Введение 16
1. Научно-исследовательская часть 18
1.1. Общий обзор состояния вопроса, история развития проектируемого
объекта 18
1.2. Функциональность сидений 19
1.3. Тенденция развития использования ковшеобразных сидений в
американских автомобилях 21
1.4. Задняя часть интерьера современных автомобилей 21
1.5. Третий ряд сидений 22
1.6. Использования спортивных сидений 22
1.7. Техническое задание, методы и средства проектирования 27
1.8. Анализ салона Mercedes-Benz F15 Luxury in Motion 29
1.9. Анализ салона Volvo Lounge Console 31
1.10. Цель дипломной работы 34
2. Проектно-художественная часть 35
2.1. Сценография дизайн-концепции. Разработка вариантов концепции
и выявление оптимального дизайн- решения 35
2.2. Эргономический и антропометрический анализ 45
2.3. Функциональная целесообразность, рациональное конструктивное
решение разработка и анализ вариантов проектируемого объекта (возможная модификация объекта проектирования) 48
3. Разработка художественно-конструкторского решения 51
3.1. Основные конструктивные решения (выбор конструкционных и декоративно-отделочных материалов) 51
3.2 3D моделирование, этап исследовательского метода 53
3.3 Цвето-фактурное решение
3.4 Выбор шрифтовых групп первой и второй категории 56
3.5 Прототипирование разрабатываемого объекта 59
4. Задание для раздела «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение» 62
4.1 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и
ресурсосбережение 63
4.1.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 63
4.1.2 Потенциальные потребители результатов исследования 63
4.1.3 Анализ конкурентных технических решений 65
4.1.4 Технология QuaD 68
4.1.5 SWOT-анализ 69
4.2 Планирование научно-исследовательских работ 71
4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования 71
Таблица 4.6 71
4.2.2 Определение трудоемкости выполнения работ, разработка
графика проведения проектной работы 72
4.3 Бюджет на разработку дизайн-проекта 75
4.3.1 Расчет затрат на амортизацию оборудования 75
4.3.2 Расчет затрат на потребляемую компьютером электроэнергию . 76
4.3.3 Расчет материальных затрат 76
4.3.4 Затраты на заработную плату участником проекта 77
4.3.5 Расчет основной заработной платы 78
4.3.6 Отчисления во внебюджетные фонды 79
4.3.7 Формирование сметы затрат на разработку
многофункционального сиденья 80
4.4 Определение экономической эффективности разрабатываемого проекта многофункционального сиденья 80
5. Задание для раздела «Социальная ответственность» 85
5.1 Социальная ответственность 87
5.1.1 Производственная безопасность 87
Таблица 5.1 87
5.1.2 Отклонение показателей шума 88
5.1.3 Отклонение показателей вибрации 90
5.1.4 Отклонение показателей метеоусловий 92
5.1.5 Электрический ток 94
5.2 Экологическая безопасность 95
5.2.1 Анализ воздействия объекта на литосферу 95
5.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 97
5.3.1 Пожар 97
5.3.2 Дорожно-транспортное происшествие 97
5.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 98
5.4.1 Отклонение от режима труда и отдыха водителей 98
Заключение 102
Список использованных источников 104
Приложение А 110
Приложение Б 112
(справочное) 112
Приложение Б.1 113
Приложение В 114
Приложение В.1 115
Приложение Г 116
Приложение Д 118
Приложение Е 119
Приложение З 121
Целью дипломной работы является разработка многофункционального сиденья, как элемента интерьера автомобиля, которое может эксплуатироваться в разных условиях и способно к трансформации, обеспечивающей расширение функциональных возможностей.
Необходимо обеспечить следующие показатели для рабочей зоны:
1. Эргономичность.
2. Простой способ трансформации.
3. Универсальность.
4. Износостойкость.
5. Прочность.
6. Отсутствие зон перегрева на сиденье.
7. Малый вес разрабатываемого объекта.
8. Доступность технологии изготовления.
9. Возможность последующей переработки материала.
