Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование общих компетенций студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности

Работа №110027

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки формирования общих компетенций студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности 10
1.1 Проблема формирования общих компетенций студентов колледжа в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Особенности организации внеучебной деятельности студентов колледжа 18
1.3 Модель формирования общих компетенций студентов колледжа во внеучебной деятельности 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию общих компетенций студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности 34
2.1 Диагностика уровня сформированности общих компетенций у студентов колледжа 34
2.2 Организация деятельности кружка «Сварочное дело» по формированию общих компетенций колледжа 45
2.3 Контрольный срез формирования общих компетенций студентов колледжа 51
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения А Комплект диагностических материалов по изучению уровня сформированности общих компетенций 73
Приложения Б Обобщенные результаты по констатирующему этапу эксперимента 79
Приложение В Обобщенные результаты по контрольному этапу эксперимента 80

В современной системе профессионального образования формируется общественная потребность на подготовку специалистов высокой квалификации, способных к проявлению инициативы, эффективной работе в коллективе (команде), определять пути решения проблемы для достижения поставленной цели, отличающихся высокой ответственностью на любом уровне и в любом деле.
Данные требования к образованию молодежи предопределяют необходимость формирования общих компетенций в учебных заведениях среднего профессионального образования (СПО). Поскольку результат сформированности общих компетенций проявляется только в процессе предстоящей профессиональной деятельности, приобретение общих компетенций зависит от активного и непосредственного участия студентов в их совершенствовании. В ФГОС СПО общие компетенции представляют собой «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-­трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». [32].
В процессе формирования общих компетенций студентов основной движущей силой является деятельность. В ходе учебной деятельности приобретаются знания и умения, но большое значение для самостоятельного применения этих знаний в реальной жизни имеет внеучебная деятельность.
Главными для разработки теории и практики формирования общих компетенций у студентов СПО в процессе внеучебной деятельности явились исследования, в которых освещены проблемы её организации (Ю.С. Мануйлов [23], Л.И. Новикова [27], Н.Л. Селиванова [26]), реализации компетентностной парадигмы в образовании (Э.Ф. Зеер [15], И.А. Зимняя [17], A.B. Хуторской [35], В.Д. Шадриков [37]), значимости усиления практической направленности в процессе подготовки современного специалиста (Б.С. Гершунский [12], В. А. Сластенин [29], В. Д. Шадриков [37]). Активно развиваемый в современных условиях компетентностный подход к профессиональному образованию связан с мотивацией студента в овладении знаниями, его пониманием сущности и значимости будущей профессии, умениями организовывать собственную деятельность, работая в команде. Внеучебная деятельность в этой связи обладает огромным потенциалом. Тем не менее, недостаточно исследованными остаются вопросы её организации в контексте специфики профессиональной подготовки студентов по разным специальностям. Таким образом, научный поиск, определение и апробация психолого-педагогических условий, форм и методов организации внеучебной деятельности как среды формирования общих компетенций является актуальным и требует совершенствования.
В профессиональных образовательных учреждениях большое внимание уделяется проблеме формирования социально-личностных качеств, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Данная проблема решается в процессе теоретических учебных занятий, учебных и производственных практик, а потенциал внеучебной деятельности по формированию общих компетенций применяется не в полной мере. В образовательном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования внеучебная деятельность является дополнением к основной учебной деятельности, и выполняет в большей степени воспитательную функцию. Таким образом, научный поиск, определение и апробация психолого-педагогических условий, форм и методов организации внеучебной деятельности как среды формирования общих компетенций является актуальным.
Изучение современной педагогической науки в области теории и практики по проблеме формирования общих компетенций у студентов колледжа позволило выделить ряд противоречий между:
• осознанием необходимости формирования общих компетенций студентов колледжа и отсутствием методического обеспечения по их формированию в единстве учебной и внеучебной деятельности;
• потенциалом внеучебной деятельности по формированию общих компетенций и недостаточным её использованием в профессиональной подготовке.
Стремясь решить выделенные противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы теоретические предпосылки, содержание, формы и методы организации внеучебной деятельности по формированию общих компетенций студентов колледжа?
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование общих компетенций студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности».
