ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ 8
1.1. Особенности развития специальной выносливости и скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 8
1.2. Средства и методы как инструменты развития специальной
выносливости и скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 11
1.3. Основной элемент построения учебно-тренировочного процесса -
индивидуализация 15
1.4. Схема планирования и систематизация спортивной тренировки на
разных стадиях поддержания физиологических изменений 17
1.5. Мониторинг аэробной производительности лыжников-гонщиков на
этапах подготовки 24
Выводы по главе 29
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 35
Выводы по главе 36
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ АЭРОБНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 38
3.1. Адаптивные изменения к физическим нагрузкам в сердечно-сосудистой системе 37
3.2. Дыхательная система спортсмена при мышечной деятельности 42
3.3. Процесс эволюционирования показателей видов специальной
выносливости лыжников-гонщиков на этапах подготовки 47
Выводы по главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность. Современные спортивные достижения определяются степенью цельности подготовки спортсменов, а именно неразрывности физической, волевой, теоретической и технико-тактической подготовленности и их оптимальное соотношение. И все же физическая подготовка выступает опорой для формирования спортивного мастерства.
Стремительный рост результатов спортсменов лыжников уровня Чемпионатов и Кубков мира, повышение конкурентной борьбы на мировых первенствах, а также сформировавший тренд к омоложения сборных команд предъявляют новые требования к поиску более эффективных методик и способов спортивной тренировки, созданию методической и системной работы по подготовки спортивных резервов. Успехи спортсменов на мировых первенствах зависят от ряда факторов, но в большей мере от того, как в детско-юношеских спортивных школах выстроена работа по лыжной подготовке, так как данная компонента является основой пирамидальной подготовки в общей системе лыжного спорта.
Спортивные достижения требуют высокого уровня специальной физической подготовки от лыжника - гонщика, что достигается тренировкой, включающей в себя весь комплекс физических упражнений - развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. В настоящее время существует проблема оптимизации подготовки спортсменов путем поиска инновационных способов организации тренировочного процесса. Тренеру, планируя тренировочные нагрузки, нужно учитывать ряд установок, ориентированных на неизменное повышение физической подготовленности спортсменов, что во многом программирует их дальнейшее мастерство.
Анализ материалов многочисленных исследований Волкова Л.В., Валиахметова А.Х, Мавлиева Ф.А. показал, что уровень развития физических качеств спортсменов, главная роль среди них принадлежит выносливости, в организации и управлении учебно-тренировочного процесса лыжников на различных этапах спортивной тренировки, напрямую влияет на успех соревновательной деятельности [10, 21]. Пристальное внимание ученых Еникеева Ш.Р., Ашмарина Б.А. и других в последние годы приковано проблеме улучшения методики развития выносливости в подготовке лыжников-гонщиков высокой квалификации, тем не менее практическая составляющая подготовки спортсменов отстает от развития спортивной науки сегодня [1,21].
Как пишут авторы Раменская Т.И., Годик М.А., Суслов Ф.П., в подготовке спортсменов основная ставка в тренировке делается на использование скоростной выносливости, для улучшения физических качеств и повышения технической подготовки, но в то же время очень мало исследований, уделяющих внимание в тренировочном процессе методике изменения аэробной производительности [4, 11, 26]. Многие положения методики тренировки меняются в связи с быстрым ростом результатов в лыжных гонках. В виде двух свойств организма - его аэробной и анаэробной производительности, разнящихся по своей биохимической природе, как замечает Селезнева И.С., выражается физическая работоспособность спортсмена, выполняющего интенсивную мышечную работу [29].
Среди специалистов широко распространена точка зрения о наибольшем проявлении аэробной производительности в упражнениях, где в процессе самой работы представлена возможность полного удовлетворения кислородного запроса. На современном этапе развития лыжного спорта главенствующее положение в лыжных гонках остается за средствами тренировки, направленными на развитие, закрепление и совершенствование аэробных возможностей.
На основании вышеизложенного , проблема воспитания выносливости к продолжительной работе остается первостепенной. Результаты у спортсменов, тренирующихся в видах спорта, связанных с выражением выносливости отстают и происходит это по одной из причин: недостаточной концентрации внимания на этом вопросе. Это и явилось основанием выбора темы бакалаврской работы.
Теоретической базой исследования явилось изучение научно-методической литературы, исследований, затрагивающих структуру тренировочного процесса, методики развития физических способностей, дозировку тренировочных нагрузок юношей 16-17 лет; касающихся вопросов потенциала мышечной ткани, особенностей развития специальной выносливости, скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков.
Объект исследования: педагогический процесс подготовки лыжников- гонщиков в аэробной производительности.
Предмет исследования: методика организации учебно - тренировочного процесса.
Цель: исследование на различных этапах спортивной подготовки учебно-тренировочных процессов лыжников-гонщиков.
Задачи:
1. Исследовать структуру подготовительного периода и содержание тренировочных нагрузок юношей 16 - 17 лет в системе тренировки.
2. Разработать программы, влияющей на уровень физической работоспособности спортсменов.
