Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАДИОПРОГРАММЫ 10
1.1 Информационные жанры радиожурналистики: теоретический аспект 10
1.2 Жанровая стратегия радио как элемент формата 16
1.3 Шоу на радио как формат вещания 20
ГЛАВА II ЖАНРОВЫЕ СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫПУСКОВ «ШОУ ФРЕШ» КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМАТА РАДИОПРОГРАММЫ 29
2.1 Концепция радиопрограммы «Шоу Фреш» 29
2.2 Анализ авторских выпусков радиопрограммы «Шоу Фреш» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Ещё в начале XX века самым популярным источником получения информации для человечества являлось радио. С развитием технического прогресса ситуация изменилась. По результатам опроса Фонда Общественного Мнения, проведённого в мае 2017 года1, радио занимает предпоследнее место в списке источников информации, которые используют россияне. Оно уступило место телевидению, новостным сайтам в интернете, а также форумам, блогам и социальным сетям. Если у телевизионных и печатных СМИ есть возможность использовать визуализацию и мультимедийность контента для удержания интереса аудитории, то у радийных СМИ такой возможности нет. В отличие от интернета радио имеет принудительный характер: аудитории доступны те новости, которые выбирает для освещения радиостанция.
В сложившейся ситуации перед радиостанциями стоит задача переформатирования своей информационной политики таким образом, чтобы сохранить интерес аудитории. Ресурсы, которые могут использовать для этого радиостанции, являются эксперименты с форматами и жанрами. Однако, выбирая определённые форматы и жанры, редакции радиостанций, зачастую, действуют интуитивно без профессиональной творческой рефлексии.
Квалификационная работа, содержание которой составляет профессиональный самоанализ результатов творческой деятельности автора, направлена на осмысление эффективности реализации конкретной форматно-жанровой стратегии радиовыпусков, выходящих на радиопрограмме «Шоу Фреш». Её актуальность обусловлена необходимостью осмысления творческих экспериментов на радио.
Объект исследования: авторские выпуски информационных рубрик в студенческой радиопрограмме «Шоу Фреш».
Предмет исследования: форматно-жанровые характеристики авторских выпусков информационных рубрик в студенческой радиопрограмме «Шоу Фреш».
Цель работы: выявить и объяснить жанровые процессы в информационных рубриках студенческой радиопрограммы «Шоу Фреш», основываясь на результатах профессиональной рефлексии авторских выпусков.
Для реализации обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать научные представления о жанровых моделях информационной радиожурналистики, понятиях «формат радиостанций» и «формат радиопрограмм»;
2) охарактеризовать формат студенческой радиостанции «Шоу Фреш» как фактор, обуславливающий специфику информационных радиопрограмм;
3) провести жанрово-содержательный анализ информационных авторских радиовыпусков;
4) на основании полученных данных сделать выводы о жанровых процессах информационной радиожурналистики в студенческой радиопрограмме.
Теоретико-методологическую базу бакалаврской работы составили научные учебно-методические труды по теории жанров журналистики: А.А. Тертычного2, М.И. Шостак3, Л.Е. Кройчика4, Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой5 и др., а также теории жанров радиожурналистики были использованы работы А.А. Шерель6, В.В. Смирнова7 и др., на формирование концепции работы оказали влияние результаты исследования современного состояния массмедиа С.Н. Ильченко8.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: жанровый анализ применялся при анализе выпусков радиопрограмм с позиций требований, предъявляемых к информационным радиопрограммам; для выявления специфических характеристик авторских выпусков в радиопрограммах использовался сравнительно-сопоставительный метод; типологический метод позволил систематизировать сведения, раскрывающие суть концепции радиопрограммы «Шоу Фреш».
Эмпирическую базу бакалаврской работы составили авторские выпуски, вышедшие в эфир в радиопрограмме «Шоу Фреш» на тольяттинской радиостанции «Август» в период с 15 ноября 2014 года по 28 мая 2016 года в информационных рубриках «Новости», «Неслучайный гость» / «Отдел кадров», «Чужие грабли», «Мелочи жизни», «Тренды» общим хронометражем 56 минут 21 секунда.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности использования полученных результатов в творческой деятельности журналистов при работе над материалами для информационно-развлекательных радиопрограмм.
В соответствии с целью и решаемыми задачами выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Введение содержит сведения об актуальности работы, объекте, предмете, цели, задачах исследования, теоретической базе и методах, эмпирической базе и практической значимости работы.
В первой главе теоретически осмыслены термины, явления и процессы, необходимые для исследования жанровых процессов в радиопрограммах.
Во второй главе представлены результаты анализа авторских выпусков радиопрограммы «Шоу Фреш» с точки зрения жанровых процессов.
В заключении обобщаются результаты проделанной работы, обозначаются перспективы профессионального развития радиопрограммы «Шоу Фреш». К работе прилагается список использованной литературы. В приложении представлены текстовые расшифровки авторских выпусков.
Такое понятие как «информационный жанр» в радиожурналистике постепенно перестаёт существовать в «чистом» виде, без заимствования характеристик других жанров. Сегмент развлекательных радиопрограмм увеличивается, образуются новые жанровые модели и организации эфирной реальности, расширяется совокупность функций радиостанций.
