Введение 3
Термины и определения 6
Перечень сокращений и обозначений 9
1 Обзор научно-теоретического материала 11
1.1 Требования нормативно-правовых актов к разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах 11
1.2 Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах 16
1.3 Характеристика объекта исследования 22
2 Анализ опасности исследуемого производственного объекта 32
2.1 Возможные аварийные ситуации на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах 32
2.2 Анализ рисков на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах 36
2.3 Статистика аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах 45
3 Исследовательская часть 55
3.1 Расчёт последствий возможной аварийной ситуации 55
3.2 Организации действий сотрудников предприятия 66
3.3 Рекомендации для разработки планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах 79
3.4 Анализ и оценка эффективности предлагаемых мероприятий по обеспечению техносферной безопасности в организации 85
Заключение 94
Список используемых источников 100
Безопасная эксплуатация всех взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов обеспечивается выполнением требований пожарной и промышленной безопасности [31].
Ежегодно от аварий на промышленных объектах, страдает население страны и окружающая природа [32]. А также, на ликвидацию последствий различного рода аварий и катастроф расходуется в нашей стране от 1,5 до 3 % ВВП, а мировой ежегодный ущерб составляет около 150 млрд. долларов [34]. Причем, для предотвращения угроз, необходимо рассматривать не только технологический и информационный аспекты, но и человеческий фактор [33].
Актуальность и научная значимость настоящего исследования обуславливается тем, что разработка планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах является частью системного подхода к своевременному принятию решений по локализации и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах [35].
Объект исследования: методы разработки планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.
Предмет исследования: локализация и ликвидация аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.
Цель исследования - на основе анализа пожарных рисков на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах разработать план локализации и ликвидации аварий.
В соответствии с поставленной в дипломной работе целью, определены следующие задачи:
• провести анализ требования нормативно-правовых актов к разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
• разработать рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
• произвести анализ рисков на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
• проанализировать статистику аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
• произвести расчёт последствий возможной аварийной ситуации;
• разработка рекомендации для разработки планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработанные рекомендации для разработки планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах могут быть использованы на аналогичных объектах РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: статистические данные по авариям на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.
Методы исследования: анализ статистических данных, расчёты последствий возможной аварийной ситуации.
Опытно-экспериментальная база исследования: взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты.
Научная новизна исследования заключается в создании алгоритма разработки планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на разработку планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.
Достоверность и обоснованность результатов: выполнен анализ статистических данных по авариям на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах РФ.
Личное участие автора в организации и проведении надзорных мероприятий по пожарной безопасности на объекте исследования.
На защиту выносится:
• результаты анализа требований нормативно-правовых актов к разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
• разработанные рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
• результаты анализа рисков на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
• результаты анализа статистики аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
• результаты расчётов последствий возможной аварийной ситуации
• рекомендуемые мероприятия для разработки планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.
Структура магистерской диссертации работа обусловлена целью и задачами исследования, состоит из трёх разделов и содержит 4 рисунка, 11 таблиц, список используемых источников (35 источников). Основной текст работы изложен на 100 страницах.
Аварии на производствах нефтеперерабатывающей промышленности могут произойти по следующим причинам:
• разрывы или нарушение герметичности резервуаров или технологических аппаратов;
• разрывы или нарушение герметичности трубопроводов;
• выбросы через предохранительные клапана;
• выбросы, вызванные пожарами, поломками технологического оборудования, предумышленными или преднамеренными действиями;
• выбросы, произошедшие в результате переполнения резервуаров или увеличения давления в них выше предельно допустимых значений, включая неадекватные действия операторов, отказы предохранительных клапанов;
• выбросы из-за отказов загрузочных устройств или неисправностей в соединительных устройствах и т.п.
Объектом исследования в данной магистерской диссертации является - Сызранский нефтеперерабатывающий завод (АО «СНПЗ»), который расположен по адресу: 446009, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Астраханская, д. 1.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» при авариях на объектах АО «СНПЗ», с учетом объемов, предполагаемых источников разлива, мест расположения и характеристики защитных сооружений, может произойти разлив нефтепродуктов регионального значения.
Во 2 разделе было выяснено, что:
• пожароопасность и взрывоопасность объекта исследования обусловлена наличием большого количества сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей;
• наличие на производстве взрывопожароопасных, токсичных и агрессивных сред с высокой температурой и давлением требуют от персонала производства тщательного соблюдения норм технологического режима, осторожности, знаний правил промышленной безопасности;
• параметры технологического процесса устанавливаются технологическим регламентом производства и соответствующими рабочими инструкциями.
