Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 9
1.1 Особенности формирования умения понимать эмоции других
людей у детей 5-6 лет 9
1.2 Сказкотерапия как средство формирования умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 33
2.1 Выявление уровня сформированности умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 33
2.2 Содержание и организация работы по формированию умения
понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 48
2.3 Динамика уровня сформированности умения понимать
эмоции других людей у детей 5-6 лет 60
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 73
Приложение Б План занятий по формированию у детей 5-6 лет умения понимать эмоции других людей посредством сказкотерапии 77
Приложение В Конспекты занятий, направленных на формирование умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 79
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования: говоря о развитии ребенка дошкольного возраста, чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие, а эмоциональному развитию уделяется существенно меньше внимания. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Не подлежит сомнению тот факт, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л.С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта». Известно, что именно в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под ее влиянием осуществляется формирование у ребенка старшего дошкольного возраста высших психических функций, поведения, личности в целом.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики. Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность настоящего исследования.
Сказкотерапия является методом интеграции личности, развития творческих способностей и расширения сознания дошкольника. Она позволяет ребенку расширить спектр испытываемых и эмоций, дает возможность научиться их распознавать и переживать. Вместе с тем, развитие эмоциональной сферы не обходит стороной и авторов сказок. Ведь при составлении и описании сказок они испытывают те же эмоции, тем самым совершенствуя и расширяя свой профессиональный потенциал.
На основании вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии в данном процессе.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности сказкотерапии в формировании умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
Объект исследования: процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если:
- подобраны сказки, в соответствии с показателями сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет;
- определены приемы работы со сказками для формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и включены в индивидуальные и групповые занятия педагога-психолога с детьми;
- вовлечены родители в процесс формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет в форме консультаций.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
2) выявить уровень сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
3) разработать и апробовать содержание работы по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии.
Для решения определенных в настоящем исследовании задач были применены следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы, наблюдение, тестирование); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования эмоциональной сферы детей 5-6 лет (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева)
- исследования особенностей формирования умения понимать эмоции других людей у детей дошкольного возраста (Н.И. Гоношенко, И.О. Карелина);
- исследования возможностей сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников (В.М. Минаева, Е.Л. Милютина, Е.А. Хухлаева).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей сказкотерапии в формировании умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют научные данные в области развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет, в частности, формирования умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет и использования сказкотерапии для реализации данного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты, методы диагностики, отобранные сказки, разработанные занятия по формированию умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии могут быть применены педагогами-психологами, воспитателями в дошкольных образовательных организациях с целью эмоционального развития детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования. Базой исследования послужил МБОУ «Школа-лицей № 17» детский сад «Фиалочка» г. Симферополя. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источника), 4 приложений. Текст проиллюстрирован 5 таблицами и 8 рисунками.
В данной работе рассмотрена проблема формирования умения понимать эмоции других людей у детей старшего дошкольного возраста и практические возможности применения сказкотерапии как средства для реализации данного процесса. К настоящему времени существует уже большое число методов и технологий по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников, это драмотерапия, фототерапия, маскотерапия, музыкотерапия, изотерапия. Однако, как было рассмотрено в настоящей работе и экспериментально доказано, именно сказкотерапия представляется одним из результативных методов формирования умения понимать эмоции других людей у старших дошкольников.
В работе экспериментально доказано, что для повышения умения понимать эмоции других людей у старших дошкольников целесообразно применять сказкотерапию как комплексную и системную технологию в формирующей работе. Сказкотерапия по своей основной сути предполагает, что на занятии сказку возможно нарисовать, слепить, представить в форме аппликации, проиграть. Рисуя, либо работая с цветным картоном, пластилином, старший дошкольник воплощает все, что его волнует, все свои чувства и мысли, эмоциональные переживания и негативные эмоции, тем самым формируя собственные умения распознавать эмоции других людей.
На основе полученных результатов экспериментального исследования были разработаны и на практическом уровне апробированы индивидуальные и групповые занятия с применением терапевтических сказок современных авторов. Необходимо отметить, что при разработке занятий за основу были взяты исследования Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, О.В. Хухлаевой, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, О.А. Шаграевой. Занятия состояли из нескольких этапов: прослушивание сказки, закрепление полученных навыков с помощью рисования, лепки, проигрывание по ролям сюжета сказки. Также были проведены индивидуальные и групповые консультации с родителями, для реализации комплексной формирующей работы.
