Ведение 5
Глава 1 Развитие городского пассажирского транспорта в СССР. Общие положения и задачи и проблемы городского транспортного планирования 13
1.1 Особенности развития и задачи городской транспортной системы.
Основные положения и проблемы 13
1.2. История развития городского транспорта в городах СССР, в период
1950 - 1991 гг 33
Глава 2 Развитие городского пассажирского транспорта в городе Ставрополь
- Тольятти за период 1950 - 1991 гг 56
2.1 История развития автобусного пассажирского транспорта в городе
Ставрополь - Тольятти в 1950 - 1991 гг 56
2.2 История развития городского электрического транспорта в городе
Ставрополь- Тольятти в 1950 -1991 гг 69
2.3 Развитие таксомоторного парка и прочих пассажирских перевозок в
городе Ставрополь - Тольятти в 1950 - 1991 гг 79
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 88
Приложение А Список условных обозначений и сокращений 9
Актуальность: Развитие человеческого общества неразделимо с историей развития транспорта, так как по словом «транспорт» понимается как сам процесс перемещения сред производства и человека, так и перемещение самого человека.
В первобытном, общинном укладе жизни, в качестве транспорта люди использовали простые средства перемещения: либо пользовались тягой домашних животных, либо таскали непосредственно на себе.
С появлением частной собственности и разделением труда, стали развиваться территории, в рамках которых, значение транспорта стало еще более актуальным. Транспорт во всей истории развивался преимущественно там, где развивалась человеческая цивилизация, и экономика.
Самым древним видом транспорта в истории был водный, так как он обладал большей вместимостью грузов и пассажиров, чем все существующие тогда виды наземного транспорта. Поэтому государства старались выступать в роли морских держав, что бы в своё подчинении иметь моря и речные артерии, для лучшего ведения хозяйства и торговли.
На суше, по мере развития городов, формировались транспортные караваны и сухопутные торговые пути. К тягловым домашним животным стали запрягать сани или колёсные повозки. Появление колёсных повозок датируется III тысячелетием до н.э. в Месопотамии. Так же важно отметить, что в данный период улучшается и качество дорожных покрытий в некоторых экономическим развитых регионах: так например вместо обычных грунтовых или вытоптанных дорог в Древнем Риме появляется мощенная каменная дорога, общей протяженностью 75 тыс. км.
На рубеже Средних веков появляется тесная связь сухопутных и морских линий. На землях Руси они появились, прежде всего, на волоках между реками. Были налажены сухопутные сообщения с крупными городами. К середине XVII века количество сухопутных дорог превысило 6 тыс. км. Но на рубеже конца XVIII века начала XIX века в России, состояние, и вид транспортных систем был неудовлетворительным. Сухопутные дороги в силу климатических особенностей размывались. Не соответствовал времени и вид транспортного хозяйства. Феодальный строй тормозил развитие экономики и общества в стране.
Важным фактором для развития транспорта в России и за рубежом стала промышленная революция, которая оказала огромное влияние на темпы роста производства и торговли. Транспорт феодального периода в виде парусных судов и гужевых повозок, оказался не в стоянии обеспечить нужды машинного производства. Поэтому одновременно с промышленностью развивался и транспорт. И важным изобретением в данный период, следует отметить паровой двигатель, который позволил создать новые виды транспорта не зависимые от ряда внешних факторов, и имеющей лучшие динамические качества. Так появились: Паровоз, Пароход и паровой автомобиль. Позже с развитием капитализма на рубеже второй половины XIX века, транспорт формировался в отдельную единицу, а не был под владением производственного предприятия, на которое оно работало. С одной стороны это ускоряло прогресс самого транспорта, а с другой, освобождало крупное машинное производство от сложных транспортных функций. Именно прогресс и развитие научной мысли в XIX, и начале XX века, создали предпосылки для развития транспортной системы в мире.
