Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализованно-игровая деятельность как способ формирования элементарной межкультурной компетенции при обучении дошкольников иностранным языкам

Работа №110059

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы применения игровой деятельности при изучении английского языка 8
1.1 Игровые технологии и драма в обучении иностранным языкам 8
1.2 Особенности обучения иностранным языкам в дошкольном возрасте 14
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке и апробации методического обеспечения по формированию межкультурной компетенции воспитанников ДОУ 22
2.1 Анализ условий для развития межкультурных компетенций в
условиях дополнительного образования в дошкольных учреждениях 22
2.2 Разработка сценариев театрализовано-игровых мероприятий 27
Выводы по 2 главе 34
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение А. Сценарий №1 «Знакомство» 44
Приложение Б. Сценарий №2 «Tea break» 46
Приложение В. Сценарий №3 «Hello, Halloween!» 48
Приложение Г. Картинки к сценарию №1 50
Приложение Д. Пазл к сценарию №3 51
Приложение Е. Сценарий №4 «St. Patrick’s Day» 52
Приложение Ж. Картинки к сценарию №4 55
Приложение З. Игра-пазл к сценарию №4 56
Приложение И. Сценарий №5 «Harvest day» 5


В современном, все более глобализирующемся мире люди имеют все больше и больше возможностей для общения с носителями других культур. Это подчеркивает необходимость развития у людей знаний о различных культурах и языках, а также понимания взаимоотношений между ними. Успешная коммуникация в таких условиях зависит от межкультурной компетенции участников.
Овладение так называемыми межкультурными компетенциями может помочь понять природу собственной культурной идентичности, выработать различные точки зрения. Язык занимает важное место в этом понятии, так как язык и культура неотделимы друг от друга. Эффективный подход к изучению языка, который подчеркивает межкультурную перспективу, будет иметь важное значение в развитии всех учащихся.
Но в ходе общения может возникнуть барьер в понимании друг друга. [38]. Факторами, способствующими возникновению барьеров межкультурной компетентности при изучении иностранных языков, являются культурный шок, нетерпимость, стереотипы и предрассудки. Чтобы исключить эти факторы, формирование межкультурной компетенции у детей должно начаться уже с дошкольного возраста.
Это возможно благодаря тому, что дети в большинстве своем свободны от стереотипов [37]. Недостаточно читать детям лекции о равенстве, чтобы помочь им избавиться от своих предрассудков. Важно, чтобы они были подвержены влиянию опыта.
Стимулом к овладению иностранным языком являются игровые технологии. Согласно мнению К.В. Бариновой, «игра является одним из важнейших дидактических приемов в методике обучения» [2, с.64]. Дети находят игровую деятельность достойной внимания, в отличие от других видов заданий. Кроме того, ввиду разнообразия стилей обучения и предпочтений, которые демонстрируют учащиеся, эффективность и польза от применения игр во время обучения всегда высока. В игре ребенок может действовать самостоятельно, когда как театрализовано-игровая деятельность дает возможность для творческих проявлений детей с целью достичь желаемый результат.
В данной работе рассматривается применение театрализовано-игровой деятельности (далее ТИД) как способа формирования элементарных межкультурной компетенции при обучении дошкольников иностранным языкам. Вопрос о применении игр в обучении освещен такими исследователями, как Е.И. Пассов, Н.П. Аникеева, К.В. Баринова и другими. Вопрос о межкультурной компетенции отражен в работах М.С. Байрэма, А.П. Садохина, Е.Д. Лазицкой. Но необходимо отметить, что вопрос о применении ТИД изучен недостаточно хорошо.
Объект: процесс формирования элементарной межкультурной компетенции у детей дошкольного возраста.
Предмет: театрализовано-игровая деятельность как способ формирования элементарной межкультурной компетенции при обучении дошкольников иностранным языкам.
Цель исследования: повышение качества формирования межкультурной компетенции за счет использования театрализованно-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме; актуализировать понятия: «игровые технологии», «театрализованно- игровая деятельность», «драма», «межкультурные компетенции».
