Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Особенности формирования элементарных математических
представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 25
2.1 Выявление уровня сформированности элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 25
2.2 Содержание работы по формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 46
2.3 Оценка эффективности работы по формированию элементарных
математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 57
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложения 77
Актуальность исследования заключается в том, что овладение дошкольниками элементарными математическими представлениями качественно влияет на состояние психического развития и обеспечивает готовность к обучению в школе. Поэтапное формирование элементарных математических представлений оказывает корригирующие влияние на более слабые стороны психической деятельности детей с задержкой психического развития, способствует развитию восприятия и мышления, и всей познавательной деятельности в целом. Как правило, многим детям с задержкой психического развития присущи недостатки в развитии на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, Л.Н. Кассал, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.А. Пепик, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева).
В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями встает важная задача формирования элементарных математических представлений у детей, что в свой черед требует усовершенствования образовательного процесса.
Проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР изучалась многими психологами, педагогами, учеными и отображена в работах Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажниковой, С.А. Игумнова, Я.П. Коломинского, В.В. Мыслюка, Е.А. Панько, А.А. Реана, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко.
Для решения проблемы формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития необходимо пополнение педагогической теории и практики новыми экспериментальными данными, учебно-методическими рекомендациями. В дошкольном образовании еще остались нерешенные вопросы в контексте проблемы формирования математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью методики по формированию отдельных показателей математических представлений.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: какова методика формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет.
Предмет исследования: методика по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития будет успешным, если:
- разработано содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- подобраны коррекционно -развивающие упражнения для развития психических процессов детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- включены в коррекционную работу родители детей 4-5 лет с задержкой психического развития в форме интерактивной игры.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
3) разработать содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития;
4) оценить эффективность методики по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научной и методической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с ЗПР;
- эмпирические - формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для выявления особенностей элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению особенностей элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития, Л.Б. Баряевой, Г.М. Капустиной, Л.Н. Левиной, Е.А. Стребелевой, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко;
- подходы к проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития, представленные в исследованиях Л.Б. Баряевой, Н.Ф. Кузьминой- Сыромятниковой, Н.И. Непомнящей, Н.Г. Морозовой, М.Н. Перовой.
Новизна исследования заключается в определении содержания методики формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснование методики расширяет научные представления о формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования, диагностические задания и разработанную методику могут использовать в практике работы воспитатели, педагоги - психологи, учителя-дефектологи, работающие с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития для формирования элементарных математических представлений.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 18 детей 4-5 лет с задержкой психического развития группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (30 источников), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 26 таблицами.
Проблема формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития актуальна и затрагивается в различных источниках психолого-педагогической литературы, а также касается аспектов развития детей с задержкой психического развития. Но следует отметить, что, несмотря на освещенность проблемы формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития в литературе, многих исследователей интересует проблема по поиску эффективных средств работы с детьми с задержкой психического развития.
В нашем исследовании отражены основные подходы, которые касаются особенностей формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, рассмотрены этапы формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.
В ходе проведенного исследования установили, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития можно определить с помощью специально подобранных диагностических заданий. По результатам исследования мы установили, что у изучаемой группы детей уровень сформированности элементарных математических представлений находится на среднем уровне развития, следовательно, существует необходимость в его повышении.
Выдвинутая гипотеза, согласно которой формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития будет успешным, если:
- разработана методика по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- подобраны и включены в методику по формированию элементарных математических представлений корекционно -развивающие упражнения для развития психических функций у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- включена интерактивная форма работы с родителями детей 4-5 лет с ЗПР для формирования элементарных математических представлений - доказана.
В результате работы на формирующем этапе эксперимента у детей 4-5 лет с задержкой психического развития произошли качественные изменения показателей сформированности элементарных математических представлений. Дети самостоятельно справляются с заданиями на сравнение количества предметов, оценку величины, на знания геометрических фигур, на знания пространственных и временных представлений.
Таким образом, разработанное и внедренное содержание, формы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития оказало положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей экспериментальной группы.
Следовательно, проведенное исследование носит прикладной характер. Предложенная методика работы может быть использована педагогами- психологами образовательных организаций для формирования элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития.
1. Абрамова, Г.С. Психология дошкольников [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Логос, 2012. -224с.
2. Аслаева, Р.Г. Специальная педагогика и психология [Текст] / Р.Г. Аслаева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 136 с.
3. Бабкина, Н.В. Сопровождение детей с ЗПР в образовательной интеграции [Текст] / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с отклонениями. - 2012. - № 1. - С. 23-31.
4. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] / Л.Б. Баряева - Спб.: Изд-во РПГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 479 с.
5. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 18-31.
6. Бардышева Т.Ю. Игровые задания для детей 4-5 лет [Текст] / Т.Ю. Бардышева - СПб.: Речь, 2016. - 36 с.
7. Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ [Текст] / И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 63-68.
8. Белопольская, Н.Л. Исследование эмоционального развития детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Л. Белопольская, Н.П. Клейменова // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 36-43.
9. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 136 с.
10. Борозинец, Н.М. Коррекция развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Н.М. Борозинец // Логопедия сегодня. - 2008. - № 4 - С. 60-63.
11. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей. - 2004. - № 1. - С. 10-17.
12. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина // Коррекционная педагогика. - 2003. - №2. - С. 33-43.
13. Варламова, О.И. Типология детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / О.И. Варламова // Практическая психология. - 2006. - №1. - С. 20¬24.
14. Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития / А.Д. Вильшанская А. // Дефектология. - 2007. - №2. - С. 50-57.
15. Вильшанская, А.Д. Работа учителя-дефектолога дошкольниками с ОВЗ [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №6. - С. 22-32.
16. Виноградова, Е. И. Методы педагогического воздействия во время занятий с дошкольниками [Текст] / Е.А. Виноградова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 2. - С. 13.
17. Деркунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 368 с.
18. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей. [Текст] / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №1. - С. 8-16.
19. Закрепина А. Умственно отсталые дети [Текст] / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 58-66.
20. Иванова, С.Л. Специфические нарушения умственного развития детей [Текст] / С.Л. Иванова // Педагогические науки. - 2013. - № 3. - С. 45¬50.
21. Ивченко, Е.П. Игры в коррекционной работе [Текст] /
Е.П. Ивченко // Дошкольная педагогика. - 2014. - №1. - С. 46-50.
22. Коробейникова, И.А. Специальный стандарт образования - обучения и воспитания детей с ЗПР [Текст] / И.А. Коробейникова // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 10- 17.
23. Колесникова Е.В. Математические ступеньки, Программа развития математических представлений у дошкольников [Текст] / Колесникова Е.В. - М.: Карапуз 2016. - 97 с.
24. Левченко, И.Ю. Содержание и организация деятельности ПМПК для детей с ЗПР [Текст] / И.Ю. Левченко // Логопед в детском саду. - 2012. - № 1. - С. 41-46.
25. Мамайчук, И.И. Диагностика задержки психического развития у детей [Текст] / И.И. Мамайчук // Дефектология. - 2002. - №6. - С. 17-25.
26. Морозова И.А., Пушкарева И.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР : методическое пособие. М.: Мозайка-Синтез; КРО, 2009. - 72 с.
27. Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Соколова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 211 с.
28. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных
представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. - М.: Владос,
2001. - 88 с.
29. Хачатурян Л. М. Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1324-1327.
30. Шевченко, С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / С.Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С. 3-9