Изучение родного языка в начальной школе как форма реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности (Хабаровский педагогический колледж)
|
Проведено практическое исследование.
База исследования: ученики 3 «б» класса МБОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова» (Республики Саха (Якутия), Горного улуса, село Бердигестях).
Выборка: 23 ученика в возрасте 8-9 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Методологические основы изучения родного языка в начальной школе в процессе реализации регионального компонента во внеурочной дея-тельности 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме изучения родных языков в поликультурной образовательной среде в процессе реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в начальной школе 9
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности как формы реализации регионального компонента 15
1.3 Особенности реализации регионального компонента в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде 19
1.4 Технологии, формы и методы изучения родного языка во внеурочной деятельности с учётом регионального компонента в начальной школе 21
ГЛАВА 2 Реализация регионального компонента у младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде (на примере якутского родного языка) 28
2.1 Педагогическая диагностика уровня знаний у младших школьников устного народного творчества на родном языке (якутский язык) 28
2.2 Программа внеурочной деятельности по изучению родного языка в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде младших школьников «Живой родной язык» 32
2.3 Реализация краткосрочного проекта «Певец алмазного края» в форме электронного сборника 36
2.4 Анализ результативности программы «Живой родной язык» и краткосрочного проекта «Певец алмазного края». 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
База исследования: ученики 3 «б» класса МБОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова» (Республики Саха (Якутия), Горного улуса, село Бердигестях).
Выборка: 23 ученика в возрасте 8-9 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Методологические основы изучения родного языка в начальной школе в процессе реализации регионального компонента во внеурочной дея-тельности 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме изучения родных языков в поликультурной образовательной среде в процессе реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в начальной школе 9
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности как формы реализации регионального компонента 15
1.3 Особенности реализации регионального компонента в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде 19
1.4 Технологии, формы и методы изучения родного языка во внеурочной деятельности с учётом регионального компонента в начальной школе 21
ГЛАВА 2 Реализация регионального компонента у младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде (на примере якутского родного языка) 28
2.1 Педагогическая диагностика уровня знаний у младших школьников устного народного творчества на родном языке (якутский язык) 28
2.2 Программа внеурочной деятельности по изучению родного языка в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде младших школьников «Живой родной язык» 32
2.3 Реализация краткосрочного проекта «Певец алмазного края» в форме электронного сборника 36
2.4 Анализ результативности программы «Живой родной язык» и краткосрочного проекта «Певец алмазного края». 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Обусловлена потребностью учителей начальных классов в необходи-мости определения оптимальных путей изучения родного языка в начальной школе как форма реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности.
Изложенное выше позволило выявить сложившиеся противоречия:
– с одной стороны большое количество занятий по внеурочной дея-тельности проводится в начальной школе по изучению родного языка;
– с другой стороны не все учителя готовы к реализации региональ-ного компонента, в силу объективных причин: не достаточно вре-мени выделяется на данное направление из-за второй смены, укло-на внеурочных занятий по общеинтеллектуальному и общекуль-турному направлению, не всегда присутствуют рабочие про-граммы, рабочие тетради, методические пособия для учителя по изучению родного языка, у детей нет постоянной среды общения, некоторые дети считают, что им не нужен якутский язык, а другие считают, что они должны изучать и понимать родной язык, так как живут в Республике Саха (Якутия).
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследо-вания: состоящую в обосновании технологий, форм и методов изучения род-ного языка в начальной школе как форма реализации регионального компо-нента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности.
Исходя из проблемы, нами определена тема выпускной квалификаци-онной работы: «Изучение родного языка в начальной школе как форма реа-лизации регионального компонента в поликультурной образовательной сре-де во внеурочной деятельности».
В исследовательской работе нами определен следующий методологиче-ский аппарат.
Объект исследования: процесс реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде с младшими школьниками при изучении родного языка.
Предмет исследования: технологии, формы и методы изучения родного реализации программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию направленные на изучение родного языка в начальной школе в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образо-вательной среде.
Цель исследования: теоретически изучить технологии, формы и методы реализации регионального компонента в начальной школы и практически апробировать фрагмент внеурочной программы по изучению родного язы-ка младшими школьниками в поликультурной образовательной (на примере Якутского языка).
