с учётом различных
видов информации в тексте 64
2.4 Определение семантики слов и выражений с учётом поликодовой
природы текста 73
Заключение 84
Список используемой литературы и используемых источников 86
Приложение А Листовка партии «Свободная Россия» 94
Приложение Б Фрагмент газеты
Актуальность исследования объясняется целым комплексом причин. Во-первых, для высказываний на естественном языке характерно варьирование смыслов, что весьма затрудняет проведение границы между утверждениями о фактах и оценочными суждениями, а также установление семантики спорных слов и выражений, это приводит к дискуссии по поводу интерпретации смысла спорного слова, выражения, фрагмента и целого текста, поскольку участники судебного процесса могут усматривать в употребленном слове или выражении разные смыслы. Причин длительного существования указанной проблемы много. Это и потенциальная многозначность спорного слова, и неединственность метаязыкового описания семантики выражений, и необходимость учёта контекстуальных и фоновых (внетекстовых) семантических приращений в континууме текста и др. Во-вторых, среди причин сложности и неоднозначности семантического описания языковых единиц в тексте можно выделить и отсутствие общепризнанной среди экспертного сообщества методики проведения семантического анализа. В этой связи данная выпускная квалификационная работа могла бы внести определенный вклад в разработку принципов семантического анализа текста, позволяющего через объективные языковые показатели определить появление оценочных компонентов смысла в спорном тексте и снять остроту заявленной проблемы.
Теоретической базой исследования послужили работы, посвящённые изучению семантики языковых единиц и текста (В.Н. Белоусов, А.В. Бондарко, В.В. Виноградов, Г.В. Колшанский, Ю.С. Степанов и др.); работы, посвящённые теории текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин и др.); работы по теории лингвокриминалистики и практике экспертных исследований (М.В. Горбаневский, Е.И. Галяшина, Ю.А.Бельчиков, А.И Баранов и др.), а также работы по методике выявления и описания скрытого (имплицитного) смысла высказываний в тексте (И.А. Стернин, А.И.Баранов и др.).
Объектом исследования являются высказывания современного русского языка как результат целенаправленной деятельности человека.
Предметом исследования являются семантические особенности высказываний, значимые в аспекте формирования оценки в тексте.
Целью данной работы является выявление и описание способов формирования негативно оценочной семантики спорных высказываний в контексте текстового целого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть, как в лингвистической науке решается вопросы о соотношении понятий «значение» и «смысл», преобразовании значения языковых единиц под влиянием контекста.
2. Обобщить научные сведения о семантической структуре слова, о видах стилистических коннотаций, в том числе оценочной коннотации, изложить описанные лингвистами средства выражения оценки в тексте.
3. Описать виды информации в тексте, указать особенности функционирования языковых единиц в текстах с разными видами информации.
4. Отобрать спорные тексты и проанализировать их в аспекте формирования в них негативно оценочной семантики с учетом данных толковых словарей, контекстуального окружения, пресуппозитивной (затексовой) информации.
5. Проанализировать креолизованные тексты, выявить в них особенности формирования негативной информации.
6. Обобщить полученные данные и определить способы формирования негативно оценочной семантики спорных высказываний в контексте целого текста.
Методологической основой исследования являются:
1) метод изучения учебной и научной литературы, который позволил обобщить имеющиеся теоретические сведения о смысловой структуре текста;
4
2) метод сплошной выборки позволил отобрать из текстов примеры с негативно оценочной семантикой;
3) метод анализа словарных дефиниций помог описать в рассматриваемых примерах слова с негативной семантикой;
4) метод семантического анализа;
5) сопоставительный метод;
6) метод контекстного анализа;
7) метод анализа с учётом затекстовой информации;
8) метод анализа и обобщения полученных фактов.
Научная новизна заключается в том, что в нём на примере современных медиатекстов выявлены и систематизированы различные способы формирования негативно оценочной семантики в контексте целого текста.
Теоретическая значимость определяется вкладом данного исследования в формирование методологической и методической базы лингвокриминалистики.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на семинарских и лекционных занятиях по лингокриминалистике в вузе, а также в практической экспертной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Метод анализа конкретных слов и выражений с опорой на толковые словари используется как основной в большинстве экспертных исследований по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Кроме того, он является основой любой лингвистической экспертизы, назначенной судом по делам об оскорблении и клевете.