2) изучить особенности и условия для развития межкультурной
компетенции при обучении иностранным языкам в дошкольных учреждениях
3) разработать и апробировать сценарии по формированию межкультурной компетенции с использованием театрализованно-игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по теме; анализ понятий); эмпирические (метод моделирования учебных ситуаций, наблюдение).
Методологической основой для выпускной квалификационной работы стали труды отечественных и зарубежных исследователей: А.В. Конышевой, Е.И. Пассова, Г. Гангеля, Т. Дж. Нелли, М.С. Байрэма, А.П. Садохина и других.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практике преподавания иностранных языков.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос формирования межкультурной компетентности ощущается всё сильнее даже внутри одной страны ввиду национального разнообразия её населения.
Анализ прочитанной литературы позволил сделать выводы о том, что игровая деятельность, в частности театрализовано-игровая деятельность, может быть применена в качестве средства формирования межкультурных компетенций.
В ходе исследования мы уточнили, что общего между понятиями ролевая игра, драма и театрализовано-игровая деятельность. Выявили, что ТИД является сочетанием некоторых характеристик ролевой игры и драмы, например, импровизации и готового сценария; вербальных/невербальных активностей.
Также были рассмотрены компоненты межкультурной компетенции; изучены особенности и условия для развития межкультурной компетенции при обучении иностранным языкам в дошкольных учреждениях. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования не указаны конкретные требования обучения иностранным языкам, но даны целевые ориентиры для разработки программ с учетом особенностей личности и возраста детей. Например, отсутствие промежуточной и итоговой аттестации, дабы при оценке их действий, навыков или умений не вызвать негативную реакцию. Важно помнить и о своевременной смене деятельности в связи с быстрой утомляемостью ребенка.
Также в рамках исследования мы разработали и апробировали несколько сценариев (в том числе 2 сценария, адаптированных под дистанционное обучение) в формате театрализованно-игровой деятельности, которые могут быть применены на уроках английского языка. Дети были в восторге и повторяли все движения и фразы за ведущими. Анализируя ход мероприятия можно сделать вывод, что интерес и желание детей продолжить деятельность способствовали эффективному усвоению различных элементов культуры, таких как язык, традиции, этикет, манеры.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены. Как итог - все полученные навыки и умения являются инструментами, которые могут быть применены во многих аспектах жизни учащегося сейчас и в будущем.
Перспективами данного исследования являются: продолжение организации эмоционально-насыщенной досуговой деятельности для воспитанников детского сада, а именно разработка комплекса новых сценариев (в том числе совершенствование уже имеющихся), их применение в других дошкольных учреждениях; а также ознакомление с опытом работы других педагогов, их мнением.



1. Английский для малышей: план занятия // URL:
http://bookbridge.spb.ru/izuchayushhim-yazyki/urok-dlya-malyshej/ (дата обращения 23.03.20)
2. Баринова. К.В. Игра как один из эффективных приемов обучения
иноязычному говорению учащихся начальной школы // Эксперимент и инновации в школе, 2015. № 3. С. 57-64. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-odin-iz-effektivnyh-priemov-obucheniya-inoyazychnomu-govoreniyu-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly(дата обращения 20.03.20)
3. Бейсембаева. А. К. Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка) // Молодой ученый, 2018. №44. С. 255-257. URL: https://moluch.ru/archive/230/53357/ (дата обращения 21.03.20)
4. Березина. Н. А., Фоминых М. В. Методические преимущества
использования ролевой игры на уроках иностранного языка // Молодой учёный, 2014. № 5.2 (64.2). С. 4. URL:
https://moluch.ru/archive/66/11095/ (дата обращения 23.12.19)
5. Будакова. О. В. Игровые технологии как эффективное средство
активизации учебного процесса на уроке иностранного // педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012. с. 152-154. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/(дата обращения: 11.03.2020)
6. Волкова. Е.В. К вопросу о разработке системного подхода к формированию межкультурной компетенции // Гуманитарные научные исследования, 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16177(дата обращения: 15.03.2020).
