Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ 9
§1. Психолого-педагогические основы развития наглядно-образного мышления обучающихся 9
§2. Теоретические предпосылки активизации наглядно-образного мышления бакалавров в процессе применения информационных образовательных технологий 22
§3. Педагогические условия применения информационных образовательных технологий в целях активизации наглядно-образного мышления бакалавров .. 45
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ 50
§4. Средства развития наглядно-образного мышления бакалавров в процессе обучения математике в вузе 50
§5. Опытно-экспериментальное исследование влияния информационных образовательных технологий на развитие наглядно-образного мышления бакалавров при обучении математике в вузе 61
§6. Оценка эффективности организационно-педагогических условий развития наглядно-образного мышления бакалавров в процессе обучения математике в вузе 71
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Актуальность исследования. В настоящее время одним из направлений реформирования системы образования является информатизация, которая основывается на внедрении информационных и коммуникационных технологий в обучение. Информационные образовательные технологии открывают широкие перспективы увеличения эффективности обучения и интенсификации педагогической деятельности, что связано с уникальными возможностями современной компьютерной техники и программного обеспечения. Известны следующие функции информационных образовательных технологий в образовательном процессе: доступ к мировым информационным ресурсам, коммуникация, контроль усвоения знаний и коррекция действий, обучение, творческое развитие обучающегося, тестирование, совершенствования управления учебным заведением и учебным процессом; в качестве объекта изучения; в качестве инструмента познания действительности.
Одной из характерных черт развития образования в РФ является его гуманистическая ориентация, определяющая направленность основных задач изучения математических дисциплин в современном вузе. В настоящее время на образование влияют коренные изменения, происходящие в обществе, в научной, технической и производственной сферах, которые обуславливают социальный заказ вузу. Основы социального заказа вызывают смещение целевых установок в различных областях знаний, и в том числе по математике. В такой ситуации практически общепринятой и очевидной стала мысль о том, что выпускник бакалавриата должен обладать способностью и готовностью самостоятельно добывать новые знания и осваивать новые виды деятельности, которые являются необходимыми для адекватного действия в разных ситуациях.
В настоящее время ориентирами обучения служат не формальное усвоение обучающимися фиксированного объёма знаний, умений и навыков, а полноценное восприятие ими системы знаний, овладение аппаратом самостоятельного научно-исследовательского поиска, средствами поиска истины на базе становления и развития разнообразных видов мышления, в том числе наглядно-образного. В существующей системе образования обучающийся выступает в роли «запоминающего устройства», в то время как обучающий служит передатчиком готовой информации. Это отторгает обучающихся, так как, по словам Д.И. Менделеева, готовые знания являются не наукой, а рабством перед изучаемым [36, с. 175]. Разделы математики содержат целый ряд педагогических возможностей, которые могут найти применение для развития наглядно-образного мышления. С другой стороны, усвоение этих разделов невозможно без использования наглядно-образного мышления обучающихся. Наглядно-образное мышление помогает восприятию философских категорий, на которые опирается математика, что влияет на мировоззрение и предоставляет возможность получения целостного представления об области применимости полученных знаний.
Проблемы проектирования информационных обучающих систем и специальных обучающих предметно-ориентированных сред, которые основаны на личностных моделях обучения и технологиях виртуальной реальности, рассматривались В.А. Далингером [21], Л.И Долинером [23], Н.В. Балицкой [3], Н.С. Кудиновой [29], А.И. Назаровым [38], А.Р. Ганеевой [15], Д.А. Васильевым [8], Л.А. Фединой [62], Е.Ю. Романовой [46], Т.М. Фроловой [66], Р.С. Фомичёвым [64] и др.
В исследованиях Л.И. Долинера [23] и др. раскрыты вопросы создания условий для личностного развития, формирования информационной культуры личности и креативности при организации обучения в современном информационно-образовательном пространстве на основе информационных и коммуникационных технологий 90-х годов ХХ-начала ХХ! века.
