Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности

Работа №109727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
1.1Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
воспитания у младших школьников эмоционально- ценностного отношения к природе
1.2Методические особенности воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания
у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
2.1Выявление уровня воспитанности у младших школьников
эмоционально-ценностного отношения к природе
2.2Реализация экспериментальной методики, направленной на
воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
2.3Анализ и обобщение результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Актуальность исследования определена надвигающимся мировым экологическим кризисом. Состояние окружающей среды вызывает серьезные опасения у специалистов и в обществе в целом, в связи с чем сегодня очень остро стоит проблема взаимодействия человека и природы.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.) определяются базовые национальные ценности, одной из которых является природа. Чем раньше развить в человеке интерес к природе, воспитывать бережное и ответственное отношение к ней, тем лучше.
Потому все более необходимой и актуальной является деятельность учителей начальной школы. Главная проблема состоит в том, что навыки, умения и знания младших школьников не становятся эмоционально окрашенными и личностно значимыми, несмотря на то, что экологическую направленность содержания образования в последние годы значительно усилили.
Ведь, как известно, отношение человека к природе и его взаимодействие с ней напрямую зависит от того, какие ценностные установки, ориентации сформированы по отношению к ней, а также от того, какие чувства она вызывает.
В этой связи становится очевидно, что нужно смещать акценты в образовательном процессе. Сегодня важно не только получение учащимися экологических знаний, но и воспитание экологической сознательности школьников, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, на эмоциональное отношение к ней.
Также необходимо воспитывать у учащихся начальных классов понимание своей роли в сохранности природы, своего места в ней, личностное осознание природы как жизненно важной ценности.
В связи с этим одной из главных задач экологического образования для учителей начальной школы является воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
Подтверждение вышесказанному можно найти и в главном образовательном стандарте. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) являются воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе и всем ее объектам; формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром; элементарный опыт деятельности, направленной на охрану и сбережение окружающей среды; развитие у учащихся понимания своей активной роли в природе и интереса ко всем формам жизни и природным явлениям.
Вопросами усвоения школьниками экологических знаний занимались С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный и многие другие. Они изучали особенности организации практической природоохранной деятельности детей, а также воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся, культуры поведения в окружающей среде.
И.Д. Зверев исследовал педагогические условия формирования и развития у учащихся ценностного отношения к природе и его отдельные составные части.
Особую роль отводят исследованиям С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, А.П. Сидельского. Они изучали возрастные особенности формирования субъектно-непрагматического отношения к окружающему миру. Эти авторы в полной мере исследовали проблему воспитания эстетического, нравственного, осознанно-прагматического и эмоционально-позитивного отношения к природе у младших школьников. Они проводили и разрабатывали различные психологические исследования по проблемам взаимодействия детей с природой.
Концептуальные подходы к воспитанию эмоционально-ценностных отношений рассматривала Н.Е. Щуркова. Теоретические основы экологического образования учащихся начальных классов разрабатывали Л.Д. Бобылева, А.А. Плешаков и др. В своих работах они обрисовали содержание, принципы, цели, требования развития и методические правила воспитания экологической культуры младших школьников.
Необходимо отметить, что в последние годы в системе образования усилилось внимания к расширению кругозора учащихся, к развитию их познавательной сферы ребенка, а также увеличилась тенденция к интеллектуализация образовательного и воспитательного процесса. Это негативно воздействует на формирование эмоционально-ценностной сферы младших школьников. В итоге в поведении и характере ребенка стали проявляться невосприимчивость к эмоциям окружающих людей, излишний для младшего школьного возраста рационализм и эмоциональная скудность. Вместе с тем, была установлена связь, что отношение младшего школьника к природе зависит от того, как учащийся воспринимает какой-либо природный объект, какие ценностные установки, ориентации сформированы по отношению к природе, а также от того, как и какие чувства она в них вызывает.
В этой связи очевидна необходимость в смещении акцентов в образовательном процессе с задачи получения учащимися только лишь экологических знаний на воспитание эмоционально-ценностного отношения младших школьников к природе. Стало очевидным, что уроков по окружающему миру явно недостаточно для успешного выполнения этого процесса. Поэтому сегодня помимо них многие школы стараются реализовывать программы, связанные с воспитанием у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
При построении подобных программ чаще рассматриваются и описываются различные методы воспитания младшего школьника в целом. При этом зачастую не конкретизируются определенные воспитательные приемы, так как они относятся к малоисследованной области в теории и практике воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе.
Проблема исследования. Каково содержание приемов, эффективно влияющих на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности?