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что прове-дение внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде по программе изучения родного языка как форма реализации регионального компонента будет способствовать повышению интереса к изучению родного языка.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы поста-вили следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу и нормативные до-кументы по проблеме изучения родных языков в поликультурной образо-вательной среде в процессе реализации регионального компонента во вне-урочной деятельности в начальной школе;
2) Раскрыть особенности и технологии, формы и методы реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образова-тельной среде;
3) Провести педагогическую диагностику уровня знаний у младших школьников устного народного творчества на родном языке (якутский язык);
4) Реализовать и проанализировать результативность программы «Живой родной язык» и краткосрочного проекта «Певец алмазного края» в форме электронного сборника.
Для решения поставленных задач были использованы следующие ме-тоды теоретического и эмпирического исследования, обеспечившие систем-ный и комплексный подходы:
− для общей характеристики предмета исследования и конкретиза-ции гипотезы – теоретические методы: анализ психолого – педа-гогической литературы, методы абстрагирования и конкретиза-ции;
− для изучения опыта решения проблемы в практике – анализ ме-тодической литературы и эмпирические методы: педагогическая диагностика младших школьников, практическое составление и частичная реализация программы изучения родного языка, реа-лизация краткосрочного проекта и анализ результативности про-екта.
Теоретико-методологические основы исследования составили: на об-щенаучном уровне: деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Ли-хачев и др.); аксиологический (Л.П. Разбегаева, В.А. Сластенин и др.); на конкретно-научном уровне: изучение поликультурного образования в обра-зовательном пространстве (О.В. Аракелян, Г.Д. Дмитриев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина и др.).
Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, Р.Г. Гаджиева, М.И. Коряки-ной, B.C. Кукушина, Э.В. Соколова и др. Теоретические аспекты, связанные с обоснованием и разработкой регионального компонента, получили обос-нование в исследованиях С.А. Болотовой (педагогическое обеспечение реги-онального компонента в начальном образовании).
Теоретическая значимость состоит в конкретизации таких понятий: родной язык, региональный компонент, поликультурная образовательная среда, опирается на учет возрастных особенностей младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности как формы реализации регионального компонента, дана характеристика эффективных технологий, форм и методов реализации регионального компонента в про-цессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультур-ной образовательной среде.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации методического, национального материала для использования в будущей профессиональной деятельности. Практическая работа с обучающимися расширит представления о языковой культуре, пополнит методическую и дидактическую копилку для организации внеурочной деятельности. Организация и проведение занятий повысит организаторские и коммуникативные компетенции исследователя.
Изложенное выше позволило выявить сложившиеся противоречия:
– с одной стороны большое количество занятий по внеурочной дея-тельности проводится в начальной школе по изучению родного языка;
– с другой стороны не все учителя готовы к реализации региональ-ного компонента, в силу объективных причин: не достаточно вре-мени выделяется на данное направление из-за второй смены, укло-на внеурочных занятий по общеинтеллектуальному и общекуль-турному направлению, не всегда присутствуют рабочие про-граммы, рабочие тетради, методические пособия для учителя по изучению родного языка, у детей нет постоянной среды общения, некоторые дети считают, что им не нужен якутский язык, а другие считают, что они должны изучать и понимать родной язык, так как живут в Республике Саха (Якутия).
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследо-вания: состоящую в обосновании технологий, форм и методов изучения род-ного языка в начальной школе как форма реализации регионального компо-нента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности.
Исходя из проблемы, нами определена тема выпускной квалификаци-онной работы: «Изучение родного языка в начальной школе как форма реа-лизации регионального компонента в поликультурной образовательной сре-де во внеурочной деятельности».
В исследовательской работе нами определен следующий методологиче-ский аппарат.
Объект исследования: процесс реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде с младшими школьниками при изучении родного языка.
Предмет исследования: технологии, формы и методы изучения родного реализации программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию направленные на изучение родного языка в начальной школе в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образо-вательной среде.
