Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КНИГА В ИСТОРИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 9
1.1. Общие аспекты книговедения 9
1.2. Книга как образ в художественной литературе 14
1.3. Концепт «книга» в русском языке 16
1.4. Преобразование феномена книги в XXI веке 21
ГЛАВА 2. ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА КНИГИ ПИСАТЕЛЯМИ И ЧИТАТЕЛЯМИ 28
2.1. Книга как вещь, характеризующая внешнее и внутреннее пространство мира героя в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» 28
2.2. Сожженная книга как ключевой образ в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» 30
2.3. Корнелия Функе о магии чтения 34
2.4. Судьба читателя и книги в антиутопии М. Гелприна «Свеча горела» 37
2.5. Книга как «цифровой герой» в повести «Смерть мертвым душам» 43
2.6. Культура чтения и читательские предпочтения в г. Тольятти 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета «Книга в моей жизни» 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты опроса «Книга в моей жизни» 68
В конце XX - начале XXI вв. появляется все больше высказываний о том, что бумажная книга вымирает. Опасения эти вызваны тем, что еще в прошлом столетии в культуре начала развиваться тенденция отказа от традиций и опыта прошлого, а внимание общества завоевали телевидение, интернет, реклама и другие медийные средства. Книга перестает быть символом мудрости и хранительницей знаний прошлого, а среди читающих все чаще пользуются популярностью произведения массовой литературы, которые приносят издателям коммерческую выгоду. Однако есть авторы, заостряющие внимание на этих проблемах, они, пытаясь осмыслить феномен книги и чтения, создают произведения, в центре сюжета которых стоит непосредственно книга: это Р. Брэдбери «451 градус по фаренгейту» (1953), М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1966), У. Эко «Имя розы» (1980), К. Функе «Чернильное сердце» (2003) и др.
В XXI столетии с развитием цифровых технологий и ускорением темпа жизни людей времени на чтение остается все меньше. Однако это не значит, что книги и культура чтения исчезли из общества. Книга вслед за развивающимися технологиями также преобразилась и предстала в совершенно новом виде. Изменились взаимоотношения издателя и писателя, писателя и читателя, читателя и читателя, вместе с тем изменился и вид самой книги, ее форма.
Самым важным изменением формы книги стал ее переход и цифровое пространство - появились электронные книги. Оцифровка текстов в Интернете в корне изменила процесс распространения книжной продукции, а также повлияла и на восприятие самих читателей. Теперь любая книга доступна в любом месте и в любое время, в распоряжении человека находится огромное количество текстов на самые различные темы. Существенно проще находить свою аудиторию стало и начинающим авторам, публикующим свое творчество не у издателя, а на независимых литературных интернет-площадках. Однако возникают вопросы о качестве текстов, представленных в сети, а также о качестве самого процесса чтения. Исследованием феномена электронных книг и их влияния на экономические и культурные стороны общества занимались и занимаются как иностранные ученые, так и отечественные, среди которых Джордж Пик, Ричард Столлман, Я.Л. Шрайберг, С. Асманов, И.А. Мбого и др.
Другое важное изменение - это преобразование читательской коммуникации. Относительно недавно в Интернете появился такой феномен как фанфикшн. Читатели под действием сильных эмоций и переживаний от прочитанной книги создают свои собственные тексты, обогащённые новыми смыслами и интерпретациями, сохраняя при этом характеры, антураж и хронотоп оригинального произведения. Фанфикшн стал масштабным явлением, поэтому привлек внимание исследователей литературы и языков всего мира. Одни считают, что фанфики можно отнести к явлениям массовой литературы, другие отказываются воспринимать фанатское творчество литературой в целом. Среди отечественных исследователей фанфикшена можно выделить М.А. Коробко (2005), К.А. Прасолову (2009), С.Н. Попову (2009), Н.И. Ефимову (2012).
Есть научные работы, посвященные книге как феномену культуры, A. Т. Бруевой (2006), И.В. Кирилловой (2006), Н.В. Бороденко (2013), B. А. Андросовой (2013), но феноменология книги как одного из ключевых образов художественного текста осталась за пределом внимания современных литературоведов, хотя высказываний великих на эту тему немало. Например, Б.Л. Пастернак отметил: «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего <...> Таков уклад духовной вселенной» [Пастернак 2008: 3].
Таким образом, исследование феномена книги в художественном осмыслении, выявление авторского мироощущения, связанного с ролью книги и ее судьбой, отношение читателя к книге становятся актуальными. Это и определило тему бакалаврской работы.
Объектом настоящего исследования является книга как феномен культуры.
Предметом - особенности художественного осмысления феномена книги в произведениях русских и зарубежных писателей.
Материалом исследования послужили следующие тексты: «Мертвые души» Н.В. Гоголя (1842), «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери (1953), «Чернильное сердце» К. Функе (2003), «Свеча горела» М. Гелприна (2011) и «Смерть мертвым душам» А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак (2013).
