Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации 11
1.1 Познавательное развитие детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации, как проблема педагогического исследования 11
1.2 Методическое обеспечение познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации 21
Глава 2 Экспериментальная работа по созданию методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО 35
2.1 Изучение состояния методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации 35
2.2 Разработка и реализация методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО 51
2.3 Выявление динамики в состоянии методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО 58
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 76
Приложение Б Картотека игр, направленная на познавательное развитие детей 3-4 лет 77
Приложение В Календарно-тематическое планирование 84
Приложение Г Уголок познавательного развития 86
Приложение Д Примерный конспект по проведению НОД на тему: «Удивительное путешествие» 88
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что современная образовательная реформа, осуществляемая на всех этапах и уровнях обучения, ориентирована на развитие личности каждого ребёнка. Модернизация системы образования направлена на повышение уровня обучения и воспитания детей. Изменяющиеся цели образования, признание уникальности каждого ребенка, его индивидуальности, свидетельствуют об изменениях в отношении к ребенку.
Происходящие перемены в жизни социума, несомненно, требуют учета познавательных потребностей и интересов детей при отборе содержания образования. Полноценное развитие личности ребенка неотрывно связано с познавательным развитием детей дошкольного возраста, так как оно является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.
Актуальность на научно-теоретическом уровне. Современный уровень требований социума связан с достижением высокой эффективности образовательной работы с детьми, что является основной целью системы управления дошкольной образовательной организацией (ДОО). Не смотря на существующую потребность в познавательном развитии детей, теория управления процессом активизации человеческого фактора (личности), творческой деятельностью воспитателей, недостаточно разработана.
Создание методического обеспечения, которое бы позволило сделать управление процессом познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации эффективным, обуславливает актуальность исследования на научно-методическом уровне. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие выдающиеся ученые как, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова.
Особое место в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста занимают исследования Л.В. Поздняк, В.И. Зверевой, К.Ю. Белой, В.А. Новицкой. Работы исследователей посвящены методической работе, как ключевой составляющей микросреды дошкольной образовательной организации, ориентированной на совершенствование всех видов педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями и тенденциями развития современного образования.
Наряду с актуальностью исследования были выделены следующие противоречия:
• между существующей потребностью социума в познавательном развитии детей и недостаточным уровнем управления данным процессом;
• между необходимостью управления процессом деятельности педагогов по познавательному развитию детей и недостаточным уровнем методической обеспеченности данного процесса.
Проблема исследования: каковы компоненты и содержание методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать методическое обеспечение познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методическое обеспечение познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что качественное изменение познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной организации возможно благодаря методическому обеспечению, если:
• содержание его определено с учетом современных требований к образовательному процессу: познавательному развитию детей в дошкольной образовательной организации, сформированностью профессиональных умений педагогов к осуществлению образовательного процесса по познавательному развитию детей 3-4 лет и наполненности предметно-пространственной среды для осуществления данного процесса;
• методическое обеспечение будет представлено календарно-тематическим планом поэтапной деятельности познавательного развития детей, в рамках содержания, определяемого ООП ДОО; мероприятиями для формирования профессиональных умений педагогов, осуществляющих познавательное развитие детей 3-4 лет и на обогащение предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации;
• процесс разработки и внедрения методического обеспечения будет опираться на положительный опыт данной дошкольной образовательной организации.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой, были выдвинуты следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме познавательного развития детей 3-4 лет; раскрыть степень ее разработанности на современном этапе.
2. Определить диагностический инструментарий и изучить состояние педагогической практики методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО.
3. Разработать содержание методического обеспечения деятельности педагогов дошкольного образовательной организации по познавательному развитию детей 3-4 лет в ДОО (календарно-тематические планы, непрерывная образовательная деятельность).