7. Гримовская. Л. М. Формирование основ межкультурной
компетентности у детей 6-8 лет // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология, 2016. Вып. 4 (43). С. 132-141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-mezhkulturnoy-kompetentnosti-u-detey-6-8-let (дата обращения: 18.04.2020).
8. Диомидова. Г. С. Ролевая игра на уроках иностранного // Социальная
сеть работников образования, 2012. URL:
https: //nsportal. ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/02/12/rolevaya-igra-na-urokakh-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 20.03.2020).
9. Евдокишина. О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию
детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования,
2015. № 2 (51). С. 205-207. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZvliyanie-igrovoy-deyatelnosti-na-sotsializatsiyu-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 18.03.2020).
10. Зотова. И.В. Роль и значение организации театральной деятельности
детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Проблемы современной науки и образования, 2017. №16 С. 99-102. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-organizatsii-teatralnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou (дата
обращения: 18.04.2020).
11. Ковеченкова. Н. Игровые образовательные технологии и их значение в
процессе обучения // Социальная сеть работников образования. URL: https: //nsportal. ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/11/26/igrovye-obrazovatelnye-tehnologii-i (дата
обращения: 18.03.2020).
12. Коломыцева. Е.В. Организация непосредственно образовательной
деятельности в соотвествии с ФГОС ДО // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/user/791644/page/organizatsiya-
neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-sootvestvii-s-fgos-do (дата обращения: 18.03.2020)
13. Комарова. О.И. К вопросу о понятии «ролевая игра» и его содержании в отечественной и зарубежной методике преподавания иностранного
языка // Гуманитарные научные исследования, 2016. № 8. URL:
http://human.snauka.ru/2016/08/16156 (дата обращения: 20.03.2020).
14. Конышева. А.В. Современные методы обучения английскому языку. Изд. 2-е, стереотип. Мн. : ТетраСистемс, 2004. 176 с.
15. Копенина О. В. Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками // Молодой ученый, 2016. №11. С. 1459-1462. URL: https://moluch.ru/archive/115/30548/ (дата обращения: 20.03.2020)
16. Котянченко. М.А. Классификация игровых методов в соответствии с
целями и задачами обучения // URL:
https://multiurok.ru/blog/klassifikatsiia-ighrovykh-mietodov-v-sootvietstvii-s-tsieliami-i-zadachami-obuchieniia.html
17. Лазицкая. Е.Д., Иванцова Н.А. Некоторые аспекты формирования
межкультурной компетенции (из опыта работы) // Вестник ИрГТУ, 2015. №1 (96). С. 273-276. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-formirovaniya-mezhkulturnoy-kompetentsii-iz-opyta-raboty (дата обращения: 20.03.2020).
18. Мусихина. А.С., Волкова С.А. Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста // Открытое знание, 2018. URL: http://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-obucheniya-inostrannomu- yazyku-detej-doshkolnogo-vozrasta.html(дата обращения: 20.03.2020)
19. Назарова. А.М. Психологические особенности игровой деятельности
дошкольников // Инновационная наука, 2016. С. 191-192. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 21.03.2020)
20. Пассов. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. 2-е изд. дораб. М. : Просвещение, 1988. 223 с.
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» // URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 21.03.2020).
22. Репина. М.П Значение театрализованных игр и постановок в
эстетическом развитии ребенка // Образовательный портал ИнфоУрок. URL: https: //infourok. ru/znachenie-teatralizovannyh-igr-i-postanovok-v-
esteticheskom-razvitii-rebenka-4102535.html (дата обращения:
20.03.2020).
23. Садохин. А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура,
пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии, 2007. Том X. № 1. С. 125-139. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kompetentnost-ponyatie-struktura-puti-formirovaniya (дата обращения: 21.03.2020)
24. Самохина. М.В. Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Образовательный портал ИнфоУрок. URL: https: //infourok. ru/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya- socialnokommunikativnoy-kompetentnosti-detey-starshego-doshkolnogo- vozrasta-2245068.html (дата обращения: 21.03.2020).
