РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТКАЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством ткачества в дополнительном образовании 10
1.1 Характеристика и особенности развития детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 10
1.2 Особенности развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 15
1.3 Развитие мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития в дополнительном образовании 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики руки
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством ткачества в дополнительном образовании 32
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 32
2.2 Разработка и апробация занятий по ткачеству в дополнительном
образовании для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 45
2.3 Определение динамики в уровне развития мелкой моторики руки у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 56
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством ткачества в дополнительном образовании 10
1.1 Характеристика и особенности развития детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 10
1.2 Особенности развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 15
1.3 Развитие мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития в дополнительном образовании 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики руки
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством ткачества в дополнительном образовании 32
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 32
2.2 Разработка и апробация занятий по ткачеству в дополнительном
образовании для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 45
2.3 Определение динамики в уровне развития мелкой моторики руки у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 56
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения
Актуальность исследования обусловливается тем, что в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации детей с задержкой психического развития. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР) на развитие и свободный выбор разнообразных видов деятельности, в которых происходит личностное развитие детей.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность детей с задержкой психического развития включаться в общественные и социальные процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Для благополучного формирования дошкольника с ЗПР нужно развитие мелкой моторики, какое напрямую объединено с развитием познавательной, волевой и эмоциональной зонами развития психики. У детей 6-7 лет с ЗПР показатель сформированности мелкой моторики устанавливает возможность интеллектуальной деятельности и весьма серьезно может повлиять на действенность последующей учебной деятельности. Формирование тонкой моторики, как основное обстоятельство реализации познавательной деятельности, дает возможность удачно учиться в школе, можно реализовать посредством с традиционных методов обучения, а так же посредством нетрадиционными методами, такими как ткачество. Суждения о вещах, которые окружают детей во внешнем мире многогранны и персональные. Впечатления, которые ребенок получает через тактильные ощущения, через движение, зрение, слух соединяются в один образ. А единство и многосторонность рассуждений о той или иной вещи оказывают содействие более правильному установлению сути слова-определения вещи. Полное суждение о внешнем мире предметов у дошкольника не имеет возможности сложиться без тактильного восприятия, так как тактильность проявляется в границах экспансивного и чувственного постижения. Под воздействием тактильного восприятия развиваются начальные суждения о величине предметов, об их форме, а так же о их местонахождении в пространстве. Основным воздействием ребенка на вещи является хватание, в тот момент дошкольник изучает предметы на ощупь, и при этом рука ребенка обучает его глаза. Проведенный анализ программ и учебно-методических пособий позволил заключить, что в практике дошкольного образования недостаточно исследований в области применения ткачества для развития мелкой моторики руки у дошкольников с ЗПР в дополнительном образовании.
Анализ исследований показал, что проблема развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР является актуальной. Актуальность на социально-педагогическом уровне связана с тем, что система образования реализует социальный заказ общества на формирование и развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Это необходимо для успешного обучения детей в начальной школе. Это подтверждается в исследованиях Т.В. Власовой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.С. Певзнера, Р.Е. Левин и др. [5; 36].
На научно-теоретическом уровне связано с тем, что проблема развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно констатировать, что исследований, посвящённых проблеме развития мелкой моторики руки у детей с ЗПР посредством ткачества в дополнительно образовании, недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается только в ДОО (Н.П. Аникеева, А.А. Васильченко, В.И. Лубовский и др.) [1; 4; 5; 17].
Таким образом, на актуальность проблемы развития мелкой моторики руки у детей 6 7 лет с ЗПР указывают выявленные нами противоречия между:
- существующими известными трудностями в развитии мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР и недостаточной разработанностью в теории и практики применения ткачества в коррекционной работе;
- интенсивным характером внедрения программ дополнительного образования детей и недостаточным методическим обеспечением организации работы по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в данном направлении;
- между необходимостью развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с ЗПР и недостаточной разработанностью методического обеспечения для осуществления данного процесса в дополнительном образовании.
Наличие выделенных противоречий позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности использования ткачества для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР посредством ткачества в дополнительном образовании.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
Предмет исследования: ткачество как средство развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании.
