Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности организации на основе принципов логистики 8
1.1 Сущность конкурентоспособности и методы ее оценки 8
1.2 Принципы логистики и их роль в повышении конкурентоспособности организации 15
2 Оценка конкурентоспособности АО «Тольяттихлеб» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО Тольяттихлеб» 20
2.2 Анализ конкурентоспособности организации 28
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности АО «Тольяттихлеб» на основе принципов логистики 36
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации на основе принципов логистики 36
3.2 Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А «Влияние логистики на финансовые показатели организаций» 55
Актуальность темы исследования заключатся в том, что в условиях формирующейся рыночной экономики России для гарантии организационно - экономической стабильности и высокой конкурентоспособности необходимо искать новые направления повышения эффективности деятельности. Современные принципы организации и управления, основанные на концептуальных подходах и методе мышления, объединяемых общим понятием «логистика», все в большей степени и с успехом применяются на практике наиболее эффективно функционирующих компаний [6]. Поэтому, применение принципов логистики позволит организациям улучшить свою деятельность.
От того, как построен логистический процесс, какие современные методы повышения эффективности используются, зависит конкурентоспособность компаний. Увеличение скорости выполнения заказа позволяет производителями повышать оборачиваемость активов, а также снижать дополнительные издержки, которые возникают в процессе ожидании продукции покупателем. Снижение логистических затрат на транспортировку, складирование или закупку товарно-материальных ценностей позволит повысить прибыль компаний.
Степень разработанности проблемы. Теоретическую и методическую базу представляют собой научные труды ученых, занимающихся вопросами повышения конкурентоспособности и внедрения принципов логистики, таких как Л.С. Архиповой, В.А. Быкова, А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, А.Г. Макроносова, Г.Г. Левкина, Л.А. Мишиной, К.Н. Пермененкова, Б.А. Аникина, Р.А. Фатхутдинова, В.В. Царева, Н. Ацума, Дж.Ферни, А.А. Томсона , а также других ученых.
Целью исследования является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на основе принципов логистики.
Задачи для достижения цели бакалаврской работы:
• рассмотреть сущность конкурентоспособности и методы ее оценки;
• проанализировать принципы логистики и оценить их роль в повышении конкурентоспособности организации;
• провести оценку организационно-экономической деятельности АО «Тольяттихлеб»;
• проанализировать конкурентоспособность АО «Тольяттихлеб»;
• разработать мероприятия, которые позволят повысить конкурентоспособность организации на основе принципов логистики;
• оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является АО «Тольяттихлеб», основным видом деятельности которого, является производство и продажа хлебобулочных изделий.
Предметом исследования является конкурентоспособность организации.
Информационной базой исследования являются данные служб государственной статистики, публикации в научных журналах, финансовая отчетность АО «Тольяттихлеб» за 2016-2018 гг.
Методы исследования, использованные в бакалаврской работе: сравнительный анализ, наблюдение, аналогия, дедукция.
Практическая значимость заключаются в разработке практических предложений по повышению конкурентоспособности, которые могут использоваться в деятельности других подобных организаций.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В первом разделе бакалаврской работы рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности, представлены наиболее часто используемые методы ее оценки. Кроме того, определены наиболее важные принципы логистики и их роль в повышении конкурентоспособности.
Во втором разделе проведена оценка основных организационно-экономических показателей деятельности АО «Тольяттихлеб», представлен анализ конкурентоспособности, определены основные конкуренты данной организации. Выявлены недостатки в работе АО «Тольяттихлеб».
В третьем разделе рассмотрены направления повышения конкурентоспособности организации. Предложено внедрить системы «точно в срок» и 5S, с помощью которых будут реализованы логистические принципы непрерывности, гибкости и минимизации общих затрат. Кроме того, рассчитана экономическая эффективность от внедрения мероприятий, а также оценена новая конкурентоспособность АО «Тольяттихлеб».
Общий объем работы, без приложений, 54 страницы машинописного текста, в том числе таблиц - 14, рисунков - 2.
Конкурентоспособность играет решающую роль в деятельности современных организаций. Она характеризует их положение на рынке по отношению к другим организациям. Для того чтобы организации достойно конкурировали по экономическим, экологическим, производственным и другим показателям компаниям необходимо искать новые пути повышения качества производимых товаров, снижения их цены, повышения спроса и прибыли.
Конкуренция является движущей силой, объединяющей как запросы потребителей, так и способность организации обеспечить их качественными товарами по минимально возможной цене. Без своевременного планирования дальнейшего развития бизнеса добиться успеха на современном рынке просто невозможно.
Реализация принципов логистики позволит организациям повысить их конкурентоспособность.
В первом разделе бакалаврской работы рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности, представлены наиболее часто используемые методы ее оценки. Для того чтобы выбрать подход к определению конкурентоспособности необходимо определить то направление, которое ближе всего организации и которое, по мнению ее руководителей, позволит достичь наибольшего успеха.
