Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников на уроках математики 9
1.1 Проблема исследования творческого мышления у младших школьников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников на уроках математики 16
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития творческого мышления у младших школьников на уроках математики 29
2.1 Изучение уровня развития творческого мышления у младших школьников на уроках математики 29
2.2 Реализация содержания экспериментальных приемов по развитию творческого мышления у младших школьников на уроках математики 41
2.3 Динамика развития творческого мышления у младших школьников при обучении на уроках математики 47
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 66
Современное общество все чаще нуждается в новых идеях, подходах для решения стандартных вопросов и задач. Поэтому встает вопрос в воспитании и обучении талантливой личности, которая умеет творчески и нестандартно мыслить, с целью решения поставленных социальных и научных проблем. Перед образованием, в данном случае, стоит не только задача дать необходимый объём знаний для дальнейшего обучения, но и воспитать творческую личность, с индивидуальными качествами и способностями.
Важно воспитать нового человека, который не только будет адаптироваться к меняющимся условиям современного общества, но и развиваться, посредством поиска, а в дальнейшем и применения разнообразных и нетрадиционных путей решения задач, которые встают перед ним. Для развития творчески мыслящей личности, особое значение имеет раскрытие себя, как генератора творческих идей в решении различных жизненных проблем. Именно та личность, которая находится в постоянном творческом поиске, не только добивается успехов в своей деятельности и реализации себя в обществе, но и достигает положительного результата в своем развитии.
Современные взгляды на развитие общества раскрываются и в ключевых образовательных документах, среди них Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009). В данном стандарте, в требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования, одно из направлений нацелено на развитие творческих способностей учащихся. Важность развития творческих качеств личности рассматривается в мотивации к творческой деятельности.
Творческие возможности учащихся важно развивать на всех этапах обучения в школе, но особое значение следует уделить развитию творческого мышления в младшем школьном возрасте. Данный возрастной период является сензитивным для развития творческой личности, он даёт возможность заложить основу творческих способностей и мышления.
В первом классе, когда ведущая деятельность ребенка меняется на учебную, необходимо выделить непрерывную и направленную линию на развитие психических процессов, а особое внимание следует уделить основным мыслительным процессам: анализ, синтез и сравнение. Основными трудностями детского мышления в младшем школьном возрасте при изучении математики, являются конкретность восприятия ситуации и трудность в обобщении понятий. Преодолеть эти трудности, а, следовательно, развить творческое мышление, предлагая новые идеи, можно с помощью решения математических задач разными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения, играет большую роль в будущей работе и творческой деятельности.
К изучению проблемы творческого мышления у младших школьников обращались многие психологи и педагоги, среди них: Д.Б. Богоявленская, Дж. П. Гилфорд, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, Э.П. Торренс. Данные ученые расширили взгляды на развитие творческого мышления, выделили условия, которые помогают или, наоборот, тормозят процесс творческой деятельности, а также выдвинули мышление ребенка в центр его сознательной деятельности.
Так, Дж. П. Гилфорд, рассматривая творческое мышление с позиции креативности, предложил параметры, позволяющие провести его оценку, а также ввел понятия дивергентного и конвергентного мышления.
Э.П. Торренс, развивая идеи Дж. П. Гилфорда, рассматривал творческое мышление с позиции быстрого решения проблемной ситуации и определял его как способность к обострённому восприятию недостатков и пробелов в знаниях, а также как умение создавать новые идеи, отклоняясь при этом от традиционных схем.
Я.А. Пономарёв, исследуя творческое мышление, выделил его главную особенность, которая связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность. В качестве ментальной единицы творческости мышления, Я.А. Пономарёв предлагает уделять внимание разнице ключевых уровней при постановке и решении задач.
Ведущий исследователь в области психологии творчества и одаренности, Д.Б. Богоявленская, считает, что исследование творческого мышления следует осуществлять через системный подход, а также предлагает отметить в качестве отдельной единицы исследования творчества интеллектуальную активность.
Многие современные педагоги, среди них Г.А. Ратищева, Е.К. Кретинина и А.А. Каравка, утверждают, что оптимальным способом развития творческого мышления у младших школьников на уроках математики являются - игры, а именно - квест-игры. Данные авторы, отмечают актуальным использование квестов в образовательном процессе, так как выполняя задания квест-игры, учащиеся не только получают знания в необычной для них форме, но и учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, а также развивают в себе творческое начало.
Однако, несмотря на представленную разработанность проблемы существуют ряд не маловажных вопросов, требующих их разрешения. Так, например, авторами учебных комплектов по математике для первого класса М.И. Моро и Г.В. Дорофеевым, предложены методы обучения творческому мышлению на уроках математики в первом классе, однако игровые приемы развития творческого мышления у младших школьников на уроках математики недостаточно разработаны и представлены в научно-методической литературе.
Поэтому, появляется проблема исследования: каковы условия реализации игровых приемов обучения, нацеленных на развитие творческого мышления у младших школьников на уроках математики?
Цель исследования: развить творческое мышление у младших школьников на основе разработанного содержания игровых приемов обучения на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: развитие творческого мышления у младших школьников, на основе разработанных математических квестов.
Гипотеза исследования: развитие творческого мышления у младших школьников на уроках математики будет проходить более эффективнее, если:
• разработать содержание математических квестов и объединить их в единый игровой комплекс;
• побуждать детей к поиску нового решения математических задач;
• использовать игры, активизирующие самостоятельность и инициативность первоклассников в процессе творческого поиска.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам развития творческого мышления у младших школьников.
2. Выявить уровень развития творческого мышления у младших школьников.
3. Разработать игровые приемы, объединенные в квест-игру, направленные на развитие творческого мышления у младших школьников на уроках математики.
