Введение 4
Глава 1 Теоретические основы особенностей производства по делам несовершеннолетних 7
1.2 Общие положения о производстве по делам несовершеннолетних 7
1.2 Предмет доказывания по делам несовершеннолетних 10
Глава 2 Порядок производства по делам несовершеннолетних на стадии предварительного расследования 15
2.1 Задержание несовершеннолетнего и применения к нему мер пресечения15
2.2 Особенности производства следственных действий с участием
несовершеннолетних 24
2.3 Участие защитника и законного представителя при производстве
предварительного расследования 28
Глава 3 Судебное разбирательство по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними 38
3.1 Особенности судебного разбирательства с участием
несовершеннолетних 38
3.2 Особенности прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия или помещением несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение .... 44
3.3 Особенности постановление приговора в отношении несовершеннолетнего 47
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 60
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что одной из самых важных современных проблем следует считать защиту прав детей. Необходимость внимания к ней никто не отрицает, но интерес со стороны государства не всегда является подтвержденным.
«Так, рассматривая интересы несовершеннолетнего в неразрывной связи с интересами его семьи, государство уделяет внимание укреплению, развитию и защите института семьи, сохранению традиционных семейных ценностей и нравственных начал семейно-правового регулирования. Выступая с Посланием к Федеральному Собранию РФ в 2019 г. Президент РФ отметил, что для нашего общества, ... именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом» [23].
Судебное разбирательство по уголовным делам о преступлениях, с участием несовершеннолетних, осуществляется по правилам, предусмотренным гл. 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Далее по тексту - УПК РФ). Данное положение связано с тем, что несовершеннолетние обладают специфическим правовым статусом, поскольку права и законные интересы указанной категории граждан должны обеспечиваться государством в наибольшей степени.
Цель исследования - комплексно изучить и проанализировать специфику института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, выявить существующие проблемы, возникающие при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, разработать рекомендации и предложения по совершенствованию действующей законодательной базы и правоприменительной деятельности в исследуемой области.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
- изучить общие положения о производстве по делам несовершеннолетних;
- проанализировать предмет доказывания по делам несовершеннолетних;
- изучить задержание несовершеннолетнего и применения к нему мер пресечения;
- изучить особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних;
- проанализировать участие защитника и законного представителя при производстве предварительного расследования;
- рассмотреть особенности судебного разбирательства с участием несовершеннолетних;
- изучить особенности прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного или помещением несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение;
- рассмотреть особенности постановление приговора в отношении несовершеннолетнего.
Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы уголовного, уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также судебная и следственная практика их применения.
Методология исследования заключается в изучении, анализе и обобщении нормативно-правовой, научно-методической литературы и документации, с использованием общих и специальных методов исследования таких как: сравнительно-правовой, логико-юридический, статистический, историко-юридический и социологический методы.
Теоретической основой являются работы ученых и практиков таких как: Э.Б. Мельникова, А.П. Гуськова, А.И. Алексеев, Л.И. Беляева, К.Е. Игошев, А.Я. Минин, О.Ю. Краев, Г.М. Миньковский, И.В. Овсянников, С.И. Глизнуц, Н.Р. Косевич, С.В. Синицына и др.
Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в РФ» и иные нормативно-правовые акты.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, раздела первого, который представлен исторической частью исследования, основной части, которая представлена основными понятиями производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних и рассмотрения их судами общей юрисдикции в соответствие с законодательством Российской Федерации. Основная часть содержит в себе три главы, заключение, список используемой литературы и использованных источников
В представленной выпускной квалификационной работе были изучены общие характеристики особенностей производства по делам несовершеннолетних, а также главные процедуры досудебного и судебного производства по уголовным делам в отношении данной категории граждан.
В результате исследования было установлено, что несовершеннолетним признается лицо, не достигшие возраста, с которым связывается наступление дееспособности. В Российской Федерации несовершеннолетними считаются граждане, не достигшие 18 лет.
