Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки разработки проблемы патриотического воспитания школьников в процессе реализации образовательных событий.... 9
1.1. Понятие «патриотическое воспитание» как объект научных
исследований 9
1.2. Методы и формы патриотического воспитания в современной
практике образования 23
1.3. Проектирование модели патриотического воспитания школьников
на основе образовательных событий в урочной и внеурочной деятельности 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации образовательных событий в патриотическом воспитании 42
2.1. Выявление уровня сформированности личностных качеств у
школьников 42
2.2. Организация работы по реализации образовательных событий в МБУ
«Школа № 94» и МБУ «Школа №46 » 53
2.3. Контрольный срез 68
Заключение 76
Список используемой литературы 80
Коренные преобразования в стране конца XX начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. В связи с этим, в Российской Федерации разработана «Концепция патриотического воспитания граждан на 2020-2024 гг.». В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в своих требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования выделяют следующие блоки: предметные, метапредметные, личностные. К личностным результатам относят формирование у обучающихся качеств гражданина-патриота. По мнению составителей ФГОС, постановка таких требований способствует достижению основных результатов образования.
Патриотическое воспитание ведётся в образовательных организациях. Именно школьные дисциплины должны сформировать у учащихся средней и старшей школы личностные качества патриота. Однако анализ литературы различных областей научных знаний показывает, что в понимании определения «патриотизма» и «патриотического воспитания» и задач, которые ставятся перед патриотическим воспитанием, нет чёткого определения, соответственно нет и единой точки зрения, на определение в этой области.
Современные исследования, которые посвящены проблеме патриотического воспитания, обращают внимание на разницу между советской системой военно-патриотического воспитания школьников и современным подходом, где на первое место выносится патриотическое воспитание гражданина (Гельфонд Л.М., Мирошина Е.Ю., Ростова Л.И.) в трудах по патриотическому воспитанию школьников, рассматривается системно-деятельностный подход как метод основного стандарта, который лежит в основе современного воспитательного процесса. Проблема совершенствования патриотического воспитания, а также использование современных форм работы по формированию личности патриота рассматриваются в трудах современных педагогов-исследователей (Слепенкова Е.А., Щетинина Е.М.) Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности рассматривается в научных трудах исследователей (Байбанова Ф.А., Литвак Р.И., Лутовиновой В.И.).
Министерство просвещения Российской Федерации, инициируя процесс организации патриотического воспитания в школах, предоставляет важный информационный ресурс - календарь образовательных событий, который, во многом, может расширить образовательную деятельность, направленную на формирование патриотических качеств школьников. Однако современная практика не всегда соответствует вызовам времени и интересам молодежи в выборе форм и методов патриотического воспитания.
При рассмотрении вопроса патриотического воспитания выделяется противоречие между возрастающей социальной значимостью патриотического воспитания школьников и недостаточной разработкой инновационных форм и методов работы с использование памятных дат и образовательных событий. Возникает проблема: какие современные формы и методы работы с молодёжью можно использовать в образовательной организации при реализации календаря образовательных событий?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать формы и методы патриотического воспитания школьников на основе календаря образовательных событий.
Объект исследования: процесс организации патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования: содержания, формы и методы патриотического воспитания по реализации календаря образовательных событий.
Гипотеза: патриотическое воспитание школьников с использованием календаря образовательных событий будет реализовываться успешно, если содержание урочной и внеурочной деятельности будет основано на разнообразных формах и методах работы, отвечающих интересам современных подростков, и направлено на патриотическое сознание обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Изучить методы и формы патриотического воспитания в современной теории и практике образования.
3. Разработать модель патриотического воспитания с использованием календаря образовательных событий в процессе урочной и внеурочной деятельности.
4. Экспериментально проверить на базе МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46» эффективность модели на основе разработанных критериев и показателей.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования учёных, которые рассматривают сущность понятия «патриотизм» (Андреева Н.Ф; Дубинин Б.В; Жовтун Д.Т; Канщин А.Н; Караковский В.А; Ковалёв А.П.; Кондаков А.М; Лукьянова В.П; Медведев Р; Рубан Л.С; Филонов Г.Н.)
