Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
1.1Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
воспитания у младших школьников эмоционально- ценностного отношения к природе
1.2Методические особенности воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания
у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
2.1Выявление уровня воспитанности у младших школьников
эмоционально-ценностного отношения к природе
2.2Реализация экспериментальной методики, направленной на
воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
2.3Анализ и обобщение результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность исследования определена надвигающимся мировым экологическим кризисом. Состояние окружающей среды вызывает серьезные опасения у специалистов и в обществе в целом, в связи с чем сегодня очень остро стоит проблема взаимодействия человека и природы.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.) определяются базовые национальные ценности, одной из которых является природа. Чем раньше развить в человеке интерес к природе, воспитывать бережное и ответственное отношение к ней, тем лучше.
Потому все более необходимой и актуальной является деятельность учителей начальной школы. Главная проблема состоит в том, что навыки, умения и знания младших школьников не становятся эмоционально окрашенными и личностно значимыми, несмотря на то, что экологическую направленность содержания образования в последние годы значительно усилили.
Ведь, как известно, отношение человека к природе и его взаимодействие с ней напрямую зависит от того, какие ценностные установки, ориентации сформированы по отношению к ней, а также от того, какие чувства она вызывает.
В этой связи становится очевидно, что нужно смещать акценты в образовательном процессе. Сегодня важно не только получение учащимися экологических знаний, но и воспитание экологической сознательности школьников, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, на эмоциональное отношение к ней.
Также необходимо воспитывать у учащихся начальных классов понимание своей роли в сохранности природы, своего места в ней, личностное осознание природы как жизненно важной ценности.
В связи с этим одной из главных задач экологического образования для учителей начальной школы является воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
Подтверждение вышесказанному можно найти и в главном образовательном стандарте. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) являются воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе и всем ее объектам; формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром; элементарный опыт деятельности, направленной на охрану и сбережение окружающей среды; развитие у учащихся понимания своей активной роли в природе и интереса ко всем формам жизни и природным явлениям.
Вопросами усвоения школьниками экологических знаний занимались С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный и многие другие. Они изучали особенности организации практической природоохранной деятельности детей, а также воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у учащихся, культуры поведения в окружающей среде.
И.Д. Зверев исследовал педагогические условия формирования и развития у учащихся ценностного отношения к природе и его отдельные составные части.
Особую роль отводят исследованиям С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, А.П. Сидельского. Они изучали возрастные особенности формирования субъектно-непрагматического отношения к окружающему миру. Эти авторы в полной мере исследовали проблему воспитания эстетического, нравственного, осознанно-прагматического и эмоционально-позитивного отношения к природе у младших школьников. Они проводили и разрабатывали различные психологические исследования по проблемам взаимодействия детей с природой.
Концептуальные подходы к воспитанию эмоционально-ценностных отношений рассматривала Н.Е. Щуркова. Теоретические основы экологического образования учащихся начальных классов разрабатывали Л.Д. Бобылева, А.А. Плешаков и др. В своих работах они обрисовали содержание, принципы, цели, требования развития и методические правила воспитания экологической культуры младших школьников.
Необходимо отметить, что в последние годы в системе образования усилилось внимания к расширению кругозора учащихся, к развитию их познавательной сферы ребенка, а также увеличилась тенденция к интеллектуализация образовательного и воспитательного процесса. Это негативно воздействует на формирование эмоционально-ценностной сферы младших школьников. В итоге в поведении и характере ребенка стали проявляться невосприимчивость к эмоциям окружающих людей, излишний для младшего школьного возраста рационализм и эмоциональная скудность. Вместе с тем, была установлена связь, что отношение младшего школьника к природе зависит от того, как учащийся воспринимает какой-либо природный объект, какие ценностные установки, ориентации сформированы по отношению к природе, а также от того, как и какие чувства она в них вызывает.
В этой связи очевидна необходимость в смещении акцентов в образовательном процессе с задачи получения учащимися только лишь экологических знаний на воспитание эмоционально-ценностного отношения младших школьников к природе. Стало очевидным, что уроков по окружающему миру явно недостаточно для успешного выполнения этого процесса. Поэтому сегодня помимо них многие школы стараются реализовывать программы, связанные с воспитанием у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
При построении подобных программ чаще рассматриваются и описываются различные методы воспитания младшего школьника в целом. При этом зачастую не конкретизируются определенные воспитательные приемы, так как они относятся к малоисследованной области в теории и практике воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе.
Проблема исследования. Каково содержание приемов, эффективно влияющих на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности?
