Введение
Глава 1. Теоретические аспекты методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста
1.1Теоретический анализ философской и психолого-педагогической
литературы по проблеме семейного образования
1.2Методическое сопровождение семейного образования детей младшего
школьного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего
школьного возраста
2.1Выявление уровня готовности родителей к процессу семейного
образования детей младшего школьного возраста
2.2Содержание и компоненты методического сопровождения процесса
семейного образования детей младшего школьного возраста
2.3Изучение динамики уровня готовности родителей к осуществлению
семейного образования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Современная ситуация в социальных и экономических сферах общества формирует приоритет ценности образования, происходит переосмысление его целей ценностей и смыслов. Формируется новая государственная политика в образовании, ориентированная на достижение высокого качества образования как качества жизнедеятельности человека. При этом, семья является важнейшим социальным инструментом общества, фундаментом, который определяет развитие личности ребенка.
Актуальность данного исследования на социально-педагогическом уровне определяется современным заказом общества на формирование психологически здоровой личности, имеющей активную познавательную позицию, готовой к самостоятельной организации своей учебной деятельности (О.В. Зайцева), что выполнимо при условии единства целей и ценностей образовательных учреждений и семьи. Индивидуальный подход, позволяющий учитывать особенности и личные образовательные потребности ребенка, составлять график обучения и режим занятий, отвечающий способностям учащегося в полной мере возможен при выборе обучения в форме семейного образования.
Согласно ФГОС НО в «портрете выпускника начальной школы» одной из основных характеристик является «владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности...». «Сегодня главное научить самостоятельно учиться, пишет известный психолог-педагог Л.В. Петрановская. Кроме того, обучение ребенка в семье позволяет родителям контролировать качество и количество поступающей к ребенку информации, производить отбор учебных материалов, основываясь на собственных предпочтениях, своем образовательном уровне и познавательных запросах ребенка.
Право родителей (законных представителей) на обучение ребенка в семье закреплено в ст.44 п.3 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. Необходимо отметить, что все большее число российских родителей отдают предпочтение обучению детей в форме семейного образования.
Согласно данным Минобрнауки около 100 тысяч семей ежегодно переводят детей на данную форму образования. В электронном ресурсе (например в статье И. Ивойловой (2013) Минобрнауки разъяснило правила домашнего обучения) фигурирует цифра 1,5 миллиона семей, получивших опыт семейного образования.
В последние годы произошел активный рост школ альтернативного обучения и центров семейного образования. Увеличению количества желающих перейти на альтернативную форму обучения так же способствует развитие информационных технологий, в частности возможность дистанционного обучения и наличие огромного объема информации и научных знаний в сети Интернет. Тем не менее, несмотря на перспективность развития данной формы образования, наблюдается недостаток в методических рекомендациях, связанных с конкретными действиями родителей в процессе обучения детей.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из теоретического изучения сущности семейного образования в России, выявление основных областей, освещение которых значительно упростит задачу родителей и повысит качество образования детей младшего школьного возраста.
Изучение специфики семейного образования как педагогического феномена явилось предметом исследований следующих ученых и специалистов: А. И. Антонова, И. М. Чапковского, Т. Бентли, А. Петри, Т. И. Староверова, Л. Тэйлора, А. Томаса, Д. Холта, А. Н. Якуниной и др.
Проблемы индивидуализации и гуманизации государственного школьного образования занимали значимое место в исследованиях Е. В. Бондаревской, Ш. А. Амонашвили, К. Роджерса и др.
Содержание личностно-ориентированного подхода в образовании раскрыто в трудах Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской и др.
Теория учебной деятельности рассмотрены в работах А. А. Аронова, М.В. Богуславского, А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой,
A.Г. Казаковой, В.С. Садовской, Н. Ф. Спинжар, Т.К. Солодухиной,
B.А. Сухачевой, Т. В. Христидис, В. М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.
В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования (Ю. В. Васильев, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, Г. С. Лазарев, М. М. Поташник, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин, П. И.Третьяков, Т. И. Шамова и др.).
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется не изученностью возможности организации методической деятельности с позиции сопровождения в семейном образовании.
