Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования смыслообразования у младших школьников как элемента личностных универсальных действий 11
1.1 Сущностная характеристика понятия «универсальные учебные
действия» 11
1.2 Система универсальных учебных действий и место личностных УУД в
ней 14
1.3 Смыслообразование как основной элемент личностных УУД 18
1.4 Формирование смыслообразования у младших школьников во
внеурочной деятельности 25
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование смыслообразования младших школьников как элемента личностных универсальных учебных действий....
2.1 Программа исследования 29
2.2 Формирование смыслообразования как элемента личностных УУД у
младших школьников во внеурочной деятельности 30
2.3 Результаты исследования и их анализ 34
2.4 Разработка психолого-педагогических рекомендаций 44
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список используемой литературы 50
В наш век информационных технологий, современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники. В жизнь людей постоянно входят те или иные новшества, как на уровне организации труда, так и в личной. Поэтому имеет место быть проблема темпа обновления знаний, который должен быть, соответственно, очень высоким. Выходит, что сталкиваясь с преобразованиями на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми умениями и компетентностями. Это доказывает необходимость непрерывного образования личности для продуктивной жизнедеятельности.
Формирование универсальных учебных действий - есть важнейшая задача современной системы образования. Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию - все это обеспечивают универсальные учебные действия. Ведь целью образования выступает общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта можно достичь поставленной цели. Знания, умения и навыки при этом формируются и сохраняются в связи с активными действиями самих учащихся.
В обществе школу принято считать основным источником знаний. С внедрением в образование УУД, школа стремится развивать ученика так, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно совершенствовать свои знания, навыки, смог саморазвиваться. Планируемым результатом уже выступает способность самостоятельно ставить цели, планировать задачи по их достижению, оценивать результаты.
ФГОС второго поколения предложил систему универсальных учебных действий (УУД), которые будут усваиваться учениками в процессе обучения. Под универсальными учебными действиями понимаем «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».[4] Многообразие и характер видов универсальных учебных действий определяют качество усвоенных учащимися знаний.
Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова. Данная концепция в начальной школе конкретизирует предъявляемые требования к результатам начального общего образования и этим дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса.
Выделены четыре группы Универсальных Учебных Действий: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3)познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные УУД выступают основой формирования и реализации всех остальных видов действий. Выполнение таких регулятивных действий, как управление деятельностью посредством постановки цели, планирования, осуществления, контроля и коррекции собственных действий, оценка успешности невозможно без сформированной системы ценностно-смысловых представлений [41]. Умение слышать, слушать, понимать, обосновывать (коммуникативные УУД), также связаны с прояснением смыслов собеседников, с выработкой некоего общего смысла.
Способность и готовность учащихся осуществлять универсальные учебные действия повышают эффективность образовательно-воспитательного процесса[47]. Ведь одной из основных задач образовательной системы является формирование гармоничной, творческой личности, со сформированными морально-нравственными ценностями и идеалами, способной успешно реализовать себя в жизни и вносить вклад в развитие страны и общества.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы отражают такие целевые установки системы начального общего образования, как[16]:
Формирование основ гражданской идентичности личности;
Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества;
Развитие ценностно- смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Младший школьный возраст является тем самым возрастом, когда основы жизненных установок закладываются в личности. От них зависит дальнейшее благополучное существование личности, уровень и качество дальнейшей жизнедеятельности. Верно организованный образовательный процесс способен качественно улучшить уровень материальных, духовных и социальных благ страны, за счет высокого уровня воспитания и образования граждан с самого раннего возраста.
Отметим, что формирование УУД должно происходить не только в процессе изучения тех или иных предметных линий, но и в процессе организации неурочной и внеклассной деятельности. Необходимо помнить, что значимым потенциалом для формирования универсальных учебных действий младших школьников обладает внеурочная деятельность. В ней удовлетворяются потребности в общении, происходит всестороннее, творческое развитие личности [32].
