ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСТЕОХОНДРОЗ ПОЗВОНОЧНИКА: ПРОФИЛАКТИКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
1.1. Остеохондроз позвоночника: этиология и механизмы его развития 9
1.2. Роль физических упражнений в профилактике обострений остеохондроза 16
1.3 Понятие о физической реабилитации и методы реабилитации при остеохондрозе позвоночника 23
Выводы по главе 33
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Задачи исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 40
Выводы по главе 42
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. Результаты анкетирования студенток СМГ с диагнозом «остеохондроз» 45
3.2. Комплексная программа адаптивной физической культуры для студенток специальной медицинской группы (СМГ) с диагнозом «остеохондроз позвоночника» 50
3.3. Результаты тестирования физической подготовленности студенток СМГ с остеохондрозом позвоночника 56
Выводы по главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества особую социальную значимость имеет проблема физического состояния, сохранения и укрепления здоровья, а также профилактики различного рода заболеваний населения России, в том числе, остеохондроза позвоночника. Согласно данным исследований Аршина В.В. [5]: «Гиподинамический фактор и психологическое напряжение, связанное с рабочей деятельностью, усугубляют имеющиеся у значительного числа детей, подростков и взрослого населения морфофункциональные отклонения со стороны позвоночника, с годами прогрессирующие. Боли, сопутствующие данному заболеванию - это симптом, а не диагноз, который неблагоприятно сказывается на функциональных возможностях организма, повышает утомляемость, деформирует фигуру».
Подобную тенденцию роста заболеваемости среди молодежи отмечают исследователи большинства стран, связывая ее со снижением общей двигательной активности людей, ухудшением экологической обстановки и качества питания, ростом частоты стрессовых ситуаций.
Остеохондроз позвоночника, являясь наиболее распространенным заболеванием, поражает все возрастные группы населения. Как пишет Епифанов В.А. [41]: «В последнее время имеется устойчивая тенденция к «омоложению» контингента людей, больных остеохондрозом, который выявляется даже у детей до 10 лет, а также к утяжелению форм болезни и диско-грыжевым осложнениям. В возрасте от 7 до 12 лет проблемы, связанные со сколиозом и остеохондрозом позвоночника, имеют 26% учащихся. В период с 18 до 20 лет их число увеличивается до 39 - 63 %».
Данный период, как раз и охватывает студенческий возраст. В связи со статической нагрузкой и малоподвижной деятельностью студента, в частности, в группах изобразительно-прикладного искусства, возникают предпосылки остеохондроза, как правило, шейного отдела. Большая нагрузка на позвоночник возлагается до 6-8 часов в день; помимо этого, молодые люди данного факультета неспортивны и, как правило, не воспринимают всерьез занятия физической культурой и спортом. Это положение подтверждают результаты опроса, свидетельствующие о том, что только 2% студентов с остеохондрозом регулярно занимаются оздоровительной физической культурой.
Из-за малоподвижного образа жизни у студентов данного направления образовательной подготовки происходят дистрофические изменения в межпозвоночных дисках. Одним из факторов, приводящих к таким изменениям, также является анатомически неправильное положение туловища и головы во время длительных творческих занятий (рисование, скульптура, ювелирное дело, шитье, вышивание и др.). Кроме того, из года в год увеличивается количество занятий (объем заданий), проводимых в аудиториях, сидя за монитором. Всё это пагубно влияет на здоровье студентов, способствуя возникновению различных заболеваний и отклонений, в числе которых - остеохондроз.
Наряду с этим, становится очевидным, что содержание реабилитационных мероприятий для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, может быть пересмотрено и дополнено такими средствами адаптивной физической культуры, применение которых позволит получить ощутимый оздоровительный эффект и в комплексе с другими средствами и методами решить проблему профилактики остеохондроза, а также профессиональной и социальной реабилитации студентов с ОВЗ.
Изложенное выше позволяет считать, что разработка методики оздоровительной физической культуры для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, является актуальной задачей.
