Электронное декларирование в РФ: проблемы и перспективы развития
|
Введение 11
Раздел 1. Электронное декларирование: принципы и технологии 22
1.1 Принципы электронного декларирования 23
1.2 Технологии электронного декларирования 30
1.3 Информационные системы электронного декларирования 37
Глава 2. Практические аспекты и перспективы использования электронного декларирования 45
2.1 Практические аспекты использования электронного декларирования.. 46
2.2 Перспективы развития электронного декларирования 62
Глава 3. Работа Центра электронного декларирования (на примере Центра электронного декларирования Астраханской таможни) 73
3.1 История создания Центра электронного декларирования Астраханской
таможни 73
3.2 Специфика работы Центра электронного декларирования 78
3.3 Выводы о работе с Центром электронного декларирования 87
Заключение 93
Список используемых источников и литературы 101
Приложение А. Определения 110
Приложение Б. Графическая схема работы системы ЭД-1 112
Приложение В. Графическая схема работы системы ЭД-2 113
Приложение Г. Информационная система АИСТ-РТ21 114
Приложение Д. .Информационная система АИСТ-М 115
Приложение Е. Сравнительная таблица проблем, возникающих на начальном этапе внедрения и на сегодняшний день 116
Приложение Ж. Проблема на сервере ЦИТТУ ФТС 117
Приложение З. Количество сбоев в системе электронного декларирования 118
Приложение И. Рекомендации по совершенствованию электронного декларирования 119
Раздел 1. Электронное декларирование: принципы и технологии 22
1.1 Принципы электронного декларирования 23
1.2 Технологии электронного декларирования 30
1.3 Информационные системы электронного декларирования 37
Глава 2. Практические аспекты и перспективы использования электронного декларирования 45
2.1 Практические аспекты использования электронного декларирования.. 46
2.2 Перспективы развития электронного декларирования 62
Глава 3. Работа Центра электронного декларирования (на примере Центра электронного декларирования Астраханской таможни) 73
3.1 История создания Центра электронного декларирования Астраханской
таможни 73
3.2 Специфика работы Центра электронного декларирования 78
3.3 Выводы о работе с Центром электронного декларирования 87
Заключение 93
Список используемых источников и литературы 101
Приложение А. Определения 110
Приложение Б. Графическая схема работы системы ЭД-1 112
Приложение В. Графическая схема работы системы ЭД-2 113
Приложение Г. Информационная система АИСТ-РТ21 114
Приложение Д. .Информационная система АИСТ-М 115
Приложение Е. Сравнительная таблица проблем, возникающих на начальном этапе внедрения и на сегодняшний день 116
Приложение Ж. Проблема на сервере ЦИТТУ ФТС 117
Приложение З. Количество сбоев в системе электронного декларирования 118
Приложение И. Рекомендации по совершенствованию электронного декларирования 119
Федеральная таможенная служба Российской Федерации является одной из самых технологичных и технически оснащенных служб в стране и, в тоже время, является организацией, полностью открытой к новым процессам.
Современные информационно-коммуникационные технологии на протяжении последних лет успешно внедряются в деятельность ФТС РФ. Одна из таких технологий - система электронного декларирования - начала функционировать в России с 2008 года. Данная технология оказалась востребованной среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в разных сферах внешнеэкономической деятельности. За время работы онлайн-сервиса число декларантов, пользующихся данным способом обмена документами, стабильно увеличивалось, что наилучшим образом подтверждает его эффективность и удобство. Использование данной системы позволяет решить сразу несколько проблем и оптимизировать время прохождения таможенного оформления.
В данной работе рассмотрены принципы и технологии электронного декларирования, информационные системы, с помощью которых осуществляется электронное декларирование, перечислены преимущества, которые получили участники ВЭД и таможенные органы при переходе от декларирования на бумажных носителях к электронному, и выявлены проблемы, которые препятствуют полному применению электронного декларирования, в приложении даются рекомендации по усовершенствованию процесса электронного декларирования. Кроме этого, в работе рассмотрены перспективы развития электронного декларирования в Российской Федерации, а также изучена работа Центров электронного декларирования на примере Центра электронного декларирования Астраханской таможни.
Актуальность данной темы определяется тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров с использованием декларации на товары становится обязательным в электронной форме, за исключением случаев, при которых таможенное декларирование может осуществляться в письменной форме.
Переход на электронное декларирование товаров потребовал сосредоточения усилий таможенных органов на работе по сокращению перечня документов, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности, и на максимальном использовании различных баз данных и сведений, как сформированных непосредственно таможенными органами, так и получаемыми из других федеральных органов исполнительной власти. Имеющийся в распоряжении таможенных органов и постоянно актуализируемый информационный ресурс позволяет минимизировать количество сведений, необходимых для совершения таможенных операций, что позволило отменить необходимость представления документов путем издания соответствующих нормативных правовых актов, вследствие чего существенно сокращаются временные и финансовые издержки участников ВЭД. Кроме того, переход на электронный документооборот между участниками ВЭД и таможенными органами позволяет внедрять и иные технологии, направленные на сокращение длительности таможенного оформления и контроля, в том числе удаленный выпуск товаров, автоматическую регистрацию деклараций на товары и автоматический выпуск товаров.
Но на сегодняшний день процесс внедрения электронного декларирования не завершен, участники ВЭД и таможенные органы
1О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме [Электронный ресурс]: Постановление от 13 декабря 2013 г. № 1154. СПС КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant,ru/document/cons doc LAW 155766/ (дата обращения: 21.03.2015)
отмечают ряд проблем, которые препятствует эффективному использованию электронного декларирования. И, как правило, проблемы, которые препятствуют полному применению электронного декларирования, требуют первоочередного решения ФТС России. Так Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, а также Дорожная карта определяют перспективы развития электронного декларирования.
Новизна исследования определяется тем, что данная тема недостаточно изучена, так как процесс электронного декларирования относительно новое явление и до сих пор имеет ограничения по использованию, поэтому требует более глубокого изучения основ процесса электронного декларирования.
В работе впервые произведен комплексный анализ процесса электронного декларирования. Помимо этого, был проведен сравнительный анализ проблем электронного декларирования на начальном и современном этапах. По результатам изученных проблем, были разработаны рекомендации по их устранению. Новизна проявляется и в том, что в совокупности были исследованы перспективы развития электронного декларирования в Российской Федерации, которые позволяют делать выводы о том, насколько использование данной технологии будет эффективно в будущем.