Гипотеза: процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании будет успешным, если:
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития мелкой моторики руки, установить трудности и причины их возникновения;
- определить методические подходы к разработке содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики руки;
- содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании будет определяться уровнем развития мелкой моторики руки и спецификой приемов работы по ткачеству.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики руки у детей с ЗПР.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
3. Разработать и апробировать методику развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании посредством ткачества.
Методологическая основа исследования: гуманитарный подход в понимании и познании ребенка; идеи о потенциальных возможностях детей; системный и деятельностный подходы в обучении и развитии детей.
Методы исследования: применялись следующие методы:
- теоретический анализ специальной литературы;
- методы экспериментального исследования: диагностические задания, опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов детской деятельности и др.
- изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения об особенностях развития и обучения детей с ОВЗ (Г.А. Власова, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Л.В. Фомина, и др.);
- медицинские исследования причин поражения центральной нервной системы у детей дошкольного возраста (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.);
- исследование строения мозга в норме и при патологии (А.Р. Лурия и др.);
- положения о специфике коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития (Г.А. Власова, М.С. Певзнер);
- положения по художественно-эстетическому развитию, и конкретно возможности применения ткачества в работе с детьми с ЗПР (Л.Н. Блинова, Л.И. Загляда).
Новизна исследования: доказаны возможности ткачества для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании и раскрыты научные основы его использования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены показатели развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и описаны содержательные характеристики развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании посредством ткачества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут использованы при построении коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Представлены апробированные в практике системы дополнительного образования по данному процессу, разработанный педагогический инструментарий по определению уровней развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Обоснование и достоверность результатов исследования: обеспечено теоретическим обоснованием проблемы; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету, задачам исследования; положительными результатами апробации опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы: результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии; на научно-практических конференциях разного уровня. Материалы исследования опубликованы в 4 публикациях.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2016 г). На данном этапе мы изучали специальную и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Определили актуальность и аппарат исследования. Подобрали комплекс диагностических заданий для проведения констатирующего эксперимента.
Второй этап (январь - июнь 2017 г). Этап проведения констатирующего этапа, анализ полученных результатов. Подбор и апробация комплекса мероприятий по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании.
Третий этап (сентябрь 2017 - май 2018г). Анализ результатов формирующего эксперимента и проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ полученных результатов. Окончательное оформление работы.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР посредством ткачества организовано поэтапно с учетом с учетом специфики задержки психического развития.
2. Развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР рассматривается через определение специфики содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики руки.
3. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании определяется уровнем развития мелкой моторики руки и спецификой приемов работы по ткачеству.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы (50 источников) и приложения.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность детей с задержкой психического развития включаться в общественные и социальные процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Для благополучного формирования дошкольника с ЗПР нужно развитие мелкой моторики, какое напрямую объединено с развитием познавательной, волевой и эмоциональной зонами развития психики. У детей 6-7 лет с ЗПР показатель сформированности мелкой моторики устанавливает возможность интеллектуальной деятельности и весьма серьезно может повлиять на действенность последующей учебной деятельности. Формирование тонкой моторики, как основное обстоятельство реализации познавательной деятельности, дает возможность удачно учиться в школе, можно реализовать посредством с традиционных методов обучения, а так же посредством нетрадиционными методами, такими как ткачество. Суждения о вещах, которые окружают детей во внешнем мире многогранны и персональные. Впечатления, которые ребенок получает через тактильные ощущения, через движение, зрение, слух соединяются в один образ. А единство и многосторонность рассуждений о той или иной вещи оказывают содействие более правильному установлению сути слова-определения вещи. Полное суждение о внешнем мире предметов у дошкольника не имеет возможности сложиться без тактильного восприятия, так как тактильность проявляется в границах экспансивного и чувственного постижения. Под воздействием тактильного восприятия развиваются начальные суждения о величине предметов, об их форме, а так же о их местонахождении в пространстве. Основным воздействием ребенка на вещи является хватание, в тот момент дошкольник изучает предметы на ощупь, и при этом рука ребенка обучает его глаза. Проведенный анализ программ и учебно-методических пособий позволил заключить, что в практике дошкольного образования недостаточно исследований в области применения ткачества для развития мелкой моторики руки у дошкольников с ЗПР в дополнительном образовании.