Теоретической базой исследования стали:
- концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются виды и причины патологий позвоночника [Белая Н.А., 1985; Васильева A.A., 2000; Долженков А.В., 2002; Городничев P.M., 2004; Бубновский С.М., 2012; Девятова М.В., 2013; Епифанов В.А., 2015; Матов B.B., Челноков В.А., 2014; Гринь А.А., 2017; Аршин В.В., 2019];
- исследования влияния средств и методов физической культуры на организм человека [Ланцберг Л.А., 2008; Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В., 2014; Колтошова Т.В., Котова О.В., 2016; Герасимова И.А., 2019; Захаров Р.В., 2018];
- технологии и методики, применяемые в физической реабилитации [Гросс Н. А., 2005; Жданкина Е.Ф., 2014; Афанасьев С.Л., 2015; Иванова Г.Е., 2015; Вайнер Э. Н., 2016; Ветрилэ С.Т., Колесов С.В., Борисов А.К., 2016; Дикуль В. И., 2016; Летунов С.П., Мотылянская Р.Е., 2016; Епифанов В.А., 2017];
- современные методики и научные работы в адаптивной физической культуре [Городничев P.M., 2005; Героева И.Б., 2010; Латыпов Н. Ф., 2015; Гельниц Г., Шульц-Вульф Г., 2019; Налобина А. Н., 2019].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс, направленный на повышение двигательной активности студентов и восстановление подвижности позвоночника с признаками остеохондроза.
Предметом исследования является методика оздоровительной физической культуры для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, а также динамика изменений их физического состояния
Целью исследования является разработка эффективной методики оздоровительной физической культуры для студентов с последствиями остеохондроза позвоночника.
Задачи исследования:
1) Определить самочувствие и подвижность позвоночника у студенток СМГ института изобразительных искусств с остеохондрозом.
2) Разработать комплексную физкультурно-оздоровительную программу адаптивной физической культуры, направленную на восстановление функционального состояния студенток специального медицинского отделения с остеохондрозом позвоночника.
3) Оценить эффективность предложенной экспериментальной программы в комплексе мер физической реабилитации студенток с остеохондрозом позвоночника.
Гипотеза исследования - предполагается, что разработка методики восстановления функциональных возможностей позвоночника и повышения общей двигательной активности средствами физкультурно-оздоровительной адаптивной физической культуры позволит решать задачи профилактики прогрессирования остеохондроза и улучшения физического состояния у студенток специальной медицинской группы (СМГ).
Для решения поставленных задач и проведения исследования использовались следующие методы:
1 .Анализ научно-методической литературы
2. Анкетирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Методы математико-статической обработки данных.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования объективные результаты положительного воздействия экспериментальной комплексной программы адаптивной физической культуры на организм студенток специального медицинского отделения с остеохондрозом позвоночника, позволяют рекомендовать ее для широкого использования в сети образовательных, лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 5 таблиц, 8 рисунков; список используемой литературы включает 130 источников. Основной текст работы изложен на 80 страницах
На протяжении всего нашего исследования была проделана работа с целью получения положительных результатов по исследуемой нами проблеме:
1. На первом этапе исследования были изучены литературные источники по исследуемой нами проблеме, что позволило сделать следующие выводы: что в данном возрасте важна профилактика и комплексная, в том числе, физическая реабилитация остеохондроза у юношей и девушек, ведущих малоподвижный образ жизни. Важным моментом является то, что возможно решить проблему с помощью консервативных методов лечения, без операционного вмешательства. Были также выявлены причины, которые способствуют возникновению и развитию патологических процессов изменения структуры позвоночника.
2. На 2 - ом этапе нашего исследования было проведено педагогическое тестирование. Для проведения тестирования были отобраны упражнения, позволяющие выявить физическое состояния позвоночника у студенток СМГ в возрасте 18-20 лет, при наличии остеохондроза, которое характеризуется дегенеративно-дистрофическими изменениями, влияющими на подвижность отделов позвоночника.