Гипотеза исследования. По-нашему предположению, механизм построения и организации учебно-тренировочного процесса с внедрением рациональной пропорции разнонацеленных методик развития физических способностей, обеспечит возможность достижения лыжниками-гонщиками в аэробной производительности высокого уровня физической работоспособности.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования стала МБУ «школа №5». Участники исследования - 20 человек 16-17-летних лыжников-гонщиков.
Научная новизна. Определены конкретные соотношения объемов тренировочной и соревновательной деятельности команд, критериев тренировочного и соревновательного функционирования, содержательных для лыжников-гонщиков данного квалификационного уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности экспериментальной тренировочной программы, влияющей на уровень физической работоспособности лыжников-гонщиков 16-17 лет.
Практическая значимость. Результаты исследования применимы в практической деятельности тренеров спортивных школ для планирования тренировочного процесса, коррекции тренировочных планов и практической реализации. В виде методологических рекомендаций тренерам может быть применен теоретический и фактический материал, собранный в процессе исследования.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух теоретических глав, экспериментальной части, заключения, списка используемой литературы. Бакалаврскую работу иллюстрируют 11 таблиц 3 рисунка. Общий объем работы - 62 страницы печатного текста.
В процессе исследования была изучена структура подготовительного периода и содержание тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков 16 - 17 лет в системе тренировки. Закладка основы для будущих успехов в соревновательном периоде совершается в подготовительный период. Внушительный объем нагрузок, выполняемый в подготовительный период, сконцентрированный на поднятии уровня функциональной подготовленности, развитии физических качеств, улучшении техники способов передвижения на лыжах, является залогом будущих успехов лыжников-гонщиков. Система подготовительного периода трехэтапна и представлена: общеподготовительным, предварительной специальной подготовки, основной специальной подготовки.
В общеподготовительном периоде главной проблемой является подготовка, повышение уровня физической подготовленности лыжника, овладение элементов техники. На этапе предварительной специальной подготовки постепенно растет объем средств специальной физической подготовки и снижается объем средств общей физической подготовки.
На этапе основной специальной подготовки лыжниками выполняется наибольший объем нагрузки, развиваются скоростная выносливость и скоростно-силовые качества, идет процесс оттачивания тактического мастерства, совершенствуется техника способов передвижения на лыжах. Тренировки этого этапа длительны, интенсивны и нацелены на развитие общей выносливости лыжников. Помимо лыжных тренировок проводятся занятия по общей физической подготовке с целью поддержания достигнутого уровня.
Разработана экспериментальная тренировочная программа, эффективно влияющая на уровень физической работоспособности и результативность деятельности спортсменов.
В процессе педагогического исследования у лыжников-гонщиков 16-17 лет выявлена хорошая физическая подготовленность, установлено положительное влияние правильного контроля за увеличением и снижением объема, интенсивности тренировочной нагрузки, на совершенствование спортивной формы в тренировочном процессе в разные периоды тренировок.
Процедура исследования аэробных возможностей у лыжников- гонщиков подтвердила в подготовительном периоде тренировки рост максимального потребления кислорода при сочетании работы большого объема с относительно невысокой интенсивностью. Аэробные возможности организма лыжников в соревновательном периоде тренировки сохраняются на постоянном фиксированном уровне, или даже отмечается небольшой их спад.
Положительные тенденции применения экспериментальной программы были зафиксированы в улучшении показателей скоростной выносливости на 11,2 с в экспериментальной группе, где в подготовительном периоде зафиксировано 99,9 с, а в конце соревновательного периода - 88,7 с. В контрольной группе результат улучшился на 7,9 с. Показатель специальной выносливости в подготовительном периоде у экспериментальной группы составлял 48,8 с, в конце основного периода улучшился до 41,0 с. Уровень специальной выносливости поднялся на 7,8 с в экспериментальной группе, против 5,6 с в контрольной группе.
В экспериментальной группе значительно вырос показатель силовой выносливости и результат увеличился на 20,8 м в сравнении с результатом контрольной группы, где он вырос на 14,2 м. Значительный прирост специальных физических способностей (скоростная, скоростно-силовая и силовая выносливость) в экспериментальной группе произошел благодаря применению в тренировочном процессе разработанной экспериментальной программе, оказавшейся результативной. Что нельзя отметить у испытуемых контрольной группы, тренировочный процесс которой строился по общепринятой программе, и в связи с этим уровень работоспособности лыжников этой группы вырос незначительно.
Экспериментальная группа превзошла контрольную группу по следующим показателям:
- на 3,3 с по результатам скоростной выносливости («Бег на 500 м»»);
- в беге на 5000 м опередила на 0,7 с по скоростной выносливости;
- в улучшении результата силовой выносливости («Одновременный бесшажный ход в подъем») опередила контрольную группу на 6,6 м;
- по росту уровня скоростно-силовой выносливости на 2,2 с («Бег в подъем на 200 м») и также осталась в лидерах.
Таким образом, полученные положительные результаты роста всех видов выносливости подтвердили эффективность внедренной экспериментальной программы, ее положительное влияние на увеличение работоспособности лыжников-гонщиков 16-17 лет. По результатам исследования можно отметить, что применение нашей методики повысило их адаптацию к нагрузкам, помогло лучше переносить нагрузку, улучшило двигательные качества. Данная методика может в дальнейшем применяться в спортивной практике.