Цель данной работы - выявить проблемы использования электронного декларирования и определить перспективы развития данной технологии в Федеральной таможенной службе Российской Федерации.
Объектом исследования в дипломной работе выступает современная практика взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в процессе применения электронного декларирования.
Предметом исследования является сфера применения электронного декларирования в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) определить принципы электронного декларирования;
2) изучить технологии, с помощью которых осуществляется электронное декларирование;
3) рассмотреть основные информационные системы электронного декларирования;
4) проанализировать преимущества использования электронного декларирования;
5) выявить основные проблемы использования электронного декларирования;
6) изучить перспективы развития электронного декларирования;
7) разработать рекомендации по совершенствованию применения электронного декларирования;
8) изучить на примере Центра электронного декларирования Астраханской таможни специфику создания и проблемы развития данного сервиса.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования.
При выполнении поставленных задач применялись общенаучные методы.
Метод нормативно-правового анализа позволил изучить правовые основы применения электронного декларирования участниками ВЭД и таможенными органами.
С помощью аналитического метода рассмотрены принципы и технологии электронного декларирования, выделены преимущества и недостатки электронного декларирования.
Исторический метод позволил изучить генезис процесса декларирования, вплоть до сегодняшнего дня. Кроме этого, данный метод был использован при изучении истории создания Центра электронного декларирования в Астраханской таможне.
Также был использован метод сравнения, с помощью которого были выявлены преимущества и недостатки технологий электронного декларирования в начале внедрения и на современном этапе. В ходе сравнения были выявлены особенности работы Центров электронного декларирования по сравнению с отделами таможенного оформления и таможенного контроля, а также определены различия между Центрами электронного декларирования.
Перспективы развития электронного декларирования в Российской Федерации были изучены посредством метода прогнозирования. Данный метод позволяет предположить траекторию развития анализируемого объекта на дальнейших этапах.
К специальным методам относятся: формально-логический метод, который предусматривает исследование юридических фактов и юридических текстов, их толкование в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций. Основная терминология, применяемая в ходе работы над ВКР, приведена в виде списка с определениями в Приложении А. С помощью формально-логического метода были определены права и обязанности таможенных органов и участников ВЭД, которые реализуются в процессе электронного декларирования.
Метод классификации предполагает разделение исследуемых объектов на виды, исходя из определённого свойства. В дипломной работе метод классификации был применен с целью разделения проблем электронного декларирования по характеру их возникновения.
Метод статистического анализа позволил осмыслить динамику количества деклараций, поданных в электронной форме, а также количества оформленных деклараций в Центрах электронного декларирования.
Научно-практическая значимость исследования состоит в комплексной оценке использования электронного декларирования, выявлении как преимуществ, так и проблем электронного декларирования, классификации проблем по группам в зависимости от характера происхождения, а также изучении специфики функционирования Центров электронного декларирования. Материалы и выводы работы могут использоваться в учебном процессе для расширения и углубления понимания технологии электронного декларирования. Классификация проблем по характеру их возникновения важна для определения путей их устранения. Кроме этого, рекомендации могут быть применены при совершенствовании программы «АИСТ-М», знания об особенностях работы Центров электронного декларирования будут полезны для участников ВЭД при оформлении товара.
Работа состоит из введения, трех глав, в свою очередь каждая глава делится на разделы, заключения и списка используемых источников.
В введении описана актуальность выбранной темы, определена степень научной разработки данной проблемы, представлены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе изучено понятие электронного декларирования, его принципы, выделены преимущества применения данной формы таможенного декларирования. Наиболее подробно рассмотрены технологии электронного декларирования, выявлены особенности применения ЭД-1, ЭД-2 и ЭД-3, их преимущества и недостатки. Кроме того, освещена практика применения электронного декларирования, рассмотрена история развития Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, а также изучены информационные системы, на которых основан процесс электронного декларирования.
Во второй главе рассмотрены практические аспекты использования электронного декларирования, выявлены преимущества и проблемы данной формы декларирования, в свою очередь выявлены проблемы, с которыми сталкивались участники ВЭД и таможенные органы на начальном этапе внедрения электронного декларирования, и проблемы, которые не решены на сегодняшний день. Кроме этого, проблемы разделены на группы в зависимости от характера происхождения. Далее изучены перспективы использования электронного декларирования. И в приложении даются рекомендации по совершенствованию электронного декларирования для улучшения работы данной технологии.
В третьей главе изучена история создания Центра электронного декларирования Астраханской таможни, а также выявлены особенности работы Центров электронного декларирования, и в заключении главы делаются выводы о работе с Центром электронного декларирования.
В заключение делаются основные выводы, подводятся итоги, отмечается, какие задачи удалось решить, а какие не в полной мере раскрыты и требуют дальнейшего исследования, даются прогнозы на будущее: удастся ли решить проблемы использования электронного декларирования, в какой период будут осуществлены перспективы развития электронного декларирования в Российской Федерации, а также с какими трудностями могут столкнуться участники ВЭД при работе с Центрами электронного декларирования, какие преимущества получают таможенные органы от создания Центров электронного декларирования.
Для достижения поставленной цели были изучены статьи и монографии на тему «Электронное декларирование», «Проблемы реализации электронного декларирования в сфере таможенной и околотаможенной деятельности», проанализированы выступления руководителей таможенных органов на тему «Преимущества и недостатки электронного декларирования», «Проблемы и перспективы развития электронного декларирования», а также была рассмотрена нормативно правовая база, ведомственные акты и отчеты ФТС.
Теоретическую базу исследования составили литература и две группы источников. К литературе отнесены статьи и монографии, посвященные проблемам использования электронного декларирования.
В статье С.В. Четвериковой «Электронная форма декларирования товаров: проблемы и перспективы развития» рассматриваются основные понятия электронной формы декларирования товаров. Изучены перспективы данной формы, а также выделены проблемы электронной формы декларирования, с которыми сталкиваются как таможенные органы, так и декларанты. Автор выделяет две наиболее значимые проблемы:
технологические проблемы и несовершенство единой базы разрешительных документов, без которой о сокращении предоставляемых при декларировании документов пока говорить нельзя. Кроме этого, в статье рассматриваются перспективы развития электронного декларирования. Несмотря на то что, статья 2012 года и уже не актуальна, изучив проблемы и перспективы, описанные в ней, можно провести сравнительный анализ с более поздними работами, тем самым выявить, какие проблемы уже решены, а какие продолжают препятствовать работе с электронными документооборотом.