В процессе изучения теории были определены следующие особенности досудебного производства в отношении уголовных дел несовершеннолетних: необходимость рассмотрения вопроса о выделении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство; предмет доказывания по делам несовершеннолетних является специальным.
Подлежат особому установлению точный возраст обвиняемого, уровень его психического развития, условия жизни и воспитания, влияние старших по возрасту лиц. Также в рамках рассмотрения дела необходимо участие законного представителя и защитника.
Отказ в возбуждении уголовного дела возможен на основании прекращения уголовного преследования в связи с не достижением возраста уголовной ответственности (как разновидности отсутствия состава преступления).
Особенностью досудебного производства является сокращенная продолжительность допроса (без перерыва не более 2 часов в день, а в общей сложности не более 4 часов в день); с участием педагога или психолога. Если обвиняемый не достиг возраста шестнадцати лет или страдает психическим расстройством, или отстает в психическом развитии, то участие педагога или психолога обязательно.
К особенностям окончания предварительного следствия относятся то, что следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о не предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным, а также прекращение уголовного преследования несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия.
К особенностям судебного производства по делам несовершеннолетних относится то, что:
- проводится закрытое судебное разбирательство по делам о преступлениях несовершеннолетних, не достигших 16 лет, а также необходимо участие в заседании законных представителей;
- удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания возможно на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие;
- обсуждение дополнительных вопросов судом при постановлении
приговора о возможности освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением: принудительных мер воспитательного воздействия, помещением его в специализированное учреждение для несовершеннолетних, условного осуждения, назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы.
В процессе написания работы, была рассмотрена судебная практика Лаганского районного суда, Свердловского областного суда, Самарского областного суда о рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Изучение судебной практики показало, что судьи в целом соблюдают требования процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также назначают справедливое наказание, которое выступает профилактикой и предотвращает совершение новых преступлений.
В рамках исследования наблюдались и недостатки в работе органов предварительного следствия и судов при производстве по делам несовершеннолетних, такие как:
- при рассмотрении дел, в котором фигурируют и несовершеннолетний, и взрослый соучастник преступления, суд не всегда выясняется характер взаимоотношений между взрослым и подростком.
- нарушаются правила допроса несовершеннолетнего лица в случаях, где участие педагога или психолога обязательно.
- достаточно часто судами выносится решение назначении условного наказания, чем о направлении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа.
Была рассмотрена идея внедрения ювенальной юстиции в Российскую судебную систему, которая бы помогла грамотно отстаивать интересы несовершеннолетних граждан. Целью внедрения такого института является социальная реабилитация несовершеннолетних, совершивших преступления, и социализация родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей.
В результате исследования были выявлены проблемы, которые возможно решить с помощью внесения дополнений в уголовно - процессуальное законодательство следующие.
Необходима редакция статьи 421 УПК РФ, в которой четко прослеживалась бы мысль о детализации общего предмета доказывания: «При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежат доказыванию обстоятельства, предусмотренные статьей 73 настоящего Кодекса. При этом особое внимание должно быть обращено на установление следующих обстоятельств».
Дополнить статью 431 УПК РФ частью 3 следующего содержания:
«В случае систематического неисполнения несовершеннолетним требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия, суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного дела и применении принудительной меры воспитательного воздействия, назначает новое судебное заседание по правилам главы тридцать третьей настоящего Кодекса».
Таким образом, изучение теоретического материала о особенностях производства по делам несовершеннолетних показал, что специальные правила делопроизводства устанавливаются законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Данные правила включают в себя гарантии, в рамках которых происходит всестороннего исследования обстоятельств преступления, и на основании этого происходит охрана прав и законных интересов несовершеннолетних.
1. Агапов П. Актуальные проблемы уголовного права: учебник. М. : Аккад. ген. прокуратуры РФ, 2019. 484 с.