Цель работы - выявить особенности художественного осмысления книги в произведениях русских и зарубежных писателей, а также проследить, какие функции книги актуализируются в творческом сознании автора и восприятии читателя.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) описать основные этапы развития науки о книгах - книговедения и наметить пути исследования книги как художественного образа;
2) рассмотреть книгу как художественный образ;
3) выявить особенности преобразования книги и культуры чтения в XXI веке»;
4) рассмотреть книгу как «вещную деталь», характеризующую героев в повести «Мертвые души» Н.В. Гоголя;
5) определить, какую роль играет образ сожженной книги в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»;
6) рассмотреть изображение феномена чтения в романе К. Функе «Чернильное сердце» и выявить его особенности;
7) определить, как представлено будущее книги в рассказе М. Гелприна «Свеча горела»;
8) выявить особенности трансформации образа книги в повести А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак «Смерть мертвым душам»;
9) определить уровень культуры чтения в городе Тольятти.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме и сделаны обобщения по проблеме исследования; метод дефиниционного анализа, с помощью которого были изучены научные определения (дефиниции) основных понятий; метод сплошной выборки примеров для анализа художественного образа книги, метод филологического анализа.
Материалом для исследований послужили произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1842), Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (1953), К. Функе «Чернильное сердце» (2003), М. Гелприна «Свеча горела» (2011) и А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак «Смерть мертвым душам» (2013).
В работе использовались ссылки на труды Л.С. Выготского «Психология искусства» (1968), А.Н. Леонтьева «Некоторые проблемы психологии искусства» (1983), В. фон Гумбольдта «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие» (1984), А.А. Беловицкой «Общее книговедение» (1987), В.А. Масловой «Лингвокультурология» (2001), а также М. Бондаренко «Текущий литературный процесс как объект литературоведения» (2003), К.А. Просолову «Фанфикшн: литературный феномен конца XX - начала XXI века» (2009) и др.
Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматриваются особенности художественного осмысления книги русскими и зарубежными писателями, акцентирующими внимание на ее роли в жизни отдельного человека и всего общества. Доказывается, что книга может быть в тексте ключевой художественной деталью, сквозным мотивом, героем- персонажем, а также представлять собой образную гиперсистему в современном интернет-пространстве. Книга исследуется как художественная деталь и как самостоятельный художественный образ, характеризующий художественную картину мира автора в целом.
Практическая значимость состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы для составления спецкурса «Читательские практики» для внеклассного мероприятия в школах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Книга как художественный образ требует особого осмысления, поскольку создаются новые литературные произведения, в центре которых оказывается книга как «смысловая спираль», концертирующая смыслы, позволяющие рассматривать книгу как своеобразную гиперсистему.
2. Феномен книги в сознании людей преобразовывается с развитием цифровых технологий: меняются внутренняя и внешняя формы книги, а также формы литературной и читательской коммуникации.
3. Образ книги, взаимопроникающие книжные диалоги и контакты (интертекстуальность) стали мощными катализаторами процесса создания новых сюжетов, породив явление фанфикшн.
Апробация научной работы: результаты исследования были представлены на внеклассном мероприятии в ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево в 8 «А» классе в период производственной практики, а также в форме выступления с докладом на студенческой научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» 03.04.2019 г.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, который насчитывает 71 источников и приложение.
Объем бакалаврской работы составил 66 страниц.
С развитием цифровых технологий изменяется внешняя форма книги, становятся другими и формы художественной коммуникации. В сети Интернет развивается фанфикшн, фанатское творчество. Многие читатели под влиянием своих любимых литературных произведений пишут на их основе свои собственные тексты. Интерпретируя, добавляя новые смыслы и идеи, фикрайтеры буквально вступают с автором оригинального текста в сотворчество. Продолжая сюжетную линию, либо пародируя авторский текст, они привносят новые смыслы в литературное произведение, тем самым популяризируют его, превращают в гипертекст.
Русские и зарубежные писатели, художественно осмысливая феномен книги, акцентируют внимание на ее роли в жизни отдельного человека и всего общества. Для каждого автора книга значит что-то свое и выполняет в произведении особые функции. Книга может быть частью образа какого- либо персонажа, или может сама стать полноценным художественным образом.
Так, Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» делает книгу деталью интерьера, через который раскрывает образ персонажа. Книга упоминается в поэме несколько раз как вещный атрибут, раскрывающий уклад общества в целом.
Рэй Брэдбери в своем романе «451 градус по Фаренгейту» ставит книги в центр сюжета. Книга в романе становится символом традиций и опыта прошлого, от которого нельзя отказываться, а сжигание бумажных книг приравнивается к сжиганию всего человечества. В романе присутствует очень оригинальная метафора людей-книг. Эти люди запоминают содержания книг, тем самым спасая их от огня.
К. Функе художественно осмысливает феномен процесса чтения в сказке «Чернильное сердце». Главные герои отличаются уникальным воображением: все что они прочитают, переносится из книги в реальный мир. Однако, такими способностями герои нарушают художественный мир произведений, от чего страдают оба мира: реальный и придуманный. У Функе книга - это живое существо, которое способно самостоятельно развиваться независимо от воли автора, а читатель принимает участие в создании художественного мира наравне с создателем и несет такую же ответственность за содержание текста.