2. Продуктивными средствами формирования негативного смысла высказывания в тексте являются ирония, метафоризация, приём дилогии, контекстуальное значение. Выявление данной семантики требует анализа слов и выражений с опорой на контекст, который в спорных текстах реализует свои разрешающие, погашающие и интенсифицирующие свойства.
3. Обращение к пресуппозитивным (фоновым) знаниям является продуктивным методом выявления скрытого выражения оценки. Такой вид информации требует расшифровки, опоры на культурологический и исторический контексты
4. Информация в текстах с креолизованной природой может быть выражена средствами разных семиотических систем (например, с использованием цвета, изображения, шрифтовых выделений и др.). В этом случае использование комплекса вербальных и невербальных компонентов усиливает воздействие на адресата.
Апробация научной работы. Результаты проведённого исследования представлены в виде тезисов в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.); статьи в сборнике материалов Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество». (г. Тольятти, 2019. Сборник в печати); тезисов в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2020 г. Сборник в печати); статьи в журнале «Поволжский вестник науки» 2020. № 2 (16) (г. Тольятти. Сборник в печати).
Структура выпускной квалификационной работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения и приложения. Первая глава работы посвящена теоретическим вопросам исследования и состоит из пяти параграфов, вторая глава является практической частью исследования и состоит из четырёх параграфов. Библиографический список данной работы включает в себя 76 наименований.
Теоретической базой исследования послужили работы, посвящённые изучению семантики языковых единиц и текста (В.Н. Белоусов, А.В. Бондарко, В.В. Виноградов, Г.В. Колшанский, Ю.С. Степанов и др.); работы, посвящённые теории текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин и др.); работы по теории лингвокриминалистики и практике экспертных исследований (М.В. Горбаневский, Е.И. Галяшина, Ю.А.Бельчиков, А.И Баранов и др.), а также работы по методике выявления и описания скрытого (имплицитного) смысла высказываний в тексте (И.А. Стернин, А.И.Баранов и др.).
Объектом исследования являются высказывания современного русского языка как результат целенаправленной деятельности человека.
Предметом исследования являются семантические особенности высказываний, значимые в аспекте формирования оценки в тексте.
Целью данной работы является выявление и описание способов формирования негативно оценочной семантики спорных высказываний в контексте текстового целого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть, как в лингвистической науке решается вопросы о соотношении понятий «значение» и «смысл», преобразовании значения языковых единиц под влиянием контекста.
2. Обобщить научные сведения о семантической структуре слова, о видах стилистических коннотаций, в том числе оценочной коннотации, изложить описанные лингвистами средства выражения оценки в тексте.
3. Описать виды информации в тексте, указать особенности функционирования языковых единиц в текстах с разными видами информации.
4. Отобрать спорные тексты и проанализировать их в аспекте формирования в них негативно оценочной семантики с учетом данных толковых словарей, контекстуального окружения, пресуппозитивной (затексовой) информации.
5. Проанализировать креолизованные тексты, выявить в них особенности формирования негативной информации.
6. Обобщить полученные данные и определить способы формирования негативно оценочной семантики спорных высказываний в контексте целого текста.
Методологической основой исследования являются:
1) метод изучения учебной и научной литературы, который позволил обобщить имеющиеся теоретические сведения о смысловой структуре текста;
4
2) метод сплошной выборки позволил отобрать из текстов примеры с негативно оценочной семантикой;
3) метод анализа словарных дефиниций помог описать в рассматриваемых примерах слова с негативной семантикой;
4) метод семантического анализа;
5) сопоставительный метод;
6) метод контекстного анализа;
7) метод анализа с учётом затекстовой информации;
8) метод анализа и обобщения полученных фактов.
Научная новизна заключается в том, что в нём на примере современных медиатекстов выявлены и систематизированы различные способы формирования негативно оценочной семантики в контексте целого текста.