Наряду с разработанностью некоторых аспектов рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить следующие противоречия, между:
-запросом общества в формировании разносторонне развитой личности, склонной к познанию и активной деятельности и сложившейся системой образования, которая не в полной мере отвечает существующим требованиям;
-высоким педагогическим потенциалом образования в семье, когда есть возможность учитывать индивидуальные особенности и потребности ребенка и его слабая реализация в России;
-возможностью становления семейного образования в России и отсутствием методического сопровождения, которое позволило бы целенаправленно реализовать этот процесс.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: какое влияние окажет методическое сопровождение на
процесс семейного образования детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста .
Объект исследования: процесс семейного образования детей
младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методическое сопровождение семейного образования детей младшего школьного возраста .
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что качественные изменения процесса образования детей младшего школьного возраста силами родителей возможны, если:
-раскрыта сущность понятий семейного образования и методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста;
- дано экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки уровней готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста;
-определено и реализовано содержание методического
сопровождения, направленного на повышение уровня готовности родителей к семейному образованию детей младшего школьного возраста.
Цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ философской и психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; уточнить содержание понятий «семейное образование», «методическое сопровождение семейного образования детей младшего школьного возраста», его структуру.
2.Определить компоненты, показатели и уровни готовности родителей к семейному образованию детей младшего школьного возраста.
3.Разработать и экспериментальным путем апробировать методическое сопровождение процесса образования детей младшего школьного возраста в семье.
Теоретической основой исследования являются исследования по проблеме семейного образования (А. И. Антонов, Т. Бентли, А. Петри, Т. И. Староверов, Л. Тэйлор, А. Томас, И. М. Чапковский, А. Н. Якунина, Д. Холт и др.); работы, раскрывающие сущность и особенности организации методической деятельности в системе образования (Ю. В. Васильев, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г. Н. Сериков, В.А. Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И. Шамова и др.).
Для решения данных задач применись методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литераторы по исследуемой проблеме; обобщение, проектирование результатов и процессов ее достижения на различных этапах выполнения магистерской диссертации); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты).
Опытно-экспериментальной базой исследования стали:
- НКО «Три грации», Клуб «Родители НЕшкольников».
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
На первом этапе (сентябрь 2016г. - февраль 2017г.) изучалась и
анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2017г. - февраль 2018г.) проводились
констатирующий и формирующий эксперименты; разрабатывалось и апробировалось методическое сопровождение процесса образования детей младшего школьного возраста в семье, вне образовательной организации, осуществлялась работа с родителями, направленная на эффективность данного процесса;
На третьем этапе (февраль 2018г. - апрель 2018г.) проводился
сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит в выявлении степени изученности проблемы, определении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке влияния методического сопровождения на уровень готовности родителей к семейному образованию детей младшего школьного возраста, а также в создании информационных образовательных ресурсов: веб-сайта.
Теоретическая значимость исследования заключается:
-в уточнении понятия «семейное образование детей»;
-в уточнении понятия «методическое сопровождение семейного образования»;
-в определении критериев и показателей для оценки эффективности разработанного методического сопровождения семейного образования детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается:
-в возможности использования на практике комплекса диагностических методик по изучению уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста;
- в возможности дальнейшего использования компонентов методического сопровождения для повышения уровня готовности родителей к обучению детей вне образовательной организации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались применением современных научных теоретических положений; использованием принципов системного и процессного подходов к изучению проблемы, а также экспериментальной проверкой всех основных теоретических выводов, апробацией соответствующего материала в организации методического сопровождения процесса образования детей младшего школьного возраста в семье.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в работе научно-практических конференций, отчетов на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ на протяжении всего периода исследования.
По материалам исследования опубликовано 4 статьи.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Семейное образование детей понимается нами как реализация образования вне образовательной организации, когда родитель сам становится учителем, тьютером для своего ребенка.
2.Готовность родителей осуществлять образовательную деятельность в отношении своих детей мы связываем с сформированностью у них таких компонентов, как: когнитивный (знание нормативно-правовой базы СО; образовательных программам, психовозрастных особенностей детей; общеобразовательные знания; информированность о различных образовательных интернет-ресурсах); мотивационный (заинтересованность родителей в успешном результате обучения детей в семье; способность к саморазвитию и самопознанию), личностный (умение выстраивать оптимальные взаимоотношения с ребенком, наличие эмоционального принятия, наличие родительской эмпатии) и организационный (умение планировать время (свое и ребенка), составлять учебный план).
3.Методическое сопровождение деятельности родителей по осуществлению процесса семейного образования, должно повысить его качество, если оно будет представлено юридическим, организационнометодическим и психологическим направлениями.
