Организация учебного процесса по адаптивному физическому воспитанию для студенток специальной медицинской группы
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСТЕОХОНДРОЗ ПОЗВОНОЧНИКА: ПРОФИЛАКТИКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
1.1. Остеохондроз позвоночника: этиология и механизмы его развития 9
1.2. Роль физических упражнений в профилактике обострений остеохондроза 16
1.3 Понятие о физической реабилитации и методы реабилитации при остеохондрозе позвоночника 23
Выводы по главе 33
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Задачи исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 40
Выводы по главе 42
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. Результаты анкетирования студенток СМГ с диагнозом «остеохондроз» 45
3.2. Комплексная программа адаптивной физической культуры для студенток специальной медицинской группы (СМГ) с диагнозом «остеохондроз позвоночника» 50
3.3. Результаты тестирования физической подготовленности студенток СМГ с остеохондрозом позвоночника 56
Выводы по главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ГЛАВА I. ОСТЕОХОНДРОЗ ПОЗВОНОЧНИКА: ПРОФИЛАКТИКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
1.1. Остеохондроз позвоночника: этиология и механизмы его развития 9
1.2. Роль физических упражнений в профилактике обострений остеохондроза 16
1.3 Понятие о физической реабилитации и методы реабилитации при остеохондрозе позвоночника 23
Выводы по главе 33
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Задачи исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 40
Выводы по главе 42
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. Результаты анкетирования студенток СМГ с диагнозом «остеохондроз» 45
3.2. Комплексная программа адаптивной физической культуры для студенток специальной медицинской группы (СМГ) с диагнозом «остеохондроз позвоночника» 50
3.3. Результаты тестирования физической подготовленности студенток СМГ с остеохондрозом позвоночника 56
Выводы по главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества особую социальную значимость имеет проблема физического состояния, сохранения и укрепления здоровья, а также профилактики различного рода заболеваний населения России, в том числе, остеохондроза позвоночника. Согласно данным исследований Аршина В.В. [5]: «Гиподинамический фактор и психологическое напряжение, связанное с рабочей деятельностью, усугубляют имеющиеся у значительного числа детей, подростков и взрослого населения морфофункциональные отклонения со стороны позвоночника, с годами прогрессирующие. Боли, сопутствующие данному заболеванию - это симптом, а не диагноз, который неблагоприятно сказывается на функциональных возможностях организма, повышает утомляемость, деформирует фигуру».
Подобную тенденцию роста заболеваемости среди молодежи отмечают исследователи большинства стран, связывая ее со снижением общей двигательной активности людей, ухудшением экологической обстановки и качества питания, ростом частоты стрессовых ситуаций.
Остеохондроз позвоночника, являясь наиболее распространенным заболеванием, поражает все возрастные группы населения. Как пишет Епифанов В.А. [41]: «В последнее время имеется устойчивая тенденция к «омоложению» контингента людей, больных остеохондрозом, который выявляется даже у детей до 10 лет, а также к утяжелению форм болезни и диско-грыжевым осложнениям. В возрасте от 7 до 12 лет проблемы, связанные со сколиозом и остеохондрозом позвоночника, имеют 26% учащихся. В период с 18 до 20 лет их число увеличивается до 39 - 63 %».
Данный период, как раз и охватывает студенческий возраст. В связи со статической нагрузкой и малоподвижной деятельностью студента, в частности, в группах изобразительно-прикладного искусства, возникают предпосылки остеохондроза, как правило, шейного отдела. Большая нагрузка на позвоночник возлагается до 6-8 часов в день; помимо этого, молодые люди данного факультета неспортивны и, как правило, не воспринимают всерьез занятия физической культурой и спортом. Это положение подтверждают результаты опроса, свидетельствующие о том, что только 2% студентов с остеохондрозом регулярно занимаются оздоровительной физической культурой.
Из-за малоподвижного образа жизни у студентов данного направления образовательной подготовки происходят дистрофические изменения в межпозвоночных дисках. Одним из факторов, приводящих к таким изменениям, также является анатомически неправильное положение туловища и головы во время длительных творческих занятий (рисование, скульптура, ювелирное дело, шитье, вышивание и др.). Кроме того, из года в год увеличивается количество занятий (объем заданий), проводимых в аудиториях, сидя за монитором. Всё это пагубно влияет на здоровье студентов, способствуя возникновению различных заболеваний и отклонений, в числе которых - остеохондроз.