Важно отметить, что с развитие промышленности и науки на рубеже XIX - XX развивается и перемещение самого человека в городах - благодаря транспорту. То есть развивается городской, общественный транспорт. И если до промышленных революций мобильность населения в городах была крайне мала, а транспорт использовался в многом только для перемещения груза, то после развития промышленности, увеличения городов, требовалось перемещать из одной точки в другую огромное количество людей, для выполнения различных экономических или социальных функций. Появляются крупные пассажирские перевозки, как в городах, так и между ними. Благодаря появлению новых видов тяговых движителей, пассажирские перевозки сформируются в отдельную сферу транспорта, частично связную или независимую от грузового транспортного хозяйства.
Данные явления позволяют говорить о развитии транспорта в XX веке условиях развития науки и промышленности. Но актуальность проблем транспорта на рубеже XX века не снизилась, а наоборот возросла куда сильнее. Транспорт хоть и является сам средством производства, а без самого развития производства не возможно и развитие транспорта, то во второй половине XX века, транспорт сам начал тормозить производство. А соответственно из-за не развитости производства невозможно развивать транспортные системы. Важно отметить, что состояние и развитие транспорта является отражением социально-экономического развития государства, и его общественной формации. Эти вопросы, а так же вопросы о качестве перевозок, комфорте пользовании и экологии, вопрос о развитии общественного транспортного на рубеже XX века формирует актуальность данной работы.
Степень изученности темы исследования: Историческая тема исследования городского общественного транспорта широко изучена на современном этапе. Проблематика данной темы достаточно широко показа в научно - технической литературе периода 1950 -1991 гг. С исторической точки зрения литература на данную тему изучена преимущественно в краеведческой области. В целом же литературу на заданную тему можно разделить на два типа:
Первый относиться к периоду изучаемой в теме (1950 - 1991 гг.). Данный раздел представлен в основном научной и учебной литературой. Содержит основные положение и показывает основную роль и задачи городского транспорта в период 1950 - 1991 гг.. Отражает проблематику городского транспорта в данный период. Например, в учебнике для вузов Аксенова И. Я. «Единая транспортная система» говориться об основных задачах транспортной системы в СССР. В книге Стараментова А. Е. «Городской транспорт», подробно в общих чертах даётся историческая информация о развитии различных видов городского транспорта в СССР до 1969 г. В труде Ставничего Ю. А. «Транспортные системы городов» говориться о важности транспорта в городском планировании. В советский период в литературе отражаются перспективы развития, проблемы и задачи городского транспорта в условиях существующей социально-экономической формации, и достижение материально- технической базы в определённое время.
Второй тип литературы представлен трудами изданными после 1991 года. Данный тип представлен, по большей части, краеведческой литературой, описывающий хронологическую историю развития городского транспорта в конкретном городе .Например, в книге Иванова М. Д. «История Московского трамвая», подробно описана история развития трамвая в Москве и поднимаются проблемы, существовавшие в трамвайном хозяйстве Москвы за период 1899 - 2009 гг. В работе Г. П. Жилы «По городу идёт троллейбус», подробно, в хронологическом порядке, описывается история развития троллейбусной системы в городе Ставрополь - Тольятти. Так же литература постсоветского периода представлена работами: Иванов М. Д. «История московского трамвая (1899-2009)»; Климов К. «Московский троллейбус»; Тархов С. А. «История московского трамвая»; Круглов Л. П. «Московский трамвай. Страницы истории»; Козинский А. П. «Челябинскому трамваю 70 лет»; Вдовин М. А. Страницы истории Ростовского трамвая»; Усеноков Д. Ю. «Петербуржский трамвай, История и факты»; Шапилов Е. «От конки до трамвая. Очерки истории Петербургского трамвая»; Ковалев А. Д. «Очерки истории Ярославского трамвая и троллейбуса»; Скориков А. И. «Челябинский троллейбус: 60 лет со дня открытия движения»; Овсянников В. А «Дела и люди. Пассажирский транспорт Тольятти»; Павлухина Г. «Владимир Беляков, только вперёд!»; Материалы историко-краеведческих чтений. «Наследие В. Н. Татищева».
