Введение 12
Глава 1. Архитектурное освещение культовых сооружений 15
1.1 Архитектоника и масштабность культовых сооружений 15
1.2 Принципы и приемы устройства специальных световых эффектов 19
1.3 Основные архитектурные стили и элементы культовых объектов 26
1.4 Выводы по главе 1 32
Глава 2. Выбор источников света и осветительных приборов для культовых объектов 33
2.1 Анализ нормы светотехнических параметров и выбор источника света для
культовых сооружений 33
2.2 Выводы по главе 2 36
Глава 3. Оценка освещения культовых объектов города Томска 37
3.1 Объект исследования 37
В рамках в диссертационной работы исследуются различные виды культовых объектов: Храм святых апостолов Петра и Павла, Богоявленский собор, Воскресенская церковь 37
3.2 Проектирование освещения культовых объектов и их оценка освещения 44
3.3 Создание трехмерной модели и расчет освещения в программном
комплексе DIALux 46
Заключение 57
Наружное освещение (НО) является неотъемлемой частью облика города, признаком его благоустройства своеобразным паспортом города, по которому и социальных можно судить об исторических, культурных и социальных ценностях. Световому оформлению уделяется особое внимание во всех современных городах, как за рубежом, так и в России. В процессе развития освещения его функции прошли естественные этапы эволюции: от обеспечения общественной безопасности до функционального и декоративно-художественного элемента интерьера города. Значимость наружного освещения в современных условиях определена его ролью в социальной и культурной жизни общества.
В первый день сотворения мира Бот создал свет, отделив его от тьмы. Титан Прометей, пожертвовав собой, подарил огонь и излучаемый им свет людям. С того момента этот свет претерпел много изменений. Последние сто лет человечество все шире использует свет электрический. В архитектуре, которую считают матерью всех искусств, свет является основой архитектурно-художественного образа. В православном храме свет и зодчество сливаются в единый символ.
Исторически свет лампад и свечей был важнейшим элементом суточного, о круга служб и общей эмоциональной атмосферы внутри храма. По снаружи лишь перед некоторыми образами на Святых воротах или на фасаде храма горели чуть заметные лампады.
В современном городе ночью - кругом светят уличные фонари, окна домов, дорожные указатели и светофоры, сверкает многоцветная реклама, блещут фары автомобилей и т.д. В этом хаосе огней неосвещенный храм совершенно незаслуженно зрительно пропадает, искажается случайной засветкой и не воспринимается глазом как целостный архитектурный образ. Роль храма как градостроительной доминанты несколько снижается.
Наружным художественным освещением можно не только вернуть (в вечернее время) эту роль, но и усилить ее. Искусственный свет должен создавать целостный образ храма, хорошо выявлять его объемно- пространственную композицию, не искажать в целом дневного облика, передавать пластику линий рельефа и фактуру поверхности.
В действительности основными задачами наружного архитектурного освещения является, с одной стороны, обеспечение зрительного комфорта пользователя, с другой - создание сильного последовательного архитектурного образа путем придания индивидуальности формам, материалам и пространствам. Создание качественного освещения предусматривает тщательную проработку как его естественной, так и искусственной составляющих. Учитывая открывающуюся при этом многовариантность, следует представлять требуемое их сочетание, исходя не только из практических, но и из художественных и эстетических принципов.
Культовый объект - это сооружения или комплекс сооружений для культовых, религиозных нужд, служения Богу. К культовым зданиям и сооружениям, относятся: храмы, соборы, церкви, мечети, монастыри и.т.д.
Архитектурное освещения культовых объектов должно предавать всю его сущность и отображать духовную жизнь. Освещения культовых объектов также, как освещения торгового комплекса, административного здания должно четко подчеркиваться эстетика освещения, комфортности, безопасности среды. При помощи архитектурной подсветки, ночью можно преподнести подсвечиваемый объект даже в более привлекательном виде, чем днем, т.к. темнота скрывает недостатки, а архитектурное освещение подчеркивает достоинства. Современные приёмы подсветки архитектуры становятся на одну ступень с формой, масштабом и композицией объекта.
Научная новизна исследования заключается в разработка различных приемов для освещения культовых объектов города Томска.
Целью данной работы является разработка дизайн-проектов освещения культовых объектов(церковь, храм, собор) города Томска в светотехнических программах, применение разных приемов освещения и их оценка.
В качестве источников света использовались светодиодные светильники, прожекторы.
Задачи для выполнения поставленных целей:
• Анализ архитектурных стилей, элементов культовых объектов и их особенностей ;
• Анализ выбора ИС для освещения культовых объектов;
• Разработка трехмерного дизайн-проекта (ЗБ);
• Разработка дизайн-проект освещения исследуемых объектов с помощью разных приемов освещения.
Наружное АО православных культовых объектов, также как других архитектурных сооружений, должно выполнять одновременно эстетическую, экологическую и экономическую функцию.
Обеспечение светового комфорта достигается за счет рационально выбранных количественных и качественных характеристик освещения. Связанные с этим задачи контролируются нормами освещения.
Основная задача освещения культовых объектов при разработке концепции архитектурного освещения, учитывая его значимость как культурно-исторического и архитектурного памятника - правильно распределить световые и цветовые акценты, выделив светом важнейшие исторические и высокохудожественные сооружения, создавая живописную игру света.
В работе рассмотрены основные архитектурные стили. Также включены принципы и приемы устройства специальных световых эффектов. Проведён анализ приемов освещения для различных типов культовых объектов и элементов культовых объектов. Представлены анализ норм светотехнических параметров для освещения культовых объектов. Сравниваются виды источников света для различных приёмов освещения культовых сооружений.
В процессе создания дизайн-проектов освещения культовых объектов города Томска в светотехнических программах разработаны разные приемы освещения. Разработаны дизайн-проекты освещения исследуемых объектов с помощью разных приемов освещения. Приведены светотехнические результаты (расчеты яркости для культовых объектов). Также приведена оценка освещения вечернего облика и дизайн-проекта освещения Храма святых апостолов Петра и Павла, Богоявленского собора, Воскресенской.
В качестве источников света использовались светодиодные светильники, прожекторы.
При решении задач, связанных с экологией и эстетикой освещения, важную, а иногда решающую роль играет экономическая целесообразность реализации проекта с учетом эксплуатационных расходов на содержание осветительных систем в будущем.
В разделе «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение» рассчитывались стоимость оборудования и монтажа по вариантам и эксплуатационные затраты культовых объектов. Итого стоимость дизайн-проект освещения первого объекта составляет 435998 рублей с подсветкой заливающего освещения, второго объекта - 1581798 рублей с подсветкой комбинированного освещения , третьего объекта - 1667483 рублей с подсветкой локального.
В разделе «Социальная ответственность» был проведён анализ опасных и вредных факторов, производственная санитария, произведен расчет освещения компьютерного класса, а также разработаны мероприятия по обеспечению безопасных условия труда для проектировочных работ и минимизированы воздействия от применения светодиодных источников света на окружающую среду.
В данной работе решена актуальная задача применения различных приемов освещения при светотехническом проектировании и оценено освещение культовых объектов города Томска.