Наряду с этим, становится очевидным, что содержание реабилитационных мероприятий для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, может быть пересмотрено и дополнено такими средствами адаптивной физической культуры, применение которых позволит получить ощутимый оздоровительный эффект и в комплексе с другими средствами и методами решить проблему профилактики остеохондроза, а также профессиональной и социальной реабилитации студентов с ОВЗ.
Изложенное выше позволяет считать, что разработка методики оздоровительной физической культуры для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, является актуальной задачей.
Теоретической базой исследования стали:
- концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются виды и причины патологий позвоночника [Белая Н.А., 1985; Васильева A.A., 2000; Долженков А.В., 2002; Городничев P.M., 2004; Бубновский С.М., 2012; Девятова М.В., 2013; Епифанов В.А., 2015; Матов B.B., Челноков В.А., 2014; Гринь А.А., 2017; Аршин В.В., 2019];
- исследования влияния средств и методов физической культуры на организм человека [Ланцберг Л.А., 2008; Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В., 2014; Колтошова Т.В., Котова О.В., 2016; Герасимова И.А., 2019; Захаров Р.В., 2018];
- технологии и методики, применяемые в физической реабилитации [Гросс Н. А., 2005; Жданкина Е.Ф., 2014; Афанасьев С.Л., 2015; Иванова Г.Е., 2015; Вайнер Э. Н., 2016; Ветрилэ С.Т., Колесов С.В., Борисов А.К., 2016; Дикуль В. И., 2016; Летунов С.П., Мотылянская Р.Е., 2016; Епифанов В.А., 2017];
- современные методики и научные работы в адаптивной физической культуре [Городничев P.M., 2005; Героева И.Б., 2010; Латыпов Н. Ф., 2015; Гельниц Г., Шульц-Вульф Г., 2019; Налобина А. Н., 2019].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс, направленный на повышение двигательной активности студентов и восстановление подвижности позвоночника с признаками остеохондроза.
Предметом исследования является методика оздоровительной физической культуры для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, а также динамика изменений их физического состояния
Целью исследования является разработка эффективной методики оздоровительной физической культуры для студентов с последствиями остеохондроза позвоночника.
Задачи исследования:
1) Определить самочувствие и подвижность позвоночника у студенток СМГ института изобразительных искусств с остеохондрозом.
2) Разработать комплексную физкультурно-оздоровительную программу адаптивной физической культуры, направленную на восстановление функционального состояния студенток специального медицинского отделения с остеохондрозом позвоночника.
3) Оценить эффективность предложенной экспериментальной программы в комплексе мер физической реабилитации студенток с остеохондрозом позвоночника.
Гипотеза исследования - предполагается, что разработка методики восстановления функциональных возможностей позвоночника и повышения общей двигательной активности средствами физкультурно-оздоровительной адаптивной физической культуры позволит решать задачи профилактики прогрессирования остеохондроза и улучшения физического состояния у студенток специальной медицинской группы (СМГ).
Для решения поставленных задач и проведения исследования использовались следующие методы:
1 .Анализ научно-методической литературы
2. Анкетирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Методы математико-статической обработки данных.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования объективные результаты положительного воздействия экспериментальной комплексной программы адаптивной физической культуры на организм студенток специального медицинского отделения с остеохондрозом позвоночника, позволяют рекомендовать ее для широкого использования в сети образовательных, лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 5 таблиц, 8 рисунков; список используемой литературы включает 130 источников. Основной текст работы изложен на 80 страницах
Подобную тенденцию роста заболеваемости среди молодежи отмечают исследователи большинства стран, связывая ее со снижением общей двигательной активности людей, ухудшением экологической обстановки и качества питания, ростом частоты стрессовых ситуаций.
Остеохондроз позвоночника, являясь наиболее распространенным заболеванием, поражает все возрастные группы населения. Как пишет Епифанов В.А. [41]: «В последнее время имеется устойчивая тенденция к «омоложению» контингента людей, больных остеохондрозом, который выявляется даже у детей до 10 лет, а также к утяжелению форм болезни и диско-грыжевым осложнениям. В возрасте от 7 до 12 лет проблемы, связанные со сколиозом и остеохондрозом позвоночника, имеют 26% учащихся. В период с 18 до 20 лет их число увеличивается до 39 - 63 %».