- научные труды и статьи о методике организации патриотического воспитания (Байбанова Ф.А; Литвак Р.А; Лутовинова В.И; Мирощина Е.Ю;
Ростова Л. И; Таранова С.П; Харитонова С.А; Щетинина Н.Н.)
- труды зарубежных исследователей о проблемах патриотического воспитания (Edwards F; Ferdinand D; Harington S; Klirk R.)
Базовыми для настоящего исследования явились подходы Полякова С.Д. , который предлагает рассматривать в качестве цели патриотического воспитания формирование патриотического сознание, используя при оценке результативности работы три составляющих фактора: знание фактов об истории, положительное отношение к истории, готовность участвовать в общественной деятельности.
Методы исследования: анализ теоретических основ исторической, философской, социологической, психолого-педагогической литературы и исследований; анализ и обобщение практического педагогического опыта; диагностические методы (анкета, беседа, наблюдение); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты). Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет на базе МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46» г.Тольятти и состояло из трех этапов.
I этап (2020 г.) - изучение состояния проблемы в исторической,
философской, психологической, педагогической литературе и в практике педагогического образования; была сформулирована гипотеза исследования; определена цель работы, объект, предмет исследования; поставлены задачи, определены методики исследования.
II этап (2020-2021 гг.) - организация опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента. Исследование уровня патриотического сознания школьников. Разработка и апробация уроков и программы внеурочной деятельности, направленных на патриотическое воспитание школьников.
III этап (2021-2022 гг.) - проведение сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента. Систематизация, обработка статистических данных и теоретическое обобщение полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии с позиций современных исследователей понятия «патриотическое воспитание»; систематизации форм и методов работы со школьниками, соответствующих их интересам и возрастным особенностям и направленных на формирование патриотического сознания у учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке модели патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности, содержательный блок которой разработан на основе календаря образовательных событий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы внеурочной деятельности «Я гражданин и патриот великой страны», которая может быть использована в образовательной деятельности школы.
Достоверность научных выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических данных, логикой построения исследований, применением методик, количественным и качественным анализом результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования и представлялись на конференциях «Дни науки в ТГУ» (2021, 2022) и в двух публикациях «Календарь образовательных событий как ресурс патриотического воспитания школьника» и «К вопросу о сущности понятий патриотизм и патриотическое воспитание».
На защиту выносятся:
1. Модель организации патриотического воспитания в школе, основанная на включении в урочную и внеурочную деятельности календаря образовательных событий.
2. Программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин и патриот великой страны», направленная на формирование патриотического сознания школьников.
2. Система эффективных форм работы (виртуальная экскурсия, викторина, круглый стол, встречи с ветеранами, тематические уроки, конкурсы, тематические игры, краеведческие экскурсии, фестивали, школьный музей) и методов (беседа, убеждение, рассказ, поручение, наблюдение, методика положительного примера, создание воспитывающих ситуаций), отвечающих интересам подростков и адаптированных к специфике школы.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 56 наименований. Общий объём диссертации составляет 85 страниц основного текста. Работа содержит 8 таблиц, 7 рисунков.
Подводя итоги, следует отметить, что в ходе теоретического исследования было выявлено, что понятие «патриотизм» не имеет чётко установленного определения и понимается учёными из различных областей научных знаний по- разному. При этом определение патриотизма как системы ценностей для подрастающего поколения в Российской Федерации и патриотическое воспитание является актуальной задачей, которая стоит перед государством на современном этапе её развития. В системе образования Российской Федерации издаются нормативно-правовые акты, образовательные стандарты, которые, безусловно, направлены, в том числе и на патриотическое воспитание школьников. Одним из таких документов является календарь образовательных событий, который разрабатывается министерством образования на каждый учебный год. В ходе экспериментального исследования, были подтверждены положения выдвинутой гипотезы. Для патриотического воспитания школьников использовался ресурс календаря образовательных событий. В урочной и внеурочной деятельности использовались формы и методы работы, которые отвечали интересам современных подростков.
Все поставленные задачи были выполнены:
1. Раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание» в научной
литературе, в нормативно-правовых актах, государственных общеобразовательных стандартах. Было выявлено, что в современной системе образования важную роль играет гражданско-правовое и военно-патриотическое определение патриотического воспитания. Обозначена важность патриотического воспитания на современном этапе развития государства.
