Образовательные события как ресурс патриотического воспитания школьника
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки разработки проблемы патриотического воспитания школьников в процессе реализации образовательных событий.... 9
1.1. Понятие «патриотическое воспитание» как объект научных
исследований 9
1.2. Методы и формы патриотического воспитания в современной
практике образования 23
1.3. Проектирование модели патриотического воспитания школьников
на основе образовательных событий в урочной и внеурочной деятельности 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации образовательных событий в патриотическом воспитании 42
2.1. Выявление уровня сформированности личностных качеств у
школьников 42
2.2. Организация работы по реализации образовательных событий в МБУ
«Школа № 94» и МБУ «Школа №46 » 53
2.3. Контрольный срез 68
Заключение 76
Список используемой литературы 80
Глава 1 Теоретические предпосылки разработки проблемы патриотического воспитания школьников в процессе реализации образовательных событий.... 9
1.1. Понятие «патриотическое воспитание» как объект научных
исследований 9
1.2. Методы и формы патриотического воспитания в современной
практике образования 23
1.3. Проектирование модели патриотического воспитания школьников
на основе образовательных событий в урочной и внеурочной деятельности 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации образовательных событий в патриотическом воспитании 42
2.1. Выявление уровня сформированности личностных качеств у
школьников 42
2.2. Организация работы по реализации образовательных событий в МБУ
«Школа № 94» и МБУ «Школа №46 » 53
2.3. Контрольный срез 68
Заключение 76
Список используемой литературы 80
Коренные преобразования в стране конца XX начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. В связи с этим, в Российской Федерации разработана «Концепция патриотического воспитания граждан на 2020-2024 гг.». В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в своих требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования выделяют следующие блоки: предметные, метапредметные, личностные. К личностным результатам относят формирование у обучающихся качеств гражданина-патриота. По мнению составителей ФГОС, постановка таких требований способствует достижению основных результатов образования.
Патриотическое воспитание ведётся в образовательных организациях. Именно школьные дисциплины должны сформировать у учащихся средней и старшей школы личностные качества патриота. Однако анализ литературы различных областей научных знаний показывает, что в понимании определения «патриотизма» и «патриотического воспитания» и задач, которые ставятся перед патриотическим воспитанием, нет чёткого определения, соответственно нет и единой точки зрения, на определение в этой области.
Современные исследования, которые посвящены проблеме патриотического воспитания, обращают внимание на разницу между советской системой военно-патриотического воспитания школьников и современным подходом, где на первое место выносится патриотическое воспитание гражданина (Гельфонд Л.М., Мирошина Е.Ю., Ростова Л.И.) в трудах по патриотическому воспитанию школьников, рассматривается системно-деятельностный подход как метод основного стандарта, который лежит в основе современного воспитательного процесса. Проблема совершенствования патриотического воспитания, а также использование современных форм работы по формированию личности патриота рассматриваются в трудах современных педагогов-исследователей (Слепенкова Е.А., Щетинина Е.М.) Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности рассматривается в научных трудах исследователей (Байбанова Ф.А., Литвак Р.И., Лутовиновой В.И.).
Министерство просвещения Российской Федерации, инициируя процесс организации патриотического воспитания в школах, предоставляет важный информационный ресурс - календарь образовательных событий, который, во многом, может расширить образовательную деятельность, направленную на формирование патриотических качеств школьников. Однако современная практика не всегда соответствует вызовам времени и интересам молодежи в выборе форм и методов патриотического воспитания.
При рассмотрении вопроса патриотического воспитания выделяется противоречие между возрастающей социальной значимостью патриотического воспитания школьников и недостаточной разработкой инновационных форм и методов работы с использование памятных дат и образовательных событий. Возникает проблема: какие современные формы и методы работы с молодёжью можно использовать в образовательной организации при реализации календаря образовательных событий?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать формы и методы патриотического воспитания школьников на основе календаря образовательных событий.
Объект исследования: процесс организации патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования: содержания, формы и методы патриотического воспитания по реализации календаря образовательных событий.
Гипотеза: патриотическое воспитание школьников с использованием календаря образовательных событий будет реализовываться успешно, если содержание урочной и внеурочной деятельности будет основано на разнообразных формах и методах работы, отвечающих интересам современных подростков, и направлено на патриотическое сознание обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Изучить методы и формы патриотического воспитания в современной теории и практике образования.
3. Разработать модель патриотического воспитания с использованием календаря образовательных событий в процессе урочной и внеурочной деятельности.
