ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 9
1.1 Особенности формирования умения понимать эмоции других
людей у детей 5-6 лет 9
1.2 Сказкотерапия как средство формирования умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 33
2.1 Выявление уровня сформированности умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 33
2.2 Содержание и организация работы по формированию умения
понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 48
2.3 Динамика уровня сформированности умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 60
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 73
Приложение Б План занятий по формированию у детей 5-6 лет умения понимать эмоции других людей посредством сказкотерапии 77
Приложение В Конспекты занятий, направленных на формирование умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 79
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 9
1.1 Особенности формирования умения понимать эмоции других
людей у детей 5-6 лет 9
1.2 Сказкотерапия как средство формирования умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 33
2.1 Выявление уровня сформированности умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 33
2.2 Содержание и организация работы по формированию умения
понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 48
2.3 Динамика уровня сформированности умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 60
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 73
Приложение Б План занятий по формированию у детей 5-6 лет умения понимать эмоции других людей посредством сказкотерапии 77
Приложение В Конспекты занятий, направленных на формирование умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 79
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования: говоря о развитии ребенка дошкольного возраста, чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие, а эмоциональному развитию уделяется существенно меньше внимания. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Не подлежит сомнению тот факт, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л.С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта». Известно, что именно в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под ее влиянием осуществляется формирование у ребенка старшего дошкольного возраста высших психических функций, поведения, личности в целом.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики. Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность настоящего исследования.
Сказкотерапия является методом интеграции личности, развития творческих способностей и расширения сознания дошкольника. Она позволяет ребенку расширить спектр испытываемых и эмоций, дает возможность научиться их распознавать и переживать. Вместе с тем, развитие эмоциональной сферы не обходит стороной и авторов сказок. Ведь при составлении и описании сказок они испытывают те же эмоции, тем самым совершенствуя и расширяя свой профессиональный потенциал.
На основании вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии в данном процессе.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности сказкотерапии в формировании умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
Объект исследования: процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если:
- подобраны сказки, в соответствии с показателями сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет;
- определены приемы работы со сказками для формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и включены в индивидуальные и групповые занятия педагога-психолога с детьми;
- вовлечены родители в процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет в форме консультаций.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
2) выявить уровень сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
3) разработать и апробовать содержание работы по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
Для решения определенных в настоящем исследовании задач были применены следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы, наблюдение, тестирование); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования эмоциональной сферы детей 5-6 лет (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева)
- исследования особенностей формирования умения понимать эмоции других людей у детей дошкольного возраста (Н.И. Гоношенко, И.О. Карелина);
- исследования возможностей сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников (В.М. Минаева, Е.Л. Милютина, Е.А. Хухлаева).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей сказкотерапии в формировании умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют научные данные в области развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет, в частности, формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и использования сказкотерапии для реализации данного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты, методы диагностики, отобранные сказки, разработанные занятия по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии могут быть применены педагогами-психологами, воспитателями в дошкольных образовательных организациях с целью эмоционального развития детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования. Базой исследования послужил МБОУ «Школа-лицей № 17» детский сад «Фиалочка» г. Симферополя. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источника), 4 приложений. Текст проиллюстрирован 5 таблицами и 8 рисунками.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики. Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность настоящего исследования.
Сказкотерапия является методом интеграции личности, развития творческих способностей и расширения сознания дошкольника. Она позволяет ребенку расширить спектр испытываемых и эмоций, дает возможность научиться их распознавать и переживать. Вместе с тем, развитие эмоциональной сферы не обходит стороной и авторов сказок. Ведь при составлении и описании сказок они испытывают те же эмоции, тем самым совершенствуя и расширяя свой профессиональный потенциал.
На основании вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии в данном процессе.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности сказкотерапии в формировании умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
Объект исследования: процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если:
- подобраны сказки, в соответствии с показателями сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет;
- определены приемы работы со сказками для формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и включены в индивидуальные и групповые занятия педагога-психолога с детьми;
- вовлечены родители в процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет в форме консультаций.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
2) выявить уровень сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
3) разработать и апробовать содержание работы по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
Для решения определенных в настоящем исследовании задач были применены следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы, наблюдение, тестирование); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования эмоциональной сферы детей 5-6 лет (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева)
- исследования особенностей формирования умения понимать эмоции других людей у детей дошкольного возраста (Н.И. Гоношенко, И.О. Карелина);
- исследования возможностей сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников (В.М. Минаева, Е.Л. Милютина, Е.А. Хухлаева).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей сказкотерапии в формировании умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют научные данные в области развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет, в частности, формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и использования сказкотерапии для реализации данного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты, методы диагностики, отобранные сказки, разработанные занятия по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии могут быть применены педагогами-психологами, воспитателями в дошкольных образовательных организациях с целью эмоционального развития детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования. Базой исследования послужил МБОУ «Школа-лицей № 17» детский сад «Фиалочка» г. Симферополя. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источника), 4 приложений. Текст проиллюстрирован 5 таблицами и 8 рисунками.
В данной работе рассмотрена проблема формирования умения понимать эмоции других людей у детей старшего дошкольного возраста и практические возможности применения сказкотерапии как средства для реализации данного процесса. К настоящему времени существует уже большое число методов и технологий по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников, это драмотерапия, фототерапия, маскотерапия, музыкотерапия, изотерапия. Однако, как было рассмотрено в настоящей работе и экспериментально доказано, именно сказкотерапия представляется одним из результативных методов формирования умения понимать эмоции других людей у старших дошкольников.