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. На современном этапе внеурочная работа организуется по нескольким направлениям развития личности: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, обще интеллектуальному, общекультурному, социальному. Разнообразие методов и форм организации внеурочной деятельности позволяет выбирать наиболее подходящее направление. Представление школой широкого спектра направлений внеурочной деятельности благоприятно воздействует как на личность ученика, так и на степень его заинтересованности. Чем интереснее ребенку, тем успешнее и качественнее его деятельность [9]. А всесторонне развитый человек имеет больше возможностей в личном и социальном благоустройстве.
Для обеспечения высокой эффективности постановки и достижения жизненных целей, разрешения жизненных ситуаций, способности самообразования и саморазвития обучающихся основное общее образование определяет ценностные ориентиры. Они реализуются за счет формирования общих учебных способов действия, в совокупности процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития.
В настоящее время имеет место быть проблема духовного развития школьников. На это обращает внимание субъектов образовательной деятельности ФГОС НОО. Стандарт содержит требования к основной общеобразовательной программе начального общего образования, согласно которым образовательный процесс должен быть ориентирован на духовное развитие и воспитание обучающихся, на формирование универсальных учебных действий, а также достижение планируемых результатов освоенных предметных программ. Конечно, значимым потенциалом развития здесь обладает школа, но нужно понимать, что только единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обеспечит разрешения данной проблемы [49].
Внеурочная деятельность (ВД) представляет собой деятельность, отличающуюся от классно-урочной формой организации и проведением занятий. Она также направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Одним из направлений ВД является духовно-нравственное. Именно данное направление предоставляет педагогам наибольшие возможности для формирования личностных универсальных учебных действий, таких как знание моральных норм и этических ценностей, сопоставление поступков и ситуаций с собственными и сложившимися в обществе морально-этическими принципами, умение выделять нравственный аспект в поведении, умение ориентироваться социальных ролях.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения и желания учится, постигать новое. Мотивация влияет на продуктивность деятельности учащегося, на сформированность личностных универсальных учебных действий в целом, определяет успешность в дальнейшем.
Анализ психологических и педагогических источников литературы показал недостаточную разработанность проблемы изучения смыслообразования как элемента личностных УУД детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, а также трудности в практической работе школы в этом направлении, что позволило нам выбрать область научного исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, способствующую формированию смыслообразования как элемента личностных УУД у младших школьников.
Объект исследования - смыслообразование как элемент личностных универсальных учебных действий младшего школьника.
Предмет исследования - процесс формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия личностных универсальных действий.
2. Определить особенности формирования личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе начальной школы.
3. Изучить методы, технологии, приемы формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Определить требования к методам и критерии оценки сформированности личностных универсальных действий.
Гипотеза исследования состоит в том, что программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления способствует формированию смыслообразования как элемента личностных универсальных учебных действий.
Методологическая основа исследования:
- концептуальные положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова о развитии универсальных учебных действий на основе системно - деятельностного подхода, где наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирование картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся;
Теоретическая значимость исследования нам представляется в уточнении понятия «личностные универсальные учебные действия» в его интегративном рассмотрении с позиций общей возрастной психологии и педагогики. Результаты проведенного эмпирического исследования дополняют теорию и методику формирующей работы с детьми, а также свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при формировании личностных УУД.
Практическая ценность обусловлена разработкой программы внеурочной деятельности и рекомендаций педагогам по развитию личностных УУД детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных особенностей, а также подбором необходимого диагностического инструментария. Результаты исследования могут быть использованы учителями школ, работниками образовательных учреждений, а так же студентами психолого - педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам.
В исследовании использовались теоретические методы: теоретический анализ проблемы исследования; эмпирические методы: беседа, наблюдение, анкетирование, психолого - педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань. Выборка исследования составила 46 человек: 23 ученика 4 Б класса, 23 ученика 4 В класса.
Структура и объем работы: Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 наименований). Текст иллюстрирован 13 рисунками и 2 таблицами. Объем работы -56 страниц.
Проведенное исследование показало, что смыслообразование является важнейшим элементом Личностных универсальных учебных действий, которые отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Оно устанавливает связь между личными мотивами учащихся и целью их деятельности. Данный процесс может трансформироваться как в ходе жизни личности, так и в ходе смены различных видов деятельности.