2. Агильдин В.В. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как принудительная мера воспитательного воздействия // Российский следователь. 2019. № 15. С. 33-37.
3. Андрюхин Н.Г. Проблемные аспекты реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних. // Уголовное право. 2019. № 4. С. 9-12.
4. Антонян Е.А. Уголовно-исполнительное право: учебник. Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2019. 822 с.
5. Бадмаева В.В. Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. Иркутск: ВГУЮ, 2019. С. 249-252.
6. Баркова В.Г. Применение общих начал назначения наказания по делам о преступлениях несовершеннолетних // Молодежь и наука - шаг в будущее. Саранск: Мордовский гум. ин-т, 2020. С. 599-604.
7. Бурлака С.А. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: учебник. Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2019. 83 с.
8. Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика. М. : Юстицинформ, 2020. 280 с.
9. Воронин В.Н. Разграничение принципов справедливости и индивидуализации при назначении наказания и их влияние на качество уголовного закона // Вестник Пермского университета. Юридические науки.
2019. № 3(25). С. 169-179.
10. Воропаев С.А. Уголовная ответственность в механизме уголовно-правового регулирования: учебник. М., 2019. 22 с.
11. Головнев К.К. Некоторые особенности применения принципов назначения наказания в уголовном праве Российской Федерации // Судья.
2020. № 10. С. 11-15.
12. Дворецкий М.Ю. Уголовная ответственность: реализация и эффективность: учебник. Тамбов : ТГУ, 2019. 338 с.
13. Долгополов К.А. Принцип индивидуализации наказания как один из принципов уголовного права // Юридическая наука. 2020. № 3. С. 103-105.
14. Долматов А.О. Специальные обстоятельства, подлежащие особому учету при назначении уголовного наказания несовершеннолетним: учебник. М.: Юрлининформ, 2019. 152 с.
15. Дошицын А.Н. Ретроспективный обзор нормативного правового регулирования профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних в дореволюционной России // История государства и права. 2019. № 11. С. 19-23.
16. Жариков Ю.С. Механизм правового регулирования: уголовно-правовые отношения: учебник. Саратов: Вузовское образование, 2020. 216 с.
17. Жунусова Ж.С. Проблема повышения эффективности уголовной
ответственности несовершеннолетних // Актуальные проблемы
современности. 2020. № 2(4). С. 33-37.
18. Истомин П.А. Реализация при назначении наказания
несовершеннолетним основных целей и принципов уголовного
законодательства // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 1(39). С. 192-196.
19. Казакова Ю.Е. Современные проблемы в назначении наказаний несовершеннолетним // Сборник статей Международного научно-практического конкурса: учебник. Пенза : Наука и Просвещение, 2019. С. 230-238.
20. Качалов В.И. Отмена принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: уголовно-процессуальный аспект // Lex russica. 2020. № 8. С. 217-223.
21. Кашуба Ю.А. Система уголовных наказаний несовершеннолетних: современное состояние и тенденции реформирования // Вестник Кузбасского института. 2019. № 4(37). С. 55-63.
22. Кириллов М.А. О принципе индивидуализации исполнения наказания в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1(29). С. 101-103.
23. Кологривко А.Н. Проблемы реализации принципа законности при назначении наказания уголовно-правового характера // Экономика и социум.
2019. № 4-3(13). С. 494-497.
24. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
(постатейный): учебник. М.: Юрайт, 2020. 792 с.
25. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / /СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 48; 2007. № 5. Ст. 51. 2007. № 65. Ст. 123
26. Маршакова Н.Н. К вопросу о принципах уголовной политики // Российская юстиция. 2020. № 10. С. 13-15.
27. Махов В.Н. Элементы восстановительного правосудия в уголовном судопроизводстве // Вестник Пермского университета. Юридические науки.
2020. № 1. С. 107-121.
28. Мельников В.Ю. Уголовный процесс: учебник. Р-н-Д.: Фонд науки и образования, 2020. 262 с.