2. Были изучены все необходимые методы и формы патриотического воспитания, которые используются в современной практике образования. Была разработана модель патриотического воспитания, где используется календарь образовательных событий.
3. В ходе экспериментальной работы на базе общеобразовательных учреждений МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46», с помощью разработанных критериев и показателей была доказана эффективность модели патриотического воспитания. На основе модели патриотического воспитания была разработана программа курса внеурочной деятельности — «Я гражданин и патриот великой страны!». Ресурс календаря образовательных событий был интегрирован в урочную деятельность. В ходе формирующего эксперимента учащиеся получали новые знания по истории Отечества и родного края. Расширяли свои знания о культуре и традициях народов России и Поволжья. У школьников стали формироваться ценности, которые характерны для личности человека-патриота. Деятельность и поведение стали носить ярко-выраженный, патриотический характер.
4. Эффективность форм работы и методик программы и уроков с использованием календаря образовательных событий была доказана в ходе контрольного эксперимента, где применялись различные диагностические методики. Контрольное исследование показало положительную динамику среди учащихся, обучение которых велось по модели патриотического воспитания с применением календаря образовательных событий.
1. Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. М. : Глобус, 2018. 224 с.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников// Средняя школа. 2017. №11. С.68 - 71.
3. Агапова И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы. М. : ВАКО, 2020. 368 с.
4. Азаров Ю. А. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. 2018. №6. С.3 - 7.
5. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Волгоград: Учитель, 2017. 203 с.
6. Андреева Н.Ф. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях/ Управление ОУ. 2019. №1. С.17
7. Байбанова Ф.А. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины). М. : Учитель, 2018. 127 с.
8. Басаргина А.А. Музей народной культуры. Белгород: КОНСТАНТА, 2016. 114 с.
9. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М. : Народное образование, 2012. 112с.
10. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие. М. : Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2016. 189 с.
11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М. : Просвещение. 2019. 226 с.
12. Боффа Д. История Советского Союза: в 3-х тт. Т. 3. От СССР к России.
История неоконченного кризиса. 1964 — 1994 гг. 3-е изд. М. :
Международные отношения, 2017. 201 с.
13. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. 2019. №5. С.21 - 24.
14. Воронина И.К. Значения, методы и формы гражданско-патриотического воспитания// Молодой учёный. 2017. №41. С 4 - 5.
15. Дворянкин Н.Ф. Классные часы и праздники в 5-11-х классах / Н.Ф. Дворянкин. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс. 2018. 342 с.
16. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. 172 с.
17. Елесеева Ю.А. Реализация дополнительных образовательных программ в
средней школе [Электронный ресурс] URL:
http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/(дата обращения: 22 февр. 2022 г.)
18. Жовтун Д.Т. Антология мировой политической мысли. (В 5 томах). Т.1 М. : Политиздат, 1997. С. 98.
19. Журавская Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 3-е изд., перераб. М. : ТЦ Сфера, 2017. 106 с.
20. Канщин А.П. Общие основы патриотического воспитания в школе. М. : Учитель, 2017. 102 с.
21. Караковский В.А. Пути формирования патриотического сознания в школьном коллективе. М. : Педагогика. 2018. 228 с.
22. Ковалёв А.П. Патриотическое воспитание в средней школе. М. : Педагогика. 2019. С. 78.
23. Конасова Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально - педагогическую поддержку: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова и др. Санкт-Петербург: КАРО, 2018. 229 с.
24. Концепция патриотического воспитания Российской Федерации на 2022¬
2024 гг.: одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам (протокол №2(34) - П1 от 16 февраля 2022 г.). //Сборник нормативно-правовых документов и материалов по
патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. М. : Мнемозина, 2022. С. 159 - 174.
25. Литвак Р. А. О гражданско-патриотическом воспитании и социализации / Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург. 15-17 мая 2018 г. : в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак ; Министерство образования и науки Рос. Федерации ; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования ; ФГБОУ ВО «Оренбурский гос. пед. ун-т» ; Мин-во образования и науки Оренбургской области. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. Т.2. С. 6-9.