В конце реализации разработанного содержания работы был осуществлен контрольный эксперимент для определения динамики уровня сформированности умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет. Повторная диагностика выявила, что количество детей с высоким уровнем сформированности представлений об основных эмоциональных состояниях увеличилось на 30%, количество детей с низким уровнем по данному показателю уменьшилось на 20%, а со средним уровнем увеличилось на 10%. Количество детей с высоким уровнем сформированности умения различать оттенки настроения человека, изображенного на картинке увеличилось на 20%, а с низким уровнем уменьшилось на 20. Согласно результатам анализа уровня сформированности умения изображать эмоции отметим, что группа с высокими показателями увеличилась на 30%, а группа с низкими показателями уменьшилась на 30%. Согласно динамике уровня сформированности у детей 5-6 лет умения понимать эмоции других людей показатели изменились следующим образом: количество детей в группе с низким уровнем уменьшилось на 40%, со средним уровнем возросло на 20%, с высоким уровнем возросло на 20%.
Таким образом, возможно сделать вывод, что целенаправленное систематичное применение на практике сказкотерапии существенно повысило уровень умения понимать эмоции других людей у детей 5-6 лет.
Итак, в свете вышеизложенного мы можем сказать, что сказка имеет огромные возможности для эмоционального развития личности, а при организации системной формирующей работы поможет старшим дошкольникам в полноценном становлении своего «Я». Цели и задачи исследования реализованы, а гипотеза исследования полностью подтвердилась.
1. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2017. № 7. С. 54.
2. Алеушина В. К. Развитие диалога у старших дошкольников в игровой деятельности. // Книжки, нотки и игрушки. 2017. №5. С. 3-6.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018. 402 с.
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности ребенка. М., Педагогика, 2017. 212с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2017. 160 с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М. :
Просвещение, 2016. 152 с.
7. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей дошкольников. М. : Просвещение, 2016. 213 с.
8. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. М., 2018. 294 с.
9. Воронова В. Я. Творческие игры дошкольников. М., 2016. 301 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2016. 210 с.
11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 62-64.
12. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М. : 2017.166 с.
13. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. М. : МГУ, 2016. С. 89-91.
14. Гоношенко Н. И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. 2015. № 4. С. 28-31.
15. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. М., 2016. 310 с.
16. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2017. С. 36
17. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2018. С. 18-23.
18. Данилина Т. А., Зетгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М. : Айрис-пресс. 2004. 160 с.
19. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М. : Проспект, 2017. 205 с.
20. Запорожец А. Избранные психологические труды. М., 2016. 516 с.
21. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. М., 2017. 330 с.
22. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2015. 298 с.
23. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. СПб. : Речь, 2017. С. 86.
24. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. М. : Академия, 2017. С. 19-27.
25. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для работников ДОУ. 3-е изд. М. : АРКТИ. 2013. 48 с.
26. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 2018. 115 с.
27. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Педагогические принципы организации сюжетной игры //Дошкольное воспитание. 2015. №4. С. 23.
28. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Основы курса. Учебник. М., 2017. 376 с.
29. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2017. 200 с.
30. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. 2018. №5. С. 34-38.
31. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия. 2018. 268 с.
32. Петровский В. А., Кларина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. М., 2018. 152 с.
33. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н. Я. М., 2017. 148 с.
34. Разумова Л. И. Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста. М., 2017. 248 с.
35. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. М., 2016. 203 с.
36. Социальная психология / Под ред. Сухова А.Н. М., 2018. 302 с.
37. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. М., 2017. 214 с.
38. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание. 2018. №7. 322 с.
39. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2003. - 464 с.
40. Хухлаев О. Е., Хухлаева О. В. Лабиринт души. Терапевтические сказки. М. : Академический проект, 2019. 208 с.
41. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка- дошкольника. М. : Просвещение, 2017. 112 с.
42. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры. М. : Просвещение, 2017. 367 с.
43. Ядэшко В. И., Сохина Ф. А. Дошкольная педагогика М., 2018. 295 с.