4. Экспериментально проверить на базе МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46» эффективность модели на основе разработанных критериев и показателей.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования учёных, которые рассматривают сущность понятия «патриотизм» (Андреева Н.Ф; Дубинин Б.В; Жовтун Д.Т; Канщин А.Н; Караковский В.А; Ковалёв А.П.; Кондаков А.М; Лукьянова В.П; Медведев Р; Рубан Л.С; Филонов Г.Н.)
- научные труды и статьи о методике организации патриотического воспитания (Байбанова Ф.А; Литвак Р.А; Лутовинова В.И; Мирощина Е.Ю;
Ростова Л. И; Таранова С.П; Харитонова С.А; Щетинина Н.Н.)
- труды зарубежных исследователей о проблемах патриотического воспитания (Edwards F; Ferdinand D; Harington S; Klirk R.)
Базовыми для настоящего исследования явились подходы Полякова С.Д. , который предлагает рассматривать в качестве цели патриотического воспитания формирование патриотического сознание, используя при оценке результативности работы три составляющих фактора: знание фактов об истории, положительное отношение к истории, готовность участвовать в общественной деятельности.
Методы исследования: анализ теоретических основ исторической, философской, социологической, психолого-педагогической литературы и исследований; анализ и обобщение практического педагогического опыта; диагностические методы (анкета, беседа, наблюдение); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты). Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет на базе МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46» г.Тольятти и состояло из трех этапов.
I этап (2020 г.) - изучение состояния проблемы в исторической,
философской, психологической, педагогической литературе и в практике педагогического образования; была сформулирована гипотеза исследования; определена цель работы, объект, предмет исследования; поставлены задачи, определены методики исследования.
II этап (2020-2021 гг.) - организация опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента. Исследование уровня патриотического сознания школьников. Разработка и апробация уроков и программы внеурочной деятельности, направленных на патриотическое воспитание школьников.
III этап (2021-2022 гг.) - проведение сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента. Систематизация, обработка статистических данных и теоретическое обобщение полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии с позиций современных исследователей понятия «патриотическое воспитание»; систематизации форм и методов работы со школьниками, соответствующих их интересам и возрастным особенностям и направленных на формирование патриотического сознания у учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке модели патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности, содержательный блок которой разработан на основе календаря образовательных событий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы внеурочной деятельности «Я гражданин и патриот великой страны», которая может быть использована в образовательной деятельности школы.
Достоверность научных выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических данных, логикой построения исследований, применением методик, количественным и качественным анализом результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования и представлялись на конференциях «Дни науки в ТГУ» (2021, 2022) и в двух публикациях «Календарь образовательных событий как ресурс патриотического воспитания школьника» и «К вопросу о сущности понятий патриотизм и патриотическое воспитание».
На защиту выносятся:
1. Модель организации патриотического воспитания в школе, основанная на включении в урочную и внеурочную деятельности календаря образовательных событий.
2. Программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин и патриот великой страны», направленная на формирование патриотического сознания школьников.
2. Система эффективных форм работы (виртуальная экскурсия, викторина, круглый стол, встречи с ветеранами, тематические уроки, конкурсы, тематические игры, краеведческие экскурсии, фестивали, школьный музей) и методов (беседа, убеждение, рассказ, поручение, наблюдение, методика положительного примера, создание воспитывающих ситуаций), отвечающих интересам подростков и адаптированных к специфике школы.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 56 наименований. Общий объём диссертации составляет 85 страниц основного текста. Работа содержит 8 таблиц, 7 рисунков.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в своих требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования выделяют следующие блоки: предметные, метапредметные, личностные. К личностным результатам относят формирование у обучающихся качеств гражданина-патриота. По мнению составителей ФГОС, постановка таких требований способствует достижению основных результатов образования.
Патриотическое воспитание ведётся в образовательных организациях. Именно школьные дисциплины должны сформировать у учащихся средней и старшей школы личностные качества патриота. Однако анализ литературы различных областей научных знаний показывает, что в понимании определения «патриотизма» и «патриотического воспитания» и задач, которые ставятся перед патриотическим воспитанием, нет чёткого определения, соответственно нет и единой точки зрения, на определение в этой области.
Современные исследования, которые посвящены проблеме патриотического воспитания, обращают внимание на разницу между советской системой военно-патриотического воспитания школьников и современным подходом, где на первое место выносится патриотическое воспитание гражданина (Гельфонд Л.М., Мирошина Е.Ю., Ростова Л.И.) в трудах по патриотическому воспитанию школьников, рассматривается системно-деятельностный подход как метод основного стандарта, который лежит в основе современного воспитательного процесса. Проблема совершенствования патриотического воспитания, а также использование современных форм работы по формированию личности патриота рассматриваются в трудах современных педагогов-исследователей (Слепенкова Е.А., Щетинина Е.М.) Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности рассматривается в научных трудах исследователей (Байбанова Ф.А., Литвак Р.И., Лутовиновой В.И.).