26. Литвак Р. А.Педагогическая мастерская как средство подготовки будущего специалиста к патриотической и культурной деятельности / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — Челябинск. 2017. № 6 (23)
27. Литвак Р. А. Формирование патриотической позиции детей и подростков в условиях детских и молодежных организаций. Вестник Кемеровского государственного университета культуры. № 2 (30). 2018. С. 43-47.
28. Лукьянова В.П. Педагогическое условие патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. М. : Педагогика. 2018. С. 28 - 36.
29. Лутовинова В.И. Нравственно-патриотическое воспитание детей. М. : АРКТИ, 2020. 79 с.
30. Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание школьников [Электронный ресурс] URL: http://www.gopsy.ru/ gopsy /356/055694/ (дата обращения: 23 февр. 2022 г.)
31. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы. М. : ВАКО, 2019. 192 с.
32. О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. 2022. №1. С.2 - 4.
33. Ожегов С.И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 4-е. изд., доп. М. : Азбуковник, 2017. С. 57.
34. Пашкович М.А. Патриотическое воспитание: система работы,
планирование, конспекты уроков, разработка занятий. Волгоград: Учитель.
2017. 169 с.
35. Приходько В. И. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества // Молодежь и общество, 2011. №2. С.53 - 57.
36. Райхлина Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. 2009. №8. С.26- 28.
37. Рубан Л.С. Патриотическое воспитание в школах Астраханской области // Диалог (Астрахань). 2020. № 21. C. 20 - 25.
38. Рубан Л.С. Патриотическое воспитание в Национальных школах региона (историко-социологический анализ на примере Астраханского края) // Наука. Культура. Общество. 2016. № 4. С. 5 - 21.
39. Рубан Л.С. Патриотическое сознание: проблемы формирования // Диалог (Астрахань). 2020. № 16. С. 12-16.
40. Русский национализм: Социальный и культурный контекст. М. : Новое время, 2018. С. 69
41. Скляр Г.В. Патриотическое воспитание в современных условиях//
Дополнительное образование и воспитание. 2018. №1. C. 34.
42. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования. 4 - е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 496 с.
43. Григорьев Д.И. Развитие культуры воспитания и образования. М. : Издательство «Перо», 2022. 492 с.
44. Таранова С.П. Патриотическое воспитание школьников. Учеб. метод. пособие. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. 180 с.
45. Федеральный государственный календарь образовательных событий на
2020/2021 учебный год. [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/409072db2762dcdc0354baa676b3d17/downlo ad/2976/ (дата обращения: 20 дек. 2020 г.)
46. Федеральный государственный календарь образовательных событий на
2021/2022 учебный год. [Электронный ресурс]. URL: https://edu-
nv.ru/drugie-meropriyatiya/79-drugie-meropriyatiya/166-kalendar- obrazovatelnykh-sobytij-na-2021-2022-uchebnyj-god(дата обращения: 15 окт. 2021 г.)
47. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника 3-е. изд., доп. М. : Педагогика, 2017. С 23.
48. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования. 8 - е издание. М. : Университет, 2018. 360 с.
49. Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: учебн. пособие. М. : Центр педагогического образования, 2017. 100 с.
50. Шипов К. А. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества.
2018. № 11. С.32 - 35.
51. Щетинина Н.Н. Профессиональные ценности как условие формирования патриотизма // Педагогическое образование и наука. 2018. №4. С.62 - 64.
52. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства; Избранные произведения. В 3-х т./ Т. 3. М. : Политиздат, 1986. 238 с.
53. Edwards F. Military-patriotic education of US university students // Pedagogical mastery: materials of the VIII International Scientific Conference (Moscow, June 2016). New-York: W.W. North & Company, 2018. pp. 174-178.
54. Ferdinand D. Examples of national education: USA // American Institute of National Strategy. New-York: W.W. North & Company, 2018. pp.16-25.
55. Hamind Z. National and patriotic question in the Swedish school. Stockholm State Publishing House. Stockholm: SSPH, 2021. pp 4- 5.
56. Harington S. Patriotic education of US schools students // Pedagogical mastery: materials of the VIII International Scientific Conference (Moscow, June 2016). New-York: W.W. North & Company, 2016. pp. 151-153.
57. Klirk R. A Reference Book for UKPL Teachers in Training / R. Klirk, S. Walters. Oxford: Heinemann, 2017. 18 P.