29. Морозова С.И. Проблемы судопроизводства по преступлениям несовершеннолетних // Молодой ученый. 2020. № 41. С. 120-122.
30. Набоков Л.В. Корыстно-насильственная преступность
несовершеннолетних. Криминологическое и уголовно-правовое
исследование: учебник. М. : Научный консультант, 2020. 220 с.
31. Непомнящая Т.В. Назначение уголовного наказания: теория, практика, перспективы: учебник. СПб. : Вектор, 2020. 779 с.
32. Николаев Л.Л. Основные принципы ювенальной уголовной юстиции // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Тамбов : Принт-Сервис, 2021. С. 262-264.
33. Овсянников И.В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право. 2020. № 5. С. 113-120.
34. Парфиненко И.П. Цели уголовного наказания: ретроспективный анализ // Российский следователь. 2019. № 7. С. 32-35.
35. Приговор Куйбышевского районного суда № 1-368/2018 от
28 сентября 2018 г. по делу № 1-368/2018 [Электронный ресурс] URL:
https://sudact.ru/regular/doc/AcNShByCCMoJ/(дата обращения: 19.01.2022).
36. Приговор Трубчевского районного суда № 1 -118/2018 от 20
сентября 2018 г. по делу № 1-118/2018 [Электронный ресурс] URL:
https://sudact.ru/regular/doc/AcNShByCCMoJ/(дата обращения: 19.01.2022).
37. Проблемы развития процессуального права России: учебник. М. : Норма, 2019. 224 с.
38. Ростова О.С. Особенности государственно-правового
регулирования семейных отношений и охраны прав ребенка в период Великой Отечественной войны // История государства и права. 2019. № 22. С. 31-35.
39. Сулейманова С.Т. Эволюция целей наказания в уголовном праве России и Канады // Lex russica. 2019. № 7 С. 103-115.
40. Токтоназарова Ч.М. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания (теоретические и правоприменительные проблемы) // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 4. С. 214-224.
41. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921; 2019. № 32. Ст. 420; 2015. № 22. Ст. 196; 2015. № 13. Ст. 177; 2013. № 12. Ст. 5; 2015. № 56. Ст. 195; 2013. № 152 Ст. 140; 2014. № 13. Ст. 145; 2014. № 17. Ст. 154; 2019. № 887. Ст.426; 2019. № 125. Ст.424; 2015. № 39. Ст. 191; 2019. № 188. Ст. 427; 2013. № 135. Ст. 241; 2019. № 126. Ст. 428; 2019. № 149. Ст. 425; 2015. № 154. Ст. 212; 2017. № 189. Ст. 430; 2018. № 123. Ст. 423.
42. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954; 2017. № 122. Ст. 96; 2012. № 120. Ст. 87; 2008. № 98. Ст. 21.
43. Федеральный закон от 18.04.2018 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» // Собрание законодательства РФ.23.04.2018. № 17. Ст. 2421.
44. Филиппова Е.О. Понятие и содержание общих начал назначения наказания несовершеннолетних // Инновационные процессы в научной среде. Уфа : Аэстерна, 2019. С. 229-232.
45. Чмыхоха Т.Н. Гуманизм при назначении наказания // Проблемы права. 2020. № 4(58). С. 135-137.
46. Шкредова Э.Г. Принципы назначения наказания как один из критериев его справедливости // Уголовное право. 2020. № 2. С. 102-108.
47. Эккельман Н.А. Уголовно-правовые аспекты проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в Советской России (1917-1920-е годы) // История государства и права. 2020. № 10. С. 55-58.
48. Янчук И.А. О соотношении принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний // Novainfo.ru. 2020. Т. 3. № 53. С. 224-227.
49. Яркеев В.И. Уголовно-правовой принцип индивидуализации и учет личности преступника при назначении наказания // Отечественная юриспруденция. 2019. № 1(15). С. 34-38.