Оглавление 4
Реферат 5
Введение
1 Теоретические основы и понятия конкурентоспособности
1.1 Понятия и виды конкурентоспособности. Понятие конкурентного преимущества
1.2 Инструменты SWOT-анализ и PEST- анализ в изучении конкурентноспособности
организации
1.3 Модель Портера
2 Оценка конкурентного положения ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» в
машиностроительной промышленности
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Рубцовский машиностроительный
завод»
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции
3.1 Повышение качества выпускаемой продукции
3.2 Совершенствование сервисного обслуживания производимой техники
Актуальность темы исследования в силу постоянно меняющихся потребностей рынка и ужесточения процесса конкуренции предъявляются повышенные требования к способности предприятия адаптироваться в постоянно меняющейся среде рынка. Именно потому возникает необходимость в построении такой системы управления организацией, которая будет не только эффективна, но и сможет своевременно отвечать на «вызовы» внутренней и внешней среды.
Для поддержания своей конкурентоспособности предприятие должно тщательно прогнозировать свою деятельность, проводить анализ своего хозяйственного портфеля, исключая из него те товары/услуги, которые находятся на стадии спада и включая конкурентоспособные инновационные продукты, которые отвечают потребностям рынка и позволяют занять компании лидирующую позицию на рынке.
Без определенных конкурентных преимуществ, соответствующих профилю компании, невозможно достичь высокой конкурентоспособности на современном насыщенном рынке товаров и услуг.
При написании бакалаврской работы использовались следующие труды российских и зарубежных специалистов: Портер М. «Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов», где говорится о том, что в книге представлен анализ конкурентной структуры отрасли, в основе которой лежат пять базовых рыночных сил: внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов -заменителей, рыночная сила поставщиков и потребителей. Автор подробно описывает структурные факторы, обусловливающие интенсивность конкуренции, а также особенности развития отрасли и конкурентной стратеги и на различных этапах отраслевой эволюции.
Объект исследования является ОАО «Рубцовский машиностроительный завод».
Предмет исследования повышение конкурентоспособности предприятия. Цель данной работы заключается в изучении теоретических и практических аспектов конкурентоспособности предприятия, а также разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия и виды конкурентоспособности
2. Исследовать инструменты SWOT-анализа и PEST- анализа
3. Провести анализ внешней и внутренний среды организации (SWOT - анализ, PEST - анализ)
4. Проанализировать экономические показатели предприятия
5. Провести анализ конкурентоспособности машиностроительной промышленности и непосредственно самого предприятия
6. Разработать предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности
Исходя из целей и задач бакалаврской работы представляется следующая структура: введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель и задачи исследования, выявлены его научная новизна и практическая значимость, а также приведено краткое изложение глав дипломной работы.
В первой главе описана теоретическая составляющая ВКР, в ней описывается понятия и виды конкурентоспособности, исследование инструментов SWOT-анализа и PEST- анализа, и рассмотрение Модели Портера.
Во второй главе описывается машиностроительный завод, экономические показатели, анализ внешней и внутренней среды.
В третьей главе представлены предложения по повышению конкурентоспособности для предприятия «Рубцовский машиностроительный завод»
Заключение содержит выводы проделанной работы.
Результаты проведённого исследования позволили сделать некоторые выводы и предложения по повышению конкурентоспособности продукции, под которой понимают комплексную многоаспектную характеристику продукции, отражающую её способность соответствовать требованиям данного рынка в рассматриваемый период, быть по ценовым и неценовым параметрам более привлекательной для потребителей, чем товары конкурентов, обеспечивать возможность выгодной реализации этого товара в определённый момент времени на конкретном рынке.
Управление конкурентоспособностью изделий осуществляется на второй стадии создания товара, с тем, чтобы еще на чертежной доске обеспечить фирме конкурентные преимущества.
При определении конкурентоспособности продукции используются несколько методов и критериев оценки. Критерием для определения конкурентоспособности товара при первом методе является его цена потребления. При определении конкурентоспособности товара по второму методу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества. Используя третий метод, сопоставляют товары-конкуренты с учетом их технического уровня и продажной цены. Уровень конкурентоспособности по четвертому методу определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассматриваются единичные, групповые и интегральные показатели.
В результате исследования были выявлены некоторые недостатки методов анализа конкурентоспособности и предложено конкурентоспособность продукции рассчитывать через экономические критерии, поскольку оценка конкурентоспособности в данном случае имеет достаточно чёткое экономическое обоснование. Для этого используется система коэффициентов конкурентоспособности продукции, совокупность
- коэффициент конкурентоспособности продукции, характеризующий привлекательность товара для потребителя;
- коэффициент реальной конкурентоспособности производства продукции, характеризующий выгодность производства товара с точки зрения производителя;
- коэффициент потенциальной конкурентоспособности производства продукции, характеризующий потенциальную возможность предприятия по оперативному управлению конкурентоспособностью продукции посредством цены с целью получения максимально возможной прибыли.
Производственное открытое акционерное общество "Рубцовский машиностроительный завод" входит в производственное объединение "УралВагонЗавод" и создан с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива предприятия и интересов потребителей, насыщения рынка различной техникой продукцией.
Предметом деятельности предприятия является: производство и реализация военной и сельскохозяйственной техники, прицепов к легковым автомобилям, комплектующих изделий, деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции; оказание автосервисных, авторемонтных, автотранспортных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам.
Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «РМЗ» показал, что рентабельность в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизилась на 1,36 процентных пунктов. По сравнению с 2014 г. в 2015 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов увеличилась на 0,09. В том числе за счет роста товарной продукции этот показатель вырос на 0,63, а за счет увеличения среднегодовой стоимости основных фондов снизился на 0,54. Оборачиваемость оборотных средств снизилась за счет увеличения длительности одного оборота на 3 дня. При этом, за счет увеличения среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств длительность оборота увеличилась на 84 дня, а за счет увеличения себестоимости реализованной продукции оборачиваемость снизилась на 81 день. Среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 0,9 млн. руб./чел. В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел., а за счет роста численности промышленно-производственного персонала снизилась на 0,76млн. руб./ чел. Балансовая прибыль предприятия в 2015 г. составила 28
504,8 млн. руб.
В целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Однако предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.