4. Экспериментально проверить влияние методического обеспечения на познавательное развитие детей 3-4 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• системный подход к исследованию педагогических явлений (В.Г. Афанасьев, В.И. Загвязинский, А.И. Субетто, Э.Г. Юдин);
• деятельностный подход, который признает, что процесс становления сознания и личности человека осуществляется посредством формирования универсальных учебных действий (Л.С. Выготский, A. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, B. В. Репкин);
• идеи развития познавательной активности у дошкольников (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, C. Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова);
• исследования, направленные на раскрытие условий и направлений педагогической деятельности по развитию познавательных интересов, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, В.В. Барцалкиной, Л.Н. Вахрушевой, Н.С. Денисенковой;
• подходы к понятию «методическое обеспечение деятельности педагогов по познавательному развитию детей» (Л.В. Поздняк, В.И. Зверева, К.Ю. Белая);
• положения о познавательном развитии детей дошкольного возраста;
• исследования Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, В.В. Барцалкиной, Л.Н. Вахрушевой, Н.С. Денисенковой и других ученых о познавательном развитии детей;
• труды исследователей Л.В. Поздняк, В.И. Зверевой, К.Ю. Белой, посвященные методическому обеспечению деятельности педагогов по познавательному развитию детей.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение планов работы воспитателей).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 100 «Островок» г.о. Тольятти. В эксперименте принимают участие 20 детей второй младшей группы.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
На первом этапе (сентябрь 2019 - апрель 2020 гг.) - поисково-теоретическом происходило изучение психологической, методической литературы и учебно-программной документации, опыта работы педагогического коллектива муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада «Островок», разрабатывалась цель и задачи исследования, формулировалась гипотеза.
Второй этап (март 2020 - февраль 2021) экспериментальный, был посвящен изучению состояния методического обеспечения, разработке и реализация методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации.
На третьем - заключительно-оценочном (март 2021 - май 2021) проводился контрольный срез по выявлению динамки в состоянии методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО, анализ и обобщение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования, оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит:
• в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методического обеспечения;
• в организации работы по формированию профессиональных умений педагогов по познавательному развитию детей 3-4 лет;
• в обогащении содержания предметно-развивающей среды для познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «методическое обеспечение познавательного развития детей 3-4лет», которое включает разработку содержания методического обеспечения, организацию и управление познавательным развитием детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации; в определении критериев и показателей, характеризующих состояние методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работники других дошкольных образовательных организаций могут использовать:
• разработанные диагностические материалы для выявления качественных изменений в процессе познавательного развития детей 3-4 лет;
• формы и содержание методического обеспечения (календарно-тематический план поэтапной деятельности познавательного развития детей, мероприятия по формированию профессиональных умений педагогов и обогащению предметно-развивающей среды по познавательному развитию детей 3-4 лет) для более эффективной деятельности методистов, воспитателей, педагогов-психологов по познавательному развитию детей 3-4 лет.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях, использованием разнообразных методик количественной и качественной оценки результатов, качественным анализом экспериментальных данных, повторяемостью, сверяемостью, сходимостью и значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась с целью формирования фонда оценочных средств, для выявления состояния методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации. Апробация и внедрение результатов осуществлялось в процессе всей работы над исследованием. Положения и результаты исследования апробировались в муниципальном бюджетном образовательном учреждении детском саду № 100 «Островок» городского округа Тольятти. Результаты исследований докладывались на внутривузовских научно-практических конференциях и на заседаниях педагогических советов дошкольной образовательной организации.
Результаты исследований представлены в 4 публикациях автора.
Личное участие автора заключалось в организации и проведении исследования: в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, в разработке и апробации календарно-тематического плана познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО, в организации работы по повышению профессиональных умений педагогов по познавательному развитию детей 3-4 лет, в обогащении содержания предметно-пространственной среды ДОО.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. «Методическое обеспечение познавательного развития детей 3-4 лет - это процесс поэтапной деятельности методиста, направленной на разработку методического обеспечения и его внедрения в практику дошкольной образовательной организации, с целью познавательного развития детей 3-4 лет».