4. Доказать эффективность разработанного содержания игровых приемов, объединённых в единый математический квест, с целью развития творческого мышления у младших школьников на уроках математики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: исследование проводилось в МБУ средней школе № 13 г.о. Тольятти.
Новизна исследования: разработано содержание игровых математических приемов, объединенных в единый квест, нацеленное на развитие творческого мышления у младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость: разработанные квест-игры, позволяют качественно улучшить процесс развития творческого мышления у младших школьников на уроках математики. Предложенные творческие задания, основанные на игровом подходе, могут быть использованы при изучении математики в первом классе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Потребность в творческой личности, которая может отвечать предъявляемым к ней требованиям, применяя нестандартный подход в решении задач, остается актуальной в современном обществе. Данная потребность может быть реализована в рамках образовательного процесса в результате обучения и воспитания талантливой личности, мотивированной к постоянному творческому поиску. Оптимальным периодом в развитии творческого мышления, среди всех этапов обучения в школе, является младший школьный возраст, так как он выступает сензитивным и дает возможность заложить необходимую творческую базу для дальнейшего развития ребенка. Исходя из этого, проблема исследования творческого мышления у младших школьников представляет собой одну из важных проблем на этапе начального общего образования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал разработанность данной проблемы, позволил выявить особенности развития творческого мышления на ступени начального общего образования, обобщить подходы различных ученых по данному вопросу и раскрыть особенности его проявления у младших школьников. Особую значимость, исходя из проанализированной литературы, в современном обучении приобретает игровой подход, как форма организации учебного процесса на уроках математики. Однако, несмотря на разработанность проблемы, на сегодняшний день недостаточно представлены игровые приемы, направленные на развитие творческого мышления у младших школьников на уроках математики.
Констатирующий этап эксперимента показал необходимость разработки математических игр, которые активизируют самостоятельность и инициативность первоклассников в процессе творческого поиска решения математических упражнений. Это связано с тем, что у учеников низкого уровня развития творческого мышления, наблюдались следующие трудности: сложность в создании нового оригинального образа и придумывании названия к нему не только в рассказах, но и в рисунках. Ученики использовали в своей речи устоявшиеся выражения и словосочетания, не наполняя свой рассказ средствами выразительности. Это говорит о низком уровне развития способности к созданию новых идей, а также низком уровне богатства и выразительности речи. Для них было сложно переключаться с одной деятельности на другую, а в частности при выполнении методики «Гибкость мышления» не все младшие школьники выполнили предложенные способы написания предложения. Особенно, им было сложно чередовать заглавные и строчные буквы в предложении. Это может говорить о низком уровне гибкости мышления. Таким образом, констатирующий этап эксперимента позволил сделать вывод о том, что большинство детей имеют низкие уровни развития: быстроты протекания мыслительных процессов, гибкости мышления и способности к созданию новых идей.
Разработанные игровые приемы, объединенные в единый математический квест, направленные на развитие творческого мышления у младших школьников на формирующем этапе эксперимента, были выстроены таким образом, чтобы осуществлялась коррекция выявленных проблем на констатирующем этапе эксперимента. Игровые математические приемы побуждали младших школьников к внешней, а затем и внутренней активности, которая, благодаря закреплению приобретенных знаний, постепенно превращалась в устойчивые поведенческие реакции, связанные с необходимостью творческого проявления решения задач как в предложенных упражнениях, так и в повседневной жизни.
Позитивная динамика изменения уровня развития творческого мышления у младших школьников доказывает эффективность разработанных игровых математических приемов. Количество детей с высоким уровнем в экспериментальной группе увеличилось на 22,8%, в то время как результаты среднего и низкого уровня снизились на 9,2% и 13,6%. Качественные изменения отразились не только в преодолении трудностей, выявленных на констатирующем этапе эксперимента, но и в желании младших школьников применять как можно чаще творческий подход в решении предложенных задач.
Из всего выше сказанного, следует вывод, что проведенное исследование позволило доказать выдвинутую гипотезу о том, что развитие творческого мышления у младших школьников на уроках математики будет проходить эффективнее, если разработать содержание математических квестов и объединить их в единый игровой комплекс, который побудит детей к поиску нового решения математических задач, активизируя при этом самостоятельность и инициативность первоклассников.
1. Акишина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе // Педагогика искусства. 2016. №3. С. 9-17.
2. Баракина Т.В. Использование занимательных задач на уроках математики в начальной школе // Начальная школа. 2017. №3. С. 32-34.
3. Барышева Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 416 с.
4. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М. : Международные отношения, 1990. 200 с.
5. Берникова И.К. Схемы как средства организации мышления в процессе обучения математике // Вестник Омского университета. 2015. № 1 (75). С. 23-27.
6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д : Издательство РГУ, 1983. 172 с.
7. Веракса Н.Е., Комарова Т. С. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 304 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Гилфорд Дж. П. Три стороны интеллекта / Ред. А. М. Матюшкин. М. : Прогресс, 1965. 525 с.
10. Гилязетдинова З.Ф. Развитие творческого мышления учащихся // Педагогика и современность. 2013. № 1 (3). С. 51-54.
11. Дорофеев Г.В. Математика. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1. М. : Просвещение, 2011. 128 с.
12. Дрозина В.В., Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. Руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи : учеб. пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 255 с.
13. Игнатова Ф.В. Изучение взаимосвязи творческого мышления и эмоциональной устойчивости у младших школьников // Проблемное обучение в современном мире. VI Международные Махмутовские чтения. 2016. С. 689-693.
14. Ильина Н.О. Специфика преподавания ИЗО в ОЧУ СОЖ «Мир интеллекта» для родителей // Готовность к межкультурному диалогу. 2015. №6. С. 28-38.
15. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Мир науки. 2015. №3. С. 21-28.
...