3. На 3 - ем этапе проведено повторное тестирование, позволившее сравнить полученные результаты с начальным этапом исследования.
В исследуемой группе за время педагогического эксперимента произошло улучшение показателей подвижности позвоночника во всех отделах. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о верности выдвинутой гипотезы, что разработка методики восстановления функциональных возможностей позвоночника и повышения общей двигательной активности средствами физкультурно-оздоровительной адаптивной физической культуры позволит решать задачи профилактики прогрессирования остеохондроза и улучшения физического состояния у студенток специальной медицинской группы (СМГ), с остеохондрозом.
1. Афанасьев С.Л. Личностно-ориентированная технология физической реабилитации женщин 35-50 лет с остеохондрозом пояснично¬крестцового отдела позвоночника/ С.Л. Афанасьев, И.И Бахрах, Ю.В. Миронов. - Санкт/Пб.:НГУФКиЗ им. П.Ф. Лесгафта, 2015. - 127с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - 3-е изд. доп. - М.: Просвещение, 2012.-325с.
3. Антонов И.П. Вопросы классификации и формулировка
диагноза заболеваний нервной периферической системы
//Невропатология и психиатрия. - 2014. - № 4. - С. 498-502.
4. Аршин В.В. Нетрадиционные суждения и сведения об остеохондрозе позвоночника. - М.: Медицина, 2019. - 109с.
5. Барчуков И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие/И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: Юнити, 2018. - 512с.
6. Бубновский С.М. 50 незаменимых упражнений для здоровья. - М: Эксмо, 2015г. - 132 с.
7. Бубновский С.М. Руководство по кинезотерапии дорсопатий и грыж позвоночника. - М.: «МАКС Пресс», 2012. - 100 с.
8. Бурмистров Д.А. Силовая тренировка при болевом синдроме в спине: учеб.- метод. пособие. - СПб.: ГАФК им.П.Ф. Лесгафта, 2003. - 63с.
9. Белая Н.А. Клиника и лечение остеохондроза позвоночника. - М.: Медицина, 1985. - 132с.
10. Белова А.Н. Нейрореабилитация: руководство для врачей. -.М.: Антидор, 2016. - 568с.
11. Вайнер Э. Н. Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт». - М.: КНОРУС, 2016. - 346 с.
12. Ветрилэ С.Т. Тактика лечения тяжелых повреждений позвоночника с использованием современных технологий / С.Т.Ветрилэ, С.В. Колесов, А.К. Борисов// Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. - 2016. - №2. - С.45-50.
13. Васильева A.A. Остеохондроз: профилактика и исцеление от недуга. - СПб.: «Невский проспект», 2000. - 126 с.
14. Веселовский В.П. Принципы комплексного лечения
больных остеохондрозом позвоночника. - М.: Медицина, 2015. - 127с.
15. Виленская Т. Е., Кудаев Э. А. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах // Теория и практика физической культуры, 2005. - № 1. - С. 20-25.
16. Восстановительная медицина: учебник/ Под ред. В. А. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 304 с.
17. Городничев P.M. Механизмы снижения физической
работоспособности у больных остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника// Адаптивная физическая культура. - 2004. - № 2. - С.14-17.
18. Городничев P.M. Спортивная электронейромиография. - Великие Луки: ИФК, 2005. - 229 с.
19. Гаврилович Н. Н., Яцко Н. Г., Василец А. Н. Здоровье студенческой молодежи, достижения науки и практики на современном этапе: Материалы третьей науч.-практ. конф.// Анализ показателей уровня физического здоровья студентов 1 курса специальных медицинских групп ГоГМИ. - Минск: БГПУ. - 2012. - 182с.
20. Героева И.Б. Современные технологии восстановления функции опорно-двигательного аппарата// Медицина, физкультура, спорт: науч.-практ. конф. - Ижевск: ИФК, 2010. - С. 32-34.