Анализ ранее выполненных диссертационных работ, посвящённых применению информационных технологий в образовании, показал, что они были рассмотрены в аспекте: организации профессионально-ориентированного обучения [3]; предметной подготовки будущих учителей [29]; системы открытого обучения [38]; организации самостоятельной работы обучающихся по геометрии [15]; обеспечения педагогических условий [8]; повышения качества подготовки обучающихся [62]; формирования профессионально-математической культуры [46]; оптимизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса [66]; модернизации среднего образования [64]. Непосредственно информационным образовательным технологиям посвящена работа Д.С. Ломакина [31], в которой основное внимание уделено активизации познавательной деятельности обучающихся в среднем профессиональном учреждении.
Итак, можно констатировать, что информационные образовательные технологии востребованы на практике; имеется опыт проектирования и реализации информационных технологий в условиях профессионального образования, проведены ряд исследований. Однако в них развитие наглядно-образного мышления бакалавров не являлась предметом специального изучения. Анализ научно-методической литературы по обучению математике в вузе и констатирующий этап эксперимента дали возможность отметить целый ряд малоисследованных проблем: какова роль, место, цели проектирования образовательного процесса с применением информационных образовательных технологий в качестве средства развития наглядно-образного мышления бакалавров; каким основным требованиям должно удовлетворять применение информационных образовательных технологий в качестве средства развития наглядно-образного мышления бакалавров; каковы условия проектирования и эффективной реализации образовательного процесса с применением информационных образовательных технологий в качестве средства развития наглядно-образного мышления бакалавров в процессе обучения математике в вузе.
Таким образом, актуальность темы магистерского диссертационного исследования вытекает из установленного противоречия между достаточно высоким потенциалом информационных образовательных технологий как средства развития наглядно-образного мышления бакалавров педагогического профиля в области математики в вузе и недостаточным его использованием во время обучения математике с целью развития наглядно-образного мышления, имеющего значение для освоения математических дисциплин, а также низким уровнем проработанности педагогического аспекта развития этого вида мышления.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление особенностей проектирования образовательного процесса с применением информационных образовательных технологий в качестве средства развития наглядно-образного мышления бакалавров педагогического профиля при обучении математике в вузе.
Объект исследования: процесс подготовки бакалавров педагогического профиля при обучении математике в вузе.
Предмет исследования: информационные образовательные технологии как средство развития наглядно-образного мышления бакалавров при обучении математике в вузе.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть характер и потенциал использования информационных образовательных технологий с целью развития наглядно-образного мышления при реализации математических дисциплин в современном вузе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что если во время изучения математики систематически включать в процесс обучения информационные образовательные технологии, направленные на развитие наглядно-образного мышления, то можно ожидать положительных результатов учебной деятельности будущих бакалавров по математике.
Задачи исследования:
1) рассмотреть содержание термина «наглядно-образное мышление» путём анализа психолого-педагогической и философской литературы для выявления условий, способствующих его развитию;
2) установить место наглядно-образного мышления в цикле математических дисциплин;
3) выявить информационные образовательные технологии, которые оказывают положительное влияние на развитие наглядно-образного мышления обучающихся при реализации математических дисциплин;
4) внедрить выявленные информационные образовательные технологии, имеющие значение для развития наглядно-образного мышления, в процесс обучения математическим дисциплинам.
С целью решения указанных задач использовались такие методы исследования, как анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, нормативно-программной документации; использовании изучения, наблюдения, обобщения, моделирования, проектирования; анализ собственного опыта работы в вузе; на педагогическом эксперименте, тестировании, анкетировании обучающихся и преподавателей; различные виды эксперимента по проверке базовых положений исследования; методы статистической обработки полученных результатов; экспертиза разработанного курса.
Нормативной базой исследования является ФГОС ВО по направлению бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование [1].