Цель исследования: разработать комплекс приемов, влияющих на эффективность воспитания у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
Объектом исследования является процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предметом исследования являются приемы воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочно деятельности будет осуществляться эффективно, если:
-разработать и реализовать комплекс приемов, основанных на механизме воспитания нравственных качеств личности;
-использовать приемы, направленные на повышения уровня знаний младших школьников о природе и ее объектах;
-использовать игровые приемы, способствующие воспитанию у младших школьников эмоциональной восприимчивости к природным объектам и явлениям;
-применять приемы, побуждающие младших школьников к различным формам социально-экологической активности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определились следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности.
2.Выявить уровень воспитанности эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
3.Разработать комплекс приемов и внедрить их в процессе воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе в систему занятий кружка «Юные друзья природы».
4.Проанализировать, обобщить результаты исследования и доказать эффективность разработанного комплекса приемов.
Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ психологопедагогической, научной и методической литературы по изучаемой проблеме; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), проективная рисуночная методика, беседа, наблюдение, тистирование.
База исследования: МБУ «Школа № 59», 4 «А» - 22 ученика и 4 «Б» - 23 ученика.
Новизна исследования: разработано содержание приемов воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности, основанных на механизмах нравственного развития личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс приемов, направленный на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности может быть применен в образовательном процессе педагогами начальных классов, педагогами дополнительного образования.
Проблема воспитания у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе во внеурочной деятельности является актуальной в современной образовательной системе.
К тому же, одним из требований ФГОС начального общего образования (2009г.) является воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе как к базовой нравственной ценности.
Вклад в разработку разных аспектов проблемы воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе внесли С.Д. Дерябо, , И.Д. Зверев, В.В. Николина, В.А. Сластенин, И.В. Цветкова, В.А. Ясвин и др.
В теоретической части исследования нами было отмечено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для осознания и принятия ценностей общества, формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, в том числе субъектно-непрагматического взаимодействию с окружающей средой.
Для того, что целенаправленно и полноценно воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе у учащихся начальных классов необходимо дополнить базовое образование в этой области другими разнообразными формами деятельности и вовлекать в них школьников. В рамках школьного образования этим целям отвечает внеурочная деятельность.
Также было определено, что для наиболее эффективного воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе необходимо применять совокупность различных воспитательных методов и приемов в зависимости от поставленных задач.
Исследование проводилось на базе МБУ «Школа № 59». В нем
принимали участие учащиеся 4-х классов, которые были разделены на две группы: экспериментальная (4 «Б» класс в количестве 22 человек) и
контрольная (4 «А» класс в количестве 23 человек) группы.
В ходе исследовательской работы были выделены критерии воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, а также их показатели.
Опытно-экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап исследования имел цель, определенную структуру, логику, выводы.
На констатирующем этапе были подобраны диагностические методики и проведена диагностика у испытуемых экспериментальной и контрольной групп, которая показала, что лишь у небольшого количества учащихся выявлен высокий уровень воспитанности эмоционально-ценностного отношения к природе, а также, что у учащихся экспериментальной группы все показатели ниже, чем у учащихся контрольной группы.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента был сделан вывод о необходимости разработать и апробировать экспериментальную методику, эффективно воздействующую на повышение уровня воспитанности у младших школьников экспериментальной группы эмоционально-ценностного отношения к природе. Экспериментальная методика основывалась на методах и приемах, направленных на повышение уровня знаний учащихся о природе и ее объектах, на побуждение учеников к социально-экологической активности и на воспитания положительного эмоционального отношения к природе.
Анализ полученных данных после повторной диагностики на контрольном этапе эксперимента показал положительную динамику, особенно среди учащихся экспериментальной группы, а это доказывает, что разработанная и апробированная экспериментальная методика способствует повышению уровня воспитанности у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе во внеурочной деятельности: в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 13%; средний уровень повысился на 9%; а низкий уровень понизился на 22%.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Тема данной работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.
I.Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. М. : Сфера,
2014.128 с.
2.Базыма Б. А. Психология цвета. Теория и практика. СПб. : Речь,
2007.94 с.
3.Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Природа дарит нам здоровье // Начальная школа. 2014. № 5. С. 83-88.
4.Букетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятия // Начальная школа. 2014. № 8. С. 73-75.
5.Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М. : ВЛАДОС, 2002. 55 с.
6.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Минск : Стипендия, 2014. 297 с.
7.Вахрушев А.А. Экологическое образование - гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2014. № 11. С. 19-22.
8.Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. № 7. С. 13-18.
9.Гайсина Р.С. Экологические проблемы бытовых отходов: исследуют школьники // Начальная школа. 2015. № 10. С. 35-39.
10.Глазачев С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы. Волгоград : Мост, 2012. 235 с.
II.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. М. : Просвещение, 2015. 191 с.
12.Гринева Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников. М. : Прометей, 2012. 29 с.
13.Гришина Л.А. Экологическая игра как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе. М. : Просвещение, 2014. 255 с.
14.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект. М. : Просвещение, 2009. 39 с.
15.Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2001. 64 с...