В работе экспериментально доказано, что для повышения умения понимать эмоции других людей у старших дошкольников целесообразно применять сказкотерапию как комплексную и системную технологию в формирующей работе. Сказкотерапия по своей основной сути предполагает, что на занятии сказку возможно нарисовать, слепить, представить в форме аппликации, проиграть. Рисуя, либо работая с цветным картоном, пластилином, старший дошкольник воплощает все, что его волнует, все свои чувства и мысли, эмоциональные переживания и негативные эмоции, тем самым формируя собственные умения распознавать эмоции других людей.
На основе полученных результатов экспериментального исследования были разработаны и на практическом уровне апробированы индивидуальные и групповые занятия с применением терапевтических сказок современных авторов. Необходимо отметить, что при разработке занятий за основу были взяты исследования Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, О.В. Хухлаевой, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, О.А. Шаграевой. Занятия состояли из нескольких этапов: прослушивание сказки, закрепление полученных навыков с помощью рисования, лепки, проигрывание по ролям сюжета сказки. Также были проведены индивидуальные и групповые консультации с родителями, для реализации комплексной формирующей работы.
В конце реализации разработанного содержания работы был осуществлен контрольный эксперимент для определения динамики уровня сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет. Повторная диагностика выявила, что количество детей с высоким уровнем сформированности представлений об основных эмоциональных состояниях увеличилось на 30%, количество детей с низким уровнем по данному показателю уменьшилось на 20%, а со средним уровнем увеличилось на 10%. Количество детей с высоким уровнем сформированности умения различать оттенки настроения человека, изображенного на картинке увеличилось на 20%, а с низким уровнем уменьшилось на 20. Согласно результатам анализа уровня сформированности умения изображать эмоции отметим, что группа с высокими показателями увеличилась на 30%, а группа с низкими показателями уменьшилась на 30%. Согласно динамике уровня сформированности у детей 5-6 лет умения понимать эмоции других людей показатели изменились следующим образом: количество детей в группе с низким уровнем уменьшилось на 40%, со средним уровнем возросло на 20%, с высоким уровнем возросло на 20%.
Таким образом, возможно сделать вывод, что целенаправленное систематичное применение на практике сказкотерапии существенно повысило уровень умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Итак, в свете вышеизложенного мы можем сказать, что сказка имеет огромные возможности для эмоционального развития личности, а при организации системной формирующей работы поможет старшим дошкольникам в полноценном становлении своего «Я». Цели и задачи исследования реализованы, а гипотеза исследования полностью подтвердилась.
В работе экспериментально доказано, что для повышения умения понимать эмоции других людей у старших дошкольников целесообразно применять сказкотерапию как комплексную и системную технологию в формирующей работе. Сказкотерапия по своей основной сути предполагает, что на занятии сказку возможно нарисовать, слепить, представить в форме аппликации, проиграть. Рисуя, либо работая с цветным картоном, пластилином, старший дошкольник воплощает все, что его волнует, все свои чувства и мысли, эмоциональные переживания и негативные эмоции, тем самым формируя собственные умения распознавать эмоции других людей.
На основе полученных результатов экспериментального исследования были разработаны и на практическом уровне апробированы индивидуальные и групповые занятия с применением терапевтических сказок современных авторов. Необходимо отметить, что при разработке занятий за основу были взяты исследования Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, О.В. Хухлаевой, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, О.А. Шаграевой. Занятия состояли из нескольких этапов: прослушивание сказки, закрепление полученных навыков с помощью рисования, лепки, проигрывание по ролям сюжета сказки. Также были проведены индивидуальные и групповые консультации с родителями, для реализации комплексной формирующей работы.
В конце реализации разработанного содержания работы был осуществлен контрольный эксперимент для определения динамики уровня сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет. Повторная диагностика выявила, что количество детей с высоким уровнем сформированности представлений об основных эмоциональных состояниях увеличилось на 30%, количество детей с низким уровнем по данному показателю уменьшилось на 20%, а со средним уровнем увеличилось на 10%. Количество детей с высоким уровнем сформированности умения различать оттенки настроения человека, изображенного на картинке увеличилось на 20%, а с низким уровнем уменьшилось на 20. Согласно результатам анализа уровня сформированности умения изображать эмоции отметим, что группа с высокими показателями увеличилась на 30%, а группа с низкими показателями уменьшилась на 30%. Согласно динамике уровня сформированности у детей 5-6 лет умения понимать эмоции других людей показатели изменились следующим образом: количество детей в группе с низким уровнем уменьшилось на 40%, со средним уровнем возросло на 20%, с высоким уровнем возросло на 20%.
Таким образом, возможно сделать вывод, что целенаправленное систематичное применение на практике сказкотерапии существенно повысило уровень умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Итак, в свете вышеизложенного мы можем сказать, что сказка имеет огромные возможности для эмоционального развития личности, а при организации системной формирующей работы поможет старшим дошкольникам в полноценном становлении своего «Я». Цели и задачи исследования реализованы, а гипотеза исследования полностью подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИГРОТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития
посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического
сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста при помощи имаготерапии (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ИГРОТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



