Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Договоры возмездного оказания услуг, их классификация и место в системе договорных обязательств

Работа №109570

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданское право

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Договорные правоотношения в сфере возмездного оказания услуг и их место в системе договорных обязательств 8
1.1 Правовая характеристика договора возмездного оказания услуг 8
1.2 Гражданско-правовое регулирование договорных правоотношений в сфере возмездного оказания слуг 15
Глава 2 Исполнение обязательств и ответственность сторон по договору возмездного оказания услуг 29
2.1 Исполнение договора и обязанности заказчика 29
2.2 Ответственность исполнителя и заказчика 40
Глава 3 Гражданско-правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг: отдельные проблемы правовой регламентации и судебной практики 53
3.1 Договоры возмездного оказания услуг: актуальные проблемы правового регулирования 53
3.2 Судебная практика по договорам возмездного оказания услуг: отдельные коллизионные аспекты 62
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 77

Актуальность темы исследования. Определенное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Услуги как разновидность действий представляют собой особый вид объектов гражданских прав. Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики.
Употребляя термин «услуги», гражданское законодательство, рассматривает его в качестве объекта гражданских прав, а как вид обязательств - категорию «договор возмездного оказания услуг». Поскольку специфика объекта не может не влиять на особенности возникающих в отношении данного объекта отношений, соответственно, законодательная классификация договоров строится на основе такого критерия, как объект гражданских прав.
Поиск путей дальнейшего развития рынка гражданско-правовых услуг возмездного характера в современной России является одним из важнейших направлений развития государства и общества. Изучение услуги, как разновидности действия и объекта гражданского права, представляет несомненный теоретический и практический интерес.
В этой связи возникает острая необходимостью системного анализа норм российского гражданского права в сфере договоров по оказанию услуг, а также практики предоставления услуг и судебной практики. Кроме того, актуальность исследования объясняется тем, что в современных условиях еще больше возрастает потребность в правовой защите заказчиков услуг как наиболее слабой стороны в договорных правоотношениях. Во многих случаях законодательство не предлагает реальных механизмов такой защиты. Вышеуказанные факторы позволяют считать проблему гражданско- правового регулирования договоров возмездного оказания услуг в Российской Федерации актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения. Этим обусловливается необходимость ее исследования в рамках настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Проведенное исследование в своей теоретической основе базируется на трудах таких ученых, как М.И. Брагинский [2], В.В. Витрянский [2], О.С. Иоффе [14], А.Ю. Кабалкин [15], Ю.В. Романец [85], Е.Д. Шешенин [100], др.
Отдельные аспекты договорных правоотношений по оказанию услуг затрагивали в своих работах такие известные ученые, как Д.В. Кузнецов [23] М.В. Кротов [21, 22], В.А. Микрюков [25], А. А. Незнамова [28] и др. Несмотря на достаточную разработанность темы исследования в научной литературе и научных периодических изданиях, проблематика магистерской диссертации обнаруживает значительное количество дискуссионных вопросов, в связи с чем она заслуживает отдельного рассмотрения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся сфере возмездного оказания услуг.
Предмет исследования - гражданско-правовых норм, обеспечивающих правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг в Российской Федерации их квалификацию и место в системе договорных обязательств.
Цель работы - детальный анализ гражданско-правового регулирования договоров возмездного оказания услуг, их квалификацию и место в системе договорных обязательств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• провести анализ гражданско-правового регулирования договорных правоотношений в сфере возмездного оказания слуг;
• дать характеристику договоров возмездного оказания услуг;
• исследовать актуальные проблемы правового регулирования и квалификации договоров возмездного оказания услуг;
• проанализировать судебную практику и отдельные коллизионные аспекты по договорам возмездного оказания услуг;
• рассмотреть исполнение договора исполнителем и обязанности заказчика;
• выявить ответственность исполнителя и заказчика.