Министерство просвещения Российской Федерации, инициируя процесс организации патриотического воспитания в школах, предоставляет важный информационный ресурс - календарь образовательных событий, который, во многом, может расширить образовательную деятельность, направленную на формирование патриотических качеств школьников. Однако современная практика не всегда соответствует вызовам времени и интересам молодежи в выборе форм и методов патриотического воспитания.
При рассмотрении вопроса патриотического воспитания выделяется противоречие между возрастающей социальной значимостью патриотического воспитания школьников и недостаточной разработкой инновационных форм и методов работы с использование памятных дат и образовательных событий. Возникает проблема: какие современные формы и методы работы с молодёжью можно использовать в образовательной организации при реализации календаря образовательных событий?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать формы и методы патриотического воспитания школьников на основе календаря образовательных событий.
Объект исследования: процесс организации патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования: содержания, формы и методы патриотического воспитания по реализации календаря образовательных событий.
Гипотеза: патриотическое воспитание школьников с использованием календаря образовательных событий будет реализовываться успешно, если содержание урочной и внеурочной деятельности будет основано на разнообразных формах и методах работы, отвечающих интересам современных подростков, и направлено на патриотическое сознание обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Изучить методы и формы патриотического воспитания в современной теории и практике образования.
3. Разработать модель патриотического воспитания с использованием календаря образовательных событий в процессе урочной и внеурочной деятельности.
4. Экспериментально проверить на базе МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46» эффективность модели на основе разработанных критериев и показателей.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования учёных, которые рассматривают сущность понятия «патриотизм» (Андреева Н.Ф; Дубинин Б.В; Жовтун Д.Т; Канщин А.Н; Караковский В.А; Ковалёв А.П.; Кондаков А.М; Лукьянова В.П; Медведев Р; Рубан Л.С; Филонов Г.Н.)
- научные труды и статьи о методике организации патриотического воспитания (Байбанова Ф.А; Литвак Р.А; Лутовинова В.И; Мирощина Е.Ю;
Ростова Л. И; Таранова С.П; Харитонова С.А; Щетинина Н.Н.)
- труды зарубежных исследователей о проблемах патриотического воспитания (Edwards F; Ferdinand D; Harington S; Klirk R.)
Базовыми для настоящего исследования явились подходы Полякова С.Д. , который предлагает рассматривать в качестве цели патриотического воспитания формирование патриотического сознание, используя при оценке результативности работы три составляющих фактора: знание фактов об истории, положительное отношение к истории, готовность участвовать в общественной деятельности.
Методы исследования: анализ теоретических основ исторической, философской, социологической, психолого-педагогической литературы и исследований; анализ и обобщение практического педагогического опыта; диагностические методы (анкета, беседа, наблюдение); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты). Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет на базе МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46» г.Тольятти и состояло из трех этапов.
I этап (2020 г.) - изучение состояния проблемы в исторической,
философской, психологической, педагогической литературе и в практике педагогического образования; была сформулирована гипотеза исследования; определена цель работы, объект, предмет исследования; поставлены задачи, определены методики исследования.
II этап (2020-2021 гг.) - организация опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента. Исследование уровня патриотического сознания школьников. Разработка и апробация уроков и программы внеурочной деятельности, направленных на патриотическое воспитание школьников.
III этап (2021-2022 гг.) - проведение сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента. Систематизация, обработка статистических данных и теоретическое обобщение полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии с позиций современных исследователей понятия «патриотическое воспитание»; систематизации форм и методов работы со школьниками, соответствующих их интересам и возрастным особенностям и направленных на формирование патриотического сознания у учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке модели патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности, содержательный блок которой разработан на основе календаря образовательных событий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы внеурочной деятельности «Я гражданин и патриот великой страны», которая может быть использована в образовательной деятельности школы.
Достоверность научных выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических данных, логикой построения исследований, применением методик, количественным и качественным анализом результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования и представлялись на конференциях «Дни науки в ТГУ» (2021, 2022) и в двух публикациях «Календарь образовательных событий как ресурс патриотического воспитания школьника» и «К вопросу о сущности понятий патриотизм и патриотическое воспитание».
На защиту выносятся:
1. Модель организации патриотического воспитания в школе, основанная на включении в урочную и внеурочную деятельности календаря образовательных событий.
2. Программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин и патриот великой страны», направленная на формирование патриотического сознания школьников.
