Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Эмоциональное благополучие как психолого-педагогическое понятие 9
1.2 Проблема формирования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 19
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации психологических условий эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Выявление уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Реализация психологических условий, способствующих формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 41
2.3 Выявление эффективности психологических условий эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 51
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей 65
Приложение Б Количественные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 66
Приложение В Игры и игровые упражнения программы 71
Приложение Г Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 73
Детство - это отдельный период развития человека. На этом этапе ребенок социализируется, осваивает новые формы деятельности, правила и нормы поведения, становится полноценным участником социального процесса, развивается умственно и физически.
Детство - это не просто этап в развитии личности: это фундаментальный период, от которого зависит будущее человека, его установки, его мировоззрение, его отношение к окружающим и к самому себе.
Детство - это в тоже время огромный, но очень короткий период. В среднем он длится одну десятую часть человеческой жизни (исходя из средней продолжительности жизни в развитых странах). Личность и интересы ребенка могут определить, каким он будет, когда вырастет.
Дошкольное детство - это период между четырьмя и шестью годами. В этот период дети стремятся к независимости, проявляют творческие способности, помогают старшим, легко устают, развивают свои творческие способности и начинают задумываться о том, каковы их цели в жизни. На протяжении дошкольного возраста физический рост и развитие ребенка очень активны, а процессы нервной системы и высшей нервной деятельности совершенствуются. В этом отношении очень важно гармоничное развитие физических и психических процессов.
Дошкольное детство - важнейший период для развития. Дети подражают поведению взрослых, поэтому важно, чтобы с самого раннего возраста им предоставлялось (или старались предоставить) как можно больше возможностей для социальных отношений. Если в этот период ребенок будет изолирован от человеческого общества, последствия будут необратимыми. Поэтому посещение детского сада особенно важно для детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что в детском саду дети впервые приобретают навыки социального взаимодействия со сверстниками и учатся жить в группе (сообществе).
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста является ключевым направлением дошкольной педагогики и психологии.
В дошкольном возрасте происходит очень глубокое развитие, как физических компонентов, так и психологических аспектов личности.
Положительное эмоциональное состояние - одно из важнейших условий для развития личности. Поэтому обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОУ, является показателем эффективности дошкольного образования и занимает одно из центральных мест как основа психического здоровья детей (по ФГОС ДО) [3].
Многие ученые в своих исследованиях по данному вопросу (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникотт, К. Хорни, Э. Эриксон и другие) пришли к единому мнению, что эмоциональное благополучие является важным условием, определяющим успешное развитие детей и их эффективную и позитивную организацию в дошкольной среде.
По мнению Л.С. Выготского, эмоциональное развитие ребенка является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции - это «центральный аспект» духовной жизни человека, прежде всего эмоции детей.
Таким образом, актуальность исследования определяется на трех уровнях:
• на психологическом уровне его актуальность отражается в необходимости развития эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста;
• на научно-теоретическом уровне на ее актуальность указывает отсутствие исследований теоретических подходов к достижению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;
• на научно-методическом уровне актуальность исследования определяется методологической и содержательной неразработанностью представлений об эмоциональном благополучии дошкольников.
Актуальность данного исследования выявляет следующие противоречия:
• на психологическом уровне - между потребностями эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста и сдвигом ценностей в сторону интеллектуального развития в воспитании и образовании детей;
• на научно-теоретическом уровне - между необходимостью развития эмоционального благополучия дошкольников и неадекватностью теоретических подходов к идее реализации эмоционального благополучия в организованной деятельности;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью изменений в организации деятельности дошкольников и отсутствием комплексного методического обеспечения для выполнения этих требований - с акцентом на достижение эмоционального благополучия детей.
Выявленная степень актуальности и указанные противоречия позволили нам определить проблему исследования, которые включали выявление педагогических условий, способствующих оптимизации эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Эта проблема позволила нам определить тему исследования: «Психологические условия эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования является эмоциональное благополучие детей в дошкольных образовательных организациях.
Предмет исследования - психологические условия формирования эмоционального благополучия детей.
Цель исследования - выявить, подтвердить и экспериментально проверить психологические условия формирования эмоционального благополучия у дошкольников старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования успешное формирование эмоционального благополучия дошкольников возможно, если:
• определены факторы, влияющие на формирование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста;
• отобраны необходимые методы формирования эмоционального благополучия детей;
• определены психологические условия, дающие возможность формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
В соответствии с целями и гипотезами исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста;
• выявить и обосновать психологические условия для эмоционального благополучия детей;
• разработать содержание и методическое обеспечение, направленное на определение уровней эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;
• экспериментально проверить обоснованность психологических условий.