Основные этапы магистерского диссертационного исследования:
1 семестр (2015/16 уч. г.): анализ имеющихся исследований по теме магистерской диссертации, анализ учебников для вуза, нормативных документов, анализ опыта работы вуза по теме исследования (на базе анализа научной и учебной литературы и практики работы).
2 семестр (2015/16 уч. г.): выявление методических и теоретических основ магистерского диссертационного исследования.
3 семестр (2016/17 уч. г.): создание собственной методики, принципов, системы задач, построение модели, проектирование системы и т.п..
4 семестр (2016/17 уч. г.): оформление магистерской диссертации, корректировка разработанного ранее материала, уточнение аппарата магистерского диссертационного исследования, оформление результатов экспериментов, формулирование выводов.
Апробация результатов магистерского диссертационного исследования осуществлялась во время выступлений на:
- методических семинарах магистрантов кафедры «Алгебра и геометрия»;
- научной конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (I этап, апрель 2016 г., I и II этапы, апрель 2017 г.);
- на VIII Международной конференции «Математика. Образование. Культура», посвящённой 240-летию Карла Фридриха Гаусса.
Экспериментальная работа по проверке предлагаемых методических рекомендаций выполнялась во время педагогической и преддипломной практик, а также во время работы старшим преподавателем на базе ФГБОУ ВО ТГУ.
Основные результаты магистерского диссертационного исследования нашли отражение в трёх публикациях.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы применения информационных образовательных технологий как средства развития наглядно-образного мышления бакалавров при обучении математике в вузе.
Во второй главе предложены методические рекомендации по применению информационных образовательных технологий как средства развития наглядно-образного мышления бакалавров при обучении математике в вузе.
Проведённая в настоящем исследовании теоретическая и экспериментальная работа позволила в целом реализовать изначально поставленные задачи в решении выдвинутой проблемы.
В ходе решения первой задачи в теоретической части работы был проведён анализ различных подходов к содержанию понятия наглядно - образного мышления на основе изучения философской и психолого - педагогической литературы.
В ходе решения второй задачи определено место наглядно-образного мышления в структуре учебно-воспитательного процесса в цикле математических дисциплин. Было отмечено, что успешное освоение разделов математики невозможно без опоры на наглядно-образное мышление.
Был сделан вывод о том, что современные информационные образовательные технологии способны оказать значительное влияние на развитие наглядно-образного мышления, а системно организованное применение информационных образовательных технологий в вузе при обучении математике позволяет развить наглядно-образное мышление будущих бакалавров.
В ходе решения третьей задачи выделены информационные образовательные технологии, которые оказывают положительное влияние на развитие наглядно-образного мышления обучающихся при реализации математических дисциплин.
В ходе решения четвёртой задачи осуществлено внедрение выявленных информационных образовательных технологий, имеющих значение для развития наглядно-образного мышления, в процесс обучения математическим дисциплинам.
Выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущего бакалавра педагогического образования к использованию компьютерных средств информационных образовательных технологий, предназначенных для развития наглядно-образного мышления, в процессе обучения математике:
- ориентация на применение будущими бакалаврами педагогического образования интерактивных форм организации процесса обучения;
- интеграция информационных образовательных технологий, направленных на развитие наглядно-образного мышления обучающихся в процессе обучения математике в вузе, при реализации программ обучения различным дисциплинам блоков «математика», «информатика», «методика обучения математике», организации учебной и производственной практик, специально разработанных дисциплин по выбору;
- вовлечение будущих бакалавров педагогического образования в самостоятельную и проектно-исследовательскую деятельность по разработке и применению компьютерных средств информационных образовательных технологий, направленных на развитие наглядно-образного мышления обучающихся в процессе обучения математике;
- совершенствование компетентности преподавателей в области подготовки будущих бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств информационных образовательных технологий, направленных на развитие наглядно-образного мышления обучающихся в процессе обучения математике.