Статья А.П. Кеда, Л.Л. Личевой «Электронное таможенное декларирование (ЭД-2)» посвящена технологии электронного таможенного декларирования, важность которой подчеркивается в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. Проанализированы характерные особенности внедрения технологии электронного декларирования ЭД-1 и технологии электронного декларирования ЭД-2.
Показана динамика количества таможенных деклараций в электронной форме (технология ЭД-2). Выявлена и обоснована необходимость перехода на технологию ЭД-2 .
Используя электронный способ заполнения декларации на товары, участник внешнеэкономической деятельности помимо очевидных преимуществ данной системы может столкнуться с её некоторыми недостатками. О таких проблемах идет речь в статье О.А. Высотиной, К.А. Гончаровой «Электронное декларирование». Одной из главных проблем является то, что по-прежнему декларант получает на руки бумажный бланк таможенной декларации со штампом «Выпуск разрешен», заверенным личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. По мнению авторов, система электронного декларирования требует некоторых доработок. И тем не менее они отмечают, что электронное декларирование - это настоящее и будущее таможни .
Монография Ю.В. Малышенко «Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования» условно разделена на три части: нормативно - правовая база, которой руководствуется таможенная служба при разработке, внедрении и использовании информационных технологий, связанных с таможенным декларированием и предварительным информированием в электронной форме; экспериментальные информационные технологии и системы, предшествовавшие нынешнему этапу автоматизации в области таможенного декларирования и предварительного информирования в электронной форме; новые информационные технологии и системы российской таможни, которые находятся в стадии внедрения и развития. В монографии рассматриваются правовые и технологические основы электронного декларирования, мировой опыт в этой области, особенности развития и внедрения технологий электронного декларирования в российской таможне .
Однако данная литература имеет недостаток, такой как субъективное отношение авторов статей к использованию электронного декларирования.
К первой группе источников отнесена Правовая база, а именно, Таможенный кодекс ТС, ФЗ-311, ТНВЭД, Приказы ФТС, Постановления Правительства РФ.
Изучены Приказы, которые регулируют применение электронного декларирования на территории Российской Федерации.
Основными нормативно-правовыми документами в сфере электронного декларирования являются: Приказ ФТС №845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования», Приказ ФТС России №2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» и Приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. №1761 «Об утверждении Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля».
Кроме этого, Центры электронного декларирования основывают свою деятельность на таких нормативно-правовых документах как: Постановление от 13 декабря 2013 г. № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме»; Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (г. Москва 12.12.2008); Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 (ред. от 21.11.2014) "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств ", Приказ ФТС России № 52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет» и другие.
Приказ ФТС России № 2187 от 25.10.2011 г. «Об утверждении Положения об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами РФ», определяет условия и единый порядок использования средств электронной подписи участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, при осуществлении информационного взаимодействия с таможенными органами РФ.
Федеральный Закон РФ № 63-ФЗ от 25.03.2011 г. «Об электронной подписи» регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.
Ко второй группе отнесены веб-сайты, на которых размещены отчеты ФТС, приведены статистические данные в области электронного декларирования, а также представлены выступления начальников таможенных органов на тему «Электронное декларирование».
Современные информационно-коммуникационные технологии на протяжении последних лет успешно внедряются в деятельность ФТС РФ. Одна из таких технологий - система электронного декларирования - начала функционировать в России с 2008 года. Данная технология оказалась востребованной среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в разных сферах внешнеэкономической деятельности. За время работы онлайн-сервиса число декларантов, пользующихся данным способом обмена документами, стабильно увеличивалось, что наилучшим образом подтверждает его эффективность и удобство. Использование данной системы позволяет решить сразу несколько проблем и оптимизировать время прохождения таможенного оформления.
В данной работе рассмотрены принципы и технологии электронного декларирования, информационные системы, с помощью которых осуществляется электронное декларирование, перечислены преимущества, которые получили участники ВЭД и таможенные органы при переходе от декларирования на бумажных носителях к электронному, и выявлены проблемы, которые препятствуют полному применению электронного декларирования, в приложении даются рекомендации по усовершенствованию процесса электронного декларирования. Кроме этого, в работе рассмотрены перспективы развития электронного декларирования в Российской Федерации, а также изучена работа Центров электронного декларирования на примере Центра электронного декларирования Астраханской таможни.
Актуальность данной темы определяется тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров с использованием декларации на товары становится обязательным в электронной форме, за исключением случаев, при которых таможенное декларирование может осуществляться в письменной форме.
Переход на электронное декларирование товаров потребовал сосредоточения усилий таможенных органов на работе по сокращению перечня документов, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности, и на максимальном использовании различных баз данных и сведений, как сформированных непосредственно таможенными органами, так и получаемыми из других федеральных органов исполнительной власти. Имеющийся в распоряжении таможенных органов и постоянно актуализируемый информационный ресурс позволяет минимизировать количество сведений, необходимых для совершения таможенных операций, что позволило отменить необходимость представления документов путем издания соответствующих нормативных правовых актов, вследствие чего существенно сокращаются временные и финансовые издержки участников ВЭД. Кроме того, переход на электронный документооборот между участниками ВЭД и таможенными органами позволяет внедрять и иные технологии, направленные на сокращение длительности таможенного оформления и контроля, в том числе удаленный выпуск товаров, автоматическую регистрацию деклараций на товары и автоматический выпуск товаров.
Но на сегодняшний день процесс внедрения электронного декларирования не завершен, участники ВЭД и таможенные органы
1О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме [Электронный ресурс]: Постановление от 13 декабря 2013 г. № 1154. СПС КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant,ru/document/cons doc LAW 155766/ (дата обращения: 21.03.2015)
отмечают ряд проблем, которые препятствует эффективному использованию электронного декларирования. И, как правило, проблемы, которые препятствуют полному применению электронного декларирования, требуют первоочередного решения ФТС России. Так Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, а также Дорожная карта определяют перспективы развития электронного декларирования.
Новизна исследования определяется тем, что данная тема недостаточно изучена, так как процесс электронного декларирования относительно новое явление и до сих пор имеет ограничения по использованию, поэтому требует более глубокого изучения основ процесса электронного декларирования.