21. Гельниц Г. Виды лечения движением/ Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф // Психогигиена обучающихся, 2019. - №4. - С. 186-208.
22. Герасимова И.А. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры // Вопросы физиологии, 2016. - № 4. - С.50-63.
23. Гренлюнд Э. Кинезиотерапия. Теория, методика, практика/ Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян. - СПб.: Речь, 2017. - 219 с.
24. Гринь А.А. Проблемы организации и лечения больных с позвоночно-спинномозговой травмой// Нейрохирургия, 2017. - №3. - С. 79-81.
25. Гросс Н. А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно - двигательного аппарата. - М.: Советский спорт, 2005. - 235с.
26. Дикуль В. И. Грыжа или протрузия? Лучшие лечебные упражнения.- М.: Эксмо, 2016. - 311c.
27. Добровольский В.К. Профилактика повреждений, патологических состояний и заболеваний при занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 2015.- С.71-87.
28. Долженков А.В. Здоровье вашего позвоночника. - СПб: Питер, 2002.- 192с.
29. Девятова М.В. ЛФК при остеохондрозе позвоночника и заболеваниях периферической нервной системы. - М.: Медицина, 2013. - 112с.
30. Дегенеративно-дистрофические заболевания/ И. Н. Шевелев, А. О. Гуща/ АБВпресс - 2009г.- 455 с.
31. Доэрти М. Клиническая диагностика болезни суставов. - Минск: Тивали, 2013. -144с.
32. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура и врачебный
контроль: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО
«Медицинское информационное агентство», 2006. - 598 с.: ил., табл.
33. Девятова М.В. Нет - остеохондрозу. - СПб.: ИК «Комплект», 1997.¬224с.
34. Жданкина Е.Ф. Реабилитация студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в техническом ВУЗе: учебное пособие. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 272c.
35. Жук И. А. Общая патология и тератология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ И. А. Жук, Е. В. Карякина. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - 176с.
36. Захаров Р.В. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства
физической культуры. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 195с.
37. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)/ Под общей ред.А.В. Карасёва. - М.: Лептос, 2014. - 187с.
38. Евдокимова А.В. Лечебное питание при болезнях позвоночника и суставов / А.В. Евдокимова, А.Н. Фадеева. - СПб.: Питер, 2014. - 160с.
39. Епифанов В.А. Остеохондроз позвоночника (диагностика, лечение, профилактика). - М.: Эксмо, 2015. - 344 с.
40. Епифанов В.А. Средства физической реабилитации в терапии остеохондроза позвоночника. - М.: ВНТИЦ, 1997.-344 с.
41. Евсеев С.П. Физическая реабилитация инвалидов с поражениями
опорно-двигательной системы: учебное пособие/под ред. С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спот, 2010. - 245с.
42. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - 3-е изд. - М.: Медицина, 2011. - 592с.
43. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.: Спорт, 2016. - 540с.
44. Иваницкий М.Ф. Движения человеческого тела. - М.: Медицина, 1983. - С. 39-43.
45. Иванова Г.Е. Реабилитация больных остеохондрозом позвоночника. - М.: Медицина, 2015. - 145с.
46. Илифанов С.Г. Кинезиотерапия для лиц с грыжей поясничного отдела позвоночника в возрасте 30-35 лет. - Тольятти: ТГУ, 2017. - 50 с.
47. Каптелин А.Ф. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации - 3-е изд. - М.: Медицина, 2016. - 316с.
48. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение (ЛФК, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - 5-е изд. - М.: Медицина, 2014. - 404 с.
49. Касьян Н.А. Мануальная терапия при остеохондрозе позвоночника.- М.: Академия, 2006.- 118с.
50. Коваленко Е. А. Гипокинезия. - М.: Медицина, 2017. - 124с.
51. Коган О.Г. Диалектика развития учения о классификации остеохондроза позвоночника в свете основных положений мануальной терапии// Мануальная терапия в артровертеброневрологии: тез. докл. науч. конф., (13-16 марта 1990 г.). - Новокузнецк, 1990. - С. 3-14.