Разрабатываемым объектом дизайн-проектирования является трансформируемая рабочая зона, которая дает возможность регулировки эргономики под индивидуальные антропометрические показатели. Объектом исследования является правильный выбор формы сиденья и способа трансформации, с учетом которых обоснованно будет выбрана оптимальная форма объекта дизайн-проектирования.
В ходе анализа темы были определены следующие цели:
1. Спроектировать разные варианты рабочей зоны, отличающихся по формам и системе трансформации.
2. В программе объемного моделирования создать 3D модель существующего автомобиля в реальных размерах и выполнить визуальный анализ форм и трансформации каждого рабочего места.
3. В ходе проведенного анализа выявить более подходящие варианты трансформации и форм, над которыми в дальнейшем продолжить работу.
4. Использовать стандартные инструменты, с помощью которых можно будет создать необходимую нагрузку и проверить прочность корпуса сиденья и других предметов интерьера автомобиля.
Научная и практическая новизна. Предложены новые формы для рабочей зоны и использования материалов, а также нового способа трансформации рабочих мест, которое поможет решить поставленную задачу, как ВКР, так и при создании любого другого подобного проекта.
Практическая значимость результатов ВКР. Предлагаемая рабочая зона позволит продуктивно использовать время, которое водителям приходится проводить за рулем автомобиля. Также рассмотрена ситуация для использования такого сиденья в автобусах, в аэропортах, в залах ожидания, а также в домашних условиях (балконы, подобные малогабаритные пространства).
Основные задачи, решаемые в дизайн-проекте:
1. аналитические и концептуальные задачи:
1.1. поиск и анализ аналогов.
1.2. поиск бионической формы.
1.3. эскизирование вариантов на основе бионической формы.
2. практические задачи:
2.1. создание трёхмерных моделей формы сиденья.
2.2. анализ и выявление оптимальной формы.
2.3. выполнение аналитических габаритно-компоновочных схем.
2.4. создание прототипа.
3. дополнительные и общие задачи:
3.1. проведение эргономического анализа разработанного объекта ВКР.
3.2. проведение экономического анализа.
3.3. проведение анализа по социальной ответственности.
При выполнении выпускной квалификационной работы были пройдены следующие этапы:
• Разработка аналитической части.
• Создание модели рабочего места.
• Получение прототипа предлагаемого объекта из реального материала и в масштабе 1:5.
В результате проделанной работы по разработке дизайна и концепции рабочей зоны водителя на примере салона автомобиля были решены задачи:
1. Разработана концепция, представлена основная идея рабочего места.
2. Созданы трёхмерные модели рабочего места.
3. Выполнена визуализация.
4. Подготовлены габаритно-компоновочные схемы.
5. Подготовлены схемы эргономического анализа.
6. Создан прототип рабочего места с возможными трансформациями.
7. Выполнено задание по финансовому менеджменту и социальной ответственности.
В ходе работы над ВКР были систематизированы и закреплены знания в сфере профессиональной деятельности. Это подготовило основание для научного исследования в проектировании дизайнерских задач. Основная цель проекта достигалась путем последовательного решения поставленных задач.
В первую очередь, был проведен аналитический обзор, в ходе которого была выявлена проблема на этапе 3D моделирования. Выделение проблем позволило провести их анализ и найти альтернативный подход, решающий эти проблемы.
Опыт использованного исследовательского метода решает несколько задач:
• Существенно снижает число ошибок проекта.
• Находит оптимальное соотношение технических характеристик объекта.
• Имеет экономическую выгоду.