Цель исследования: повышение уровня сформированности общих компетенций студентов колледжа посредством теоретического обоснования, разработки и внедрения содержания, форм, методов организации внеучебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования общих компетенций студентов колледжа.
Предмет исследования: содержание, формы, методы организации внеучебной деятельности студентов колледжа.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование общих компетенций студентов среднего профессионального образования в процессе внеучебной деятельности будет эффективным, если:
• теоретически обоснована и апробирована модель организации внеучебной деятельности на основе системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов; и содержащая программу кружка профессиональной направленности, реализуемую в колледже;
• формы и методы организации кружковой работы имеют профессиональную направленность оказывают влияние на формирование устойчивого интереса к профессии, умение организовать собственную творческую деятельность, работать в команде; совершенствовать профессиональные умения и навыки;
• разработан комплект диагностических методик, способствующий выявлению уровня сформированности общих компетенций во внеучебной деятельности.
Для достижения поставленной цели исследования и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы о роли внеучебной деятельности в профессиональной подготовке студентов колледжа;
2) разработать модель организации внеучебной деятельности студентов колледжа, содержащую программу кружка профессиональной направленности по формированию общих компетенций;
3) разработать комплект диагностических материалов для мониторинга сформированности общих компетенций студентов колледжа;
4) выявить динамику сформированности общих компетенций студентов колледжа в процессе опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• труды о компетентностном, личностно-деятельностном (И.А. Зимняя [17], A.B. Хуторской [35]) подходах в профессиональной подготовке;
• концепции воспитательной работы в образовательных организациях (Л. И. Новикова [27], Н.Л. Селиванова [26], Ю.В. Сидоров [28]);
• исследования потенциала внеучебной деятельности Ю.С. Мануйлов [23], Л.В. Алиева [1], И.В. Руденко [24];
• исследования в области теории творческой деятельности и активизации творческого потенциала личности А. С. Кагосян [18], Д.Б. Богоявленская [6], гуманизации И.В. Будаева [9], А.В. Кузьминская [21], образовательного процесса Б.С. Гершунский [12], В. Д. Шадриков [37].
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы теоретический анализ и синтез (сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный) педагогической, психологической литературы для разработки теоретико­-методологических основ процесса формирования общих компетенций у студентов среднего профессионального образования во внеучебной деятельности; эмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы, метод моделирования, тестирование), качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: студенты отделения технических профессий и специальностей Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж».
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет с 2018 по 2020 год и состояло из трех этапов.
Первый этап - проблемно-поисковый - осуществлялся в 2018 году. На данном этапе была определена основная идея диссертационного исследования, была изучена отечественная и зарубежная научная литература по проблеме исследования. Выдвигались гипотезы, формулировались цели и задачи.
Второй этап (2018 - 2019) - теоретико-экспериментальный был связан с теоретическим обоснованием педагогического сопровождения формирования общих компетенций у студентов колледжа во внеучебной деятельности, создание психолого-педагогических условий для формирования общих компетенций во внеучебной деятельности. Была разработана и апробирована программа внеучебной деятельности способствующая формированию общих компетенций студентов колледжа.
Третий этап (2020) - обобщались полученные результаты опытно-­экспериментальной работы, уточнялись положения, оформлялся текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём теоретически обоснована и апробирована модель организации внеучебной деятельности профессионального образовательного учреждения (колледж) по формированию общих компетенций студентов; созданы авторские методики по диагностике уровня сформированности общих компетенций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленные в программе внеучебной деятельности формы и методы работы со студентами колледжа по формированию общих компетенций; критерии оценки эффективности процесса формирования общих компетенций у студентов колледжа обогащают теорию и методику профессионального образования и расширяют представления о роли внеучебной деятельности в профессиональной подготовке студентов колледжа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что программа кружка технического творчества «Сварочное дело», реализуемая во внеучебной деятельности, может быть использована в профессиональной подготовке студентов по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных позиций исследуемой проблемы; применением комплексной методики, соответствующей объекту, предмету, цели и задачам; взаимосвязью теоретического и экспериментального исследования; соответствием количественных и качественных методов определения результатов уровня формирования общих компетенций студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности.