52. Котешева И.А. Оздоровительная методика при остеохондрозе. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 208 с.
53. Курпан Ю.И. Движения против остеохондроза позвоночника. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 132с.
54. Курдыбайло С. Ф., Евсеев С. П., Герасимова Г. В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004 - 184с.
55. Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта// Физиология человека, 2015. - № 6. - С. 65-73.
56. Колтошова Т.В., Котова О.В. Ресоциализация лиц с двигательными нарушениями средствами адаптации физической культуры и спорта/ О.В. Котова, В.И. Зацепин. - Курск: КИФК, 2016. - 169 с.
57. Кузьмичев С.А. Анатомия и физиология человека: практикум. - Тольятти: ТГУ, 2018. - 107 с.
58. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник.- М.: Советсткий спорт, 2010.- 464с.
59. Курамшин Ю.Ф. Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие/ Под ред. Ю.Ф.Курамшина, Н.И.Пономарева, В.И.Григорьева.- СПб.: СПбГУЭФ, 2011.- 254с.
60. Латыпов Н. Ф. Актуальные проблемы физической культуры. - Том
4 - часть 2. - Проблемы физкультурного образования и физического воспитания учащейся молодежи: Материалы региональной научно - практической конференции. // Динамика состояния здоровья студентов специального медицинского отделения за два года обучения в ВУЗе. - Ростов н/Д.: 2015. - С.76-80.
61. Ланцберг Л.А. Физическая тренировка как средство укрепления здоровья и профилактики заболеваний. - М.: Физкультура и спорт, 2008.- 128с.
62. Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - М.: Медицина, 2006.-143с.
63. Лакин Г.Ф. Биометрия. - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 2013. -351с.
64. Лебедева И.П. Режим движения при остеохондрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника у лиц, занимающихся физической культурой и спортом // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. - 1978. - № 3. - С. 83-84.
65. Леонтьев A.B. Болит спина: что делать? Физкультура нового поколения для больных остеохондрозом. - СПб.: Невский проспект, 2016. - 160с.
66. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Врачебный контроль в физическом воспитании: учебник для студентов ИФК. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 498с.
67. Лечебная физическая культура: учебное пособие/ Под ред. В. А. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 568 с.
68. Матов B.B., Челноков В.А. Профилактика остеохондроза позвоночника средствами оздоровительной физкультуры //Тезисы докладов научно-практической конференции. - Сочи: ИФК и курортологии, 2014. - С.102-110.
69. Матвеев А.Д. Теория и методика физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт, 2006.- 254 с.
70. Махсшваранда С.П. Йога в помощь позвоночнику. - М.:
Физкультура и спорт, 2009. - С. 84-113.
71. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В.Менхин, А.В.Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 384с.
72. Михайловский М.В. Хирургия деформаций позвоночника [Электронный ресурс]/ М.В. Михайловский, Н.Г. Фомичев. - Электрон. текстовые данные. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. - 424c.
73. Мелешко В. А. Индивидуальные специальные упражнения как средство коррекции сколиозов на уроках в специальных медицинских группах// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2015. - № 5. - С. 27-31.
74. Медведев Б.А. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение. Серия «Медицина для вас»-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-192с.
75. Милюкова И.В. Лечебная физкультура: новейший справочник. - М.: Эксмо, 2013. - 198 с.
76. Налобина А. Н. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта. Реабилитация и профилактика патологий: учебное пособие для СПО/ А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 507с.
77. Николайчук Л.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие/ Л.В. Николайчук, Э.В. Николайчук. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 320с.
78. Новиков Ю.О. Дорсалгии. - М.: Медицина, 2001. - 160с.
79. Новиков Ю.О. Роль неблагоприятных производственных факторов в формировании вертеброгенных рефлекторных деформаций. - Уфа: Медицина, 2002. - 56с.
