Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Работа №110067

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы речевого развития детей раннего возраста 8
1.1 Речевое развитие детей 2-3 лет как педагогическая проблема исследования 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий речевого развития детей 2-3 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого­-педагогических условий речевого развития у детей 2-3 лет 23
2.1 Выявление у детей 2-3 лет уровня речевого развития 23
2.2 Организация деятельности по реализации психолого­-педагогических условий речевого развития детей 2-3 лет 37
2.3 Выявление динамики в уровне речевого развития у детей 2-3 лет 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 58
Приложение Б Игровой материал 59
Приложение В Картотека диагностических игр 62
Приложение Г Артикуляционная гимнастика 63

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире педагогам и психологам всё чаще приходиться встречаться с проблемами речевого развития детей раннего возраста.
Изучением речевого развития детей 2-3 лет занимались такие исследователи, как: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, A. В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, АН. Гвоздев, B. В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина. Они создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития младших дошкольников.
Исследователи считают, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в раннем возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психологическая деятельность. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша, так как это сразу отражается на общем эмоциональном и физическом развитии ребёнка.
Развитие речи - это одно из важнейших направлений работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении, которое обеспечивает нормальное психическое развитие детей третьего года жизни. Созданием психолого-педагогических условий речевого развития детей в ДОО, благодаря которым дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путём словесного обращения к взрослому или сверстнику, занимались такие исследователи, как Л.В. Щерба, А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева и другие.
Теоретический анализ исследований по проблеме речевого развития детей 2-3 лет показал, что методические научные разработки, направленные на создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста недостаточно отражены в современной педагогической литературе.
Таки образом, выявлено противоречие: между необходимостью речевого развития детей 2-3 лет и недостаточной разработанностью и обоснованностью психолого-педагогических условий для обеспечения этого процесса.
Тема исследования: «Психолого-педагогические условия речевого развития детей 2-3 лет в дошкольной образовательной организации».
Проблема исследования: психолого-педагогические условия речевого развития детей 2-3 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия речевого развития детей 2-3 лет.
Объект исследования: процесс речевого развития детей 2-3 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие речевое развитие детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: речевое развитие детей 2-3 лет возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• создание картотеки дидактических игр, в соответствии с показателями речевого развития и возрастными особенностями детей 2-3 лет;
• включение дидактических игр в совместную деятельность педагога и детей 2-3 лет в режимных моментах;
• разработка и реализация комплекса непрерывной образовательной деятельности по реализации области «Речевое развитие».
Задачи исследования:
• проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• выявить уровень речевого развития детей 2-3 лет;
• экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на речевое развитие детей 2-3 лет.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
• эмпирические (наблюдение, беседы с детьми, тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения о деятельностном подходе рассматривали крупнейшие отечественные ученые Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова.
• теория периодизации психологического развития детей, определяющая основные особенности развития детей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский);
• работы исследователей по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста (А.М. Бородин, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, А.В. Запорожец, Я.А. Каменский, М.М. Конина, В.И. Логинова, Г.М. Лямина, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, С.В Плотникова, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина);
• работы исследователей по разработке психолого-педагогических условий речевого развития у детей младшего дошкольного возраста (М. Аксарина, И. Вергелес, Е.К. Каверина, О.В. Солнцева, А.Г. Рузская, А.Э. Рейнстейн, Ф.И. Фрадкин);
Новизна исследования заключается в определении и обосновании психолого-педагогических условий речевого развития детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие речевому развитию детей 2-3 лет в ДОО.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных нами психолого-педагогических условий речевого развития у детей 2-3 лет воспитателями и педагогами-психологами других ДОО.
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад п. Возрождение Хвалынского района Саратовской области, в исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 16 таблиц, 11 рисунок. Основной текст работы изложен на 57 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема речевого развития, согласно проведенному теоретическому исследованию, актуальна. С нормальным психическим развитием детей 2-3 лет исследователи связывают с развитием у них речи.
Исследование проходило в три этапа.
Для выявления уровня речевого развития детей 2-3 лет, было проведен констатирующий этап исследования с участием детей муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад посёлка Возрождение Хвалынского района Саратовской области.
Основой для выбора диагностических методик выявления уровня речевого развития детей 2-3 лет послужили работы Ю.В. Карповой, Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, которыми были выделены такие показатели, как: восприятие и понимание речи взрослого, объем пассивного и активного словарного запаса, грамматического строя речи.
На основании проведенной диагностической работы, с использованием диагностических методик, мы определили, что речевое развитие детей 2- 3 лет находится на среднем уровне, что потребовало дальнейшей работы в данном направлении.
На формирующем этапе эксперимента была создана картотека дидактических игр, в соответствии с показателями речевого развития и возрастными особенностями детей 2-3 лет; включены дидактические игры в совместную деятельность педагога и детей 2-3 лет в режимных моментах, а также разработан и реализован комплекс непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей 2-3 лет.
Формирующий этап эксперимента доказал важность целенаправленной работы по речевому развитию детей 2-3 лет, использования педагогических условий. Особое внимание уделили играм, в процессе которых использовались этапы развития речевого подражания: повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку в игре; повторение аморфных слов (это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл).
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика по тем же показателям, что и на констатирующем этапе. Анализ полученных результатов показал, что результаты высокого уровня восприятия речи взрослого у детей стал в среднем на 35 % выше, чем на констатирующем этапе, высокий уровень объема пассивного и активного словарного запаса поднялся в среднем на 25 %, высокий уровень грамматического строя речи на контрольном этапе стал выше на 50 %, высокий уровень владения диалогической речью у детей поднялся почти на 40 % и связной речи на 20 %, что свидетельствует о положительной динамике в речевом развитии детей 2-3 лет и результативности организованных нами психолого­-педагогических условий.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение, задачи исследования решены, а цель нашего исследования достигнута.


1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. В 3 т. Т. 1. М. : Наука, 1984. 511 с.
2. Аскарина Н. М., Кистяковская М.Ю. и другие. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет. М.,1969. 175с.
3. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детей 2-3 лет при опоре на сюжетную картинку/ Дефектология. № 5. 1982.
4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения звуков речи. М., 1977. 206 с.
5. Борякова Н. Ю. Дети с задержкой речевого развития. М., 1984.
6. Борякова Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания младших дошкольников: автореф. кандидат. дис. М., 1983. 15 с.
7. Власова Т. А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой речевого развития М. : Просвещения, 1996.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. М.: Наука, 1984.
9. Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками речи: основные идеи и перспективы // Дефектология. 1999. № 5. С. 52-70.
10. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи детей. М. : Педагогика, 1995. 425 с.
11. Лебединский В. В. Речевое развитие детей. М., 1985. 385 с.
12. Лисина М. И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М. 1985. 193 с.
13. Логинова Е. А. Особенности речевого развития детей. М: Воронеж, 2001. 155 с.
14. Лурия А. Р. Речь и мышление. Москва, 1985. 90 с.
15. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей // Логопедия. 1995. 326 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