Аварии на производствах нефтеперерабатывающей промышленности могут произойти по следующим причинам:
• разрывы или нарушение герметичности резервуаров или технологических аппаратов;
• разрывы или нарушение герметичности трубопроводов;
• выбросы через предохранительные клапана;
• выбросы, вызванные пожарами, поломками технологического оборудования, предумышленными или преднамеренными действиями;
• выбросы, произошедшие в результате переполнения резервуаров или увеличения давления в них выше предельно допустимых значений, включая неадекватные действия операторов, отказы предохранительных клапанов;
• выбросы из-за отказов загрузочных устройств или неисправностей в соединительных устройствах и т.п.
По периметру резервуарных парков согласно СП 155.13130.2014 «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности» предусмотрены замкнутые обвалования. Свободный от застройки объем обвалованной территории, образуемый между внутренними откосами обвалования, соответствует номинальному объему резервуара. На основании вышеизложенного, сделан вывод о том, что при разгерметизации резервуаров хранения, разливы нефтепродуктов не будут распространяться за пределы обвалования. Площадь разлития в этом случае будет соответствовать площади обвалования.
Площадка железнодорожной сливо-наливной эстакады имеет твердое водонепроницаемое покрытие. Железнодорожные цистерны устанавливаются в поддоне, объем которого соответствует как минимум объему одной железнодорожной цистерны. На основании вышеизложенного, сделан вывод о том, что при разгерметизации железнодорожной цистерны на сливо-наливной эстакаде, разлива нефтепродуктов по территории промышленной площадки исследуемого объекта не произойдет.
В случае реализации возможных сценариев аварий, с учетом плана расположения технологического оборудования, исходя из свойств опасных веществ, вероятность попадания населения расположенных вблизи объектов в зоны воздействия поражающих факторов крайне мала. Для населения, персонала соседних организаций индивидуальный риск гибели отсутствует.
Особенности организации работ по ликвидации разливов нефтепродуктов предъявляют к системе управления, следующие основные требования: оперативность, устойчивость, непрерывность, эффективность, достоверность передаваемой информации.
Оперативность, устойчивость и непрерывность обеспечиваются:
• максимальным приближением пункта(ов) управления ликвидацией аварии к месту чрезвычайной ситуации;
• оснащением пункта(ов) управления современными средствами связи и оповещения;
• сопряжением задействованных систем (средств) связи и оповещения всех участников работ по ликвидации разливов нефтепродуктов;
• взаимодействием органов, осуществляющих управление подчиненными и привлекаемыми силами и средствами.
Эффективность управления определяется оперативностью и целесообразностью принимаемых решений.
Достоверность передаваемой информации достигается точностью ее передачи, ответственностью лиц, на которых возложена обязанность по сбору и передаче информации. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для определения необходимого состава сил и специальных технических средств ЛРН, а также планирования действий по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов, организуется мониторинг обстановки в районе ЧС(Н).
Для этой цели выполняются следующие операции:
• определение местонахождения источника и причины разлива нефтепродукта;
• моделирование направления или вероятной траектории разлива нефтепродукта.
Мониторинговые наблюдения ведутся круглосуточно. Периодичность наблюдений определяется динамикой распространения разлившегося нефтепродукта и устанавливается КЧС и ПБ. Контроль может быть дискретным или непрерывным и использовать любые методы, позволяющие адекватно оценивать обстановку.
Для обеспечения пожарной безопасности объекта необходимо:
• систематически осматривать состояние герметизирующих устройств всех агрегатов;
• исключить возможность загрязнения воздуха производственных помещений пожаровзрывоопасными веществами при дренировании, отборе проб на анализ и других подобных операциях;
• во избежание скопления в помещении вредных и взрывоопасных газов, приточно-вытяжная вентиляция должна работать постоянно, дефлекторы должны быть открытыми;
• для предотвращения контакта с кислородом воздуха и создания взрывоопасных концентраций все легковоспламеняющиеся продукты должны находиться под «азотным дыханием»;
• не допускать переполнения аппаратов и разлива взрыво- и пожароопасных жидкостей (Случайно пролитые продукты должны быть немедленно убраны);
• для предотвращения возможности образования взрывоопасных смесей внутри аппаратов и трубопроводов, последние перед пуском и при подготовке к ремонту подлежат продувке азотом;
• слив горючих жидкостей в емкости должен производиться по спускным трубам с расстояния от конца трубы до дна емкости не более 200 мм;
• при эксплуатации газопроводов горючих газов независимо от параметров рабочей среды следить за состоянием наружной поверхности трубопроводов и их деталей / сварных швов, соединений, опорных конструкций;
• в случае пожара все вентустановки остановить;
• не допускать к использованию электроприборы и агрегаты, не отвечающие требованиям, предъявляемым к электрооборудованию взрывозащищенного исполнения, пригодного для данной среды;
• для выполнения работ в местах, где возможно появление пожаро- и взрыво-опасных паров, газов необходимо пользоваться инструментом, изготовленным из материалов, не дающих искры;
• работы с применением открытого огня могут производиться только при наличии оформленного наряда-допуска на проведение огневых работ;
• двери в тамбур-шлюзах должны быть постоянно закрыты.