Методологическая база исследования основывается на диалектическом методе, позволяющем проанализировать заявленную в исследовании тематику в контексте ее развития и взаимосвязи с проблемами судебной практики.
В исследовании активно применялись общенаучные методы формальной логики, а именно, метод анализа и синтеза, аналогии, индукции и дедукции. Индуктивный метод, в частности, позволил сделать обобщающие выводы по проблемам исследования, основываясь на отдельных законодательных аспектах изучаемого гражданско-правового института. Кроме того, осуществлению комплексного исследования в значительной степени способствовал герменевтический метод, позволивший более детально исследовать и интерпретировать материалы судебной практики.
При написании работы использовались труды таких авторов, как: Д.В. Бушков, А.А. Васильева, Я.В. Вольвач, Н.Н. Ершов, Е.В. Иванова, Н.В. Хураськина, Н.Г. Соколова, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкин, О.Н. Корнеева, В.А. Микрюков, Е.А. Пучков, О.М. Родионова, Л.Б. Ситдикова, С.В. Шайхаттарова, Е.Д. Шешенин, Е.В. Шоломова.
Нормативная правовая база исследования включает широкий спектр федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, участвующих в гражданско-правовом регулировании договорных правоотношений, связанных с возмездным оказанием услуг.
Эмпирическая база исследования основывается на материалах судебной практики, содержащихся в различных постановлениях и определениях арбитражных судов за последние года, которые относятся к проблематике споров в отношении договоров по возмездному оказанию услуг.
В частности, в нормативную правовую базу проведенного исследования входят Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, а также нормы подзаконных правовых актов, относящихся к вышеуказанной сфере.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, сформулированные в рамках исследования, могут быть использованы при дальнейшем углубленном изучении различных аспектов договорных правоотношений в сфере возмездного оказания услуг.
Практическая значимость исследования определена возможностью использовать материалы проведенного исследования в качестве основы для дальнейшей научно-исследовательской деятельности и учебном процессе, в курсе преподавания дисциплины «Гражданское право», «Договорное право».
Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций в отношении гражданско-правового регулирования договора возмездного оказания услуг, а так же выражается в положениях выносимых на защиту.
Положения, выносимые на защиту:
• Сделан вывод, что назрела необходимость корректировки законодательной регламентации положения о публичном договоре (ст. 426 Гражданского кодекса РФ). Так же отмечено, что действие данной нормы следует также распространить и на некоммерческие организации, которые могут оказывать отдельные услуги.
• Обобщена информация о том, что последствия ненадлежащего качества результата оказанных услуг в договоре возмездного оказания услуг следует различать в зависимости от характера обнаруженных недостатков.
• В результате исследования сделан вывод, что важное значение имеет личность самого исполнителя услуги, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и проч. В результате анализа мнений авторов о необходимости изменения в ст. 780 ГК РФ, выражена солидарность, поскольку не все услуги имеют строгую персонификацию исполнителя. Предлагаемая поправка позволит предусмотреть возможность замены исполнителя не только условиями договора, но и положениями законодательных актов.
• В результате анализа, необходимость дополнить статью 782 ГК РФ указанием на форму, в которой стороны договора осуществляют свое право в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств. Претензия может стать формой такого одностороннего отказа, она четко позволяет определить волю стороны.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течении всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: опубликована в журнале «Образование и наука в России за рубежом», выпуск №3 (2020) Vol.67 научная статья общим объемом 0,4 п.л, на тему: «Понятие, регулирование и ответственность сторон по договору возмездного оказания услуг».
В статье дан анализ понятию «услуга», регулирование договора возмездного оказания услуг, и ответственности сторон, указаны пробелы в законодательстве, сделаны выводы по направлению магистерского исследования.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы и списка используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на глубокий научный анализ гражданско-правовых отношений в сфере оказания услуг, восходящий своими корнями еще к временам Римского права, цивилистика так и не выработала единого общепризнанного определения услуги. Однако трудами цивилистов различных эпох выработана концепция услуг, которая позволяет раскрыть правовую сущность данной категории в контексте ее разграничения от других правовых категорий, особенно, от работ. Зачастую, цивилисты обращаются, скорее, к экономической сущности услуги, понимание которой восходит еще к работам К. Маркса и Ф. Энгельса и основывается на восприятии услуг как экономически значимом товаре, обеспечивающем возможность иметь доход и постоянный спрос.