80. Олюнин Ю.А. Острые и хронические боли в области позвоночника// Русский медицинский журнал.- 2004.-Т. 12.- № 6.- С. 386-391.
81. Остеохондроз. Лечение, реабилитация, профилактика
средствами и методами физической культуры: учеб.-метод. пособие/Под ред. А.И. Геруса. - Минск: Полымя, 2015. - 146с.
82. Поварницын И.М. Лечение заболеваний и повреждений позвоночника. - Новосибирск: Наука, 2005. - 78 с.
остеохондроза позвоночника при гормональной дистрофии его мышц: материалы науч.-практ. конф. «Медицина, физкультура, спорт». - Ижевск: ИФК, 2014.- С. 65-71.
84. Попелянский Я.Ю. О так называемых шейно-грудных и пояснично-крестцовых радикулитах// Остеохондрозы позвоночника. - Новокузнецк, 2012. - С. 34-38.
85. Попелянский Я.Ю. Боли в шее, спине и конечностях // Болезни нервной системы / Под ред. H.H. Яхно, Д.Р. Штульмана. М.: Медицина, 2001.
- С. 480-531.
86. Попов С.Н. Физическая реабилитация. - Ростов/наД: Феникс, 2004. - 608 с.
87. Пурисов И.А. Здоровая спина. Опорно-двигательный аппарат. - Спб.: Амфора. ТИД Амфора, 2014. - 62с.
88. Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. - М.: Физкультура и спорт, 2017.- 394с.
89. Рейзман А.М. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах. - М.: Медгиз, 2014. - 140 с.
90. Рудницкая Л.М. Кинезиотерапия суставов и позвоночника. - СПб.: Питер, 2017. - 192 с.
91. Ресслер С. Лекарство для позвоночника: Специальная программа по оздоровлению. -М.: АО «Интерэксперт», 1997. - 235с.
92. Рябчинская В. Аэробика и остеохондроз // Аэробика. - 2000. - №4.
- С. 22 - 24.
93. Рухадзе М.М. Лечебная верховая езда (иппотерапия) как метод физической реабилитации спортсменов с остеохондрозом позвоночника// Вестник спортивной медицины России. - 1997. - № 13. - С. 112-114.
94. Садовой М.А., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника//О реализации программы "Здоровая семья" (по материалам Научно-практической конференции). - Новосибирск: НГУ, 2006. -С.28-31.
95. Ситко Л.А., Фетодов В.К., Степкина М.А., Пристяжнюк П.А. Компьютерно-оптическая топография как метод скрининговой и динамической оценки деформации позвоночника у детей //Материалы конгресса педиатров России.- Москва, 16-18 февраля 2009. -М: МГПИ, 2009. -С.493.
96. Собовый В. Анатомия человека.- М.:ООО «Издательство Астрель» ООО «Издательство АСТ», 2016.-255с.
97. Соколов А. В. Теория и практика диагностики функциональных резервов организма / А.В. Соколов, Р.Е. Калинин, А.В. Стома. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. - 176 с.
98. Спортивная медицина: учебное пособие для студентов
образовательных организаций высшего профессионального образования, обучающихся по направлению «Физическая культура»/под ред. А.В. Смоленского. - М.: академия, 2015. - 381с.
99. Справочник по травматологии/Г.С. Ютишев, Н.М. Курбанов - М.: Медицина, 2014. - 381с.
100. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник., изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Олимпия Пресс, 2015.- 528с.
101. Семенова О. Н., Русаков В. А. Актуальные проблемы физической культуры. - Том 4 - часть 2. Проблемы физкультурного образования и физического воспитания учащейся молодежи: Материалы региональной научно - практической конференции// Методы и средства улучшения физической и функциональной подготовленности студентов специального медицинского отделения. РГЭА - Ростов н/Д. 1995. - 176с.
102. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры.-2-е изд. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 169с.