2. Система эффективных форм работы (виртуальная экскурсия, викторина, круглый стол, встречи с ветеранами, тематические уроки, конкурсы, тематические игры, краеведческие экскурсии, фестивали, школьный музей) и методов (беседа, убеждение, рассказ, поручение, наблюдение, методика положительного примера, создание воспитывающих ситуаций), отвечающих интересам подростков и адаптированных к специфике школы.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 56 наименований. Общий объём диссертации составляет 85 страниц основного текста. Работа содержит 8 таблиц, 7 рисунков.
Подводя итоги, следует отметить, что в ходе теоретического исследования было выявлено, что понятие «патриотизм» не имеет чётко установленного определения и понимается учёными из различных областей научных знаний по- разному. При этом определение патриотизма как системы ценностей для подрастающего поколения в Российской Федерации и патриотическое воспитание является актуальной задачей, которая стоит перед государством на современном этапе её развития. В системе образования Российской Федерации издаются нормативно-правовые акты, образовательные стандарты, которые, безусловно, направлены, в том числе и на патриотическое воспитание школьников. Одним из таких документов является календарь образовательных событий, который разрабатывается министерством образования на каждый учебный год. В ходе экспериментального исследования, были подтверждены положения выдвинутой гипотезы. Для патриотического воспитания школьников использовался ресурс календаря образовательных событий. В урочной и внеурочной деятельности использовались формы и методы работы, которые отвечали интересам современных подростков.
Все поставленные задачи были выполнены:
1. Раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание» в научной
литературе, в нормативно-правовых актах, государственных общеобразовательных стандартах. Было выявлено, что в современной системе образования важную роль играет гражданско-правовое и военно-патриотическое определение патриотического воспитания. Обозначена важность патриотического воспитания на современном этапе развития государства.
2. Были изучены все необходимые методы и формы патриотического воспитания, которые используются в современной практике образования. Была разработана модель патриотического воспитания, где используется календарь образовательных событий.
3. В ходе экспериментальной работы на базе общеобразовательных учреждений МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46», с помощью разработанных критериев и показателей была доказана эффективность модели патриотического воспитания. На основе модели патриотического воспитания была разработана программа курса внеурочной деятельности — «Я гражданин и патриот великой страны!». Ресурс календаря образовательных событий был интегрирован в урочную деятельность. В ходе формирующего эксперимента учащиеся получали новые знания по истории Отечества и родного края. Расширяли свои знания о культуре и традициях народов России и Поволжья. У школьников стали формироваться ценности, которые характерны для личности человека-патриота. Деятельность и поведение стали носить ярко-выраженный, патриотический характер.
4. Эффективность форм работы и методик программы и уроков с использованием календаря образовательных событий была доказана в ходе контрольного эксперимента, где применялись различные диагностические методики. Контрольное исследование показало положительную динамику среди учащихся, обучение которых велось по модели патриотического воспитания с применением календаря образовательных событий.
Все поставленные задачи были выполнены:
1. Раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание» в научной
литературе, в нормативно-правовых актах, государственных общеобразовательных стандартах. Было выявлено, что в современной системе образования важную роль играет гражданско-правовое и военно-патриотическое определение патриотического воспитания. Обозначена важность патриотического воспитания на современном этапе развития государства.
2. Были изучены все необходимые методы и формы патриотического воспитания, которые используются в современной практике образования. Была разработана модель патриотического воспитания, где используется календарь образовательных событий.
3. В ходе экспериментальной работы на базе общеобразовательных учреждений МБУ «Школа №94» и МБУ «Школа №46», с помощью разработанных критериев и показателей была доказана эффективность модели патриотического воспитания. На основе модели патриотического воспитания была разработана программа курса внеурочной деятельности — «Я гражданин и патриот великой страны!». Ресурс календаря образовательных событий был интегрирован в урочную деятельность. В ходе формирующего эксперимента учащиеся получали новые знания по истории Отечества и родного края. Расширяли свои знания о культуре и традициях народов России и Поволжья. У школьников стали формироваться ценности, которые характерны для личности человека-патриота. Деятельность и поведение стали носить ярко-выраженный, патриотический характер.
4. Эффективность форм работы и методик программы и уроков с использованием календаря образовательных событий была доказана в ходе контрольного эксперимента, где применялись различные диагностические методики. Контрольное исследование показало положительную динамику среди учащихся, обучение которых велось по модели патриотического воспитания с применением календаря образовательных событий.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2015 - Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание школьников в деятельности детско-юношеского объединения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Произведения М.И. Глинки в процессе патриотического воспитания в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Проектная технология как основа организации патриотического воспитания школьников (на примере деятельности музея МАОУ СШ № 108)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание обучающихся общеобразовательной школы во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2019