Так же литературу на изучаемую нами тему, можно разделить по принципу изучения проблем в главах и параграфов научного исследования: Первая часть, касается изучения общего положения и задач городского транспортного планирования, материально - технические баз. Даннаячасть представлена работами: Аксенова И. Я. «Единая транспортная система» и Транспорт: «История, современность, перспективы, проблемы»; Зотов Д. К., Ушаков С. С. «Проблемы развития транспорта СССР»; Ставничий Ю. А. «Транспортные системы городов»; Страментов А. Е. «Городской транспорт»; Кутыловский М. П. «Электрическая тяга на городском транспорте»; Дементьев Д., Марков Н. «Автобусы IX пятилетки (1971 - 1975)», «Автобусы X пятилетки (1976 -1980)», «Автобусы XI пятилетки (1981 - 1985)».
Вторая значимая часть литературы посвящена развитию городского общественного транспорта в отдельных городах СССР. Данная часть представлена работами: Иванов М. Д. «История московского трамвая (1899-2009)»; Климов К. «Московский троллейбус»; Тархов С. А. «История московского трамвая»; Круглов Л. П. «Московский трамвай. Страницы истории»; Козинский А. П. «Челябинскому трамваю 70 лет»; Вдовин М. А. Страницы истории Ростовского трамвая»; Усеноков Д. Ю. «Петербуржский трамвай, История и факты»; Шапилов Е. «От конки до трамвая. Очерки истории Петербургского трамвая»; Ковалев А. Д. «Очерки истории Ярославского трамвая и троллейбуса»; Скориков А. И. «Челябинский троллейбус: 60 лет со дня открытия движения».
Третья часть историографии посвящена истории развития городского транспорта в городе Ставрополь - Тольятти. Данное направление представлено работами: Жила Г. П. «По городу идёт троллейбус»; Овсянников В. А «Дела и люди. Пассажирский транспорт Тольятти»; Павлухина Г. «Владимир Беляков, только вперёд!»; Материалы историко-краеведческих чтений. «Наследие В. Н. Татищева».
Так же литература постсоветского периода представлена работами: Иванов М. Д. «История московского трамвая (1899-2009)»; Климов К. «Московский троллейбус»; Тархов С. А. «История московского трамвая»; Круглов Л. П. «Московский трамвай. Страницы истории»; Козинский А. П. «Челябинскому трамваю 70 лет»; Вдовин М. А. Страницы истории Ростовского трамвая»; Усеноков Д. Ю. «Петербуржский трамвай, История и факты»; Шапилов Е. «От конки до трамвая. Очерки истории Петербургского трамвая»; Ковалев А. Д. «Очерки истории Ярославского трамвая и троллейбуса»; Скориков А. И. «Челябинский троллейбус: 60 лет со дня открытия движения»; Жила Г. П. «По городу идёт троллейбус»; Овсянников В. А «Дела и люди. Пассажирский транспорт Тольятти»; Павлухина Г. «Владимир Беляков, только вперёд!»; Материалы историко-краеведческих чтений. «Наследие В. Н. Татищева».
Цели и задачи: Целью дипломной работы является изучении истории развития и становления городского общественного транспорта в 1950 - 1991 гг., на примере города Ставрополь-Тольятти. А так же написание выводов на основе изучения проблемной темы.
Поставленная цель формируют ряд задач для изучения:
1. Рассмотреть основные направления развития и проблемы городского общественного транспорта СССР во второй половине XX века.
2. Изучить развитие городских транспортных систем в городах СССР.
3. Выявить развитие автобусного транспорта в городе Ставрополь- Тольятти.
4. Рассмотреть развитие городского электротранспорта в городе Тольятти.
5. Изучить развитие таксомоторного парка и другие альтернативные пассажирские перевозки в городе Ставрополь - Тольятти.
Объектом исследования: Объектом исследования в данной работе будет являться городской, общественный транспорт СССР, в 1950 -1991 гг.
Предмет исследования: Предмет исследования данной работы будет являться предпосылки или причины для развития транспорта в той или иной степени её задачи и проблемы.
Источниковедческая база исследования: Источниковедческая база изучаемую нами тему, многообразна. В целом, по изучаемой нами теме, базу источников можно разделить на четыре группы. Три группы опубликованных источников и одна группы неопубликованных источников. Каждым группам источников можно дать характерный анализ.
