Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психофизиологических и психоэмоциональных состояний студентов во время экзаменов 8
1.1 Специфика психофизиологических реакций в стрессогенной ситуации 8
1.2 Влияние психофизиологических реакций в стрессогенной ситуации на физическое здоровье и жизнедеятельность студентов 12
1.3 Использование биологической обратной связи для оптимизации психофизиологического состояния 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психофизиологических реакций студентов во время экзаменов 22
2.1 Организация исследования особенностей психофизиологических реакций студентов во время экзаменов 22
2.2 Обсуждение результатов исследования 24
2.3 Рекомендации для студентов в период сессии 39
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Актуальность исследования. Современное научное знание проявляет возрастающий интерес к проблеме психологического стресса и его влияния на функциональное состояние организма. В настоящее время отмечается рост стрессовых расстройств среди студентов. Поступая в ВУЗ, студент попадает в неизвестную ему среду, которая знакомит его с новыми социальными и психологическими условиями, что в свою очередь вынуждает студента приспосабливаться к целому ряду новых факторов, характерных для данного учебного заведения.
Во время обучения студенты испытывают существенные психоэмоциональные нагрузки, которые зачастую оказывают влияние на их физиологическое состояние, в некоторых случаях это приводит к ухудшению состояния здоровья и патологии. Одним из стрессогенных факторов является экзамен, который имеет для студента большую значимость. Стресс, вызываемый высокими учебными нагрузками, а так же усугубление ситуации за счет стрессогенной ситуации экзамена, может повлечь за собой ряд тяжелых последствий, таких как, депрессия, резкая эмоциональная нестабильность, патология нервной системы и физиологические расстройства (резкое снижение иммунитета, изменения эндокринной системы).
Существуют способы преодоления стресса с наиболее успешным выходом из трудной ситуации, осуществляется это с помощью использования методов саморегуляции. Наиболее эффективным способом научения подобной технике, является отслеживание своих психофизиологических реакций через систему биологической обратной связи (БОС). Следовательно, изучение особенностей психофизиологического состояния студента во время экзаменов, является одной из актуальных проблем психологии, поскольку наглядно иллюстрирует взаимозависимость между психологическим и физиологическим состоянием человека, что в свою очередь, является базой в организации наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья студентов и их жизнедеятельности в целом.
Методологической основой нашего исследования явились работы следующих ученых:
• Г. Селье о стрессе;
• Р. Лазарус о стрессе и его влиянии на физиологическое состояние;
• Ч. Д. Спилбергер о тревожности;
• В. А. Бодров о развитии и преодолении психологического стресса;
• Э. Г. Сороковикова о психофизиологическом состоянии студентов в стрессовой ситуации экзамена.
Цель исследования: изучение особенностей влияния стресса во время экзаменов на психофизиологическое состояние студентов.
Объект исследования: психофизиологическое состояние студентов.
Предмет исследования: влияние психоэмоционального напряжения на психофизиологические реакции студентов во время экзаменов.
Гипотеза исследования: психологическое состояние студентов в стрессовой ситуации экзамена накладывает отпечаток на их психофизиологические реакции, так и наоборот, такое взаимовоздействие способно привести к ухудшению здоровья студента в целом.
В рамках работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;
2. Установить общие закономерности психофизиологического состояния студентов во время экзаменов;
3. Провести сопоставительный анализ результатов исследования трех групп студентов.
4. Разработать рекомендации для студентов по саморегуляции своего психофизиологического состояния в период стрессовой ситуации экзамена.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, соответствующих его предмету:
1. Сравнение, анализ и систематизация психологических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирическое исследование направленно на выявление уровня стресса и физиологической реакции организма в момент стрессогенной ситуации (экзамена). Использование программно-индикаторного комплекса «Экватор».
3. Использовались следующие психодиагностические методики:
• Опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)».
• Шкала тревоги Спилбергера.
• Специально составленная анкета «Что я чувствую перед экзаменом».
• Программно-индикаторный комплекс «Экватор».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Нами впервые было проведено исследование с попыткой сопоставить и проанализировать результаты компьютерной программы БОС «Экватор» с результатами общеизвестных эмпирических методик, направленных на изучение психофизиологического состояния студентов во время экзаменов.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть применены в практической работе психолога со студентами, прежде всего, в психологической диагностике уровня психофизиологического состояния студента, а также в разработке рекомендаций по предупреждению психосоматических расстройств на фоне стресса.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Работа была представлена в виде статьи (заочно) на II Всероссийской научно-практической конференции «Экономика и общество: перспективы развития» (Сызранский филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»), 2018 год; теоретический материал работы был представлен (очно) в рамках научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (Тольяттинский Государственный Университет), 2018 год.
База исследования: исследование проводилось на базе ТГУ, в нем приняли участие студенты-психологи в количестве 32 человек, из них 22 - девушки и 10 - юношей, в возрасте от 20 до 35 лет: магистры (заочная форма обучения), третий курс (заочное обучение), четвертый курс (очное обучение).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов, списка литературы и приложений, содержащих результаты эмпирического исследования.
Быстрый темп информационного и социального давления, рост требований предъявляемых к мобильности современного человека, недостаток времени для отдыха - все это вынуждает личность находиться в постоянном напряжении и на пределе своих реальных возможностей.
Особое внимание в этой связи заслуживают молодые люди, обучающиеся в вузе, поскольку именно на них возлагаются надежды об улучшении ситуации в социальном развитии и модернизации общественного уклада. Студенты - будущие высококвалифицированные кадры, необходимые стране для улучшения ситуации во всех сферах развития.
