Период изготовления: январь 2023 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Работа носит методический характер.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения на уроках окружающего мира леса 6
1.1 Методы и формы экологического воспитания учащихся в ходе изучения на уроках окружающего мира леса 6
1.2 Анализ УМК по окружающему миру по проблеме изучения темы «Лес» 11
Выводы по Главе 1 17
Глава 2 Практические аспекты изучение темы «Лес» на уроках окружающего мира 18
2.1 Виды заданий для изучения темы «Лес» на уроках окружающего мира 18
2.2 Разработка урока-исследования по теме «Леса России» 23
Выводы по Главе 2 32
Заключение 33
Библиографический список источников и литературы 35
Цель исследования – определить методические особенности изучения леса младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Раскрыть методы и формы экологического воспитания учащихся в ходе изучения на уроках окружающего мира леса.
2. Проанализировать образовательные программы по окружающему миру по проблеме изучения леса.
3. Подобрать задания для уроков окружающего мира по изучению леса.
4. Разработать технологическую карту урока для учащихся 4 класса 9УМК «Школа России» на тему «Леса России».
Объект исследования – процесс изучения леса младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия изучения леса младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – проектировочные, моделирование.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список литературы и источников.
Знания о природе развивают эрудицию, мировоззрение, мышление, речи, волю, чувства, воображение, творческие и исследовательские способности, наблюдательность, экологическую культуру, положительные моральные качества, навыки учебного труда, разнообразные теоретические и практические способы деятельности, в частности способы познавательной деятельности, способствуют успешной адаптации младших школьников в окружающей среде. Систематичность использования экологически направленного материала обеспечивается его регулярным применением на многих уроках по различным дисциплинам: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология и т.д.). Причем, природоохранные сведения должны быть не отрывочны и разрозненны, а упорядочены в определенную, логически построенную, завершенную систему. То есть, начиная учебный год, учитель должен четко определить объем экологических знаний и умений, которые необходимо усвоить ученикам на основе регионального компонента.
Анализ программ позволило заключить, что в УМК «Школа России» А.А. Плешакова происходит постепенное ознакомление учащихся на уроках окружающего мира с лесом, его растениями и обитателями: от простого к сложному. В УМК Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой сначала изучается природное сообщество – лес, затем учащиеся знакомятся с обитателями – животными леса и растениями леса. Изучение программ показало, что учителя начальных классов имеют возможность включать региональный компонент по окружающему миру. Те учителя, которые разрабатывают рабочие программы с учащимися третьего класса по окружающему миру на основе предметной линии «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой могут включить региональный компонент за счет дополнительных часов, выделенных на внеурочную деятельность.
Для изучения леса на уроках окружающего мира в 4 классе УМК «Школа России» А.А. Плешакова на уроках окружающий мир УМК «Школа России» А.А. Плешакова в 4-м классе предлагается разные задания исследовательского и творческого характера. Также необходимо отметить, что нужно включать задания при изучении леса из регионального компонента. В ходе работы над темой исследования были подобраны разные задания, которые будут способствовать повышению познавательных интересов учащихся.
Также был разработан урок на тему «Леса России» для учащихся 4 класса. На уроке предусмотрена поисково-исследовательская деятельность учащихся.
1. Алексеева, Л. М. Организации и проведение экскурсий в природу / Н. А. Антонова // Начальная школа До и После. – 2016. – №2. – С. 63-66.
2. Бандерова, В. В. Формирование у младших школьников понимания взаимосвязей в природе в рамках экологического воспитания / В. В. Бандерова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 136–139.
3. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2016. – №3. – С. 68–74.
4. Болотова, Е. К. Организация экологического воспитания в начальной школе на основе деятельностного подхода / Е. К. Болотова // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 42-44.
5. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность младших школьников в области экологии / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 412 с.
6. Виноградова, Н. Ф. Рабочая программа. Окружающий мир. 1–4 класс / Н. Ф. Виноградова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: Источник: https://rosuchebnik.ru/material/okruzhayushchiy-mir-1-4-klassy-rabochaya-programma-vinigradova/ (29.12.2022 г.)
7. Головина, С. В. Современный урок: проблемы, перспективы / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2015. – 76 с.
8. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
9. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учеб. пособие для бакалавриата / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – Москва : Академия, 2013. – 336 с.
10. Макеева А. Г. Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной школы / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – Москва : ООО «Нестле Россия», 2018. – 96 с.
11. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» : учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов / А. В. Миронов. – Москва : Феникс, 2013. – 512 с.
12. Олькова, Л. Д. Экологическое сознание как проблема психолого-педагогического исследования / Л. Д. Олькова // Педагогика. – 2018. – №1. – С. 41-46.
13. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова, В. П. Голов. – Москва : Академия, 2013. – 245 с.
14. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2014. – 205 с.
15. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
16. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
17. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / Под ред. А. Б. Воронцова. – Москва : Просвещение, 2017. – 176 с.
18. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2016. – 136 с.
19. Степанов, В. Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. – Псков : ПОИПКРО, 2014. – 96 с.
20. Симонова, Л. В. Жизнь природных сообществ: Рабочая тетрадь по курсу «Окружающий мир» Л. В. Симонова, Е. С. Кузнецова, Т. В. Зинченко, А. С. Пономарева. – Москва : ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. – 23 с.
21. Соломенникова, О. А. Курс «Окружающий мир» в начальной школе / О. А. Соломенникова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 247 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2022.– 50 с.
23. Шварова, Е. Л. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках курса «Окружающий мир» / Е. Р. Шарова // Начальная школа. – 2017. – №11. – С. 85-88.
24. Шеленкова, Н. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2015. – №5. – С. 82-87.
25. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. – 2015. –№ 4. – С. 3–13.