К первой группе источников относятся опубликованные нормативно - правовые акты. К ним относятся документы органов государственной власти СССР и РСФСР. Приказы и постановления верховного совета и совета министров СССР. Анализ данных источник позволяет узнать официальные заявления и задачи правительства СССР, которые относятся к изучаемой нами проблеме. Данный тип источник широко распространен в средствах массовой информации и партийных сборниках КПСС. Основными источниками в этой группе являются: Постановление ЦК КПСС от 31 июля 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР» и Постановления М. С. Горбачева на ХХУП съезде КПСС от 27 января 1987 г.
Вторая группа источников: Материалы СМИ. Это опубликованный тип источников, который представлен периодическими изданиями: газетами и журналами. В данную научную работу вошли материалы журнала «Техника молодёжи» и местной периодической печати: «Волжский строитель» и «Паллада. Консультант». Данный тип источников имеет собственные взгляды редакторов газет и журналов на изучаемую нами тему. Некоторое материалы в источниках можно подвергнуть сомнению, что нарушает их историческую ценность.
Третья группа источников представлена неопубликованными архивными данными Ставропольского и Тольяттинского городского исполкома совета депутатов трудящихся (Фонд Р-94) и архивными данными районных отделений исполкома совета депутатов трудящихся (Р-300 - автозаводский район, Р-297 - Центральный район). Данные источники показывают официальные решения городской администрации по вопросам городского транспортного развития. Имеют огромное количество исторических данных, выраженных в цифрах и статистиках. Все материалы вышеперечисленных фондов находятся в Тольяттинском городском архиве.
Четвёртая группа источников представлена опубликованными источниками -электронными ресурсами и ресурсами открытой сети - интернет. Данный тип источников представлен официальными сайтами, касающихся тематики общественного транспорта, в данную группу вошли сайты пассажирских предприятий Москвы (ГУП «Мосгортранс»), а так же проект «TravelTogether», который затрагивает проблему развития пассажирского транспорта в истории СССР.
Новизна, теоретическая и практическая значимость работы: Новизна данной работы заключается в ведении в научный оборот ранее не опубликованных архивных материалов фонда Р - 94, документы которого принадлежали городскому исполнительному комитету и фондов Р - 300 и Р - 297, документы которых принадлежали Автозаводскому и Центральному районным исполнительным комитетам.
Теоретическая значимость заключается в том, что на основе введения в оборот неопубликованных архивных данных, были введены ранее неизвестны е исторические данные и факты.
Практическая значимость заключается в том, на основе данной работы и введённых в них новых исторических данных, возможно продолжить изучение данной темы или открыть для изучения другие проблемные вопросы.
Методы: В данной научной работе был использован хронологический метод написания ВКР, так как требовалось описать процесс развития транспортной сети в СССР и в городе Ставрополь - Тольятти в 1950 - 1991 гг.
Так же был использован статистический метод в первой главе, так как изучаемая нами тема содержит большое количество цифровых статистических данных.
Подводя итоги можно сказать поставленные мною задачи по изучению городского общественного транспорта, были выполнены. Были рассмотрены транспортные системы городов СССР. Детально была изучена история развития городского транспорта в городе Ставрополь - Тольятти в период 1950 - 1991 гг. Тематика развития городского транспорта во второй половине XX века достаточно обширна и проблематична. Она представляет обширный пласт для изучения данной темы. Зачастую развитие городского транспорта рассматривают с социально - экономических проблем формации государства. Городской транспорт является важнейшей составляющей в развитии городов и промышленности, транспорт является основой городской инфраструктуры, корнем развития города.
Следует отметить, что, несмотря на общие задачи, которые ставились перед городским общественным транспортом, мы видим картину, когда города большого советского государства по-разному развивают свою городскую транспортную инфраструктуру. Связанно это, прежде всего, с историей развитие в прошлом, географическим и экономическим расположением города, городским планированием.