Цель исследования: разработать комплекс приемов, влияющих на эффективность воспитания у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
Объектом исследования является процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предметом исследования являются приемы воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочно деятельности будет осуществляться эффективно, если:
-разработать и реализовать комплекс приемов, основанных на механизме воспитания нравственных качеств личности;
-использовать приемы, направленные на повышения уровня знаний младших школьников о природе и ее объектах;
-использовать игровые приемы, способствующие воспитанию у младших школьников эмоциональной восприимчивости к природным объектам и явлениям;
-применять приемы, побуждающие младших школьников к различным формам социально-экологической активности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определились следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
2.Выявить уровень воспитанности эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
3.Разработать комплекс приемов и внедрить их в процессе воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе в систему занятий кружка «Юные друзья природы».
4.Проанализировать, обобщить результаты исследования и доказать эффективность разработанного комплекса приемов.
Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ психологопедагогической, научной и методической литературы по изучаемой проблеме; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), проективная рисуночная методика, беседа, наблюдение, тистирование.
База исследования: МБУ «Школа № 59», 4 «А» - 22 ученика и 4 «Б» - 23 ученика.
Новизна исследования: разработано содержание приемов воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности, основанных на механизмах нравственного развития личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс приемов, направленный на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности может быть применен в образовательном процессе педагогами начальных классов, педагогами дополнительного образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема воспитания у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе во внеурочной деятельности является актуальной в современной образовательной системе.
К тому же, одним из требований ФГОС начального общего образования (2009г.) является воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе как к базовой нравственной ценности.
Вклад в разработку разных аспектов проблемы воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе внесли С.Д. Дерябо, , И.Д. Зверев, В.В. Николина, В.А. Сластенин, И.В. Цветкова, В.А. Ясвин и др.
В теоретической части исследования нами было отмечено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для осознания и принятия ценностей общества, формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, в том числе субъектно-непрагматического взаимодействию с окружающей средой.
Для того, что целенаправленно и полноценно воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе у учащихся начальных классов необходимо дополнить базовое образование в этой области другими разнообразными формами деятельности и вовлекать в них школьников. В рамках школьного образования этим целям отвечает внеурочная деятельность.
Также было определено, что для наиболее эффективного воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе необходимо применять совокупность различных воспитательных методов и приемов в зависимости от поставленных задач.
Исследование проводилось на базе МБУ «Школа № 59». В нем
принимали участие учащиеся 4-х классов, которые были разделены на две группы: экспериментальная (4 «Б» класс в количестве 22 человек) и
контрольная (4 «А» класс в количестве 23 человек) группы.
В ходе исследовательской работы были выделены критерии воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, а также их показатели.
Опытно-экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап исследования имел цель, определенную структуру, логику, выводы.
На констатирующем этапе были подобраны диагностические методики и проведена диагностика у испытуемых экспериментальной и контрольной групп, которая показала, что лишь у небольшого количества учащихся выявлен высокий уровень воспитанности эмоционально-ценностного отношения к природе, а также, что у учащихся экспериментальной группы все показатели ниже, чем у учащихся контрольной группы.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента был сделан вывод о необходимости разработать и апробировать экспериментальную методику, эффективно воздействующую на повышение уровня воспитанности у младших школьников экспериментальной группы эмоционально-ценностного отношения к природе. Экспериментальная методика основывалась на методах и приемах, направленных на повышение уровня знаний учащихся о природе и ее объектах, на побуждение учеников к социально-экологической активности и на воспитания положительного эмоционального отношения к природе.
Анализ полученных данных после повторной диагностики на контрольном этапе эксперимента показал положительную динамику, особенно среди учащихся экспериментальной группы, а это доказывает, что разработанная и апробированная экспериментальная методика способствует повышению уровня воспитанности у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе во внеурочной деятельности: в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 13%; средний уровень повысился на 9%; а низкий уровень понизился на 22%.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Тема данной работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.


I.Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. М. : Сфера,
2014.128 с.
2.Базыма Б. А. Психология цвета. Теория и практика. СПб. : Речь,
2007.94 с.
3.Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Природа дарит нам здоровье // Начальная школа. 2014. № 5. С. 83-88.
4.Букетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятия // Начальная школа. 2014. № 8. С. 73-75.
5.Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М. : ВЛАДОС, 2002. 55 с.
6.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Минск : Стипендия, 2014. 297 с.
7.Вахрушев А.А. Экологическое образование - гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2014. № 11. С. 19-22.
8.Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. № 7. С. 13-18.
9.Гайсина Р.С. Экологические проблемы бытовых отходов: исследуют школьники // Начальная школа. 2015. № 10. С. 35-39.
10.Глазачев С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы. Волгоград : Мост, 2012. 235 с.
II.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. М. : Просвещение, 2015. 191 с.
12.Гринева Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников. М. : Прометей, 2012. 29 с.
13.Гришина Л.А. Экологическая игра как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе. М. : Просвещение, 2014. 255 с.
14.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект. М. : Просвещение, 2009. 39 с.
15.Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2001. 64 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