2. Показатели и уровни состояния методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО характеризуются: уровнем познавательного развития детей; оценкой профессиональных умений педагогов по познавательному развитию детей 3-4 лет; состоянием учебно-методической документации и предметно-развивающей среды для познавательного развития детей 3-4 лет.
3. Методическое обеспечение познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО обеспечивается организационными процессами, направленными: на познавательное развитие детей 3-4 лет (календарно-тематический план, непрерывная образовательная деятельность, картотеки игр); на повышение профессиональных умений педагогов (мастер-классы); работу с родителями по познавательному развитию детей (анкета, консультации для родителей, семинар-практикум, папки-передвижки, памятки) и обогащение предметно-развивающей среды (предметы и фигуры различной геометрической формы, счетный материал, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, разрезные кубиками с предметными картинками, конструкторами разного размера, строительными наборами, мозаиками разных форм).
Структура и объём исследования обусловлены логикой научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 3 рисунка, 13 таблиц, списка используемой литературы (47 источников), 5 приложения. Основной текст работы изложен на 75 страницах.
В проведенном нами исследовании дан анализ проблемы методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме познавательного развития детей 3-4 лет показал её актуальность. Качественное изменение познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной организации возможно благодаря методическому обеспечению, критериями которого являются: состояние учебно-методической документации по познавательному развитию детей 3-4 лет, состояние предметно-развивающей среды для познавательного развития детей в группах дошкольной образовательной организации; профессиональные умения педагогов и уровень готовности детей к данному процессу.
2. В ходе диагностики, по изучению состояния методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации, осуществляемой на констатирующем этапе эксперимента, были выявлены проблемы и необходимость в осуществлении методической работы (разработать и реализовать методическое обеспечение познавательного развития детей 3-4 лет в ДОО).
3. Формирующий этап эксперимента, по методическому обеспечению познавательного развития детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации, осуществлялся с учетом положительного опыта данного образовательного учреждения и проходил 3 этапами:
- разработка и организация работы по познавательному развитию детей (календарно-тематический план, представленный мероприятиями, сроками их исполнения и непрерывной образовательной деятельностью детей);
- организация работы по формированию профессиональных умений педагогов (семинары, тренинги, мастер-классы); обновление и дополнение содержания предметно-пространственной среды по познавательному развитию детей 3-4 лет (предметы и фигуры различной геометрической формы, счетный материал, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, разрезные кубиками с предметными картинками, конструкторами разного размера, строительными наборами, мозаиками разных форм).
4. В результате реализации методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет произошли качественные изменения в уровне познавательного развития у детей 3-4 лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи успешно решены, а результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по разработке и реализации методического обеспечения познавательного развития детей 3-4 лет.
1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Федеральный закон №1155-ФЗ : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.]. Москва, 2013. ISSN 2313-755X. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html (дата обращения: 06.02.2019).
2. Федеральный закон №1155-ФЗ (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.) Российской Федерации [Электронный ресурс] : Законы. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Москва. 2013. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 12.03.2020).
3. Аблитарова А. Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф., 2016. С. 107-110.
4. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.
5. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М. : ТЦ Сфера, 2007. 96 с.
6. Белая К. Ю. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей. М.: Чистые пруды, 2009. 32 с.
7. Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве : учебное пособие. Москва : Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
8. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2003. 95 с.
9. Волохова Н. Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО : сборник статей. Москва : Учитель, 2016. 131 с.
10. Годовикова Д. Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 2007. № 8. С. 19-20.
11. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М. : Скрипторий, 2003. 21 с.
12. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2005. 111 с.
13. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей. Москва : Просвещение, 2011. 256 с.
14. Гризик Т. А. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию // Дошкольное воспитание, 2003. № 2, С. 32-38.
15. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес : сущность и проблемы изучения : учебное пособие. Бийск : НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. 47 с.
...