Научные данные и психологические исследования констатируют, что у большинства студентов наблюдается высокий уровень тревоги и психоэмоционального напряжения в период до и после сдачи экзаменов, такие нагрузки оставляют свой отпечаток на психофизиологическом здоровье студента, преодоление образовавшихся на этом фоне проблем, зачастую, требует серьезной помощи и времени.
Постоянные перегрузки студентов, связанные с быстрым темпом и информационной перегрузкой обучения, вызывают перенапряжение во всей структуре личности и влияют на ее здоровье, психологическое истощение ведет к возникновению хронических психоневротических и психофизиологических заболеваний.
В связи с высокими требованиями, предъявляемыми к психологическим и физическим ресурсам студентов, возникает необходимость изучения и развития психофизиологических состояний на момент непосредственного обучающего воздействия, однозначно вызывающего стрессовые реакции.
Таким образом, специфика психофизиологических реакций студентов в период сессии (или другой важной учебной задачи) - неотъемлемая часть жизни студента, которая требует от него максимум психоэмоциональных, личностных и психофизиологических затрат.
Рассматривая стресс в контексте обучения, мы видим, что в нем обнаруживаются специфичные черты, присущие именно этой деятельности.
Анализ научной литературы позволил выделить и описать основные содержательные моменты и характеристики влияния стресса на психофизиологическое состояние студентов. Под стрессом мы будем мы подразумевать неспецифический ответ организма на предъявляемое ему требование. Постоянный стресс неизбежно приводит к истощению как психическому, так и физическому. Взаимовлияние и взаимосвязь психологического здоровья на физиологическое здоровье и наоборот обосновано нами теоретически и эмпирически.
Истощение адаптационного потенциала дисгармонирует психофизиологическое состояние учащегося, это может проявляться в следующих показателях: деформация иммунной системы, изменения эндокринной системы, патология психической организации и т. п. При этом фокус внимания сдвигается на активизацию всех нервных и адаптационных механизмов, что приводит к резкому снижению продуктивности студента.
В ходе эмпирического исследования установлено следующее.
Производя анализ используемых нами методик, мы можем констатировать, что дисбаланс в методике САН, высокие показатели по шкале тревожности Спилбергера говорят о дискомфортном и неблагоприятном состоянии студентов в стрессовой учебной деятельности. Дополняют и замыкают круг дополнительные физиологические данные, по программе БОС «Экватор», которые дают нам точные данные о том, что организм студентов транслирует изменения в своих реакциях в такой обучающий период. Анкетирование проводилось нами для отслеживания личностного отношения студентов к проблеме своего психофизиологического реагирования в стрессовой ситуации (экзамена, защиты ВКР), изложенные ответы показывают незнание студентами способов борьбы со стрессовыми реакциями и неспособность оказать самостоятельную помощь самому себе в критической ситуации.
Данное исследование позволило нам изучить взаимовлияние психологических и физиологических состояний студентов под влиянием стрессогенной ситуации экзамена. Также разработанные нами рекомендации помогут студентам контролировать и поддерживать свое психофизиологическое состояние в здоровом виде в период экзаменационной сессии.
Проведенное исследование и сделанные выводы конкретизируют и дополняют гипотезу.
1. Анохин, П.К. Избранные труды [Текст]: Кибернетика функциональных систем / П.К. Анохин// под ред. К.В. Судакова. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2000. - 374 с.
2. Антропова, М. В. Обучение с учетом психофизиологичеких особенностей подростков [Текст]/ М.В. Антропова, Г.Г. Манке // Педагогика. - 1993. - №6. - С. 9-13.
3. Анциферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст]/ Л. И. Анциферова // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 3-18.
4. Айзенк, Г.Ю. Структура личности [Текст]/ Г.Ю. Айзенк. - СПб.: Ювента, 1999. - 464 с.
5. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
6. Бодров, В.А. Проблемы преодоления стресса [Текст]/ В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - №1. - С. 23-41.
7. Брайт, Д. Стресс: теории, исследования, мифы [Текст]/ Д. Брайт, Ф. Джонс. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 332 с.
8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст]: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. - М.: МГУ, 2001. - 200 с.
9. Виноградова, Г.А. Комплексная рекреационнао-обучающая программа тренинга регуляции психоэмоциональных состояний студентов «Вкус воздуха» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г. А. Виноградова, Т.Ю. Мысина. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 100 с.
10. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст]/ В.К. Вилюнас. - СПб.: ПИТЕР, 2006. - 496 с.
11. Гилл, Дж. Все о стрессе [Текст]/ С. Гилл. - М.: Пресс, 2004. - 192 с.
12. Гринберг, Д.С. Управление стрессом [Текст]/ Д. С. Гринберг. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
13. Губачев, Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии [Текст]/ Ю.М. Губачев, Б.В. Иевлев, Б.Д. Карвасарский и др. - Л.: Медицина, 1996. - 224 с.
14. Джафарова, О.А. Модель обучения и биоуправление (статистический анализ) [Текст]/ О.А. Джафарова, И.О. Изарова, Н.Ю. Иванова // Биоуправление - 3: Теория и практика. - Новосибирск, 1998. - С. 243-258.
15. Изард, К. Эмоции человека [Текст]: Пер. с англ. / К. Изард. - М.: Изд-во Московского университета, 1999. - 354 с.
...