Большинство городов Советского союза ориентировались на опыт столицы Москвы и Ленинграда. При этом городское планирование ставило перед городом свои задачи развития городской инфраструктуры. При этом если в Москве одна транспортная система зачастую создавалась в угоду другому, то в других городах Советской республики правительство развивало все доступные виды городского транспорта.
Город Ставрополь - Тольятти не стал исключением в вопросах городского развития и транспортного планирования. Начала масштабного развития промышленности в регионе создали предпосылки для развития широкомасштабной транспортной системы.
Введенные в оборот новые архивные источники позволили узнать хронологию развития городского пассажирского транспорта от лица городской и районной администрации, и понять как общие предпосылки развития промышленности и общегосударственные вопросы и задачи транспортного планирования отражались на процессе развития городского общественного транспорта в городе Ставрополь - Тольятти.
Комплексный анализ источников и литературы по проблематике развития городского пассажирского транспорта, позволил нам выявить историческую картину состояния городского транспорта как в городе Ставрополь - Тольятти, так и в других городах СССР. Исследование показало связь приоритетных задач и проблем городского транспортного планирования с действительной реализацией транспортного строительства в городах Советского союза. Был выявлен ряд ответов на проблемные сферы в истории развития городского общественного транспорта.
1. Автобусный транспорт [Электронный ресурс]. — URL: http://fotobus.msk.ru/— Заглав. с экрана. (Дата обращения: 22.01.2020)
2. Автобусы IX пятилетки (1971-1975) / Отв. ред. Деменьтев Д., Марков Н. — М.: Грузовик. 2011. — 144 с.
3. Автобусы X пятилетки (1976-1980) / Отв. ред. Деменьтев Д., Марков Н.
— М.: Грузовик. 2013. — 120 с.
4. Автобусы XI пятилетки (1981-1985) / Отв. ред. Деменьтев Д., Марков Н. — М.: Грузовик. 2011. —138 с.
5. Автомобильный и городской транспорт. Т.6. / [Авт. коллектив] ; Под. ред.
6. Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов.— Москва: Высшая школа. 1991. — 383 с.
7. Аксенов И. Я. Транспорт: История, современность, перспективы, проблемы. — М.: Наука. 1985. — 176 с. («Серия Наука и технический прогресс»).
8. Вдовин М. А. Страницы истории Ростовского трамвая. Ростов-на-Дону: ИРФТИ. 2001. — 23 с.
9. Горлов В. Н. Постановление ЦК КПСС от 31 июля 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР» [Текст]// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и полит. науки. —Москва: Политиздат. 2018. — 126 - 130 с.
10. Городской электротранспорт [Электронный ресурс]. — URL: https://transphoto.ru/— Заглав. с экрана. Дата обращения: (23.01.2020)
11. Дела и люди. Пассажирский транспорт Тольятти / [Авт. коллектив]; Под. ред. Овсянников В. А.— Тольятти: 2000. — 157 с.
12. Директива XXШсъезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 гг. — М.:Политлитература. 1966. — 171 с.
13. Дюралевый электроход. // Техника молодёжи. 2008. №4. - 21c.
14. Ермак Д. А. Трамвай на улицах Киева. — Киев: SkyHorse. 2011. — 380 c.
15. Жила Г. П. По городу идёт троллейбус. — Тольятти: 1995. — 56 с.
16. Зотов Д. К. Проблемы развития транспорта СССР / Зотов Д. К., Ушаков С. С. — М.: Транспорт. 1990. — 304 с.
17. Иванов М. Д. История Московского трамвая. / Иванов М. Д., Кирсанов А. И., Розалиев В. В. // ГУП «Мосгорстранс» — М.: Транспорт. 2009. - 300 с.
18. История автобуса в Москве. ГУП «Мосгортранс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mosgortrans.ru/about/history/—Заглав. с экрана.
19. Киевский троллейбус. // «TravelTogether» [Электронный ресурс] URL http://www.youtube.com/watch&v=TrOaaIJDQMg—Заглав. с экрана (Дата обращения 11.03.2020)
20. Климов К. М. Московский троллейбус. - Москва: Транспорт. 2016. — 320 с.
