ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Особенности формирования элементарных математических
представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 25
2.1 Выявление уровня сформированности элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 25
2.2 Содержание работы по формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 46
2.3 Оценка эффективности работы по формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 57
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложения 77
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Особенности формирования элементарных математических
представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 25
2.1 Выявление уровня сформированности элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 25
2.2 Содержание работы по формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 46
2.3 Оценка эффективности работы по формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 57
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложения 77
Актуальность исследования заключается в том, что овладение дошкольниками элементарными математическими представлениями качественно влияет на состояние психического развития и обеспечивает готовность к обучению в школе. Поэтапное формирование элементарных математических представлений оказывает корригирующие влияние на более слабые стороны психической деятельности детей с задержкой психического развития, способствует развитию восприятия и мышления, и всей познавательной деятельности в целом. Как правило, многим детям с задержкой психического развития присущи недостатки в развитии на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, Л.Н. Кассал, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.А. Пепик, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева).
В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями встает важная задача формирования элементарных математических представлений у детей, что в свой черед требует усовершенствования образовательного процесса.
Проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР изучалась многими психологами, педагогами, учеными и отображена в работах Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажниковой, С.А. Игумнова, Я.П. Коломинского, В.В. Мыслюка, Е.А. Панько, А.А. Реана, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко.
Для решения проблемы формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития необходимо пополнение педагогической теории и практики новыми экспериментальными данными, учебно-методическими рекомендациями. В дошкольном образовании еще остались нерешенные вопросы в контексте проблемы формирования математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью методики по формированию отдельных показателей математических представлений.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: какова методика формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет.
Предмет исследования: методика по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития будет успешным, если:
- разработано содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- подобраны коррекционно -развивающие упражнения для развития психических процессов детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- включены в коррекционную работу родители детей 4-5 лет с задержкой психического развития в форме интерактивной игры.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
3) разработать содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития;
4) оценить эффективность методики по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научной и методической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с ЗПР;
- эмпирические - формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для выявления особенностей элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению особенностей элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития, Л.Б. Баряевой, Г.М. Капустиной, Л.Н. Левиной, Е.А. Стребелевой, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко;
- подходы к проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития, представленные в исследованиях Л.Б. Баряевой, Н.Ф. Кузьминой- Сыромятниковой, Н.И. Непомнящей, Н.Г. Морозовой, М.Н. Перовой.
Новизна исследования заключается в определении содержания методики формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснование методики расширяет научные представления о формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования, диагностические задания и разработанную методику могут использовать в практике работы воспитатели, педагоги - психологи, учителя-дефектологи, работающие с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития для формирования элементарных математических представлений.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 18 детей 4-5 лет с задержкой психического развития группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (30 источников), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 26 таблицами.
В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями встает важная задача формирования элементарных математических представлений у детей, что в свой черед требует усовершенствования образовательного процесса.
Проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР изучалась многими психологами, педагогами, учеными и отображена в работах Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажниковой, С.А. Игумнова, Я.П. Коломинского, В.В. Мыслюка, Е.А. Панько, А.А. Реана, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко.
Для решения проблемы формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития необходимо пополнение педагогической теории и практики новыми экспериментальными данными, учебно-методическими рекомендациями. В дошкольном образовании еще остались нерешенные вопросы в контексте проблемы формирования математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью методики по формированию отдельных показателей математических представлений.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: какова методика формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет.
Предмет исследования: методика по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития будет успешным, если:
- разработано содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- подобраны коррекционно -развивающие упражнения для развития психических процессов детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- включены в коррекционную работу родители детей 4-5 лет с задержкой психического развития в форме интерактивной игры.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
3) разработать содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития;
4) оценить эффективность методики по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научной и методической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с ЗПР;
- эмпирические - формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для выявления особенностей элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению особенностей элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития, Л.Б. Баряевой, Г.М. Капустиной, Л.Н. Левиной, Е.А. Стребелевой, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко;
- подходы к проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития, представленные в исследованиях Л.Б. Баряевой, Н.Ф. Кузьминой- Сыромятниковой, Н.И. Непомнящей, Н.Г. Морозовой, М.Н. Перовой.
Новизна исследования заключается в определении содержания методики формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснование методики расширяет научные представления о формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования, диагностические задания и разработанную методику могут использовать в практике работы воспитатели, педагоги - психологи, учителя-дефектологи, работающие с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития для формирования элементарных математических представлений.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 18 детей 4-5 лет с задержкой психического развития группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (30 источников), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 26 таблицами.
Проблема формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития актуальна и затрагивается в различных источниках психолого-педагогической литературы, а также касается аспектов развития детей с задержкой психического развития. Но следует отметить, что, несмотря на освещенность проблемы формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития в литературе, многих исследователей интересует проблема по поиску эффективных средств работы с детьми с задержкой психического развития.
В нашем исследовании отражены основные подходы, которые касаются особенностей формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, рассмотрены этапы формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.
В ходе проведенного исследования установили, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития можно определить с помощью специально подобранных диагностических заданий. По результатам исследования мы установили, что у изучаемой группы детей уровень сформированности элементарных математических представлений находится на среднем уровне развития, следовательно, существует необходимость в его повышении.
Выдвинутая гипотеза, согласно которой формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития будет успешным, если:
- разработана методика по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- подобраны и включены в методику по формированию элементарных математических представлений корекционно -развивающие упражнения для развития психических функций у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- включена интерактивная форма работы с родителями детей 4-5 лет с ЗПР для формирования элементарных математических представлений - доказана.
В результате работы на формирующем этапе эксперимента у детей 4-5 лет с задержкой психического развития произошли качественные изменения показателей сформированности элементарных математических представлений. Дети самостоятельно справляются с заданиями на сравнение количества предметов, оценку величины, на знания геометрических фигур, на знания пространственных и временных представлений.
Таким образом, разработанное и внедренное содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития оказало положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей экспериментальной группы.
Следовательно, проведенное исследование носит прикладной характер. Предложенная методика работы может быть использована педагогами- психологами образовательных организаций для формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.
В нашем исследовании отражены основные подходы, которые касаются особенностей формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, рассмотрены этапы формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.
В ходе проведенного исследования установили, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития можно определить с помощью специально подобранных диагностических заданий. По результатам исследования мы установили, что у изучаемой группы детей уровень сформированности элементарных математических представлений находится на среднем уровне развития, следовательно, существует необходимость в его повышении.
Выдвинутая гипотеза, согласно которой формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития будет успешным, если:
- разработана методика по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- подобраны и включены в методику по формированию элементарных математических представлений корекционно -развивающие упражнения для развития психических функций у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- включена интерактивная форма работы с родителями детей 4-5 лет с ЗПР для формирования элементарных математических представлений - доказана.
В результате работы на формирующем этапе эксперимента у детей 4-5 лет с задержкой психического развития произошли качественные изменения показателей сформированности элементарных математических представлений. Дети самостоятельно справляются с заданиями на сравнение количества предметов, оценку величины, на знания геометрических фигур, на знания пространственных и временных представлений.
Таким образом, разработанное и внедренное содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития оказало положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей экспериментальной группы.
Следовательно, проведенное исследование носит прикладной характер. Предложенная методика работы может быть использована педагогами- психологами образовательных организаций для формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.