1. Автомобильное сиденье [Электронный ресурс]
https://blamper.ru/auto/wiki/salon/avtomobilnoe-kreslo-3521 (Дата
обращения 25.03.2016 г.);
2. Многоместное нераздельное сиденье [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org (Дата обращения 25.03.2016 г.);
3. Автомобиль Rambler Six 1959 [Электронный ресурс] https://en.wikipedia.org/wiki/Rambler_Six_and_V8 (Дата обращения
25.03.2016 г.);
4. Jeep Commando 1972 [Электронный ресурс]
https://en.wikipedia.org/wiki/Jeepster_Commando (Дата обращения
26.03.2016 г.);
5. Ковшеобразное сиденье [Электронный ресурс]
http: //www.porsche.com/eastern-
europe/ru/accessoriesandservice/tequipment/motorsport/sportsbucketseat/ (Дата обращения 26.03.2016 г.);
6. Обзор сидений в американских автомобилях [Электронный ресурс] http://avtomobilabc.m/obzory-i-test-drajvy/amerikanskie-miniveny.html (Дата обращения 28.03.2016 г.);
7. Chevrolet Impala 2013 [Электронный ресурс]
http://www.kbb.com/chevrolet/impala/2013/ (Дата обращения 28.03.2016 г.);
8. Lexus LS 460L [Электронный ресурс] http://www.lexus.ru/car- models/ls/ls-460-l-awd/#VehicleFeatures (Дата обращения 30.03.2016 г.);
9. Porsche Panamera [Электронный ресурс]
http://www.porsche.com/russia/models/panamera/ (Дата обращения
30.03.2016 г.);
10. Задние сидений современных автомобилей [Электронный ресурс] http://autohis.ru/sidene.php (Дата обращения 28.03.2016 г.);
11. Спортивные сиденья [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org (Дата обращения 28.03.2016 г.);
12. BMW Gina [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/ BMW_GINA (Дата обращения 26.03.2016 г.);
13. Spandex [Электронный ресурс] https://en.wikipedia.org/wiki/Spandex (Дата обращения 27.03.2016 г.);
14. Mercedes-Benz F 15 [Электронный ресурс] https://www.mercedes- benz.com/en/mercedes-benz/innovation/research-vehicle-f-015-luxury-in- motion/ (Дата обращения 27.03.2016 г.);
15. BMW Vision Next 100 [Электронный ресурс]
https: //www.bmwgroup .com/en/next 100/brandvisions. html (Дата
обращения 27.03.2016 г.);
16. Метод предпроектного анализа [Электронный ресурс]
http://studopedia.org/8-196297.htmI (Дата обращения 30.03.2016 г.);
17. Метод определения концепции [Электронный ресурс]
http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_ design/conzept_design/koncepciya-i-metody-proektirovaniya-v-dizajne- abakumova-2.html (Дата обращения 04.04.2016 г.);
18. Методы формообразования [Электронный ресурс]
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formoobrazovaniya-predmetno- funktsionalnyh-struktur-v-dizayne (Дата обращения 05.04.2016 г.);
19. Методы воплощения концепции [Электронный ресурс] http://bspu.ru/course/24696/24884/ (Дата обращения 05.04.2016 г.);
20. Метод апробации [Электронный ресурс] old.wsu.ru/files/3936C73A- 302F-4D38-89A8-7119980D184D.doc (Дата обращения 06.04.2016 г.);
21. Mercedes-Benz F15 Luxury in Motion [Электронный ресурс] old https://www.mbusa.com/mercedes/future/model/model- All_New_F015_Luxury (Дата обращения 06.04.2016 г.);
22. Рыночные цены Mercedes-Benz [Электронный ресурс] http://www.mercedes-benz.ru/content/russia/mpc/mpc_russia_website/ru /home_mpc/passengercars/home/new_cars/models/s-class/w222/ advice_sales/price.html (Дата обращения 03.04.2016 г.);
23. Volvo Lounge Console [Электронный ресурс]
https://www.media.volvocars.com/global/en-
gb/media/pressreleases/161111/volvo-cars-takes-luxury-to-a-new-level-by- unveiling-lounge-console-in-shanghai (Дата обращения 03.04.2016 г.);
24. Рыночная цена Volvo XC90 [Электронный ресурс]
http://www.volvocars.com/ru/cars/new-models/all-new-xc90 (Дата
обращения 05.04.2016 г.);
25. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. - М.: Архитектура - С, 2004
26. Промышленный дизайн и бионика [Электронный ресурс] URL: ru.wikipedia.org (Дата обращения 12.04.2016 г.)
27. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна / С. Михайлов, Л. Кулеева. - М., 2002
28. Бионическая форма жука [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org (Дата обращения 08.04.2016 г.);
29. Львиный зев [Электронный ресурс] http://floweryvale.ru/garden- plants/antirrhinum-cultivation-and-leaving.html (Дата обращения
08.04.2016 г.);
30. Королевская кобра и ее формы [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org (Дата обращения 08.04.2016 г.);
31. Построение лепестков львиного зева [Электронный ресурс]
http: //www.gardenia.ru/pages/lvinyizev_001. htm (Дата обращения
10.04.2016 г.);
32. Виталий Устин "Композиция в дизайне". Издатель: Издательство Астрель Г од издания: 2007
33. Глазычев В.Г. О дизайне. / В.Г. Глазычев. - М.: Искусство, 1970
34. Mercedes-Benz F15 трансформируемый салон [Электронный ресурс] http://www.theverge.com/2015/3/20/8263561/mercedes-benz-f-015-self- driving-videohtm (Дата обращения 11.04.2016 г.);
35. Габаритные размеры Volvo XC90 [Электронный ресурс] http://avto- flot.ru/gabarity/volvo/xc90.html (Дата обращения 12.04.2016 г.);
36. Антропометрические показатели человека [Электронный ресурс]
http: //www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/physical_growth. htm (Дата
обращения 14.04.2016 г.);
37. Материалы и ткани современных сидений [Электронный ресурс] http://systemsauto.ru/carring/car_seat.html (Дата обращения 15.04.2016 г.);
38. Полимерной сетчатой ткани [Электронный ресурс]
http://www.findpatent.ru/patent/230/2303664.html (Дата обращения
15.04.2016 г.);
39. Полимерной сетчатой ткани [Электронный ресурс]
http://www.findpatent.ru/patent/230/2303664.html (Дата обращения
15.04.2016 г.);
40. Эргономический анализ рабочего места [Электронный ресурс] http://studopedia.org/14-92122.html (Дата обращения 18.04.2016 г.);
41. Антропометрия [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org (Дата обращения 18.04.2016 г.);
42. Эргономика [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org (Дата обращения 18.04.2016 г.);
43. Трехмерный посадочный макет [Электронный ресурс] http://www.zr. ru/content/news/825841 -local-motors-zapustit-pechatnyj - stanok-cherez-dva-goda/ (Дата обращения 20.04.2016 г.);
[Электронный ресурс]
https://www.smartfumiture.com/products/Setu-Chair/design.html (Дата обращения 24.04.2016 г.);
45. Технология 3D печати [Электронный ресурс]
http://www.ixbt.com/printer/3d/3d_tech.shtml (Дата обращения 26.04.2016
г);
46. Производитель 3D принтеров Cincinnati [Электронный ресурс] https://habrahabr.ru/post/223687/ (Дата обращения 27.04.2016 г.);
47. 3D принтер разработанный инженерами ORNL [Электронный ресурс] https://www.asme.org/engineering-topics/articles/manufacturing- processing/3d-footprint-grows-with-baam (Дата обращения 28.04.2016 г.);
48. Shelby Cobra 3D принтере [Электронный ресурс] https://www.drive2.ru/b/1613193/ (Дата обращения 29.04.2016 г.);
49. Local Motors Strati [Электронный ресурс] https://localmotors.com/3d- printed-car/ (Дата обращения 30.04.2016 г.);
50. 3D-принтер Big Area Additive Manufacturing [Электронный ресурс] http://www.e-ci.com/baam/ (Дата обращения 30.04.2016 г.);
51. Углеволоконно-металлопластиковый материал [Электронный ресурс] http://www.hccomposite.com/about/ (Дата обращения 30.04.2016 г.);
52. Autodesk 3ds Max 2014 [Электронный ресурс] http://www.autodesk.ru/products/3ds-max(Дата обращения 2.05.2016 г.);
53. НПБ 105-03. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
54. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. 123 - ФЗ. 2013.
55. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
56. Методические рекомендации "Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных
чрезвычайных ситуациях" (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 г. N 1-4-60-1019);
57. СН 2.2.4/2.1.8.562 - 96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории застройки
58. СанПиН РФ 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
59. СанПиН 2.2.4.548 - 96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. М.: Минздрав России, 1997.
60. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 - 03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий. М.: Минздрав России, 2003.