Цель исследования: теоретически изучить технологии, формы и методы реализации регионального компонента в начальной школы и практически апробировать фрагмент внеурочной программы по изучению родного язы-ка младшими школьниками в поликультурной образовательной (на примере Якутского языка).
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что прове-дение внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде по программе изучения родного языка как форма реализации регионального компонента будет способствовать повышению интереса к изучению родного языка.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы поста-вили следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу и нормативные до-кументы по проблеме изучения родных языков в поликультурной образо-вательной среде в процессе реализации регионального компонента во вне-урочной деятельности в начальной школе;
2) Раскрыть особенности и технологии, формы и методы реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образова-тельной среде;
3) Провести педагогическую диагностику уровня знаний у младших школьников устного народного творчества на родном языке (якутский язык);
4) Реализовать и проанализировать результативность программы «Живой родной язык» и краткосрочного проекта «Певец алмазного края» в форме электронного сборника.
Для решения поставленных задач были использованы следующие ме-тоды теоретического и эмпирического исследования, обеспечившие систем-ный и комплексный подходы:
− для общей характеристики предмета исследования и конкретиза-ции гипотезы – теоретические методы: анализ психолого – педа-гогической литературы, методы абстрагирования и конкретиза-ции;
− для изучения опыта решения проблемы в практике – анализ ме-тодической литературы и эмпирические методы: педагогическая диагностика младших школьников, практическое составление и частичная реализация программы изучения родного языка, реа-лизация краткосрочного проекта и анализ результативности про-екта.
Теоретико-методологические основы исследования составили: на об-щенаучном уровне: деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Ли-хачев и др.); аксиологический (Л.П. Разбегаева, В.А. Сластенин и др.); на конкретно-научном уровне: изучение поликультурного образования в обра-зовательном пространстве (О.В. Аракелян, Г.Д. Дмитриев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина и др.).
Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, Р.Г. Гаджиева, М.И. Коряки-ной, B.C. Кукушина, Э.В. Соколова и др. Теоретические аспекты, связанные с обоснованием и разработкой регионального компонента, получили обос-нование в исследованиях С.А. Болотовой (педагогическое обеспечение реги-онального компонента в начальном образовании).
Теоретическая значимость состоит в конкретизации таких понятий: родной язык, региональный компонент, поликультурная образовательная среда, опирается на учет возрастных особенностей младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности как формы реализации регионального компонента, дана характеристика эффективных технологий, форм и методов реализации регионального компонента в про-цессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультур-ной образовательной среде.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации методического, национального материала для использования в будущей профессиональной деятельности. Практическая работа с обучающимися расширит представления о языковой культуре, пополнит методическую и дидактическую копилку для организации внеурочной деятельности. Организация и проведение занятий повысит организаторские и коммуникативные компетенции исследователя.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были до-стигнуты все поставленные цели и задачи.
Рассмотрены особенности проведения внеурочных занятий, был прове-ден педагогическая диагностика, направленный на выявление уровня знания устного народного творчества младших школьников. Кроме того, была ор-ганизована целенаправленная работа по повышению уровня изучения род-ного языка младших школьников в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде. Для этого нами был разработан краткосрочный проект «Певец алмазного края», в рамках про-граммы «Живой родной язык».
В теоретической части исследования мы выделили теоретические аспек-ты проблемы изучения родного языка у младших школьников во внеуроч-ной деятельности в процессе реализации регионального компонента в поли-культурной образовательной среде. Нами был сделан анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме изуче-ния родных языков в поликультурной образовательной среде в процессе реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в начальной школе. Охарактеризовали понятия «родной язык», «региональ-ный компонент», «поликультурное образование», «внеурочная деятель-ность». Мы выявили возрастные особенности младших школьников, которые влияют на изучение родного языка. Раскрыли особенности реализации ре-гионального компонента в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде, а также рассмотрели технологии, формы и методы изучения родного языка во внеурочной дея-тельности с учётом регионального компонента в начальной школе.
В практической части нами был реализована программа внеурочной деятельности «Живой родной язык» и краткосрочный проект «Певец алмаз-ного края», которые позволит дать объективную картину сформированности интереса изучения родного языка в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде.