Основой функционирования студенческой радиопрограммы «Шоу Фреш», выходящей в эфире городской радиостанции «Август», является освоение новых жанровых интерпретаций, активное использование возможностей трансформации и смешения жанров. В информационной политике радиопрограммы проявляется специфика студенческой радиопрограммы, ориентированной, к тому же, на выполнение корпоративных задач университета. При кажущейся лёгкости в восприятии радиопрограммы, на самом деле она является довольно сложным явлением, в котором объединены и реализуются несколько установок.
Формат «шоу» обуславливает использование во всех информационных рубриках и жанрах студенческой радиопрограммы «Шоу Фреш» элементов инфотейнмента. Сочетание новостного начала, обращение авторов радиопрограммы к слушателю на «ты», а также развлекательная подача информации нацелены на создание эффекта программы «для своих».
Заметным элементом новостного радиодискурса «Шоу Фреш» является диалогичность. Ресурсом диалогичности в программе становится использование разговорного стиля с элементами молодёжного сленга, особенно, в информационном радиосообщении и анонсирующей радиорецензии. Эти жанры снимают элемент опосредованности, максимально нацелены на слушателя как непосредственного участника диалога.
Во всех информационных рубриках студенческой радиопрограммы заметно усиление анонсирующего начала. Например, одним из вариантов смешения жанров становится объединение ресурсов жанров анонса и рецензии. В радиопрограмме студентами используется такой не радийный жанр, как анонс, что сделано намерено для завоевания интереса аудитории.
Жанровые процессы, происходящие в программе, с одной стороны, можно оценить как положительную стратегию радиопрограммы, обеспечивающую устойчивый контакт с аудиторией. С другой стороны, отсутствие таких характеристик, как новизна и оперативность, ожидаемых от информационного контента, лишает её одного из главных преимуществ радиопрограмм. Жанровые процессы, происходящие в рубриках радиопрограммы, вызваны необходимостью сохранять интерес аудитории при отсутствии оперативности.
Ориентирование на анонсирование, на сообщение превентивной информации можно рассматривать как ресурс развития радиопрограммы, который позволит поддерживать у аудитории интерес к информационным выпускам, несмотря на потерю новизны и оперативности новостного контента. Молодёжь - это та часть людей, которая не любит возвращаться к прошлому, она интересуется будущим. Стремление редакции радиопрограммы «Шоу Фреш» создавать картину будущего позволит усилить ее прагматическую направленность. Спецификой содержательной стороны дискурса в этом случае должно стать не отражение прошедших событий, а создание условий, необходимых для планирования молодежной аудиторией своего будущего времяпрепровождения. При использовании такого жанра как «анонс» в каждой рубрике молодёжной радиопрограммы, можно говорить о том, что студенческая радиопрограмма может стать «радиопрограммой будущего».
Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации : основной закон от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. О средствах массовой информации : федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 4 [Электронный ресурс] : федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230- ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
Научная и учебно-методическая литература
4. Аникина, М. Е. Молодёжные издания. Типология периодической печати : учебное пособие для студентов вузов [Текст] / М. Е. Аникина [и др.]. - Москва : Аспект Пресс, 2007. - 178 с.
5. Антошкина, Н. К. Утреннее шоу на информационной радиостанции. Особенности и характеристики. Материалы докладов XX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - Москва : Издательский центр Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013.
6. Беспалова, А. Г. История мировой журналистики [Текст] / А. Г. Беспалова [и др.]. - Москва : Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2003. - С. 367-369.
7. Бубукин, А. В. Эфирные тайны [Текст] / А. В. Бубукин. - Новосибирск, 2003. - 148 с.
8. Вартанова, Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ: статья [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова // Информационное общество. - 2008. - Выпуск 5-6. - С. 37-39. - Режим доступа:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9f381b9f3747cc63c3257576003a8c8c
9. Выровцева, Е. В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа [Текст] / Е. В. Выровцева // Вестник ЧелГУ, 2015. - № 5 (360). - С.207-213.
10. Галкин, Д. В. Что такое новые медиа [Электронный ресурс] / Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. - Режим доступа:
http://sociology_encyclopedy.academic.ru/692/%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0 %AB%D0%95_%D0%9C%D0%95%D0%94%D0%98%D0%90
11. Дзялошинский, И. М. Медиапространство России: состояние и тенденции развития : статья [Электронный ресурс] / И. М. Дзялошинский. - Режим доступа: http://federalbook.ru/files/SVAYZ/ saderzhanie/ Tom%2012/ III/Dzyaloshinskiy.pdf
12. Жанры современного радиовещания: принципы системного функционирования. Журналистика и медиаобразование в XXI веке : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции [Текст] / В.В. Смирнов. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. - 114 с.
13. Журналистика постсоветских республик: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции [Текст] / Т. В. Лебедева - Белгород : Изд-во БелГУ, 2012. - 42 с.
14. Иванова, Л. В. Новостная журналистика : учебно-методическое пособие [Текст] / Л. В. Иванова. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. - 100 с.
15. Ильченко, С. Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения : диссертация ... доктор филологических наук [Текст] / С. Н. Ильченко. - Москва, 2012. - 363 с.
...