Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Функциональное моделирование инструментальной обучающей среды 7
1.1 Постановка технического задания на разработку обучающей среды 7
1.2 Моделирование процесса обучения Component Pascal 13
1.3 Анализ бизнес-процессов использования Component Pascal в обучении школьников 16
1.4 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие 25
Глава 2 Проектирование обучающей среды 27
2.1 Диаграмма вариантов использования 27
2.2 Выбор среды разработки 31
Глава 3 Проектирование и разработка инструментальной обучающей среды на компонентном Паскале 34
3.1 Общие сведения о системе 34
3.2 Описание разработанной системы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Одна из самых важных проблем общества - это обучение и воспитание нового поколения. Современные тенденции обучения направлены на увеличение количества часов информатики, как в школе, так и в высших учебных заведениях. Компьютерная грамотность является неотъемлемым требованием в большинстве вакансий, а работа программиста является одной из самых востребованных. Однако процесс обучения детей программированию не только неудобен и тяжел для большинства школьников, но и полностью оторван от его продолжения в высших учебных заведениях.
Одной из предпосылок развития Компонентного Паскаля и является желание его разработчиков сделать язык как можно более простым, но с учетом всей необходимой функциональности и уменьшить количество совершаемых пользователем ошибок. Безусловно, если максимально упростить язык и ограничить его функциональность, то область его применения может снизиться. Но сторонники Компонентного Паскаля выступают за вынесение части функций языка в отдельные библиотеки, которые пользователь будет подключать при необходимости. Так, например, изучивший в школе основной функционал Компонентного Паскаля и поступивший на обучение в университет ученик может уже в высшем учебном заведении изучить те библиотеки языка, которые нужны для его специальности. При этом будет поддерживаться целостность обучения не только на уровне школы.
В рамках данной работы проведена разработка обучающей среды для работы учащихся с программным средством для обучения навыкам. Программирования и моделирования различных процессов физических и математических задач.
Актуальность темы разработки обусловлена необходимостью развития у учащихся навыков моделирования в различных средах. Успешно освоив базовые основы программирования, они зачастую не могут адаптироваться к требованиям ВУЗов по ИТ-специальностям, что приводит к затруднениям в освоении материалов по специальностям - в области информационных технологий, так и в областях, где необходимы навыки в области компьютерного моделирования.
Таким образом, для повышения эффективности усвоения учащимися навыков программирования, модулирования и алгоритмизации необходимо использование специализированных обучающих систем.
Цель работы: разработка интерактивной обучающей среды на Component Pascal.
Объект исследования: процесс работы с интерактивной обучающей средой Component Pascal.
Предмет исследования: разработка обучающей системы по программированию в среде Component Pascal.
Для достижения цели исследования поставим задачи работы:
• провести анализ технологий моделирования в среде Gomponent Pascal;
• провести анализ бизнес-процессов организации обучения с использованием среды Component Pascal;
• установить список задач автоматизации разработки обучающей среды;
• обосновать средства разработки;
• провести разработку, опытную эксплуатацию интерактивной обучающей среды на Component Pascal;
• провести анализ результатов использования интерактивной обучающей среды на Component Pascal в учебном процессе.
Теоретические методы исследования, используемые в данной работе: анализ, обобщение, систематизация, методы моделирования бизнес-процессов при помощи case-средств, стандарты проектирования и моделирования, а также проводились наблюдения и описания.
В первой главе описано функциональное моделирование инструментальной обучающей среды, с подробным описанием требований к её аппаратно-программному обеспечению.
Во второй - проектирование и логическая модель программы.
В третьей главе проводится физическое проектирование автоматизированной обучающей системы, и демонстрируются ее функциональные возможности.
В работе 60 страниц, 30 рисунков, 9 таблиц.
В рамках квалификационной выпускной работы была разработана многофункциональная инструментальная обучающая среда на Компонентном Паскале. В рамках данной цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Было произведено моделирование обучающей среды и анализ бизнес- процессов использования Component Pascal в обучении школьников.
2. Выполнено проектирование обучающей среды, выявлены преимущества Компонентного Паскаля.
3. Спроектирована и разработана инструментальная обучающая среда на Компонентном Паскале.
Разработанная среда позволяет использовать возможности отрисовки графических примитивов и видео в системе BlackBox. Она может быть внедрена в деятельность любой школы за счет того, что система BlackBox является бесплатной, основана на принципах Паскаля и является его логическим продолжением и поддерживает возможность подключения сторонних модулей.
1. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
2. Барабас А. А. Применение информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников в рамках внутренней системы оценки качества образования: методические рекомендации /А.А. Барабас. - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 98 с.
3. Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. - 462 с.
4. Виталий Потопахин. Современное программирование с нуля!. - ДМК Пресс, 2011. - 240 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-94074-665-2.
5. Виталий Потопахин. Современный самоучитель по алгоритмам. - ДМК Пресс, 2012. - 320 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-94074-804-5. (старое издание Виталий Потопахин. Искусство алгоритмизации. - ДМК Пресс, 2011. - 320 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-94074-621-8.)
6. Голицына, О.Л. Разработка баз данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 с.
7. Грекул, В. И. Проектирование информационных систем/ В.И.Грекул, Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. - М.: Интернет-университет информационных технологий - М.: ИНТУИТ.ру, 2013. с.135.
8. Гринберг, А.С. Информационные технологии в управлении / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко.-М.: ЮНИТИ, 2013.-479 с.
9. Диго, С.М. Базы данных: проектирование и использование: [Учеб. для вузов по специальности "Прикладная информатика (по обл.)"] /С.М. Диго. -М.: Финансы и статистика, 2010.-591 с.
10. Зыков С.В. Лекция: Компонентное программирование в .NET / Введение в теорию программирования. Объектно-ориентированный подход. intuit.ru. Проверено 25 октября 2010. Архивировано 13 февраля 2012 года.
11. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: [учеб. пособие для вузов по специальностям "Прикладная информатика (по обл.)", "Менеджмент орг.", "Гос. и муницип. упр."] / А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко.-М.: КноРус, 2011.-153 с.
12. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: [учеб. для вузов по специальности "Прикладная информатика (по обл.)" и др. экон. специальностям] /[В. В. Трофимов и др.] ; под ред. В. В. Трофимова. -М.: Высш. образование, 2010.-480 с.
13. Информационные технологии: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 080801 "Прикладная информатика" и др. экон. специальностям /В. В. Трофимов и др.] ; под ред. проф. В. В. Трофимова. -М.: Юрайт, 2009.-624 с.
14. Карпова, И.П. Проектирование баз данных/ И.П. Карпова. - СПб.: Питер, 2013. - 240 с.
15. Коноплева, И.А. Основы информатики/ И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов.-М.: Проспект, 2010.-294 с.
...