В работе впервые произведен комплексный анализ процесса электронного декларирования. Помимо этого, был проведен сравнительный анализ проблем электронного декларирования на начальном и современном этапах. По результатам изученных проблем, были разработаны рекомендации по их устранению. Новизна проявляется и в том, что в совокупности были исследованы перспективы развития электронного декларирования в Российской Федерации, которые позволяют делать выводы о том, насколько использование данной технологии будет эффективно в будущем.
Цель данной работы - выявить проблемы использования электронного декларирования и определить перспективы развития данной технологии в Федеральной таможенной службе Российской Федерации.
Объектом исследования в дипломной работе выступает современная практика взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в процессе применения электронного декларирования.
Предметом исследования является сфера применения электронного декларирования в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) определить принципы электронного декларирования;
2) изучить технологии, с помощью которых осуществляется электронное декларирование;
3) рассмотреть основные информационные системы электронного декларирования;
4) проанализировать преимущества использования электронного декларирования;
5) выявить основные проблемы использования электронного декларирования;
6) изучить перспективы развития электронного декларирования;
7) разработать рекомендации по совершенствованию применения электронного декларирования;
8) изучить на примере Центра электронного декларирования Астраханской таможни специфику создания и проблемы развития данного сервиса.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования.
При выполнении поставленных задач применялись общенаучные методы.
Метод нормативно-правового анализа позволил изучить правовые основы применения электронного декларирования участниками ВЭД и таможенными органами.
С помощью аналитического метода рассмотрены принципы и технологии электронного декларирования, выделены преимущества и недостатки электронного декларирования.
Исторический метод позволил изучить генезис процесса декларирования, вплоть до сегодняшнего дня. Кроме этого, данный метод был использован при изучении истории создания Центра электронного декларирования в Астраханской таможне.
Также был использован метод сравнения, с помощью которого были выявлены преимущества и недостатки технологий электронного декларирования в начале внедрения и на современном этапе. В ходе сравнения были выявлены особенности работы Центров электронного декларирования по сравнению с отделами таможенного оформления и таможенного контроля, а также определены различия между Центрами электронного декларирования.
Перспективы развития электронного декларирования в Российской Федерации были изучены посредством метода прогнозирования. Данный метод позволяет предположить траекторию развития анализируемого объекта на дальнейших этапах.
К специальным методам относятся: формально-логический метод, который предусматривает исследование юридических фактов и юридических текстов, их толкование в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций. Основная терминология, применяемая в ходе работы над ВКР, приведена в виде списка с определениями в Приложении А. С помощью формально-логического метода были определены права и обязанности таможенных органов и участников ВЭД, которые реализуются в процессе электронного декларирования.
Метод классификации предполагает разделение исследуемых объектов на виды, исходя из определённого свойства. В дипломной работе метод классификации был применен с целью разделения проблем электронного декларирования по характеру их возникновения.
Метод статистического анализа позволил осмыслить динамику количества деклараций, поданных в электронной форме, а также количества оформленных деклараций в Центрах электронного декларирования.
Научно-практическая значимость исследования состоит в комплексной оценке использования электронного декларирования, выявлении как преимуществ, так и проблем электронного декларирования, классификации проблем по группам в зависимости от характера происхождения, а также изучении специфики функционирования Центров электронного декларирования. Материалы и выводы работы могут использоваться в учебном процессе для расширения и углубления понимания технологии электронного декларирования. Классификация проблем по характеру их возникновения важна для определения путей их устранения. Кроме этого, рекомендации могут быть применены при совершенствовании программы «АИСТ-М», знания об особенностях работы Центров электронного декларирования будут полезны для участников ВЭД при оформлении товара.
Работа состоит из введения, трех глав, в свою очередь каждая глава делится на разделы, заключения и списка используемых источников.
В введении описана актуальность выбранной темы, определена степень научной разработки данной проблемы, представлены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе изучено понятие электронного декларирования, его принципы, выделены преимущества применения данной формы таможенного декларирования. Наиболее подробно рассмотрены технологии электронного декларирования, выявлены особенности применения ЭД-1, ЭД-2 и ЭД-3, их преимущества и недостатки. Кроме того, освещена практика применения электронного декларирования, рассмотрена история развития Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, а также изучены информационные системы, на которых основан процесс электронного декларирования.
Во второй главе рассмотрены практические аспекты использования электронного декларирования, выявлены преимущества и проблемы данной формы декларирования, в свою очередь выявлены проблемы, с которыми сталкивались участники ВЭД и таможенные органы на начальном этапе внедрения электронного декларирования, и проблемы, которые не решены на сегодняшний день. Кроме этого, проблемы разделены на группы в зависимости от характера происхождения. Далее изучены перспективы использования электронного декларирования. И в приложении даются рекомендации по совершенствованию электронного декларирования для улучшения работы данной технологии.
В третьей главе изучена история создания Центра электронного декларирования Астраханской таможни, а также выявлены особенности работы Центров электронного декларирования, и в заключении главы делаются выводы о работе с Центром электронного декларирования.
В заключение делаются основные выводы, подводятся итоги, отмечается, какие задачи удалось решить, а какие не в полной мере раскрыты и требуют дальнейшего исследования, даются прогнозы на будущее: удастся ли решить проблемы использования электронного декларирования, в какой период будут осуществлены перспективы развития электронного декларирования в Российской Федерации, а также с какими трудностями могут столкнуться участники ВЭД при работе с Центрами электронного декларирования, какие преимущества получают таможенные органы от создания Центров электронного декларирования.
Для достижения поставленной цели были изучены статьи и монографии на тему «Электронное декларирование», «Проблемы реализации электронного декларирования в сфере таможенной и околотаможенной деятельности», проанализированы выступления руководителей таможенных органов на тему «Преимущества и недостатки электронного декларирования», «Проблемы и перспективы развития электронного декларирования», а также была рассмотрена нормативно правовая база, ведомственные акты и отчеты ФТС.
Теоретическую базу исследования составили литература и две группы источников. К литературе отнесены статьи и монографии, посвященные проблемам использования электронного декларирования.
В статье С.В. Четвериковой «Электронная форма декларирования товаров: проблемы и перспективы развития» рассматриваются основные понятия электронной формы декларирования товаров. Изучены перспективы данной формы, а также выделены проблемы электронной формы декларирования, с которыми сталкиваются как таможенные органы, так и декларанты. Автор выделяет две наиболее значимые проблемы:
технологические проблемы и несовершенство единой базы разрешительных документов, без которой о сокращении предоставляемых при декларировании документов пока говорить нельзя. Кроме этого, в статье рассматриваются перспективы развития электронного декларирования. Несмотря на то что, статья 2012 года и уже не актуальна, изучив проблемы и перспективы, описанные в ней, можно провести сравнительный анализ с более поздними работами, тем самым выявить, какие проблемы уже решены, а какие продолжают препятствовать работе с электронными документооборотом.