Теоретическая значимость определяется вкладом данного исследования в формирование методологической и методической базы лингвокриминалистики.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на семинарских и лекционных занятиях по лингокриминалистике в вузе, а также в практической экспертной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Метод анализа конкретных слов и выражений с опорой на толковые словари используется как основной в большинстве экспертных исследований по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Кроме того, он является основой любой лингвистической экспертизы, назначенной судом по делам об оскорблении и клевете.
2. Продуктивными средствами формирования негативного смысла высказывания в тексте являются ирония, метафоризация, приём дилогии, контекстуальное значение. Выявление данной семантики требует анализа слов и выражений с опорой на контекст, который в спорных текстах реализует свои разрешающие, погашающие и интенсифицирующие свойства.
3. Обращение к пресуппозитивным (фоновым) знаниям является продуктивным методом выявления скрытого выражения оценки. Такой вид информации требует расшифровки, опоры на культурологический и исторический контексты
4. Информация в текстах с креолизованной природой может быть выражена средствами разных семиотических систем (например, с использованием цвета, изображения, шрифтовых выделений и др.). В этом случае использование комплекса вербальных и невербальных компонентов усиливает воздействие на адресата.
Апробация научной работы. Результаты проведённого исследования представлены в виде тезисов в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.); статьи в сборнике материалов Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество». (г. Тольятти, 2019. Сборник в печати); тезисов в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2020 г. Сборник в печати); статьи в журнале «Поволжский вестник науки» 2020. № 2 (16) (г. Тольятти. Сборник в печати).
Структура выпускной квалификационной работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения и приложения. Первая глава работы посвящена теоретическим вопросам исследования и состоит из пяти параграфов, вторая глава является практической частью исследования и состоит из четырёх параграфов. Библиографический список данной работы включает в себя 76 наименований.
В ходе проведённого исследования была изучена научная литература, посвящённая смысловой стороне текста, а также проанализированы публицистические и агитационные тексты.
Поверхностный смысл высказывания складывается из значений лексем, входящих в его состав, в каждом конкретном высказывании слово реализуется в одном из своих возможных значений. Глубинный смысл выявляется при помощи контекста, анализа пресуппозитивной информации и элементов других семиотических систем, если они присутствуют в тексте. Задача лингвиста найти и проанализировать как поверхностный, так и глубинный смысл текста.
При анализе речевых примеров из публицистических текстов с негативно оценочной информацией нами использовался следующий алгоритм работы со спорными текстами:
1) В первую очередь мы выделяли в тексте слова с негативно оценочной семантикой, приводили словарное значение данного слова, в итоге нам удавалось описать, как негативный смысл высказывания формируется при помощи лексического значения входящих в его состав слов.
2) Далее мы обращались к разрешающему контексту и устанавливали, в каком из возможных значений употреблено слово, имеет ли оно негативную коннотацию, на основании этого делали вывод, содержит ли высказывание негативную информацию и если да, то какую именно.
3) Далее нами было рассмотрено, как лексические единицы наращивают новые значения под влиянием погашающего контекста. На данном этапе мы обратились к понятиям ирония, метафора, дилогия, проследили на примерах, как данные приёмы используются авторами текстов для выражения негативной оценки. Выяснилось, что использование иронии, метафоризация и преднамеренного создания двусмысленности часто используется в публицистических текстах, и связано это с тем, что автор старается сделать текст более художественным, интересным для читателя.
4) После анализа открытой вербальной информации мы перешли к анализу информации затекстовой (пресуппозитивной, фоновым знаниям). Данная информация необязательно содержится в тексте, поскольку является факультативной, однако если лингвист обнаружил данный вид информации, его необходимо тщательно проанализировать. При апелляции к фоновым знаниям читателя автор часто учитывает возрастные, социальные, психологические и другие особенности целевой аудитории. Подобные отсылки к чему-то знакомому определённой группе людей позволяют автору убедить читателя, что они находятся в одном социокультурном контексте и передать большое количество информации с использованием меньшего количества слов (например, автор может упомянуть какой-нибудь фильм, исторический факт, известную личность, и за счёт этой отсылки сформировать у читателя положительное или отрицательное отношение к нужной ему теме).