25. Татарницева. С.Н. Методика преподавания иностранных языков: теория и практика : учебн.-метод. пособие. Тольятти : ТГУ, 2008. 246 с.
26. Филонова. В.В. Компонентный состав моделей межкультурной компетенции // Вестник ТГУ, 2013. № 4 (120) . С. 247-251. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponentnyy-sostav-modeley-mezhkulturnoy-kompetentsii (дата обращения: 20.04.2020).
27. Фоминых. М. В. Ролевая игра при обучении английскому языку : Метод. Пособие. Красноуфимск : Изд-во «Объединение Лагран», 2008. 46 с.
28. Чернышкова. Т. Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста // Международный
образовательный портал МААМ. URL:
https: //www. maam.ru/detskij sad/metodicheskie-rekomendaci-po-obucheniyu-angliiskomu-j azyku-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата
обращения: 20.03.2020)
29. Чинкина. Н.Ш., Багманов М.Р. Исследование театрализованно-игровой
деятельности младших школьников в педагогике // Вестник Казанского технологического университета, 2008. С. 96-101. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-teatralizovanno-igrovoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-pedagogike (дата обращения:
18.03.2020)
30. Чурилова. Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Владос, 2004. 160 с.
31. Alvarado. J.S. The use of theater and drama techniques to foster speaking
skills in the English class // Revista de Lenguas Modernas, 2017. № 26. P. 305-317. URL:
https://pdfs.semanticscholar.org/14f6/4794839fa068c84c35980ae458009d0c2dde.pdf(дата обращения 18.04.2020)
32. Gangel. K. 24 ways to improve your teaching. Wheaton. Victor Books, 1974. URL: https://bible.org/book/export/html/6362 (дата обращения 18.03.2020)
33. Moloney. R.A. Intercultural Competence in Young Language Learners: a case study // Elementary Languages Education, 2007. URL: https://ses.library.usyd.edu.au/bitstream/handle/2123/2440/02whole.pdf2sequence=2&isAllowed=y (дата обращения 18.04.2020)
34. Mukharlyamova. L., Konopleva N. Formation of the intercultural
communicative competence of students in process of learning foreign languages // Journal of History Culture and Art Research. Vol. 7, No. 4. 2018. P. 230-236. URL:
https: //www. researchgate. net/publication/330146977_formation_of_the_intercultural_communicative_competence_of_students_in_process_of_learning_foreign_languages (дата обращения: 18.03.2020)
35. Munther. M.Z. Using drama activities and techniques to foster teaching
English as a foreign language: a theoretical perspective // Al-Quds Open University, 2010. URL:
https: //www. researchgate.net/publication/297013590_Using_Drama_Activities_and_Techniques_to_Foster_Teaching_English_as_a_Foreign_Language_a_Theoretical_Perspective (дата обращения 15.03.2020)
36. Nelly. T.J. Games and plays // Молодой ученый, 2014. № 5.2 (64.2). С. 1. (дата обращения 18.03.2020).
37. Rog. T. Intercultural education at a pre-school level in the context of Polish
kindergarten curriculum changes. Poland. University of Applied Sciences in Pila, 2015 URL:
https: //www. researchgate.net/publication/313138584_2015_INTERCULTURAL_EDUCATION_AT_A_PRE-SCHOOL_LEVEL_IN_THE_CONTEXT_OF_POLISH_KINDERGARTEN_CURRICULUM_CHANGES (дата обращения 22.03.2020).
38. Szuba. А. The intercultural communicative competence of young children
in a bilingual education setting. Netherlands. Radboud University Nijmegen,
2016. URL: file:///D:/Downloads/the-intercultural-communicative-
competence-of-young-children-in-a-bilingual-ed_jhrWhNH.pdf (дата
обращения 21.03.2020)
39. Timoshenko. V. I. Problems of early learning in foreign language education
// Bulletin Of The Karaganda University. URL:
https://articlekz.com/en/article/14566(дата обращения 18.03.2020)
40. UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity URL:
http: //portal. unesco. org/en/ev. php-
URL_ID=13179&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201 .html (дата обращения 15.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