Статья А.П. Кеда, Л.Л. Личевой «Электронное таможенное декларирование (ЭД-2)» посвящена технологии электронного таможенного декларирования, важность которой подчеркивается в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. Проанализированы характерные особенности внедрения технологии электронного декларирования ЭД-1 и технологии электронного декларирования ЭД-2.
Показана динамика количества таможенных деклараций в электронной форме (технология ЭД-2). Выявлена и обоснована необходимость перехода на технологию ЭД-2 .
Используя электронный способ заполнения декларации на товары, участник внешнеэкономической деятельности помимо очевидных преимуществ данной системы может столкнуться с её некоторыми недостатками. О таких проблемах идет речь в статье О.А. Высотиной, К.А. Гончаровой «Электронное декларирование». Одной из главных проблем является то, что по-прежнему декларант получает на руки бумажный бланк таможенной декларации со штампом «Выпуск разрешен», заверенным личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. По мнению авторов, система электронного декларирования требует некоторых доработок. И тем не менее они отмечают, что электронное декларирование - это настоящее и будущее таможни .
Монография Ю.В. Малышенко «Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования» условно разделена на три части: нормативно - правовая база, которой руководствуется таможенная служба при разработке, внедрении и использовании информационных технологий, связанных с таможенным декларированием и предварительным информированием в электронной форме; экспериментальные информационные технологии и системы, предшествовавшие нынешнему этапу автоматизации в области таможенного декларирования и предварительного информирования в электронной форме; новые информационные технологии и системы российской таможни, которые находятся в стадии внедрения и развития. В монографии рассматриваются правовые и технологические основы электронного декларирования, мировой опыт в этой области, особенности развития и внедрения технологий электронного декларирования в российской таможне .
Однако данная литература имеет недостаток, такой как субъективное отношение авторов статей к использованию электронного декларирования.
К первой группе источников отнесена Правовая база, а именно, Таможенный кодекс ТС, ФЗ-311, ТНВЭД, Приказы ФТС, Постановления Правительства РФ.
Изучены Приказы, которые регулируют применение электронного декларирования на территории Российской Федерации.
Основными нормативно-правовыми документами в сфере электронного декларирования являются: Приказ ФТС №845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования», Приказ ФТС России №2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» и Приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. №1761 «Об утверждении Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля».
Кроме этого, Центры электронного декларирования основывают свою деятельность на таких нормативно-правовых документах как: Постановление от 13 декабря 2013 г. № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме»; Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (г. Москва 12.12.2008); Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 (ред. от 21.11.2014) "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств ", Приказ ФТС России № 52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет» и другие.
Приказ ФТС России № 2187 от 25.10.2011 г. «Об утверждении Положения об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами РФ», определяет условия и единый порядок использования средств электронной подписи участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, при осуществлении информационного взаимодействия с таможенными органами РФ.
Федеральный Закон РФ № 63-ФЗ от 25.03.2011 г. «Об электронной подписи» регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.
Ко второй группе отнесены веб-сайты, на которых размещены отчеты ФТС, приведены статистические данные в области электронного декларирования, а также представлены выступления начальников таможенных органов на тему «Электронное декларирование».
Обеспечение бесперебойного электронного декларирования товаров является одной из приоритетных задач таможенных органов Российской Федерации.
Электронное декларирование - это комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств в электронном виде. Функционирование системы основано на принципах обмена информацией между декларантами и уполномоченными должностными лицами таможенного органа, исключительно в электронном виде с использованием электронной подписи, а именно:
1) декларант заполняет электронную декларацию, подписывает ее электронной цифровой подписью, вводит все необходимые сведения;
2) направляет по каналам автоматизированной информационной системы в таможенный орган;
3) инспектор, получив электронную декларацию и все необходимые документы, проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение;
4) инспектор после выпуска или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием ЕАИС таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение.
На основании принципов электронного декларирования были выделены преимущества, которые получают участники ВЭД и таможенные органы.
Благодаря использованию данных принципов, документы, необходимые для таможенного оформления, подготавливаются в электронном виде и заверяются электронной цифровой подписью. Следовательно, снижается объем использования бумажной документации, иначе говоря, происходит переход на безбумажное оформление. Кроме этого, применение электронного декларирования приводит к тому, что формализуются и ускоряются процедуры таможенного контроля и оформления, уменьшается время, затрачиваемое на таможенное оформление, а также появляется возможность проводить документальный контроль до фактического поступления товаров в таможенный орган назначения, следовательно, сокращается время простоя товаров и транспортных средств. Также принципы электронного декларирования позволяют сократить сроки выпуска ДТ, оптимизировать применения людских и материальных ресурсов, как правило, позволяют снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов.
Помимо этого, происходит ускорение поступления таможенных платежей в государственный бюджет, а также существует возможность интегрировать с информационными системами иностранных государств.
Кроме перечисленных преимуществ, общение с таможенным инспектором в режиме on-line минимизирует вероятность принятие субъективных решений .
Рассмотрев принципы электронного декларирования, детально изучили технологии электронного декларирования ЭД-1, ЭД-2 и ЭД-3.
Каждая последующая технология имеет преимущества по сравнению с предыдущей, это объясняется механизмом работы данных технологий. Так, ЭД-1 имела ряд недостатков. Для решения проблем была создана технология ЭД-2, которая имела такие преимущества как: при обмене данными между таможней и участником ВЭД может присутствовать новый элемент - уполномоченный Информационный оператор; запрет на сканированные документы, все документы теперь предоставляются исключительно в формализованном виде, за исключением графических чертежей и схем.
В свою очередь технология ЭД-2 со временем стала несовершенна и была заменена на ЭД-3. Особенностью этой технологии является то, что участник ВЭД подает документы и сведения, которые необходимо представить таможенному органу при декларировании товаров в электронной форме, через специально созданный в сети Интернет «Портал электронного декларирования». В процесс электронного декларирования участники ВЭД получают возможность производить оплату таможенных платежей круглосуточно, в любой день недели на всей территории ЕАЭС.