21. Ковалев А. Д. Очерки истории Ярославского трамвая и троллейбуса. — Ярославль: ЯПИ. 2005. — 374 с.
22. Козинский А. П. Челябинскому трамваю 70 лет. — Челябинск: Победа. 2002. - № 1. — 60 с.
23. Кутыловский М. П. Электрическая тяга на городском транспорте / Кутыловский М. П., Сургучев В. Д. — М.: Стройиздат. 1964. — 334 с.
24. Ласло Финта и его легендарные Икарусы. [Электронный ресурс] —
URL: http: //www.borsonline.hu/aktualis/elhunyt-az-ikarusok-legendas-
tervezoje/156095/ —загл. с экрана. (Дата обращения: 02.02.2020)
25. Материалы историко-краеведческих чтений. «Наследие В. Н. Татищева». — Тольятти.: Тольяттинский краеведческий музей. 2004. — 176 с.
26. На орбите социализма. Икарус вчера, сегодня, завтра. // Техника молодёжи. 1976. №6. — 36 - 37 с.
27. Павлухина Г. «Владимир Беляков, только вперёд!». — Тольятти: 2014. — 216 с.
28. Постановления М. С. Горбачева на XXVIIсъезде КПСС от 27 января 1987 г. [Текст]// Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС — Москва.: Политиздат. 1987. — 27 - 29 с.
29. Решение № 1/1 от 22.04.1971. О неотложных мерах по работе
пассажирского движения в городе : Исполнительный комитет
Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). Ф. Р-94.Оп. 1. Д. 280.—Л. 3
30. Решение № 105/10 от 19.10.1972. Об улучшении троллейбусных
перевозок в Центральном р-н: Центральный районный исполнительный комитет Тольяттинского городского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА)—Ф. Р-278. Оп. 1. Д. 1. —Л. 249
31. Решение № 110/6 от 27.03.1975. Об открытии троллейбусного
маршрута № 11 : Исполнительный комитет Тольяттинского совета
депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). —Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 563.—Л. 175
32. Решение № 116 от 14.05.1959 г. О утверждении графика движения автобусов по городу : Исполнительный комитет Ставропольского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп.1 Д. 84. —Л. 144
33. Решение № 123/№124 от 20.03.1991. О состоянии городского
транспорта в городе Тольятти/ Изменениях в работе городского транспорта в городе Тольятти: Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 1020. —Л. 208 - 224
34. Решение № 137 от 10.06.1958. Об открытии автобусного маршрута № 6 : Исполнительный комитет Ставропольского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп.1 Д. 84. —Л. 61
35. Решение № 157/8 от 25.03.1971. Об открытии автобусных маршрутов № 6 и № 23 : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). —Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 429.—Л. 154 - 156
36. Решение № 164 от 30.03.1965. О строительстве троллейбусного
транспорта второй очереди : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). —Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 168.—Л. 237
37. Решение № 194 от 22.08.1958 г. О строительстве трамвайного
транспорта в городе : Исполнительный комитет Ставропольского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). —Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 428.—Л. 118 - 120
38. Решение № 217. Об утверждении трасс трамвайных линий 1-й и 2-й очереди : Исполнительный комитет Ставропольского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 95.—Л. 54.
39. Решение № 220/11 от 30.06.1982. Об открытии троллейбусного
маршрута № 19 : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).— Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 883.—Л. 98 - 102
40. Решение № 239/16 от 22.07.1975. Об открытии новых троллейбусных
маршрутов № 13 и № 14 :Автозаводский районный исполнительный комитет Тольяттинского городского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА) —Ф. Р-300. - Оп. 1. - Д.
119.—Л. 32 - 36
41. Решение № 245/11 от 28.05.1970. О комплексном развитии всех видов пассажирского транспорта : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 429.—Л. 362
42. Решение № 293/10 от 04.05.1977. О изменении схемы движения автобусного маршрута № 22 : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 470.Л. 125 - 128
43. Решение № 33/3 от 30.01.1969. Об организации троллейбусного
движения на Волжский автозавод. : Исполнительный комитет
Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 238.—Л. 108 - 111.