А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак затрагивают важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются современные читатели: как осуществить выбор между электронной версией книги и бумажной; между серьезной художественной литературой и массовой; между чтением и цифровыми развлечениями. В сказке каждая книги - это отдельный персонаж со своим индивидуальным характером, со своими мыслями и чувствами. По сюжету герои-книги встречают своих цифровых двойников, которые убеждают бумажные книги в том, что их никто никогда не забывал, - их продолжают читать и обсуждать как в сети, так и в реальном мире.
Рассказ М. Гелприна «Свеча горела» изображает мир, где люди в силу ускорившегося ритма жизни вовсе перестали читать художественную литературу. Люди стали более черствыми или вообще лишились способности сочувствовать, и самое страшное, что в таком мире растут дети, которые могут никогда и не узнать о великих литературных произведениях. Литература в рассказе изображена той силой, которая способна взывать к человеческой душе, оживляя ее и преображая, рождая в ней самые лучшие порывы.
Рассмотренные в данном исследовании произведения по-разному показывают функционирование книги в обществе. Однако все произведения едины в одном - книги и чтение необходимы людям, чтобы не потерять способность к сильным чувствам и эмоциям, не потерять человечность.
На последнем этапе исследования нами был проведен опрос среди школьников г. Тольятти с целью выявить их читательские предпочтения и отношение к книгам. Результаты опроса показали, что в настоящее время книги и чтение все еще занимают важное место в жизни подростков, а предпочтение отдается именно традиционной бумажной книге. Для детей чтение, в первую очередь, - это возможность познать себя и найти свое место в мире, получить ответы на волнующие вопросы. Исследования показали, что литературная жизнь в г. Тольятти довольна многообразна: существуют писательские объединения, которые помогают молодым авторам реализовать себя, проводятся различные литературные мероприятия и игры в школах, институтах и библиотеках.
Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на всё ускоряющийся процесс цифровизации общества, книга одухотворяется и одушевляется писателями и читателями, становится другом и собеседником, имеет особую ценность для постижения сущности человека и мира.
1. Асманов, С. Российский рынок ридеров: итоги минувшего года [Текст] / С. Асманов // Компьютер Пресс. - 2011. - №4 - С. 68-69.
2. Беловицкая, А.А. Общее книговедение [Текст] / А.А. Беловицкая. - М.: Книга, 1987. - 256 с.
3. Белый, А. Мастерство Гоголя [Текст] / А. Белый. - М.: ОГИЗ, 1934. - 324 с.
4. Богдевич, Е.Ч. Мотив сгорающей книги/библиотеки в литературе XX-XXI вв [Текст] / Е.Ч. Богдевич // Уральский филологический вестник. - 2015. - №5 - С. 30-38.
5. Большая российская энциклопедия / гл. ред. Ю.С. Осипов. - 2013. [Электронный ресурс]: URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/4672164 (дата обращения: 13.02.19)
6. Бондаренко, М. Текущий литературный процесс как объект литературоведения (статья первая) [Текст] / М. Бондаренко // Новое литературное обозрение. - 2003. - №4 (62) - С. 7.
7. Брэдбери, Рэй 451 градус по Фаренгейту: роман [Текст] / Рэй Брэдбери; [пер. с анг. Т. Шинкарь]. - М.: Эксмо, 2015. - 240 с.
8. Булдакова, Ю.В. Издания массовой литературы (литературный лубок и фанфикшн) [Текст] / Ю.В. Булдакова // Издательское дело в России и за рубежом: история, современное состояние, проблемы и перспективы / под ред. Л.А. Мосуновой. - Киров: ООО «Радуга-Пресс», 2016. - С. 136-143.
9. Бусыгина, Т.В. Как прочитать электронную книгу? [Текст] / Т.В. Бусыгина // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2011. - №2 - С. 289-295.
10. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков [Текст] / А. Вежбицкая; пер. с англ. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 780 с.
11. Вежлян, Е Книга и ее заместители, или Этюд о пользе глаз для слуха / Е. Вежлян // Новый Мир. - 2007. - №3. [Электронный ресурс]: URL: http://www.zh-zal.rU/novyi_mi/2007/3/ve17.html (дата обращения: 14.02.19)
12. Виноградов, В.В. Язык гоголя [Текст] // Н.В. Гоголь: Материалы исследования / под редакцией В.В. Гиппиуса. - М.: АН СССР, 1936. - С. 286-376.
13. Воробьева, А.Н. Книга как персонаж антиутопических сюжетов XX века [Текст] / А.Н. Воробьева // Известия самарского научного центра российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2008. - №6-2 - С. 211-216.
14. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 345 с.
15. Галица, И.А., Индутная, Е.И. Традиционная книга в XXI веке: конкуренция и взаимодействие с электронными средствами информации [Текст] / И.А. Галица, Е.И Индутная // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4 (22) - С. 71-81.
...