Гипотеза доказана тем, что после проведения внеурочных занятий, ста-ло заметно, дети ведут себя более активно и проявляют интерес к изучению родного языка. Помочь сформировать интерес у учащихся к родному языку может эффективная организация внеурочной деятельности, которая позволит в большей мере заинтересовать учащихся не только изучением учебного предмета, но и открытием новых знаний. Повысилась мотивация изучения родного языка, ребята стали более самостоятельными, активными, их речь стала более развита, они расширили и углубили знания по якутскому языку.
Работа над выпускной квалификационной работой значительно повы-сила теоретический уровень знаний в направлении внеурочной деятельности и позволила приобрести практический опыт в процессе формировании реги-онального компонента в поликультурной образовательной среде.
В целях освещения данной проблемы выпускной квалификационной работы, популяризации и практической деятельности вместе с другими ме-роприятиями участвовали и транслировали в XXVI научно-практической конференции «Подготовка высококвалифицированных специалистов в усло-виях сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров» в секции «Адаптация детей и молодежи в полиэтнической обра-зовательной среде» со статьей на тему «Национальное литературное насле-дие в современном прочтении: Образ березы в русской и якутской поэзии». Статья представлена в приложении.
Полученный в исследовательской работе опыт будет использован в бу-дущей профессиональной деятельности, позволит компетентно и системно организовать дальнейшую работу по данной проблеме, дополнить её новы-ми материалами теоретического и практического характера.
Рассмотрены особенности проведения внеурочных занятий, был прове-ден педагогическая диагностика, направленный на выявление уровня знания устного народного творчества младших школьников. Кроме того, была ор-ганизована целенаправленная работа по повышению уровня изучения род-ного языка младших школьников в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде. Для этого нами был разработан краткосрочный проект «Певец алмазного края», в рамках про-граммы «Живой родной язык».
В теоретической части исследования мы выделили теоретические аспек-ты проблемы изучения родного языка у младших школьников во внеуроч-ной деятельности в процессе реализации регионального компонента в поли-культурной образовательной среде. Нами был сделан анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме изуче-ния родных языков в поликультурной образовательной среде в процессе реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в начальной школе. Охарактеризовали понятия «родной язык», «региональ-ный компонент», «поликультурное образование», «внеурочная деятель-ность». Мы выявили возрастные особенности младших школьников, которые влияют на изучение родного языка. Раскрыли особенности реализации ре-гионального компонента в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде, а также рассмотрели технологии, формы и методы изучения родного языка во внеурочной дея-тельности с учётом регионального компонента в начальной школе.
В практической части нами был реализована программа внеурочной деятельности «Живой родной язык» и краткосрочный проект «Певец алмаз-ного края», которые позволит дать объективную картину сформированности интереса изучения родного языка в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде.
Гипотеза доказана тем, что после проведения внеурочных занятий, ста-ло заметно, дети ведут себя более активно и проявляют интерес к изучению родного языка. Помочь сформировать интерес у учащихся к родному языку может эффективная организация внеурочной деятельности, которая позволит в большей мере заинтересовать учащихся не только изучением учебного предмета, но и открытием новых знаний. Повысилась мотивация изучения родного языка, ребята стали более самостоятельными, активными, их речь стала более развита, они расширили и углубили знания по якутскому языку.
Работа над выпускной квалификационной работой значительно повы-сила теоретический уровень знаний в направлении внеурочной деятельности и позволила приобрести практический опыт в процессе формировании реги-онального компонента в поликультурной образовательной среде.
В целях освещения данной проблемы выпускной квалификационной работы, популяризации и практической деятельности вместе с другими ме-роприятиями участвовали и транслировали в XXVI научно-практической конференции «Подготовка высококвалифицированных специалистов в усло-виях сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров» в секции «Адаптация детей и молодежи в полиэтнической обра-зовательной среде» со статьей на тему «Национальное литературное насле-дие в современном прочтении: Образ березы в русской и якутской поэзии». Статья представлена в приложении.
Полученный в исследовательской работе опыт будет использован в бу-дущей профессиональной деятельности, позволит компетентно и системно организовать дальнейшую работу по данной проблеме, дополнить её новы-ми материалами теоретического и практического характера.