103. Семенова Л. А., Шлыков П. В. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ // Теория и практика физической культуры, 2005. - № 1. - С. 14-18.
104. Савченко В.А. Массаж и мобилизация при остеохондрозе: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1997. - 176с.
105. Сигл Р. Новая система исцеления боли в спине. - М.: Эксмо, 2003.
- 208с.
106. Скоромец А. А. Лечение спондилогенных неврологических синдромов. - СПб.: Гиппократ, 2001. - 157с.
107. Тюрников В.М. Остеохондроз позвоночника: диагностика,
клиника и лечение // Русский медицинский журнал. - 2007. - Т.15. - № 24. - С. 1797-1800.
108. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник/Под ред. Барчукова И.С. - М.: КноРус, 2018. - 288с.
109. Травматология и ортопедия/ Руководство для врачей. В 3 томах.-Т. 2/ Под ред. Ю.Г. Шапошникова. - М.: Медицина, 2016. - 392с.
110. Травматология и ортопедия/ Под ред. Корнилова Н.В. - М.: Медицина, 2011. -317 с.
111. Фищенко В.Я. Консервативное лечение остеохондроза позвоночника. - Киев: Здоровья, 2019. - 168с.
112. Фохтин В. Г. Автономная гимнастика против остеохондроза.
- М.: Физкультура и спорт, 2011.- 107.
113. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры/ Под общей ред. Проф. С.Н.Попова. - Ростов/нД: Ростиздат, 2008.-608 с.
114. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник. - Ростов/нД.: Феникс, 2016. - 150 с.
115. Фищенко Я.В. Нехирургическое лечение и профилактика рецидива грыж межпозвоночных дисков / Я.В. Фищенко, Л.Д. Кравчук // ГУ «Институт травматологии и ортопедии НАМН Украины». Серия: Боль. Суставы. Позвоночник, 2014. - С. 59-61.
116. Физкультурно-оздоровительные коррекции физического состояния студентов при функциональных нарушениях позвоночника [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.И. Суханов [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: Университет ИТМО, 2009. - 95 с.
117. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие/ О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева - Иркутск: ИГМУ, 2017. - 24 с.
118. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 478 с.
119. Цивьян Я.Л. Межпозвонковые диски: особенности
физиологии и биомеханики. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2007.¬164с.
120. Черкес-Заде Д.И. Остеопатическая диагностика и лечение заболеваний позвоночника: атлас - изд. 4-е, доп., перераб. - М.: Академия, 2014. - 120с.
121. Челноков В. А. Особенности трактовки современной теории патогенеза остеохондроза позвоночника в спортивной медицине// Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 1.- С. 12-15.
122. Челноков В. А. Остеохондроз позвоночника: перспективы применения физических упражнений // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 1. - С. 11 -16.
123. Шамсудинов З.Р. Физическая реабилитация при межпозвоночной грыже/ З.Р. Шамсудинов, Н.Л. Иванова // Физическая культура и спорт - основа здоровья нации. - ФГБОУ ВПО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», 2015. - С. 674-676.
124. Шехтман А.Г. Современные методы лучевой диагностики патологии черепа и позвоночника, головного и спинного мозга [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Г. Шехтман, Д.Ю. Коновалов, О.Я. Малыгина. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2014. - 55 с.
125. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.; ил.
126. Юмашев Г.С. Остеохондрозы позвоночника. - 2-е изд. - М.: Медицина, 2016. - 453с.
127. Юмашев Г.С. Травматология и ортопедия. - М.: Медицина, 2015.¬134с.
128. Янгулова Т.И. Лечебная физкультура: анатомия упражнений - Ростов н/Д: Феникс, 2010-175с.
129. Яковлев H.A. Шейный остеохондроз. - М.: ПО «Полиграфия», 1997. - 416 с.
130. Ячменёв Н.П. Здоровый позвоночник: инновационная
оздоровительно-образовательная программа для курорта// Адаптивная физическая культура. - 2004. - № 4. - С. 27 - 28.