Данный период, как раз и охватывает студенческий возраст. В связи со статической нагрузкой и малоподвижной деятельностью студента, в частности, в группах изобразительно-прикладного искусства, возникают предпосылки остеохондроза, как правило, шейного отдела. Большая нагрузка на позвоночник возлагается до 6-8 часов в день; помимо этого, молодые люди данного факультета неспортивны и, как правило, не воспринимают всерьез занятия физической культурой и спортом. Это положение подтверждают результаты опроса, свидетельствующие о том, что только 2% студентов с остеохондрозом регулярно занимаются оздоровительной физической культурой.
Из-за малоподвижного образа жизни у студентов данного направления образовательной подготовки происходят дистрофические изменения в межпозвоночных дисках. Одним из факторов, приводящих к таким изменениям, также является анатомически неправильное положение туловища и головы во время длительных творческих занятий (рисование, скульптура, ювелирное дело, шитье, вышивание и др.). Кроме того, из года в год увеличивается количество занятий (объем заданий), проводимых в аудиториях, сидя за монитором. Всё это пагубно влияет на здоровье студентов, способствуя возникновению различных заболеваний и отклонений, в числе которых - остеохондроз.
Наряду с этим, становится очевидным, что содержание реабилитационных мероприятий для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, может быть пересмотрено и дополнено такими средствами адаптивной физической культуры, применение которых позволит получить ощутимый оздоровительный эффект и в комплексе с другими средствами и методами решить проблему профилактики остеохондроза, а также профессиональной и социальной реабилитации студентов с ОВЗ.
Изложенное выше позволяет считать, что разработка методики оздоровительной физической культуры для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, является актуальной задачей.
Теоретической базой исследования стали:
- концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются виды и причины патологий позвоночника [Белая Н.А., 1985; Васильева A.A., 2000; Долженков А.В., 2002; Городничев P.M., 2004; Бубновский С.М., 2012; Девятова М.В., 2013; Епифанов В.А., 2015; Матов B.B., Челноков В.А., 2014; Гринь А.А., 2017; Аршин В.В., 2019];
- исследования влияния средств и методов физической культуры на организм человека [Ланцберг Л.А., 2008; Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В., 2014; Колтошова Т.В., Котова О.В., 2016; Герасимова И.А., 2019; Захаров Р.В., 2018];
- технологии и методики, применяемые в физической реабилитации [Гросс Н. А., 2005; Жданкина Е.Ф., 2014; Афанасьев С.Л., 2015; Иванова Г.Е., 2015; Вайнер Э. Н., 2016; Ветрилэ С.Т., Колесов С.В., Борисов А.К., 2016; Дикуль В. И., 2016; Летунов С.П., Мотылянская Р.Е., 2016; Епифанов В.А., 2017];
- современные методики и научные работы в адаптивной физической культуре [Городничев P.M., 2005; Героева И.Б., 2010; Латыпов Н. Ф., 2015; Гельниц Г., Шульц-Вульф Г., 2019; Налобина А. Н., 2019].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс, направленный на повышение двигательной активности студентов и восстановление подвижности позвоночника с признаками остеохондроза.
Предметом исследования является методика оздоровительной физической культуры для студентов, страдающих остеохондрозом позвоночника, а также динамика изменений их физического состояния
Целью исследования является разработка эффективной методики оздоровительной физической культуры для студентов с последствиями остеохондроза позвоночника.
Задачи исследования:
1) Определить самочувствие и подвижность позвоночника у студенток СМГ института изобразительных искусств с остеохондрозом.
2) Разработать комплексную физкультурно-оздоровительную программу адаптивной физической культуры, направленную на восстановление функционального состояния студенток специального медицинского отделения с остеохондрозом позвоночника.
3) Оценить эффективность предложенной экспериментальной программы в комплексе мер физической реабилитации студенток с остеохондрозом позвоночника.
Гипотеза исследования - предполагается, что разработка методики восстановления функциональных возможностей позвоночника и повышения общей двигательной активности средствами физкультурно-оздоровительной адаптивной физической культуры позволит решать задачи профилактики прогрессирования остеохондроза и улучшения физического состояния у студенток специальной медицинской группы (СМГ).