В настоящее время многие исследователи подчеркивают значимость образовательных целей, способствующих духовному и ценностно - смысловому развитию учащихся.
В начале школьного обучения смыслообразование, самоопределение и нравственно этическая ориентация определяют личностную готовность ребенка к обучению. Все три этих понятия неразрывно связаны, но именно смыслообразование является базовым процессом потому, что смысл выступает условием успешной регуляции деятельности.
Личность развивается в пространстве смыслов, смыслообразование характерно для игровой, учебной, социальной деятельности человека. В младшем школьном возрасте происходит личностное самоопределение учащихся, они принимают активную позицию относительно социокультурных ценностей и тем самым определяют смысл своего существования[50].
Смыслообразование - это способ осмысления человеком своего места в мире и осознанный выбор жизненной позиции; результат освоения культурного опыта, на основе различных механизмов понимания.
В контексте формирования смыслообразования младших школьников во внеурочной деятельности необходима поддержка познавательной потребности, эмоциональное стимулирование умственных усилий, реализация потребности в самовыражении, возможность принятия самостоятельных решений, возможность осуществления выбора, диалога, смысловое разнообразие изучаемого материала [36].
Опытно-практическое исследование показало эффективность реализации программы ВД духовно-нравственно направления «Я -гражданин России». Изучение смыслообразования младших школьников как элемента личностных универсальных учебных действий наглядно продемонстрировало нам, что у класса, в котором была реализована данная программа ВД, показатели выделения морального содержания действий и ситуаций, так же как и мотивационные предпочтения в учебной деятельности гораздо выше, чем у учеников класса, где данная ВД не проводилась.
Таким образом, можно констатировать достижение цели работы и подтверждение гипотезы о том, что программа ВД духовно-нравственного направления способствует формированию смыслообразования младших школьников нашла свое подтверждение.
В заключение необходимо отметить, что данная тема сложна и требует более глубокого изучения, а результаты своего уточнения.
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. - Ростов н/Д., 2003. - 480с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Новый мир, 1998. - 439с.
3. Агафонов, А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла [Текст] / А.Ю. Агафонов. - Самара.: издательский дом «Бахрах-М», 2000. - 336с.
4. Алексеева, Л.Л. планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
5. Арановская, Д.Н. Формирование у учащихся младших классов понимания главной мысли рассказа [Текст] / Д.Н. Арановская //Начальная школа, 2005. - №10. - С.3 - 7.
6. Асмолов, А.Г. как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
7. Белякова, Е.Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009/ - № 5. / - С.8-15. [Электронный ресурс] Е.Г. Белякова. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/viewer_images/15158833/f/1 .png
8. Белякова, Е.Г. Смыслообазование в педагогическом взаимодействии:
автореф. дис. д-ра пед. наук. - Тюмень, 2009[Электронный ресурс] Е.Г. Белякова. - Режим доступа:
http://www.dslib.net/obwpedagogika/smysloobrazovanie-vpedagogicheskom-vzaimodejstvii.html.
9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. - М.: 1997. - 410 с.
10. Божович, Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: 1968. - 156 с.
11. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно¬
ориентированного воспитания [Текст] // Педагогика. - 2001.-№1. - С 17-24.
12. Борисова, М.В. Становление социально-компетентной личности в семье [Текст] / М.В. Борисова // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования. - Саранск, 2009. - С.80-84.
13. Бунеев, Р.Н. образовательная система нового поколения. Теория и практика [Текст] / Р.Н. Бунеев. - М.: Баласс, 2009. - 208 с.
14. Воровшиков, С. Г. Классификация общеучебных умений младших школьников [Текст] / С.Г. Воровшиков // Управление начальной школой. - 2012. - № 5. - С. 33- 40.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
16. Гилядов, С.В. Универсальные учебные действия: два подхода к определению состава и структуры [Текст] // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 5. - С. 72.
17. Горленко, Н.М. структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко и др. // Народное образование. - 2012. - № 4 . - С. 153 - 160.
18. Григорьев, Д.В. внеурочная деятельность школьников: методческий
конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.:
Просвещение, 2010. - 25-31.
