Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения 7
1.1 Понятие «познавательные УУД» в педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития познавательных процессов у обучающихся начальной школы 15
1.3 Способы формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения 31
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников 31
2.2 Разработка и внедрение программы по формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения 41
2.3 Анализ и обобщение полученных результатов 49
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Результаты по диагностическим методикам 61
Приложение Б Программа формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения 65
Актуальность исследования. Начальное общее образование является основой для формирования навыков учебной деятельности у младших школьников, нацеленной на закрепление у них универсальных учебных действий (УУД). При этом познавательные УУД обеспечивают способность обучающегося изучать окружающую действительность посредством поиска, обработки и анализа самостоятельно собранной информации.
Именно формирование познавательных универсальных учебных действий обеспечивает создание необходимых условий для полноценного развития обучающихся, способствующих их саморазвитию и готовности к постоянному процессу обучения. В соответствии с этим встает проблема формирования познавательных УУД на уроках начальной школы, которая поднимается и в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения. Так результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования являются развитие умения саморазвиваться, и получать новые знания самостоятельно.
Одним из учебных предметов, на которых происходит активное познавательное развитие, является литературное чтение. Специфика и содержание данного учебного предмета обуславливает наличие достаточно разнообразных видов деятельности обучающихся, что способствует активизации у них познавательных процессов. Таким образом, важно изучить способы формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения, чтобы сделать их устойчивыми качествами личности.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: формирование познавательных УУД на уроках литературного чтения.
Цель работы: изучить условия формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе;
• охарактеризовать понятие «познавательные УУД» в педагогической литературе;
• изучить особенности развития познавательных процессов у обучающихся начальной школы;
• охарактеризовать способы формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения;
• реализовать опытно-экспериментальную работу по формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения с проведением диагностики начального уровня их сформированности у младших школьников, с разработкой и апробацией программы по формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения и с оценкой ее эффективности.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективно, если:
• урок будет выстроен с учетом мотивационного, ориентационного и содержательно-операционного компонента познавательных УУД;
• использовать разнообразные приемы обучения, активизирующие познавательную деятельность обучающихся.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №11.
Выборка исследования: 50 человек из двух классов МБОУ СОШ №11 - обучающиеся 4А класса (контрольная группа) и 4Б класса (экспериментальная группа), в каждой из которых по 25 человек.
Методы исследования: теоретические - описание, анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - тестирование, педагогический эксперимент.
Используемые диагностические методики: «Незавершенная сказка», «Определение понятий», «Последовательность событий», «Особенности творческого воображения».
Практическая значимость исследования: представленная и апробированная авторская программа формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения, основанная на индивидуальном подходе с использованием разнообразных форм обучения, может быть внедрена в учебный процесс на уроках литературного чтения в 4 классе начальной школы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три раздела, заключения, списка используемой литературы из 56 источников и двух приложений.
Формирование познавательных универсальных учебных действий обеспечивает создание необходимых условий для полноценного развития обучающихся, способствующих их саморазвитию и готовности к процессу обучения. В соответствии с этим встает проблема формирования познавательных УУД на уроках начальной школы. Одним из учебных предметов, на которых происходит активное познавательное развитие, является литературное чтение, специфика преподавания которого обуславливает наличие разнообразных видов деятельности обучающихся, что способствует активизации у них познавательных процессов.
В ходе изучения теоретических аспектов проблемы формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения, было выявлено:
• универсальные учебные действия представляют собой перечень способов действий и навыков, позволяющих обучающемуся развиваться самостоятельно, в то время как познавательные УУД обеспечивают способность обучающегося познавать окружающий мир;
• познавательная деятельность младших школьников характеризуется неустойчивостью в восприятии объектов, развитием мыслительных операций и произвольной памяти, а также реалистичным воображением;
• для формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения рационально использовать разнообразные методы и приемы обучения (моделирование, творческие задания, словесное иллюстрирование, дидактические игры, театрализация, драматизация, проектная деятельность).
Исследовательский этап работы включал в себя проведение педагогического эксперимента с обучающимися 4 класса МБОУ СОШ №11, результатами которого стали:
• в контрольной группе младших школьников преобладает высокий уровень сформированности познавательных УУД - у 72 % обучающихся, еще 18 % имеют средний уровень и всего 10 % - низкий. В экспериментальной группе у половины обучающихся выявлен высокий уровень сформированности познавательных УУД, однако, у 29 % младших школьников выявлен средний уровень и у 21 % - низкий;
• выявленные в ходе констатирующего этапа эмпирического исследования особенности познавательных УУД у младших школьников экспериментальной группы обусловили необходимость реализации соответствующей коррекционно-развивающей работы в рамках учебной деятельности;
• на контрольном этапе исследования на 20 % возросла доля младших школьников с высоким уровнем сформированности познавательных УУД. При этом в пять раз сократилась доля младших школьников с низким уровнем сформированности познавательных УУД - до 4 %.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность разработанной программы. Кроме того, были подтверждены положения гипотезы исследования, а значит, формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективно, если: урок будет выстроен с учетом мотивационного, ориентационного и содержательно-операционного компонента познавательных УУД, а также использовать разнообразные приемы обучения, активизирующие познавательную деятельность обучающихся. По итогу тема ВКР изучена полностью. Представленная и апробированная авторская программа формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения, основанная на индивидуальном подходе с использованием разнообразных форм обучения, может быть внедрена в учебный процесс на уроках литературного чтения в 4 классе начальной школы.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академия, 2015. 176 с.
2. Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2017. 104 с.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М. : Просвещение, 2010. 250 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Академия, 2015. 184 с.
6. Бойкина М. В. Уроки чтения. 2 класс: пособие для учителей общеобраз. Учреждений. М. : Просвещение, 2009. 127 с.
7. Буланова-Топоркова М. В. Педагогические технологии. М. : Март, 2011. 336 с.
8. Вакуленко Е. А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2016. № 5. С. 44-46.
9. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М. : ПЕРСЭ, 2017. 144 с.
10. Володарская Е. А. Социальная психология (для студентов психологического факультета) (программа учебного курса). М. : Институт бизнеса и политики. 2001. 13 с
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2019. 137 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 480 с.
13. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М. : Университет : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 327 с.
14. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: «Пеленг», 1992. 112 с.
15. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : Академия, 2004. 288 с.
...