Обобщив имеющиеся в цивилистике подходы к понятию «услуги», их следует определить, как определенный вид деятельности, представляющий собой отдельную группу гражданско-правовых отношений, которые складываются в процессе удовлетворения потребностей субъектов имущественного оборота. Более распространенной точкой зрения в цивилистике является позиция, которая рассматривает услугу, как деятельность, которая не имеет овеществленного результата. В частности, подобную трактовку отстаивал О.С. Иоффе, который подчеркивал, что в договоре об оказании услуг указывается деятельность, которая не обязательно должна иметь материализованное воплощение.
Тот факт, что в п. 2 ст. 779 ГК РФ приводится далеко не полный перечень услуг, имеет свое объяснение. Услуга по своей природе, как отмечается в экономической теории, носит эмержентный характер. Однако отдельные цивилисты в этой связи высказывают мнение о том, что к категории услуг могут быть отнесены совершенно другие по совей природе гражданско-правовые обязательства.
По своей правовой природе услуги являются разновидностью обязательства и занимают второе место по важности развития гражданско- правовых постулатов, уступая лишь праву собственности.
Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые четко ограничила услуги от «правового давления» работ, выполняемых, а не оказываемых. За этим последовала череда принятия федерального законодательства и отдельных подзаконных нормативных правовых актов. Именно закрепленные в Конституции РФ гарантии оказываемых услуг, помогли развитию данного института.
Для того чтобы предмет договора на оказание платных услуг был согласован, необходимо конкретизировать действия или виды деятельности, которые исполнитель обязан выполнить. Поскольку предмет договора возмездного оказания услуг обозначается указанием на определенные виды деятельности, то круг возможных действий исполнителя может быть определен в соответствии с переговорами и перепиской, предшествовавшими заключению договора, сложившейся практикой, установившейся деловой практикой между сторонами, последующим поведением сторон и т.д.
Судебная практика играет важную роль в развитии института возмездных услуг. Она постоянно обогащает нормативное регулирование прецедентами толкования и применения права при взаимодействии норм главы 39 ГК РФ с другими главами ГК РФ и иными нормативными актами.
Проведя анализ законодательства, регулирующего обязательства по договору оказания услуг, можно выделить ряд его особенностей.
В частности, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ в п. 2. ст. 779 содержит классификацию услуг, для отдельных видов которых установлено особое правовое регулирование.
Безусловно, услуги в законодательной дефиниции являются понятием более широким по отношению к подряду. Однако общие положения о подряде и бытовом подряде применяются дополнительно к главе 39 Гражданского кодекса РФ.
При оказании услуг, указанных в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенные виды деятельности, не предусматривающие обязательного достижения материального результата.
В связи с этим представляется целесообразным и имеющим практическое значение выделение групп платных услуг, что приведет к систематизации и упорядочению гражданско-правовых отношений в сфере платных услуг.
Основным критерием дифференциации обязательств по предоставлению услуг на определенные категории может быть объект воздействия услуги. Учитывая специфику объекта воздействия, целесообразно выделить четыре самостоятельных вида платных услуг. К ним относятся, в частности, образовательные услуги, медицинские услуги, информационные услуги, а также культурно-образовательные услуги.
Так же, как и в подавляющем большинстве возмездных гражданско- правовых договоров, единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. Еще одним важным условием договора на оказание платных услуг является срок его действия.
Качество оказываемой услуги является важнейшей характеристикой субъекта договора на оказание платных услуг и заказчику предоставляется ряд возможностей для обеспечения надлежащего качества услуг.