44. Решение № 352 от 10.11.1962. О изменении автобусного маршрута № 1 Исполнительный комитет Ставропольского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 122.— Л. 161
45. Решение № 4 от 14.01.1965. О ходе строительства троллейбусного транспорта : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). —Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 168.—Л. 237
46. Решение № 407 от 19.09.1990. О прекращении проектирования и списания затрат на линии скоростного трамвая : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 1192.—Л. 156
47. Решение № 420/22 от 30.10.1969. Об изменение названия автобусных остановок : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).— Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 273.—Л. 374 - 375
48. Решение № 420в от 21.10.1963. О строительстве посадочных площадок и автобусных павильонов на автобусных остановках города : Исполнительный комитет Ставропольского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 333. —Л. 368
49. Решение № 49/3 от 28.01.1971. Об открытие автобусного маршрута № 22 : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 428. —Л. 118 - 121
50. Решение № 56/2 от 08.02.1973. О строительстве троллейбусного
транспорта 3-й очереди : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 492.—Л. 159
51. Решение № 591/34 от 26.11.1970. Об открытии троллейбусного
движения в посёлок Комсомольский : Исполнительный комитет
Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 383.—Л. 131
52. Решение № 621 от 21.10.1965. Об организации троллейбусного
управления в городе Тольятти : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). —Ф. Р-94.Оп. 1. Д. 171.—Л. 83 - 95
53. Решение № 653/87 от 25.12.1969. Об утверждении правила пользования троллейбусом в городе : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94.Оп. 1. Д. 316.— Л. 282 - 283
54. Решение № 662/37 от 24.12.1970. Об открытие автобусных маршрутов № 4 и № 21 : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).—Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 383.—Л. 317 - 322
55. Решение № 72/4 от 11.02.1971. Об открытии троллейбусного маршрута
№ 7 : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов
трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). —Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 428.—Л. 326
56. Решение № 73 от 09.05.1963. О работе городского транспорта в летний период : Исполнительный комитет Ставропольского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).— Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 134.—Л. 278 - 281
57. Решение № 851/27 от 25.12.1970. Об открытии автобусного маршрута
№ 15 : Исполнительный комитет Тольяттинского совета депутатов
трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА).— Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 339.—Л. 368
58. Решение № 98 в от 23.04.1959. О утверждении автобусных маршрутов в летний период : Исполнительный комитет Ставропольского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области. // Тольяттинский городской архив (ТГА). —Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 84.—Л. 83.
59. С Юбилеем АТП! // Волжский строитель. 2004. №38. — 5 с.
60. Самый длинный троллейбусный маршрут в мире. Крымский троллейбус // «TravelTogether» [Электронный ресурс] URL: http://www.youtube.com/watch&v=H1cXMBIK26k— Заглав. с экрана (Дата обращения: 14.03.2020)
61. Скориков А. И. Челябинский троллейбус: 60 лет со дня открытия движения // Календарь памятных дат Челябинской области. —Челябинск. 2002. — 141 с.
62. Ставничий Ю. А. Транспортные системы городов. — М: Стройиздат. 1990. — 224с.
63. Страментов А. Е. Городской транспорт / Страментов А. Е., Сосянц В. Г., Фишельсон М. С. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат. 1969. — 415 с.
64. Строительство Волжского автомобильного завода. Т.1. / [Авт.
коллектив]; Под. ред. Тарасова А. М., Якубовского Ф. Б., — Тольятти: 1976.
— 335 с.
65. Тархов С. А. История Московского трамвая. — М.: Транспорт. 1999.
— 336 с.
66. ТТУ: Самый душевный транспорт. // Паллада — Консультант. 2011. №12. — 4 с.
67. Усеноков Д. Ю. Петербуржский трамвай, История и факты. — СПб.: Переменка. 2017. — 72 с.
68. Шанин А. Е. Московский трамвай. Страницы истории. — М.: КМК. 1999. — 427 с.
69. Шапилов Е. К. От конки до трамвая. Очерки истории Петербургского трамвая. — СПб.: Джулия. 1993 — 402 с.