Методы исследования, используемые в работе: теоретические - анализ и обобщение педагогического опыта, сравнение, систематизация; практические - диагностирование, тестирование.
Теоретическая и методологическая основа исследования: теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о модели психологического развития ребенка; А.В. Запорожца о концептуальном предписании развития эмоциональной сферы; А.Д. Кошелевой, В.И. Перегудова, направленные на изучение социальной обусловленности развития эмоциональной сферы у дошкольников; исследования психологических основ общения, законов лидерства и управления, основ делового общения Е.П. Белинской, Н.М. Титовой, Н.Н. Васильевой.
Элементы новизны исследования: систематизация методов, приемов формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения; подобран диагностический инструментарий эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в ходе эмпирического изучения психологических условий обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, могут быть использованы психологами дошкольных образовательных учреждений при разработке программ развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников. Результаты исследования будут полезны педагогам и психологам дошкольных учреждений при оказании психологической помощи детям дошкольного возраста со стойкими негативными эмоциональными состояниями (проявлениями эмоционального дистресса).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, таблиц, рисунков, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Среди глобальных проблем человечества физическое и психическое здоровье детей занимает особое место. Большинство многочисленных подходов к этой проблеме основаны на исследованиях качества медицинского обслуживания, окружающей среды, социального контекста, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.
Эмоциональное благополучие - это субъективная качественная характеристика эмоционального состояния ребенка. Эмоциональное благополучие - это полная характеристика или опыт, который фокусируется на чувствах, возникающих в результате успеха (или отсутствия успеха) в различных аспектах функционирования индивида. Исследования эмоционального благополучия позволили выявить несколько его существенных характеристик. Преобладает позитивный эмоциональный контекст; преобладают состояния спокойствия, удовлетворенности и уверенности; возникает субъективное переживание благополучия; люди направлены на позитивные отношения с другими, основанные на доверии и заботе.
Конкретное содержание взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощниками воспитателей, другими специалистами, работающими с детьми); взаимодействие ребенка с детьми в группе, которую он/она посещает.
Психологические условия эмоционального благополучия детей в ДОУ являются важным фактором развития, роста и воспитания ребенка, а также комфортной жизни ребенка в группе. Эти условия должны быть созданы для ребенка воспитателем, который на данном этапе развития является непосредственным авторитетом и образцом для подражания. Воспитатель выступает в роли проводника во взрослую жизнь, ведь кто, как не воспитатель, покажет детям, как управлять своими эмоциями, любить и уважать других, понимать правила, нормы и ценности общества.
Коррекция эмоционального благополучия должна проводиться по специально разработанной программе. После ее полной реализации, упражнения и игры включенные в программу могут в дальнейшем использоваться для преодоления тревоги, развития чувства доверия и уверенности, снятия мышечного напряжения и т.д.
На контрольном этапе исследования была оценена результативность выдвинутых нами психологических условий.
По результатам контрольного этапа эксперимента дети экспериментальной и контрольной групп показали следующие результаты: высокий уровень - 40% детей в экспериментальной группе и 8,8% детей в контрольной группе; средний уровень - 33% детей в экспериментальной группе и 44,2% детей в контрольной группе; низкий уровень - 27% детей в экспериментальной группе и 47% детей в контрольной группе.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализованные психологические условия способствовали формированию эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста и оказались эффективными.
Цель и задачи были достигнуты. Гипотеза исследования была подтверждена.
1. Алямовская В. Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. М. : Скрипторий 2000, 2002. 80 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М. : Просвещение, 2010. 464 с.
3. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М., 1984.
4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. СПб. : Питер, 2008. 272 с.
5. Воробьева И. В. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушение семейного воспитания и риски вандализма / И.В. Воробьева // Психологические проблемы современной семьи. М., 2016. № 3. С. 1-7.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь /Л. С. Выготский. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
7. Гамова С. Н. Развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2007. 26 с.
8. Данилова О. С. Психологические условия формирования эмоционального благополучия личности / О.С. Данилова // автореферат по ВАК 19.00.01, Новосибирск, 2012. 102 с.
9. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. М., Политиздат, 1978. 272 с.
10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец; под ред. В.В. Давыдова, В.П.Зинченко. М. : Педагогика, 1986. Т.1. 316 с.
11. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
12. Ильина С. К. Лекотека в ДОУ / С. К. Ильина. М. : ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
13. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие. М. : academa, 2003. 167 с.
14. Куликова В. А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания // Образование. 2015. №6. С. 27-35.
15. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. М. : София, 2001. 110 с.
...