В рамках исследования методов оценивания эффективности функционирования системы обеспечения техносферной безопасности предложено рассмотреть способ пожаро-взрывозащиты резервуара с нефтепродуктами и способ управления устройством аварийной разгерметизации и устройство для его реализации по патенту RU2694851C1.
На основании предлагаемого технического решения по повышению эффективности функционирования системы обеспечения техносферной безопасности исследуемого объекта при внедрении способа пожаро-взрывозашиты резервуара необходимо разработать план локализации и ликвидации аварий с учётом предлагаемых мероприятий.
После утверждения настоящего Плана ЛРН и введения его в действие приказом по предприятию, на объекте АО «СНПЗ» в течение 9 месяцев будет проведено учения по действиям органов управления сил и средств объектового звена РСЧС при локализации и ликвидации нефтерозливов на территории АО «СНПЗ». К учениям будут привлечены силы и средства подразделений филиала ООО «РН - Пожарная безопасность» (Центр по тушению крупных пожаров и АСР - 25 человек (15 спасателей) 5 единиц техники, ВГСО - 5 газоспасателей, 1 ед.тех.), МСЧ - 36, представители ГУ МЧС России по Самарской области, представители МКУ «Служба по решению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций». Периодичность проведения комплексных учений/командно-штабных тренировок - для отработки Планов ЛРН регионального уровня не реже одного раза в 2 года.
1. Водный кодекс РФ [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 74-Ф3 от 03.06.2006г. (в ред. от 28.11.2015г.). URL: https://legalacts.ru/kodeks/VodniyKodeks-RF/ (дата обращения: 14.10.2021).
2. Земельный кодекс РФ [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 136-ФЗ от 25.10.2001 г. (в ред. от 30.12.2015г.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17478 (дата обращения: 14.10.2021).
3. Об экологической экспертизе [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 174-Ф3 от 23.11.1995 г. (в ред. от 29.12.2015г.). URL: https: //normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=399217 (дата обращения: 14.10.2021).
4. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. (в ред. от 13.07.2015г.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7646 (дата обращения: 14.10.2021).
5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002г. (в ред. от 29.12.2015г.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17718 (дата обращения: 14.10.2021).
6. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 151-ФЗ от 22.08.1995г. (в ред. от 02.07.2013г.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8246 (дата обращения: 14.10.2021) .
7. Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации [Электронный ресурс] : Приказ МПР России № 156 от 03.03.2003 г. URL: https: //www. mchs .gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-ministerstv-i-vedomstv/778 (дата обращения: 14.10.2021).
8. Об утверждении Руководства по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов [Электронный ресурс] : Приказ Ростехнадзора России № 777 от 26.12.2012г. URL: http: //cntr.gosnadzor. ru/activity/control/Prom_bezop/nadzor-za-vzryvoopasnymi/akty/26%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1% D1 %80%D 1 %8F%202012%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%E2 %84%96%20777.pdf (дата обращения: 14.10.2021).
9. Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс] : Приказ Ростехнадзора России № 480 от 19.08.2011г. URL:
https://www.ruspromexpert.ru/upload/iblock/215/prikaz_rostehnadzora_n_480_ot_ 19.08.2011-.pdf (дата обращения: 14.10.2021).
10. О безопасности [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 390-ФЗ от 28.12.2010г. (в ред. от 05.10.2015). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/32417 (дата обращения: 14.10.2021).
11. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. (в ред. от 15.02.2016г.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7352 (дата обращения: 14.10.2021).
12. О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003г. (в ред. от 14.04.2015г.). URL: http s: //www. mchs.gov .ru/dokumenty/po stanovleniya-pravitel stva-rf/768 (дата обращения: 14.10.2021).
13. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. (в ред. от 17.05.2011г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/902043525 (дата обращения: 14.10.2021).
14. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011г. (в ред. от 30.12.2015г.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33139 (дата обращения: 14.10.2021).
15. О мелиорации земель [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 4-Ф3 от 10.01.1996 г. (в ред. от 31.12.2014г.). URL: https://base.garant.ru/10108787/ (дата обращения: 14.10.2021).
...