1. Ашмарин, Б.А., Виноградов, Ю.А., Вяткина, З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. - М. : Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.
3. Баталов, А.Г. Нормирование интенсивности тренировочных нагру-зок в лыжных гонках: метод. разработки / А.Г. Баталов. - М. : ГЦОЛИФК, 1991. - 37 с.
4. Баталов, А.Г., Раменская, Т.И. Лыжные гонки : учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М. : Буки Веди, 2015. - 564 с.
5. Безруких, М.М., Сонькин, В.Д., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) : учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М. : Академия, 2009. - 416 с.
6. Белоликов, К.Ю., Грозин, Е.А. Пути совершенствования методики подготовки лыжников-гонщиков в соревновательном периоде // Лыжный спорт. - 1981. - № 2. - С. 7-9.
7. Бреслав, И.С. Как управляется дыхание человека / И.С. Бреслав. - Л. : Наука, 2015. - 160 с.
8. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / И.М. Бутин. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -192 с.
9. Васильева, В.В. Физиология человека : учебник / В.В. Васильева. - М. : ФиС, 2015. - 320 с.
10. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта : учебник / Л.В. Волков. - М.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
11. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М. : ФиС, 1980. - 136 с.
12. Зациорский, В.М. Биомеханические основы выносливости / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1982. - 208 с.
13. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии : учебник / В.М. Зациорский. - М. : ФиС,1979. - 152 с.
14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Спорт, 2019. - 200 с.
15. Иванов, О.Г., Каппель, И.Е. Повышение мощности отталкивания и оптимизация техники работы руками в тренировочном процессе лыжников- гонщиков: учебное пособие / О.Г. Иванов, И.Е. Каппель. - Новосибирск, 1984. - 82 с.
16. Иорданская, Ф.А. Гипоксия в тренировке спортсменов и факторы, повышающие ее эффективность / Ф.А. Иорданская. - М. : Спорт, 2019. - 160 с.
17. Камаев, О.И., Кривенцов, А.Л. Теоретические и методические основы индивидуализации спортивной подготовки юных лыжников - гонщиков //Pedagogy of Physical Culture and Sports. - 2015. - С. 28-31.
18. Капланский, В.Е. Тренировка юного лыжника-гонщика: Подготовительный, соревновательный и переходный периоды // Физическая культура в школе. - 2000. - № 6. - С.59-63.
19. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю.Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
20. Лыжный спорт : учебник / Под общей редакцией Б.И. Сергеева, В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина. - М. : ФиС, 1989. - 319 с.
21. Мавлиев, Ф.А., Валиахметов, А.Х., Еникеев, Ш.Р., Назаренко, А.С., Коновалов, И.Е. Показатели анаэробной работоспособности у спортсменов игровых видов спорта // Ученые записки университета им. И.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 150-152.
22. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры : учебник / А.М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2005. - 544 с.
23. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков / В.Н. Манжосов. - М.: ФиС, 1986. - 95 с.
24. Манжосов, В.Н., Маркин, В.П. Методика развития скоростно-силовых качеств лыжника-гонщика: учебное пособие / В.Н. Манжосов, В.П. Маркин. - М.: ГЦОЛИФК, 1999. - 54 с.
25. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-в физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 2008. - 544 с.
26. Никитушкин, В.Г., Суслов, Ф.П. Спорт высших достижений. Теория и методика: учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. - М. : Спорт, 2018. - 320 с.
27. Огольцов, И.Г. Тренировка лыжника-гонщика / И.Г. Огольцов. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 128 с.
28. Озолин, Н.Г. Основы специальной физической подготовки спортсмена / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 479 с.
29. Озолин, Н.Г. Роль и значение дневника спортсмена в управлении его подготовкой // Теория и практика физической культуры. - 1982. - № 3. - С 19-22.
30. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: ФиС, 1986. - 288 с.
31. Селезнева, И.С., Иванцова, М.Н. Биохимические изменения при занятиях физкультурой и спортом : учебное пособие / И.С. Селезнева, М.Н. Иванцова. - Екатеринбург: Уральский университет. 2019. - 162 с.
32. Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: материалы Всероссийской научно-практ. конф., т. 1 / Под ред. Е.В. Быкова. - Челябинск: УралГУФК, 2017. - 357 с.
33. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель, 2¬е изд. стереотип. М. : Советский спорт, 2011. - 202 с.
34. Фискалов, В.Д., Черкашин, В.П. Теоретико-методические аспекты практики спорта : учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - М. : Спорт, 2016. - 650 с.
35. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2016. - 496 с.
36. Ченегин, В.М. Медико-биологические основы подготовки юных спортсменов : учебное пособие / В.М. Ченегин. - Волгоград : ГИФК, 2016. - 84 с.
37. Ченегин, В.М., Кучкин, С.П., Седых, Н.В. Физиологические особенности мышечной деятельности детей и подростков / В.М. Ченегин, С.П. Кучкин, Н.В. Седых. - Волгоград : ВолГУ, 2000. - 126 с.