Анализ исследований показал, что проблема развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР является актуальной. Актуальность на социально-педагогическом уровне связана с тем, что система образования реализует социальный заказ общества на формирование и развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Это необходимо для успешного обучения детей в начальной школе. Это подтверждается в исследованиях Т.В. Власовой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.С. Певзнера, Р.Е. Левин и др. [5; 36].
На научно-теоретическом уровне связано с тем, что проблема развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно констатировать, что исследований, посвящённых проблеме развития мелкой моторики руки у детей с ЗПР посредством ткачества в дополнительно образовании, недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается только в ДОО (Н.П. Аникеева, А.А. Васильченко, В.И. Лубовский и др.) [1; 4; 5; 17].
Таким образом, на актуальность проблемы развития мелкой моторики руки у детей 6 7 лет с ЗПР указывают выявленные нами противоречия между:
- существующими известными трудностями в развитии мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР и недостаточной разработанностью в теории и практики применения ткачества в коррекционной работе;
- интенсивным характером внедрения программ дополнительного образования детей и недостаточным методическим обеспечением организации работы по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в данном направлении;
- между необходимостью развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с ЗПР и недостаточной разработанностью методического обеспечения для осуществления данного процесса в дополнительном образовании.
Наличие выделенных противоречий позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности использования ткачества для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР посредством ткачества в дополнительном образовании.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
Предмет исследования: ткачество как средство развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании.
Гипотеза: процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании будет успешным, если:
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития мелкой моторики руки, установить трудности и причины их возникновения;
- определить методические подходы к разработке содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики руки;
- содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании будет определяться уровнем развития мелкой моторики руки и спецификой приемов работы по ткачеству.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики руки у детей с ЗПР.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
3. Разработать и апробировать методику развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании посредством ткачества.
Методологическая основа исследования: гуманитарный подход в понимании и познании ребенка; идеи о потенциальных возможностях детей; системный и деятельностный подходы в обучении и развитии детей.
Методы исследования: применялись следующие методы:
- теоретический анализ специальной литературы;
- методы экспериментального исследования: диагностические задания, опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов детской деятельности и др.
- изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения об особенностях развития и обучения детей с ОВЗ (Г.А. Власова, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Л.В. Фомина, и др.);
- медицинские исследования причин поражения центральной нервной системы у детей дошкольного возраста (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.);
- исследование строения мозга в норме и при патологии (А.Р. Лурия и др.);
- положения о специфике коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития (Г.А. Власова, М.С. Певзнер);
- положения по художественно-эстетическому развитию, и конкретно возможности применения ткачества в работе с детьми с ЗПР (Л.Н. Блинова, Л.И. Загляда).
Новизна исследования: доказаны возможности ткачества для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании и раскрыты научные основы его использования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены показатели развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и описаны содержательные характеристики развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании посредством ткачества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут использованы при построении коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Представлены апробированные в практике системы дополнительного образования по данному процессу, разработанный педагогический инструментарий по определению уровней развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Обоснование и достоверность результатов исследования: обеспечено теоретическим обоснованием проблемы; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету, задачам исследования; положительными результатами апробации опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы: результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии; на научно-практических конференциях разного уровня. Материалы исследования опубликованы в 4 публикациях.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2016 г). На данном этапе мы изучали специальную и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Определили актуальность и аппарат исследования. Подобрали комплекс диагностических заданий для проведения констатирующего эксперимента.
Второй этап (январь - июнь 2017 г). Этап проведения констатирующего этапа, анализ полученных результатов. Подбор и апробация комплекса мероприятий по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании.
Третий этап (сентябрь 2017 - май 2018г). Анализ результатов формирующего эксперимента и проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ полученных результатов. Окончательное оформление работы.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР посредством ткачества организовано поэтапно с учетом с учетом специфики задержки психического развития.
2. Развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР рассматривается через определение специфики содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики руки.
3. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании определяется уровнем развития мелкой моторики руки и спецификой приемов работы по ткачеству.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы (50 источников) и приложения.
Таким образом, мелкая моторика руки - это возможность пальцев рук человека производить четкие, кропотливые и ловкие движения, благодаря координации действиям между центральной нервной системой, мышечной системой и костной системой.