В работе была рассмотрена автоматизированная информационная система «АИСТ-М», которая применяется на практике.
Данная система позволяет осуществлять таможенные операции и получать всевозможные формы отчетности на уровне таможенных постов, таможен и региональных управлениях. Кроме того, позволяет осуществлять информационную поддержку принятия решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.
По результатам изучения автоматизированной информационной системы электронного декларирования, были выделены принципы работы «АИСТ-М»:
1) непрерывная работа в системе с момента заполнения декларации до ее анализа;
2) единая модель данных;
3) единое хранилище документов;
4) единый архив документов;
5) единые механизмы взаимодействия с внешними системами.
На начальном этапе внедрения электронного декларирования возникали проблемы, которые не позволяли в полной мере использовать данную технологию. Часть этих проблем остается нерешенными и на сегодняшний день, помимо этого, на пути эффективного внедрения электронного декларирования встают новые проблемы.
Проблемы, препятствующие сегодня полному использованию электронного декларирования, разделены на четыре группы.
К первой группе отнесены технические проблемы, которые связаны в основном с низкой производительностью серверного оборудования, сбоями в работе каналов связи, несовершенством программных средств, реализующих технологию электронного представления сведений.
Вторая группа включает в себя проблемы технологического характера: отсутствие единых информационных систем государств-участников ЕАЭС, недостаточная компетентность разработчиков автоматизированной информационной «АИСТ-М», несовершенство интерфейса взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами, отсутствие «связок» постов декларирования с местами фактического нахождения товаров.
Третью группу представляют проблемы административно-правового характера, здесь, как правило, выделяют несовершенство нормативноправовой базы (противоречие между положениями национального и международного источника права), постоянные изменения нормативной базы.
К четвертой группе относят проблемы организационного характера: присутствие человеческого фактора.
Проблемы были выделены в группы с целью их конструктивного решения.
Но даже, несмотря на вышеуказанные проблемы, без этой технологии представить сегодня работу таможни уже невозможно.
Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, сегодня составляет 99,9 процентов.
Весь процесс занимает минуты и может осуществляться участником ВЭД из любой точки мира. При этом фиксируется время подачи, регистрации и выпуска таможенной декларации, а также время осуществления промежуточных операций.
Для такого показателя, как предельное время совершения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена вся необходимая информация и не требуется дополнительная проверка документов и досмотра, установлено целевое значение один час.
Сегодня возможно совершать операции по уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платёжных терминалов и банкоматов.
Благодаря взаимодействию в режиме онлайн между участником ВЭД и таможенным инспектором обеспечивается оперативность и прозрачность процессов таможенного оформления. Отсутствие прямого контакта между декларантом и инспектором таможни рассматривается как элемент борьбы с коррупцией.
Переход на электронное декларирование сделал возможным внедрение такой современной технологии как удаленный выпуск товаров. Декларирование товаров удаленным способом минимизирует финансовые и временные расходы участников ВЭД. При удаленном выпуске декларация на товары подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется приграничной таможней. Таким образом, у участников ВЭД появляется возможность подавать декларацию в любой таможенный орган на территории России, а выпускать товары в свободное обращение непосредственно на границе. Сокращение логистических расходов и времени совершения таможенных операций оказывает решающее влияние на снижение себестоимости товаров. Наличие у декларанта электронной подписи, программного средства для формализации электронных документов и доступа к сети Интернет - дают возможность участникам ВЭД почувствовать все плюсы новой технологии. Ее целью является максимальное сокращение сроков прохождения таможенных формальностей.
документообороте, позволило создать центры электронного декларирования. В системе таможенных органов функционируют 28 ЦЭД, которые находятся во всех федеральных округах.
Двадцать седьмым стал Астраханский Центр электронного декларирования, на основе данного центра были изучены особенности функционирования Центров электронного декларирования.
Итак, Центры электронного декларирования это таможенные посты, которые не имеют в зоне своей деятельности подконтрольных складов временного хранения, занимаются только выпуском товаров в свободное обращение, не оформляют ДТ в соответствии с таможенными процедурами, требующими осуществления контроля после выпуска условно выпущенных товаров, и не занимаются фактическим таможенным контролем.
Одним из важнейших преимуществ при работе с ЦЭД является доступность для регионов. Технология удаленного выпуска позволяет значительно сокращать временные затраты на совершение необходимых таможенных операций, которые предшествуют выпуску товара, при этом отсутствует необходимость размещения товаров непосредственно на месте их оформления, подача декларации может осуществляться из любого региона. Товар может размещаться на любом складе временного хранения (СВХ) любого таможенно-логистического терминала (ТЛТ) России.
В случае если есть какие-то вопросы, всегда происходит связь между инспектором, который проверяет документацию, и декларантом или его представителем. Диалог между инспектором Центра электронного декларирования ведется только в сети. При этом оба участника могут находится на любом расстоянии друг от друга - работа в режиме онлайн позволяет грамотно решить любые даже самые сложные задачи.
Создание Центров электронного декларирования позволило экономить время и ресурсы, а также обеспечить прозрачность таможенных операций.
С целью определения дальнейшего развития технологии электронного декларирования были изучены перспективы данной технологии.
Перспективы электронного декларирования определены Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, Дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования». Правительством РФ утвержден план мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования». Его задачи - сокращение сроков подготовки и получение документов, необходимых для проведения таможенных операций, внедрение электронного декларирования.
Введение обязательного электронного декларирования позволило перейти к следующему качественному изменению порядка при декларировании товаров - постепенной автоматизации принимаемых таможенными органами решений. Это одно из самых перспективных направлений развития таможенных технологий, за которым последуют значительный рывок в скорости таможенного администрирования. Начатая работа предусматривает три этапа. Первый - внедрение технологии автоматической регистрации деклараций. Второй - внедрение технологии автоматического выпуска деклараций в пилотных зонах. Третий - полномасштабное внедрение технологии автоматического выпуска в отношении товаров, по которым в автоматическом режиме не выявлены риски. Сегодня в практику работы таможенных органов активно внедряется технология автоматической регистрации деклараций.