Статья 780 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит указаний о порядке подтверждения предоставления услуг исполнителем. Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что, например, факт оказания услуг может быть подтвержден заявлениями о снятии показаний приборов учета и актами приема-передачи энергии, а также, согласно выводам арбитражной практики, документами, составленными вовремя или после оказания услуг, перепиской сторон, в том числе электронной, накладной с указанием того, что исполнитель оказал, а заказчик принял услуги, и т.д. может быть признан доказательством факта оказания услуг.
Гражданский кодекс Российской Федерации называет последствиями нарушения договорных обязательств не только меры имущественной ответственности (возмещение убытков), но и иные последствия.
Некоторые из них можно отнести к числу мер, вынуждающих нарушителя надлежащим образом исполнять обязательства: устранение недостатков в результате выполненной работы; возмещение затрат, понесенных контрагентом на их устранение, т. е. право потерпевшей стороны на односторонние действия, порождающие правовые последствия: отказ от исполнения договора, что равносильно его одностороннему расторжению.
Таким образом, формирование нормативно-правовой базы для заключения договоров на оказание платных услуг еще далеко не завершено. Пробелы в правовой базе регулирования этих отношений приводят к негативным последствиям и нарушению законных прав и охраняемых интересов сторон.
В связи с этим представляется целесообразным дополнить пункт 1 статьи 779 ГК РФ, уточнив необходимость уточнения услуг (например, вида, объема и перечня), которые исполнитель обязан выполнить для заказчика, в тексте рассматриваемого договора. Если стороны в договоре дают слишком общее определение услуг (например, неясно, какие конкретные действия или виды деятельности исполнитель обязуется выполнить), то будет считаться, что предметное условие является несогласованным. Однако суд не может признать договор возмездного оказания услуг не заключенным из-за несогласия его субъекта, если исполнитель оказал, а заказчик принял услуги.
Можно также дополнить статью 782 ГК РФ указанием на форму, в которой стороны договора осуществляют свое право в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств.
Претензия может стать формой такого одностороннего отказа, она четко позволяет определить волю стороны.


1. Богданов Е. В. Договоры в сфере предпринимательства. М.: Проспект, 2018. 512 с.
2. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. 455 с.
3. Бушков Д. В. Публичный договор и договор присоединения: тождественность и судебная практика // Экономико-юридический журнал. Бизнес в законе. 2014. №5. С. 127-130.
4. Васильева А. А. Условие о качестве в договорах возмездного оказания услуг //Молодежь в науке: Новые аргументы. 2019. С. 54-58.
5. Вольвач Я. В. О необходимости гражданско-правового регулирования вопросов качества услуг // Адвокат. 2017. № 9. С. 18-22.
6. Гонгало Б. Гражданское право. Учебник. Т. 2. М: Эксмо, 2018. 614 с.
7. Горбунова О. В. Общая характеристика обязательств по оказанию услуг //Вестник Волжского университета им. ВН Татищева. 2017. Т. 2. №. 1. С. 36-42.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // СЗ РФ. 1996. № 55. Ст. 410.
9. Гражданское право. Часть 2: Учебник. Обязательственное право. / Под ред. В.В. Залесского. М.: «МТК» Восточный экспресс», 2016. 605 с.
10. Ершов Н. Н. Гражданское право. В 2 т. Т. 2 : учебник / под общ. ред. М.В. Карпычева, А.М. Хужина. М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. 479 с.
11. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ (ред. от 22.01.2019) // СЗ РФ. 2005 № 1 (ч.1). Ст. 14.
12. Жукова Т. Одностороннее расторжение договора // ЭЖ-Юрист. 2011. № 33. С. 14-20.
13. Иванова Е. В., Хураськина Н. В., Соколова Н. Г. Права заказчика в договоре оказания образовательных услуг //Современный менеджмент в образовании. 2017. С. 49-53.
14. Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. 302 с.
15. Кабалкин А. Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М.: «Наука», 1972. 247 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