В работе определены наиболее важные принципы логистики и их роль в повышении конкурентоспособности. Внедрение логистических принципов позволит стать предприятию более конкурентоспособным за счет более высокой эффективности протекания потоковых процессов в логистической системе, минимизации затрат, обеспечения высокого качества производимой продукции и оказываемых услуг, снижения простоев в логистической системе.
Компания АО «Тольяттихлеб» - это организация, которая выпускает товары под маркой «Край Каравай». Она выпускает более 120 марок продукции. Главными приоритетами торговой марки «Край Каравай» являются современные технические решения, высокие стандарты производственной и пищевой безопасности, контроль качества выпускаемой продукции, а также регулярная работа над улучшением их вкусовых и полезных свойств.
Проведенный анализ конкурентоспособности АО «Тольяттихлеб» показал, что организация проигрывает своему основному конкуренту ЗАО «Самарский булочно-кондитерский комбинат» по таким показателям, как качество закупаемого сырья, средняя цена готовой продукции за 1 кг, руб. и производительность. В тоже время АО «Тольяттихлеб» по нескольким показателям находится на первом месте, что говорит о перспективности организации.
В бакалаврской работе, для повышения конкурентоспособности было предложено внедрить системы «точно в срок» и 5S, с помощью которых будут реализованы логистические принципы непрерывности, гибкости и минимизации общих затрат. Данные мероприятия будут эффективны.
Они позволят получить АО «Тольяттихлеб» экономический эффект в размере 439,86 т.р. за счет роста производительности. При этом единовременные затраты на мероприятия будут небольшие, в размере 225,83 р. Показатель конкурентоспособности предприятия увеличиться на 0,9 балла, что позволит опередить ближайшего конкурента ЗАО «Самарский булочно-кондитерский комбинат» на 0,1 балл.
1. Архипова Л. С. Конкуренция как основа экономики : концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции : монография / Л. С. Архипова, Г. Ю. Гагарина, А. М. Архипов. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 104 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-010478-2.
2. Быков В. А. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / В. А. Быков, Е. И. Комаров. - Изд. испр. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. - 242 с. - (Президентская программа подготовки управленческих кадров). - ISBN 978-5-16-006051-1.
3. Гаджинский А. М. Логистика : учебник / А. М. Гаджинский. - 21-е изд. - Москва : Дашков и К, 2017. - 420 с. - ISBN 978-5-394-02059-9.
4. Гарнов А. П. Инструментарий логистики : монография / А.П. Гарнов, Н.С. Киреева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 142 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-106494-8.
5. Дыбская В. В. Проектирование системы распределения в логистике : монография / В. В. Дыбская. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 235 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-012614-2.
6. Коммерческая логистика : учеб. пособие / Н.А. Нагапетьянц, Н.Г. Каменева, В.А. Поляков [и др.] ; под общ. ред. Н.А. Нагапетьянца. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 253 с. - ISBN 978-5-16-100046-5.
7. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с. ISBN 978-5-7996-1098-2
8. Левкин Г. Г. Управление логистикой в организации: учеб. пособие / Г. Г. Левкин. - 3-е изд. - Саратов : Вузовское образование, 2018. - 130 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-4487-0099-6.
9. Липсиц И. В. Экономика : учебник / И. В. Липсиц. - 8-е изд., стер. - Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2018. - 607 с. - (Высшее экономическое образование). - ISBN 978-5-16-103858-1.
10. Логистика [Электронный ресурс] : учебник / Б. А. Аникин [и др.] ; под ред. Б. А. Аникина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 320 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-009814-2.
11. Логистика и управление розничными продажами : ведущие эксперты о современной практике и тенденциях : [учеб. пособие] / Нобукаца Ацума [и др.] ; ред. Дж. Ферни, Л. Спаркс ; пер. с англ. С. А. Воронкова. - 3-е изд., стер. - Новосибирск : Сибир. унив. изд-во, 2017. - 262 с. - (Серьезный бизнес). - ISBN 978-5-379-02020-0.
12. Мишина Л. А. Логистика : учеб. пособие / Л. А. Мишина. - 2-е издание (электронное). - Саратов : Научная книга, 2019. - 159 с. - ISBN 978-5-9758-1801-0.
13. Олейник Т. Л. Логистический менеджмент : учеб. пособие / Т. Л. Олейник, Ю. А. Яцык ; Междунар. академия оценки и консалтинга. - 3-е электрон. изд., (стер.). - Москва : МАОК, 2019 ; Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 252 с. - ISBN 978-5-4486-0648-9.
14. Пармененков К. Н. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России : монография / К. Н. Пармененков. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 80 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-003694-6.
15. Плотникова И. А. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности : учебное пособие / И. А. Плотникова, И. В. Сорокина. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 332 с. — ISBN 978-5-4486-0728-8.
...