Основным преимуществом применения такой технологии является значительное сокращение сроков проверки декларации на товары на предмет соблюдения таможенного законодательства. Так, при применении технологии среднее время автоматической проверки составляет три минуты. На практике на это уходит и вовсе несколько секунд. При этом средний срок принятия решения о регистрации должностным лицом - более 30 минут. В автоматическом режиме могут регистрироваться электронные декларации только на экспортируемые товары. Это обусловлено тем, что на начальном этапе развития новой технологии необходимо отработать сравнительно простые алгоритмы обработки информации, связанной с принятием решений о регистрации декларации на товары. В скором времени автоматическая регистрация распространится и на импортируемые товары. Сегодня при использовании данной технологии выявляются ошибки, влияющие на отказ в авторегистрации. Чаще всего «виновниками» становятся декларанты, допускающие неточности при заполнении документов. Таможня на своем уровне проводит работу с участниками ВЭД, разъясняет необходимость соблюдения требований по полноте, корректности и качественной формализации электронных документов, представляемых при декларировании товаров. Это первый этап на пути к автоматическому выпуску товаров, внедрение которого запланировано на 2018 год.
Одним из перспективных направлений деятельности является налаживание работы системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных органов исполнительной власти. Это постоянно актуализируемый информационный ресурс, позволяющий минимизировать количество сведений, необходимых для совершения таможенных операций. Сегодня значительно сокращен перечень документов, которые представляются при декларировании товаров, так среднее количество документов при экспорте составляет - 6 документов, при импорте - 8 документов (минимальное количество: при экспорте - три, при импорте - пять). Дальнейшая работа по сокращению количества разрешительных документов связана с обеспечением бесперебойного функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия, которая должна стать основой для реализации механизма единого окна .
Реализация данных планов зависит от таможенной политики, от политики государства в целом, а также от действий участников ВЭД, которые являются непосредственными субъектами электронного декларирования, применяя данную технологию.
Электронное декларирование - это комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств в электронном виде. Функционирование системы основано на принципах обмена информацией между декларантами и уполномоченными должностными лицами таможенного органа, исключительно в электронном виде с использованием электронной подписи, а именно:
1) декларант заполняет электронную декларацию, подписывает ее электронной цифровой подписью, вводит все необходимые сведения;
2) направляет по каналам автоматизированной информационной системы в таможенный орган;
3) инспектор, получив электронную декларацию и все необходимые документы, проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение;
4) инспектор после выпуска или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием ЕАИС таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение.
На основании принципов электронного декларирования были выделены преимущества, которые получают участники ВЭД и таможенные органы.
Благодаря использованию данных принципов, документы, необходимые для таможенного оформления, подготавливаются в электронном виде и заверяются электронной цифровой подписью. Следовательно, снижается объем использования бумажной документации, иначе говоря, происходит переход на безбумажное оформление. Кроме этого, применение электронного декларирования приводит к тому, что формализуются и ускоряются процедуры таможенного контроля и оформления, уменьшается время, затрачиваемое на таможенное оформление, а также появляется возможность проводить документальный контроль до фактического поступления товаров в таможенный орган назначения, следовательно, сокращается время простоя товаров и транспортных средств. Также принципы электронного декларирования позволяют сократить сроки выпуска ДТ, оптимизировать применения людских и материальных ресурсов, как правило, позволяют снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов.
Помимо этого, происходит ускорение поступления таможенных платежей в государственный бюджет, а также существует возможность интегрировать с информационными системами иностранных государств.
Кроме перечисленных преимуществ, общение с таможенным инспектором в режиме on-line минимизирует вероятность принятие субъективных решений .
Рассмотрев принципы электронного декларирования, детально изучили технологии электронного декларирования ЭД-1, ЭД-2 и ЭД-3.
Каждая последующая технология имеет преимущества по сравнению с предыдущей, это объясняется механизмом работы данных технологий. Так, ЭД-1 имела ряд недостатков. Для решения проблем была создана технология ЭД-2, которая имела такие преимущества как: при обмене данными между таможней и участником ВЭД может присутствовать новый элемент - уполномоченный Информационный оператор; запрет на сканированные документы, все документы теперь предоставляются исключительно в формализованном виде, за исключением графических чертежей и схем.
В свою очередь технология ЭД-2 со временем стала несовершенна и была заменена на ЭД-3. Особенностью этой технологии является то, что участник ВЭД подает документы и сведения, которые необходимо представить таможенному органу при декларировании товаров в электронной форме, через специально созданный в сети Интернет «Портал электронного декларирования». В процесс электронного декларирования участники ВЭД получают возможность производить оплату таможенных платежей круглосуточно, в любой день недели на всей территории ЕАЭС.
В работе была рассмотрена автоматизированная информационная система «АИСТ-М», которая применяется на практике.
Данная система позволяет осуществлять таможенные операции и получать всевозможные формы отчетности на уровне таможенных постов, таможен и региональных управлениях. Кроме того, позволяет осуществлять информационную поддержку принятия решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.
По результатам изучения автоматизированной информационной системы электронного декларирования, были выделены принципы работы «АИСТ-М»:
1) непрерывная работа в системе с момента заполнения декларации до ее анализа;
2) единая модель данных;
3) единое хранилище документов;
4) единый архив документов;
5) единые механизмы взаимодействия с внешними системами.
На начальном этапе внедрения электронного декларирования возникали проблемы, которые не позволяли в полной мере использовать данную технологию. Часть этих проблем остается нерешенными и на сегодняшний день, помимо этого, на пути эффективного внедрения электронного декларирования встают новые проблемы.
Проблемы, препятствующие сегодня полному использованию электронного декларирования, разделены на четыре группы.
К первой группе отнесены технические проблемы, которые связаны в основном с низкой производительностью серверного оборудования, сбоями в работе каналов связи, несовершенством программных средств, реализующих технологию электронного представления сведений.
Вторая группа включает в себя проблемы технологического характера: отсутствие единых информационных систем государств-участников ЕАЭС, недостаточная компетентность разработчиков автоматизированной информационной «АИСТ-М», несовершенство интерфейса взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами, отсутствие «связок» постов декларирования с местами фактического нахождения товаров.
Третью группу представляют проблемы административно-правового характера, здесь, как правило, выделяют несовершенство нормативноправовой базы (противоречие между положениями национального и международного источника права), постоянные изменения нормативной базы.
К четвертой группе относят проблемы организационного характера: присутствие человеческого фактора.
Проблемы были выделены в группы с целью их конструктивного решения.
Но даже, несмотря на вышеуказанные проблемы, без этой технологии представить сегодня работу таможни уже невозможно.
Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, сегодня составляет 99,9 процентов.