5) Завершающим этапом нашего исследования стал анализ текста с учётом его поликодовости. Мы рассмотрели, как средства других семиотических систем помогают сформировать негативную информацию или дополнить вербальный текст новыми смыслами. И изображения, помещённые в текст, и даже цветовое выделение текста служат средством выражения негативной оценки.
Таким образом, в данной работе было доказано, что только комплексный анализ с учётом лексических и контекстуальных значений слов, разных видов информации в тексте и средств разных семиотических систем, содержащихся в структуре текста как единое смысловое целое, позволяет лингвисту найти и описать как поверхностные, так и глубинные смыслы. В рамках лингвистической экспертизы это особенно важно, поскольку от результатов данного исследования зависит исход дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также дел об оскорблении.
Поверхностный смысл высказывания складывается из значений лексем, входящих в его состав, в каждом конкретном высказывании слово реализуется в одном из своих возможных значений. Глубинный смысл выявляется при помощи контекста, анализа пресуппозитивной информации и элементов других семиотических систем, если они присутствуют в тексте. Задача лингвиста найти и проанализировать как поверхностный, так и глубинный смысл текста.
При анализе речевых примеров из публицистических текстов с негативно оценочной информацией нами использовался следующий алгоритм работы со спорными текстами:
1) В первую очередь мы выделяли в тексте слова с негативно оценочной семантикой, приводили словарное значение данного слова, в итоге нам удавалось описать, как негативный смысл высказывания формируется при помощи лексического значения входящих в его состав слов.
2) Далее мы обращались к разрешающему контексту и устанавливали, в каком из возможных значений употреблено слово, имеет ли оно негативную коннотацию, на основании этого делали вывод, содержит ли высказывание негативную информацию и если да, то какую именно.
3) Далее нами было рассмотрено, как лексические единицы наращивают новые значения под влиянием погашающего контекста. На данном этапе мы обратились к понятиям ирония, метафора, дилогия, проследили на примерах, как данные приёмы используются авторами текстов для выражения негативной оценки. Выяснилось, что использование иронии, метафоризация и преднамеренного создания двусмысленности часто используется в публицистических текстах, и связано это с тем, что автор старается сделать текст более художественным, интересным для читателя.
4) После анализа открытой вербальной информации мы перешли к анализу информации затекстовой (пресуппозитивной, фоновым знаниям). Данная информация необязательно содержится в тексте, поскольку является факультативной, однако если лингвист обнаружил данный вид информации, его необходимо тщательно проанализировать. При апелляции к фоновым знаниям читателя автор часто учитывает возрастные, социальные, психологические и другие особенности целевой аудитории. Подобные отсылки к чему-то знакомому определённой группе людей позволяют автору убедить читателя, что они находятся в одном социокультурном контексте и передать большое количество информации с использованием меньшего количества слов (например, автор может упомянуть какой-нибудь фильм, исторический факт, известную личность, и за счёт этой отсылки сформировать у читателя положительное или отрицательное отношение к нужной ему теме).
5) Завершающим этапом нашего исследования стал анализ текста с учётом его поликодовости. Мы рассмотрели, как средства других семиотических систем помогают сформировать негативную информацию или дополнить вербальный текст новыми смыслами. И изображения, помещённые в текст, и даже цветовое выделение текста служат средством выражения негативной оценки.
Таким образом, в данной работе было доказано, что только комплексный анализ с учётом лексических и контекстуальных значений слов, разных видов информации в тексте и средств разных семиотических систем, содержащихся в структуре текста как единое смысловое целое, позволяет лингвисту найти и описать как поверхностные, так и глубинные смыслы. В рамках лингвистической экспертизы это особенно важно, поскольку от результатов данного исследования зависит исход дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также дел об оскорблении.
Подобные работы
- СЕМАНТИКА ОЦЕНКИ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЛИЦА ЖЕНСКОГО ПОЛА В «МОДНОЙ» ЛИТЕРАТУРЕ КОН. ХХ-НАЧ.ХХ1 ВВ.: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСКОРБЛЕНИЕ КАК ИЛЛОКУТИВНЫЙ
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ (10.02.19)
Диссертации (РГБ), языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Критерии оценки в литературной критике
В.В. Розанова (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Местоименное подлежащее и сильные формы местоимений в новогреческом языке: корпусное исследование
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005