19. Губанова, Е.В. Новый стандарт: результаты, инновации, риски [Текст] / Е.В. Губанова, С.А. Веревко // Народное образование. - 2011. - № 5 . - С. 25-31.
20. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Детская литература, 1996. - 178с.
21. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников [Текст] /
B. В. Давыдов. - М.: 1990. - 178с.
22. Давыдова, Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование. - 2012. № 1. - С. 167 - 175.
23. Демидова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2 ч. [Текст] / М.Ю. Демидова,
C. В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго
поколения).
24. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема понимания [Текст] / Л.П. Доблаев. - М.: Педагогика, 1982. - 176с.
25. Еделева, Е.Г. Изучение универсальных учебных действий младших школьников: метод. рекомендации для педагогов-психологов, учителей нач. классов, зам. Директоров общеобр. школ по нач. образ. [Текст] / авт.-сост. Еделева Е.Г. (отв. ред.), Еремина В.Ю., Еременко Н.А., Шилова О.В. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 186с.
26. Емелина, М.А. Формирование личностных учебных действий во
внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / М.А. Емелина. - Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-na-seminare-na-temu-
formirovanielichnostnih-uud-vo-vneurochnoy-deyatelno sti- 1307750.html.
27. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика. [Текст] / А.Ф. Закирова. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвилли, 2006. - 328с.
28. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г.Е. Залесский. - М.: Изд-во Московского государственного университета, 1994. - 144с.
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: «Логос», 2002. - 354с.
30. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 345 с.
31. Иванова, Е.О. Смыслообразование как основа личностных
универсальных учебных действий [Текст] //Отечественная и
зарубежная педагогика. - 2012. - Выпуск № 5 (8). - С.113-124.
32. Карабанова, О.А. Универсальные учебные действия. Учимся
учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс] /О.А. Карабанова. - Режим доступа: http: //www.pro sv .ru/about .aspx?ob_no= 12250.
33. Караковский, В.А. общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса [Текст] // Воспитание школьников, 1993. - №2-5. С. 45-57.
34. Козырева, В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография [Текст] /под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Родионовой. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 392 с.
35. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст] / СЮ. Курганов. - М.: 1989. - 174 с.
36. Лазарева, Л.И. Универсальные учебные действия младших школьников: практические подходы к определению содержания // современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] / Л.И. Лазарева. - Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/117- 13085.
37. Леонтеьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487с.
38. Лернер, И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках [Текст] / И.Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. - Вып.12.- М.: 2003. - С. 228-234.
39. Ляудис, В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности [Текст] / В.Я. Ляудис. - М.: 1984. - С 64-73.
40. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: 1990.- 237с.
41. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьной возрасте [Текст] / А.К. Маркова / Пособие для учителя. - М.: Просвещение,-1983. - 96с.
42. Менчинская, Н.А. Изучения развития учащихся учителем. Методические рекомендации для учителей начальных классов [Текст] / Н. А. Менчинская. - Самара, 1992. - 273с.
43. Морозова, Н.Г. Формирование личностных УУД на внеклассных мероприятиях [Электронный ресурс] / Н.Г. Морозова. - Режим доступа: www.sl.edu35.ru.
44. Петрова, Е.Н. Программы внеурочной деятельности системы Л.В. Занкова [Текст] / Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 144с.
45. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И.В. Петрова //Молодой ученый. - 2011.-№5. - С.151-155.
46. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования [Текст] / Ю.В. Сенько. - М.: Академия, 2000. - 240 с.
47. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272с.
48. Стоянова, Е.А. Формирование УУД во внеурочной и внеклассной деятельности: из опыта работы [Электронный ресурс] / Е.А. Стоянова.
- Режим доступа: http://infourok.ru/formirovanie-uud-vo-vneurochnoy- ivneklassnoy-deyatelnj sti-iz-opita-raboti-1137730.html.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.
50. Ярманова, Ю.Б. Закономерности смыслообразования в процессе понимания [Текст] / Ю.Б. Ярманова // Молодой ученый. - 2015. - № 6 .- С.726-729.