Опытно-экспериментальным путём доказана эффективность научно-методического обеспечения, направленного на практическую реализацию теоретической модели системы, состоящего из дисциплины «Информационные технологии в образовании», учебно-методических пособий, кластера информационной образовательной среды «Компьютерные средства на уроках математики» для поддержки обмена опытом обучающих и обучающихся ТГУ. Учитывая, что полученные результаты в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 440305 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): Приказ Мин. образования и науки РФ от 09.02.2016 г. №91. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/8073.
Научная и методическая литература
2. Архитектура виртуальных миров / Под ред. А.Е. Войскунского, М.Б. Игнатьева, А.В. Никитина. - Санкт-Петербург: Изд-во ГУАП, 2009. - 287 с.
3. Балицкая, Н.В. Информационные технологии как средство организации профессионально-ориентированного обучения в техническом училище и вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Балицкая. - Новокузнецк, 2004. - 21 с.
4. Барабанщиков, В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. - М.: Когито-Центр, 2006. - 241 с.
5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Мечинская. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 347 с.
6. Бондарчук, Е.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций / Е.И. Болгарчук, Л.И. Болгарчук. - Киев: МАУП, 2002. - 168 с.
7. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008.- 406 с.
8. Васильев, Д.А. Педагогические условия применения современных информационных технологий в физическом воспитании студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.А. Васильев. - Курск, 2006. - 23 с.
9. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте / Сост. Н.В. Чудова. - М.: Росс. ассоциация искусств, интеллекта, 1998. - 316 с.
10. Войскунский, А.Е. Исследования в области психологии
компьютеризации: история и актуальное состояние // Национальный
психологический журнал. 2006. - №11. - С. 58-62.
11. Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета / А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. - № 2. - С. 140-153.
12. Войскунский, А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете / А.Е. Войскунский // Информационное общество, 2005. - № 1. - С. 36-41.
13. Вострикова, Н.М. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе / Сибирский педагогический журнал. №8. 2012. С. 255-259.
14. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
15. Ганеева, А.Р. Информационные технологии в педагогическом вузе: Организация самостоятельной работы студентов по геометрии: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02 / А.Р. Ганеева. - Елабуга, 2005. - 26 с.
16. Глейзер, Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. - М.: Педагогика, 1978. - 104 с.
17. Гудкова, М.В. Характеристики критического мышления субъекта при решении социальных задач: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.В. Гудкова. - Казань, 2011. - 213 с.
18. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.
19. Гурова, Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы философии. - 1986. - № 2. - С. 126-137.
20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
21. Далингер, В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии / В.А. Далингер. - Омск: Изд-во ОГПИ, 2001. - 33 с.
22. Дернер, Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях. - М.: Смысл, 1997. - 243 с.
23. Долинер, Л.И. Адаптивные методические системы в подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.08 / Л.И. Долинер. - Екатеринбург, 2004. - 408 с.
24. Зинченко, Ю.П., Меньшикова, Г.Я., Банковский, Ю.М. Технологии
виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и
перспективы / Ю.М. Банковский, А.Е. Войскунский, Ю.П. Зинченко, Г.Я. Меньшикова, А.М. Черноризов // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 54-62.
25. Клейман, Г.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / Пер. с англ. - М.: «Радио и связь», 1987. - 176 с.
26. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
27. Корнилова, Т.В. Мышление, опосредованное данными ЭВМ / Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1986, № 6. - С. 123-130.
28. Коул, М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М.: Когито-Центр, 1997. - 432 с.
29. Кудинова, Н.С. Комплексы средств обучения для элективных курсов в профильном обучении общеобразовательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.С. Кудинова. - Омск, 2005. - 19 с.
30. Кучеренко, В.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин // Вопросы психологии. 1998. №3. - С. 70-78.
31. Ломакин, Д.С. Информационные образовательные технологии в среднем профессиональном учреждении как средство активизации познавательной деятельности студентов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.С. Ломакин. - Ставрополь, 2004. - 21 с.
