Аннотация 2
Введение 4
Глава I. Особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха 7
1.1. Этиология и классификация нарушений слуха 7
1.2. Координационные способности и средства их развития у слабослышащих детей 11
Глава II. Методы и организация исследования 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 24
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 25
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Актуальность. Массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6 % от всего населения земного шара имеют нарушение слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом, около 2 % населения имеет двухстороннюю значительно выраженную тугоухость и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а до 4% страдают выраженной односторонней тугоухостью [43].
В России - более 13 млн. людей со сниженным слухом. Еще у 4 млн. диагностировано нарушение, обусловленное профессиональной деятельностью и другими факторами. Кроме этого, по статистике, сегодня на одну тысячу новорожденных появляется один ребенок с врожденной глухотой. По прогнозам врачей, в ближайшие годы эти цифры лишь увеличатся.
Многие ученые, в числе которых Ю. А. Пеганов, А. Г. Спицин [30], утверждают, что «...занятия с детьми, имеющими нарушение слуха, необходимо начинать, как можно раньше, объясняя это тем, что подобные занятия способствуют развитию ребенка на уровне, близком к нормально слышащим детям. В противном случае, нарушения у ребенка в познавательной и физической сферах с каждым годом могут увеличиваться».
В этой связи, востребованность комплексной методики формирования пространственных представлений, разрабатываемой в целях развития и интеграции детей с депривацией слуха в современное общество, не вызывает сомнений.
Объектом исследования является учебный процесс по адаптивному физическому воспитанию, организуемый для слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Предметом является комплексная методика адаптивного физического воспитания, направленная на развитие координационных способностей и формирование пространственных представлений у детей с дефектами слуха.
Цель исследования: обоснование эффективности комплексной методики адаптивного физического воспитания, разработанной для развития координационных способностей и формирования пространственных представлений у детей с дефектами слуха.
Гипотеза. Предполагается, что разработанная нами комплексная методики адаптивного физического воспитания будет способствовать развития координационных способностей и нормализации пространственных представлений у детей с нарушением слуха, что, в свою очередь, положительно повлияет на формирование социально-бытовых навыков занимающихся.
Задачи исследования:
1. Провести педагогическое тестирование, с целью выявления уровня развития координационных способностей у слабослышащих детей.
2. Разработать комплексную методику адаптивного физического воспитания, направленную на развитие координационных способностей и формирование пространственных представлений у детей с дефектами слуха.
3. Оценить эффективность комплексной методики адаптивного физического воспитания в рамках педагогического эксперимента.
Научная новизна. Разработана комплексная методика адаптивного физического воспитания, способствующая повышению уровня развития координационных способностей и формированию пространственных представлений у детей с нарушениями слуха.
Практическая значимость: Полученные результаты позволяют рекомендовать инновационную программу адаптивного физического воспитания как метод улучшения координации и пространственной ориентировки детей с нарушением слуха для внедрения в учебный процесс коррекционных групп, школ второго вида, интернатов, специальных дошкольных учреждений.
«Выбор методов исследования осуществлялся в соответствии с целью, задачами и особенностями организации научной работы. Были использованы методы, нашедшие достаточно широкое распространение в научных исследованиях, в практике адаптивного физического воспитания и спорта:
1. Теоретический анализ специальной литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование.
5. Методы математической статистики.»
1. На основе литературных источников, было выявлено, что дети с нарушением слуха имеют отклонения в познавательной сфере и нарушения в физической сфере, которые характеризуются отставанием развития основных физических качеств, что в свою очередь, негативно проявляется в социально-бытовых условиях. В настоящее время увеличивается число методик адаптивного физического воспитания, которые позволяют корректировать развитие слабослышащих школьников, однако, крайне не хватает методик, позволяющих адаптировать детей с нарушением слуха в современное общество.
2. Результаты тестирования, полученные до эксперимента, показывают, что экспериментальная и контрольная группы сформированы по принципу случайного отбора и результаты в них были близки между собой. Исходное тестирование подтверждает данные специальной литературы о том, что у слабослышащих детей имеется низкий уровень развития координационных способностей, в частности, пространственных представлений.
3. На основе анализа литературных источников и начального исследования, нами была разработана комплексная методика развития координационных способностей и пространственного представления у слабослышащих детей 10-11 лет средствами адаптивного физического воспитания. Методика содержит следующие блоки упражнений, направленных на развитие пространственных представлений:
• беговые упражнения, связанные с изменением направления движения и положением туловища;
• прыжковые комплексы упражнений с преодолением различных препятствий;
• комплексы упражнений с мячами;
• подвижные игры;
• упражнения и игры в бассейне.
4. По истечению эксперимента выявлен темп прироста показателей, отражающих уровень развития координационных способностей, в частности, умения ориентироваться в пространстве, у слабослышащих испытуемых.
Наибольшие изменения произошли в тестах на способность к сохранению равновесия 31,4% (Р<0,05) («Поза Ромберга», «Ласточка»), способность к дифференцированной координации 14,7% (Р<0,05) («Броски и ловля теннисных мячей»).
Использование предложенного методического обеспечения развития и коррекции пространственных способностей позволило повысить координационную подготовленность учащихся экспериментальной группы, в среднем, на 28% (Р<0,05).
При сравнении различных сторон пространственных представлений слабослышащих испытуемых контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента выявлена достоверная разница (P < 0,05) в темпах прироста всех исследуемых базовых координационных способностей.
Основываясь на данных проведенного исследования, можно сделать следующие рекомендации:
1. Оптимальная длительность занятий со слабослышащими детьми, по мнению большинства специалистов-сурдологов, должна составлять не менее 40 минут; в занятия рекомендуется включать разнообразные двигательные действия, что позволяет всесторонне развивать ребенка с нарушением слуха.
5. Глубина бассейна должна составлять от 80 до 90 см, температура воды — 27-29 градусов, при этом, необходимо отслеживать любые изменения в поведении и состоянии детей: в поведении - апатия, раздраженность; в физическом состоянии - отдышка, покраснение или бледность кожи, губ и при проявлении этих характеристик, ребенку следует устроить перерыв.
1. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2001.- 62 с.
2. Былеева Л., Коротков И., Климкова Р., Кузьмичева Е. Подвижные игры. - М.: Физическая культура. - 2010. - 290 с.
3. Варлоломеева З.С., Максимихина Е.В., Шивринская С.Е. Формирование физической культуры личности младших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания: теория и практика. - М.: Флинта.- 2015. - 380 с.
4. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций. - М.: Просвещение, 2013. - 2-ое изд перераб. и доп. - С.71 - 80.
5. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в школьном образовательном учреждении: метод. пособие - М.:НЦЭНАС, 2004. - 143 с.
6. Галанов А. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вентана-Граф. - 2015. - 68 с.
7. Гирченко И. Легкоатлетические упражнения. - М.: Мой мир. - 2015. - 260 с.
8. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2015. - 3-е изд.доп. - С.24 - 35.
9. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - 3-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С. 12-29.
10. Киселев П., Киселева С. Подвижные и спортивные игры с мячом. - М.: Планета. - 2015. - 227 с.
11. Кожухова Е., Рыжкова Л. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: ВЛАДОС. - 2008. - 293 с.
12. Коржова A.A. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
13. Кудряшов А. Спортивные и подвижные игры в школе. - М.: Народная газета. - 1968. - 216 с.
14. Кузмичева Е.В. Подвижные игры для детей среднего и старшего школьного возраста. - М.: Физическая культура. - 2008. - 130 с.
15. Кузнецов В.Н. Теория и методика физической культуры. - М.: Academia. - 2012. - 417 с.
...