На защиту выносятся:
1. Модель организации внеучебной деятельности студентов колледжа, разработанная на основе системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов, и содержащая программу внеучебной деятельности по формированию общих компетенций студентов по направлению подготовки 15.01.05 - Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
2. Формы организации кружка технического творчества «Сварочное дело», к которым относятся мастер-класс, проект, конкурс профессионального мастерства, выставка, презентация и др., а также методы работы со студентами (разработка чертежей и эскизов изделий; составление спецификаций и технологических карт; обработка материала; работа с инструментами; изготовление изделий), оказывающие влияние на формирование устойчивого интереса к профессии, умение организовать собственную творческую деятельность, работать в команде; совершенствовать профессиональные умения и навыки.
3. Комплект диагностических материалов для мониторинга сформированности общих компетенций у студентов колледжа. Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы дал возможность убедится, что исследование общих компетенций студентов рассматривается в педагогике, психологии и философии. При анализе педагогических источников удалось разобраться с определением понятия «общие компетенции».
В отечественной педагогике и философии формированием общих компетенций занимались известные ученые, как А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, А.А. Яворской, О.С. Корнева, Е.В. Сергеева, Н.А. Морозова.
Проблема формирования общих компетенций студентов колледжа остается важной и актуальной.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Внеучебная деятельность является одной из важной составляющей образовательного процесса в колледже и оказывает влияние на формирование общих компетенций студентов. Участие студентов во внеучебной деятельности позволяет усваивать важные для профессии умения и навыки, взаимодействовать не только друг с другом, но и с преподавателями, что эффективно влияет на становление будущего профессионала.
2. Модель организации внеучебной деятельности студентов колледжа по формированию общих компетенций на основе социального заказа общества и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, представляет собой совокупность целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного компонентов, содержащая программу кружка профессиональной направленности разработана и успешно апробирована.
3. Для исследования сформированности общих компетенций студентов были взяты «Самооценка профессионально-педагогической мотивации (адаптировано Н.П. Фетискиным)», «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности», «Определение социальной креативности личности», «Диагностика уровня развития малой группы», «Самооценка лидерства», Кейс «Диагностика сформированности общих компетенций у студентов среднего профессионального образования» (автор И.А. Фирсов). Исследование проводилось в три этапа.
4. Констатирующий этап исследования экспериментальная группа студентов показала результаты с большим количеством среднего и низкого уровней. Важно отметить, что высокий уровень определён у малого количества студентов. На завершающем этапе исследования группа студентов показала высокий и средний уровни сформированности общих компетенций. Стоит отметить, что низкий уровень при этом уменьшился. При сравнении результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования, в момент реализации программы внеучебной деятельности, с созданными условиями для формирования общих компетенций, наблюдается позитивная динамика профессиональных и личностных качеств студентов. Так, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Если продолжить работу, включая практические занятия во внеучебную деятельность и расширяя знания в области обработки металла, то формирование общих компетенций будет повышаться.


1. Алиева Л.В. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций : монография. Издательский дом Академия Естествознания, 2017. 172 с.
2. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 32-36.
3. Афанасьева Е. Г. Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2015. № 2. С. 10-12.
4. Ахулкова А.И. Технология формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа : дисс. канд. пед. наук. - Курск, 2004. - 197 с.
5. Башкова С. А. Основные подходы к проектированию компетентностно-ориентированного содержания формирования профильно-­специализированных компетенций педагогов профессионального обучения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4. С. 108-112.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. М., 2009. 320с.
7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
8. Бороненкова Л.С. Внеучебная деятельность студентов, одна из форм формирования социальной компетентности в колледже // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2012.
9. Будаева И.В. Самостоятельная работа студентов для формирования общих компетенций // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. С. 202-206.
10. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Теория инновационной деятельности. 2014. № 4. С. 3-7.
11. Веселкова С.Г. Использование педагогического наследия Дж. Дьюи в контексте разновозрастного взаимодействия учащихся (на примере программы внеурочной деятельности) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. Ст. По матер. XX междунар. Науч.- практ. Конф. Новосибирск : сибак, 2012.
12. Гершунский Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М. Изд-во Флинта, 2008. 427 с.
13. Голохвастова Е.Ю. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования // Вестник университета. №1. 2014. С. 223­227.
14. Демакова И.Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования // Методист. 2008. № 7. С. 14-19.
15. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