32. Лузан, П.П. Научно-исследовательские знания для высшего образования. Монография. - Смоленск: Универсум, 2010. - 260 с.
33. Лысенко, Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности.
Автореферат дисс. канд. психол. наук / Е.Е. Лысенко. - М., 1988. - 19 с.
34. Маргулис, Е., Косов, Ю., Мележик, Ю. Компьютерные игры в обучении / Е. Маргулис, Ю. Косов, Ю. Мележик // Информатика и образование.
- 1990, № 2. - С. 66-71.
35. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с.
36. Менделеев, Д.И. Сочинения. Том 20. Экономические работы. Часть 3 / Менделеев Д.И. - Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950 . - 589 с.
37. Методика обучения геометрии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; Под ред. В.А. Гусева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
38. Назаров, А.И. Информационные и коммуникационные технологии в системе открытого обучения физике в региональном вузе: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / А.И. Назаров. - СПб., 2005. - 34 с.
39. Носов, Н.А. Виртуальная психология / Н.А. Носов. - М.: Аграф, 2000.
- 432 с.
40. Носов, Н.А. Решение задач в психологической виртуальной реальности // Труды конференции по искусственному интеллекту КИИ-98. Т.2. Пущино, 1998. С. 549-553.
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.
- 1200 с.
42. Пейперт, С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. - М., Педагогика, 1989. - С. 3-48.
43. Петренко, В.Ф. Влияние аффекта на семантическую организацию значений. Сб. «Текст как психологическая реальность» / В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.А. Пистратов. - М., 1982. - С. 60-80.
44. Побокин, П.А. Виртуальное и визуальное мышления на уроках математики / П.А. Побокин // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец: ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2014. - № 6. (59) - С. 133-136.
45. Радугина, А.Л. Психология и педагогика: учеб. пос. для вузов. - 2-изд. испр. и допол. - М.: Центр, 2002. - 252 с.
46. Романова, Е.Ю. Формирование в вузе профессионально-математической культуры будущих специалистов в сфере бизнес-информатики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Ю. Романова. - М., 2013. - 25 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
48. Санина, Е.И. Обобщающее повторение начал стереометрии // Математика в школе, 1993. - № 6. - С. 12-14.
49. Селиванов, В.В. Использование методов виртуальной реальности в развитии интеллекта и обучении / Под редакцией А.С. Коповского, Г.Н. Малюченко // Образование в современном информационном обществе: синергетическая модель. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - С.135-139.
50. Селиванов, В.В. Процессуальные характеристики мышления в структуре интеллекта / Ред. А.Г. Егоров, В.В. Селиванов // Психология когнитивных процессов (материалы 3-ей международной конференции). - Смоленск: Универсум, 2009. - С. 99-106.
51. Селиванов, В.В., Селиванова, Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова //Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество», 2014. - Т.17. № 3. - C. 378-391.
52. Селиванов, В.В. Современное состояние и перспективы теории мышления А.В. Брушлинского // Психологический журнал. - 2008. - Vol. 29. - C. 29-40.
53. Семушин, А.Д. Методика обучения решению задач на построение по стереометрии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 159 с.
54. Старшинова, А.В. Изучение различных видов проекций фигур как средства их изображения учащимися средней школы: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2005. - 199 с.
55. Субботский, Е.В. Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию / Е.В. Субботский // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). - С. 42-47.
56. Субботский, Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей / Под редакцией А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. - М., 1999. - С. 125-160.
57. Субботский, Е.В. Строящееся сознание / Е.В. Субботский. - М.: Смысл, 2007. - 424 с.
58. Тихомиров, О.К. Психология и практика программного обеспечения ЭВМ / О.К. Тихомиров, И.Г. Белавина, А.Е. Войскунский. - Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология, 1981. - № 1. - С. 3-14.
59. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: Учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.