Структура и объем диссертации.
Магистерская диссертация соответствует логике исследования и включает введение, две главы, выводы по ним, заключение, список используемой литературы, включающий 54 наименования. Текст содержит 10 таблиц, 10 рисунков, 5 приложений.
1.Теоретическое изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме семейного образования, позволило установить, что данная проблема является актуальна и требует дальнейшего теоретического осмысления. В процессе исследования была определена сущность понятий «семейное образование».
Семейное образование детей понимается нами как реализация образования вне образовательной организации, когда родитель сам становится учителем, тьютером для своего ребенка
2.Готовность родителей осуществлять образовательную деятельность в отношении своих детей мы связали со сформированностью таких компонентов, как: когнитивный (знание нормативно-правовой базы СО; образовательных программам, психовозрастных особенностей детей; общеобразовательные знания; информированность о различных образовательных интернет-ресурсах); мотивационный (заинтересованность родителей в успешном результате обучения детей в семье; способность к саморазвитию и самопознанию), личностный (умение выстраивать оптимальные взаимоотношения с ребенком, наличие эмоционального принятия, наличие родительской эмпатии) и организационный (умение планировать время (свое и ребенка), составлять учебный план).
3.Методическое сопровождение деятельности родителей по
осуществлению процесса семейного образования, представлено юридическим, организационно-методическим и психологическим
направлениями, что повысило его качество.
В результате исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза о том, что методическое сопровождение позволяет повысить уровень готовности родителей, выбравших для своих детей семейное образование.
Проведенное исследование не исчерпывает всех возможных аспектов методического сопровождения семейного образования младшего школьного возраста. Дальнейшая работа может быть посвящена разработке методик мониторинга качества процесса семейного образования.
1.Базарова, С. В. Психологическое сопровождение преемственности дошкольного и школьного образования: методическое пособие для практических психологов образовательных учреждений [Текст] / С.В. Базарова. - Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2006. - 104 с.
2.Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст]/ В.П. Беспалько. - М.; Воронеж, 2002. - 157с.
3.Битянова, М. Р. Практическая психология в школе [Текст] / М.Р. Битянова.- М.: Совершенство, 1997.- 296 с.
4.Блог [Электронный ресурс]//Википедия. - URL:
ЬИр8://ги.’№1к1реб1а.огд/’№1к1/Блог (дата обращения 03.05.2017)
5.Боков, М. А. (2013) Семейное образование - закрыть нельзя
продолжать [Электронный ресурс]// Pravmir.ru. Православие и мир. 7 октября. URL: http://pravmir.ru/semejnoe%obrazova%
nie%est%li%budushhee%1/ [архивировано в WebCite] (дата обращения:
28.11.2016).
6.Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации [Текст]/ под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 122с.
7.Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] / О. С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-33
8.Галиуллина, Г. М., Клочкова, Г. М. Методы выявления творческих способностей личности ребенка [Текст]/ Г.М. Галиуллина, Г.М. Клочкова // Человекознание: сборник статей IX Международной научной конференции. - 2017. - С. 10-13
9.Дерновский, И. Д. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие [Текст] /И. Д. Дерновский. - К.: «Академвидав», 2004. - 352с.
10.Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого - педагогического исследования : учеб. пособие для студ. вузов [Текст] /
B.И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. - 6-е изд., стер.; Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. - 108с.
11.Зайцева, О. В. Особенности семейного образования в условиях новых образовательных стандартов [Текст]/О.В. Зайцева//Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. - №3(38). - Новосибирск: Сибак, 2014. -
C.16-18.
12.Засорина, Л. Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования [Текст]/ Л.Н.Засорина, Е.Н.Плюснина//Нач.школа. - 1999. - № 1. - С.74.
13.Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст]/И. А. Зимняя. - 3-е издание, пересмотренное. - Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2010. - 448с.
14.Ивойлова, И. А. (2013) Минобрнауки разъяснило правила домашнего обучения [Электронный ресурс]/И.А. Ивойлова // Российская газета. 26 ноября. - http://rg.ru/2013/11/26/obrazovaniesite.html (дата обращения: 29.09.2016)
15.Казакова, Е. И., Тряпицына, A. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) [Текст]/ Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. - СПб. Петербург - XX век - ЗАО «Пресс-Аташе», 1997. - 160 с...