Для решения поставленных задач и проведения исследования использовались следующие методы:
1 .Анализ научно-методической литературы
2. Анкетирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Методы математико-статической обработки данных.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования объективные результаты положительного воздействия экспериментальной комплексной программы адаптивной физической культуры на организм студенток специального медицинского отделения с остеохондрозом позвоночника, позволяют рекомендовать ее для широкого использования в сети образовательных, лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 5 таблиц, 8 рисунков; список используемой литературы включает 130 источников. Основной текст работы изложен на 80 страницах
На протяжении всего нашего исследования была проделана работа с целью получения положительных результатов по исследуемой нами проблеме:
1. На первом этапе исследования были изучены литературные источники по исследуемой нами проблеме, что позволило сделать следующие выводы: что в данном возрасте важна профилактика и комплексная, в том числе, физическая реабилитация остеохондроза у юношей и девушек, ведущих малоподвижный образ жизни. Важным моментом является то, что возможно решить проблему с помощью консервативных методов лечения, без операционного вмешательства. Были также выявлены причины, которые способствуют возникновению и развитию патологических процессов изменения структуры позвоночника.
2. На 2 - ом этапе нашего исследования было проведено педагогическое тестирование. Для проведения тестирования были отобраны упражнения, позволяющие выявить физическое состояния позвоночника у студенток СМГ в возрасте 18-20 лет, при наличии остеохондроза, которое характеризуется дегенеративно-дистрофическими изменениями, влияющими на подвижность отделов позвоночника.
3. На 3 - ем этапе проведено повторное тестирование, позволившее сравнить полученные результаты с начальным этапом исследования.
В исследуемой группе за время педагогического эксперимента произошло улучшение показателей подвижности позвоночника во всех отделах. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о верности выдвинутой гипотезы, что разработка методики восстановления функциональных возможностей позвоночника и повышения общей двигательной активности средствами физкультурно-оздоровительной адаптивной физической культуры позволит решать задачи профилактики прогрессирования остеохондроза и улучшения физического состояния у студенток специальной медицинской группы (СМГ), с остеохондрозом.
1. На первом этапе исследования были изучены литературные источники по исследуемой нами проблеме, что позволило сделать следующие выводы: что в данном возрасте важна профилактика и комплексная, в том числе, физическая реабилитация остеохондроза у юношей и девушек, ведущих малоподвижный образ жизни. Важным моментом является то, что возможно решить проблему с помощью консервативных методов лечения, без операционного вмешательства. Были также выявлены причины, которые способствуют возникновению и развитию патологических процессов изменения структуры позвоночника.
2. На 2 - ом этапе нашего исследования было проведено педагогическое тестирование. Для проведения тестирования были отобраны упражнения, позволяющие выявить физическое состояния позвоночника у студенток СМГ в возрасте 18-20 лет, при наличии остеохондроза, которое характеризуется дегенеративно-дистрофическими изменениями, влияющими на подвижность отделов позвоночника.
3. На 3 - ем этапе проведено повторное тестирование, позволившее сравнить полученные результаты с начальным этапом исследования.
В исследуемой группе за время педагогического эксперимента произошло улучшение показателей подвижности позвоночника во всех отделах. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о верности выдвинутой гипотезы, что разработка методики восстановления функциональных возможностей позвоночника и повышения общей двигательной активности средствами физкультурно-оздоровительной адаптивной физической культуры позволит решать задачи профилактики прогрессирования остеохондроза и улучшения физического состояния у студенток специальной медицинской группы (СМГ), с остеохондрозом.
Подобные работы
- Использование упражнений системы Пилатес как мотивирующего фактора к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2014 - Особенности адаптивного физического воспитания девушек 18-20 лет с избыточной массой тела и начальной степенью ожирения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
В УСЛОВИЯХ ВУЗА С УЧЕТОМ НОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК
СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ
ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4590 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - Волейбол как средство физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Методика занятий оздоровительной аэробикой для студентов юридического университета
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Влияние степ-аэробики на развитие двигательных качеств у девочек 13-15 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Особенности адаптивного физического воспитания студенток- гандболисток с последствиями травм коленного сустава в специальных медицинских отделениях
Магистерская диссертация, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021