Мелкая моторика руки влияет на развитие памяти, речи, мышления и еще очень важно развивать мелкую моторику руки от того, что ребенок будет ей пользоваться в течение всей своей дальнейшей жизни. Координация и четкость движений пальцев рук нужны в быту, чтобы, например, обуваться, причесываться, убираться и так далее.
Развитая мелкая моторика руки важна в образовании, чтобы красиво, понятно и грамотно писать и даже говорить. А так же они важны в продуктивной деятельности, чтобы правильно писать, красиво рисовать, лепить, делать аппликации.
Анализ специальной и психолого-педагогической литературы позволил нам определить сущность ключевых понятий, проанализировать методическое обеспечение развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики руки находится на недостаточном уровне.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали комплекс мероприятий по развитию данного процесса. В соответствии с календарно-тематическим планом определили этапы работы в соответствии с поставленными задачами по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР. Также нами разработана программа дополнительного образования детей с ЗПР, основным средством которой выступали плетение, как основа развития мелкой моторики руки с выходом на ткачество при помощи адаптированных для детей станков-рамок.
В контрольном этапе эксперимента мы еще раз рассмотрели уровень развития мелкой моторики, применяя те же методики, что и на констатирующем этапе исследования и пришли к выводу, что у тех детей, с которыми мы занимались ткачеством показатели улучшились, а у остальных детей остались на прежнем уровне
Полученные результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что «процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании будет успешным, если: разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития мелкой моторики руки, установить трудности и причины их возникновения; определить методические подходы к разработке содержания коррекционно-развивающей работы» с детьми с задержкой психического развития в дополнительном образовании» [32, с.6].
Цели и задачи, которые были определены в самом начале исследования выполнены. Если суммировать данные, полученные в исследовании о развитии мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР, то приходишь к выводу, что ребенок узнает внешний мир, через тактильные ощущения, а в развитии речи, мышления и памяти большую роль играет сформированности мелкой моторики и так же это важно для последующего овладение детьми письмом в школе, при этом развивать мелкую моторику можно посредством ткачества, что и было доказано в процессе проведенного исследования.
Мелкая моторика руки влияет на развитие памяти, речи, мышления и еще очень важно развивать мелкую моторику руки от того, что ребенок будет ей пользоваться в течение всей своей дальнейшей жизни. Координация и четкость движений пальцев рук нужны в быту, чтобы, например, обуваться, причесываться, убираться и так далее.
Развитая мелкая моторика руки важна в образовании, чтобы красиво, понятно и грамотно писать и даже говорить. А так же они важны в продуктивной деятельности, чтобы правильно писать, красиво рисовать, лепить, делать аппликации.
Анализ специальной и психолого-педагогической литературы позволил нам определить сущность ключевых понятий, проанализировать методическое обеспечение развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики руки находится на недостаточном уровне.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали комплекс мероприятий по развитию данного процесса. В соответствии с календарно-тематическим планом определили этапы работы в соответствии с поставленными задачами по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР. Также нами разработана программа дополнительного образования детей с ЗПР, основным средством которой выступали плетение, как основа развития мелкой моторики руки с выходом на ткачество при помощи адаптированных для детей станков-рамок.
В контрольном этапе эксперимента мы еще раз рассмотрели уровень развития мелкой моторики, применяя те же методики, что и на констатирующем этапе исследования и пришли к выводу, что у тех детей, с которыми мы занимались ткачеством показатели улучшились, а у остальных детей остались на прежнем уровне
Полученные результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что «процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании будет успешным, если: разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития мелкой моторики руки, установить трудности и причины их возникновения; определить методические подходы к разработке содержания коррекционно-развивающей работы» с детьми с задержкой психического развития в дополнительном образовании» [32, с.6].
Цели и задачи, которые были определены в самом начале исследования выполнены. Если суммировать данные, полученные в исследовании о развитии мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР, то приходишь к выводу, что ребенок узнает внешний мир, через тактильные ощущения, а в развитии речи, мышления и памяти большую роль играет сформированности мелкой моторики и так же это важно для последующего овладение детьми письмом в школе, при этом развивать мелкую моторику можно посредством ткачества, что и было доказано в процессе проведенного исследования.