60. Усов, Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства (Часть 1) / Ю.Н. Усов // Искусство в школе, 2000. №6. - С. 3-6.
61. Усов, Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства (Часть 2) / Ю.Н. Усов //Искусство в школе, 2001. №1. - С. 27-34.
62. Федина, Л.А. Новые информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.А. Федина. - М., 2007. - 21 с.
63. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогическая проблема построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука: Известия уральского отделения РАО, 2010. - № 7 (73). - С. 3-15.
64. Фомичёв, Р.С. Комплексное использование педагогами
информационных технологий в процессе модернизации общего среднего образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р.С. Фомичёв. -
Кемерово, 2015. - 23 с.
65. Форман, Н., Вилсон, П. Можно ли смоделировать реальность?
Использование в психологии трёхмерной среды, генерированной при помощи компьютера // Ментальная репрезентация: динамика и структура. - М.:
Институт психологии РАН, 1998. - С. 251-276.
66. Фролова, Т.М. Оптимизация учебно-методического обеспечения
образовательного процесса в вузе МВД России на основе современных информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /
Т.М. Фролова. - СПб., 2014. - 25 с.
67. Хакимов, Г.Ф. Формирование и развитие динамических пространственных представлений на уроках черчения в 7 классе: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1982. - 240 с.
68. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Метод. пособие. - Москва РОСТкнига, 2004. - 190 с.
69. Чабарова, Б.М. Развитие наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание»: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Б.М. Чабарова. - Омск, 2005. - 18 с.
70. Человек и компьютер / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.. 1972. - С. 235-262.
71. Черкасов, Р.С., Крупич, В.И. Методика преподавания математики: Общая методика. - М.: Просвещение, 1985. - 178 с.
72. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
Литература на иностранном языке
73. Albuquerque, A.L.P.. Togetherness through virtual worlds: how real can be that presence / A.L.P. Albuquerque, L. Velho // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. - P. 435-447.
74. Arnsprang, J. An investigation into virtual representations of real places / J. Arnsprang, D. Benyon, M.W. Fahle, E. Granum, C.B. Madsen, T. Pajdl, S. Peleg,
M. Smyth, P. Turner, S. Turner, D. Weinshal // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. - P. 66-78.
75. Biocca, E. Defining and measuring social presence: contribution to the networked minds theory and measure / E. Biocca, C. Harms // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal. 2002. - P. 7-36.
76. Dillon, C. It’s been emotional: affect, physiology, and presence / C. Dillon, E. Keogh, J. Freeman // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa Porto, Portugal. 2002. - P. 223-232.
77. Haans, A., Usselsteijn, W. Mediated social touch: A review of current research and future directions / A. Haans, W. Usselsteijn // Virtual Reality, 2006. Vol. 9. - P. 149-159.
78. Huang, M.P. Presence as an Emotional Experience / M.P. Huang,
N. E. Alessi // Medicine Meets Virtual Reality: The Convergence of Physical and Informational Technologies Options for a New Era in Healthcare.- Amsterdam: IOS Press, 1999. - P. 148-153.
79. Lanier, G. Interview / G. Lanier // Computer graphics world. - 1992, V. 15, n. 4. - P. 47-54.
80. Lombard, M. At the Heart of It All: The Concept of Presence /
M. Lombard, T. Ditton // Journal of Computer-Mediated Communication. 1997. Vol. 3. P. 1-33.
81. Mente, G. Virtual gestures, analyzing social presence effects of computer- mediated and computer generated nonverbal behavior / G. Mente, N.C. Kramer // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. - P. 233-244.
82. Shubert, T. Five theses on the book problem: presence in books, film and VR / T. Shubert, J. Crusius // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal. 2002. - P. 53-58.
83. Waterworth, J. Presence as performance: the mystique of digital participation / J. Waterworth, E. Waterworth, J. Westling // Filth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. - P. 174-182.