Весь процесс занимает минуты и может осуществляться участником ВЭД из любой точки мира. При этом фиксируется время подачи, регистрации и выпуска таможенной декларации, а также время осуществления промежуточных операций.
Для такого показателя, как предельное время совершения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена вся необходимая информация и не требуется дополнительная проверка документов и досмотра, установлено целевое значение один час.
Сегодня возможно совершать операции по уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платёжных терминалов и банкоматов.
Благодаря взаимодействию в режиме онлайн между участником ВЭД и таможенным инспектором обеспечивается оперативность и прозрачность процессов таможенного оформления. Отсутствие прямого контакта между декларантом и инспектором таможни рассматривается как элемент борьбы с коррупцией.
Переход на электронное декларирование сделал возможным внедрение такой современной технологии как удаленный выпуск товаров. Декларирование товаров удаленным способом минимизирует финансовые и временные расходы участников ВЭД. При удаленном выпуске декларация на товары подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется приграничной таможней. Таким образом, у участников ВЭД появляется возможность подавать декларацию в любой таможенный орган на территории России, а выпускать товары в свободное обращение непосредственно на границе. Сокращение логистических расходов и времени совершения таможенных операций оказывает решающее влияние на снижение себестоимости товаров. Наличие у декларанта электронной подписи, программного средства для формализации электронных документов и доступа к сети Интернет - дают возможность участникам ВЭД почувствовать все плюсы новой технологии. Ее целью является максимальное сокращение сроков прохождения таможенных формальностей.
документообороте, позволило создать центры электронного декларирования. В системе таможенных органов функционируют 28 ЦЭД, которые находятся во всех федеральных округах.
Двадцать седьмым стал Астраханский Центр электронного декларирования, на основе данного центра были изучены особенности функционирования Центров электронного декларирования.
Итак, Центры электронного декларирования это таможенные посты, которые не имеют в зоне своей деятельности подконтрольных складов временного хранения, занимаются только выпуском товаров в свободное обращение, не оформляют ДТ в соответствии с таможенными процедурами, требующими осуществления контроля после выпуска условно выпущенных товаров, и не занимаются фактическим таможенным контролем.
Одним из важнейших преимуществ при работе с ЦЭД является доступность для регионов. Технология удаленного выпуска позволяет значительно сокращать временные затраты на совершение необходимых таможенных операций, которые предшествуют выпуску товара, при этом отсутствует необходимость размещения товаров непосредственно на месте их оформления, подача декларации может осуществляться из любого региона. Товар может размещаться на любом складе временного хранения (СВХ) любого таможенно-логистического терминала (ТЛТ) России.
В случае если есть какие-то вопросы, всегда происходит связь между инспектором, который проверяет документацию, и декларантом или его представителем. Диалог между инспектором Центра электронного декларирования ведется только в сети. При этом оба участника могут находится на любом расстоянии друг от друга - работа в режиме онлайн позволяет грамотно решить любые даже самые сложные задачи.
Создание Центров электронного декларирования позволило экономить время и ресурсы, а также обеспечить прозрачность таможенных операций.
С целью определения дальнейшего развития технологии электронного декларирования были изучены перспективы данной технологии.
Перспективы электронного декларирования определены Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, Дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования». Правительством РФ утвержден план мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования». Его задачи - сокращение сроков подготовки и получение документов, необходимых для проведения таможенных операций, внедрение электронного декларирования.
Введение обязательного электронного декларирования позволило перейти к следующему качественному изменению порядка при декларировании товаров - постепенной автоматизации принимаемых таможенными органами решений. Это одно из самых перспективных направлений развития таможенных технологий, за которым последуют значительный рывок в скорости таможенного администрирования. Начатая работа предусматривает три этапа. Первый - внедрение технологии автоматической регистрации деклараций. Второй - внедрение технологии автоматического выпуска деклараций в пилотных зонах. Третий - полномасштабное внедрение технологии автоматического выпуска в отношении товаров, по которым в автоматическом режиме не выявлены риски. Сегодня в практику работы таможенных органов активно внедряется технология автоматической регистрации деклараций.
Основным преимуществом применения такой технологии является значительное сокращение сроков проверки декларации на товары на предмет соблюдения таможенного законодательства. Так, при применении технологии среднее время автоматической проверки составляет три минуты. На практике на это уходит и вовсе несколько секунд. При этом средний срок принятия решения о регистрации должностным лицом - более 30 минут. В автоматическом режиме могут регистрироваться электронные декларации только на экспортируемые товары. Это обусловлено тем, что на начальном этапе развития новой технологии необходимо отработать сравнительно простые алгоритмы обработки информации, связанной с принятием решений о регистрации декларации на товары. В скором времени автоматическая регистрация распространится и на импортируемые товары. Сегодня при использовании данной технологии выявляются ошибки, влияющие на отказ в авторегистрации. Чаще всего «виновниками» становятся декларанты, допускающие неточности при заполнении документов. Таможня на своем уровне проводит работу с участниками ВЭД, разъясняет необходимость соблюдения требований по полноте, корректности и качественной формализации электронных документов, представляемых при декларировании товаров. Это первый этап на пути к автоматическому выпуску товаров, внедрение которого запланировано на 2018 год.
Одним из перспективных направлений деятельности является налаживание работы системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных органов исполнительной власти. Это постоянно актуализируемый информационный ресурс, позволяющий минимизировать количество сведений, необходимых для совершения таможенных операций. Сегодня значительно сокращен перечень документов, которые представляются при декларировании товаров, так среднее количество документов при экспорте составляет - 6 документов, при импорте - 8 документов (минимальное количество: при экспорте - три, при импорте - пять). Дальнейшая работа по сокращению количества разрешительных документов связана с обеспечением бесперебойного функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия, которая должна стать основой для реализации механизма единого окна .
Реализация данных планов зависит от таможенной политики, от политики государства в целом, а также от действий участников ВЭД, которые являются непосредственными субъектами электронного декларирования, применяя данную технологию.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Система электронного декларирования товаров в таможенных органах
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Электронное декларирование товаров как основа повышения эффективности внешнеэкономической деятельности
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
ТОВАРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭНЕРГОТЕХПЛАСТ»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭНЕРГОТЕХПЛАСТ»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности применения временного периодического таможенного декларирования товаров
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - ФТС России: основные функции, задачи и организационная структура (Московский финансово-юридический университет)
Курсовые работы, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021



