Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №109470

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования экологической грамотности учащихся младшего школьного возраста 6
1.1 Формирование экологической грамотности учащихся: педагогический и нормативный аспект 6
1.2 Специфика формирования экологической грамотности у учащихся младшего школьного возраста 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической грамотности у младших школьников 32
2.1 Изучение начального уровня сформированности экологической грамотности младших школьников 32
2.2 Экспериментальная проверка комплекса уроков окружающего мира, направленных на формирование экологической грамотности младших школьников 41
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира 57
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения 70

В последнее время в образовательном процессе начальной школы сделан акцент на Концепцию духовно-нравственного развития гражданина РФ, где в разделе базовые национальные ценности, прописано, что: «основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России». Одной из базовых национальных ценностей является природа, которая рассматривается как «эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание» [32]. Именно поэтому формировать экологическую грамотность необходимо уже в младшем школьном возрасте.
В решении поставленной задачи важную роль играет школа. Одним из основных направлений работы школы является «воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической грамотности», которое имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.
Этим и обусловливается актуальность темы настоящего исследования: «Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель выпускной квалификационной работы - выявить и апробировать эффективность комплекса занятий по формированию экологической грамотности у младших школьников в процессе обучения на уроках окружающего мира. Объект исследования - экологическое образование младших школьников.
Объект исследования - экологическое образование младших школьников.
Предметом исследования является процесс формирования экологической грамотности младших на уроках окружающего мира.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности экологической грамотности младших школьников;
3. Разработать и внедрить в учебный процесс методы формирования основных критериев экологической грамотности посредством проведения уроков окружающего мира;
4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
Гипотеза: процесс формирования экологической грамотности младших школьников более эффективен, если органично сочетать в работе разнообразные активные методы экологического образования.
Методы исследования (теоретические и эмпирические):
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Метод математической обработки полученных результатов.
4. Метод наблюдения.
При написании бакалаврской работы были рассмотрены труды педагогов прошлых веков, таких как: Я.А. Коменский, И.Д. Зверев, которые заложили основу педагогики как науки и первыми рассмотрели связь человека с природой. Так же были изучены труды современных педагогов, таких, как: Ермакова Е.Б., Нестерова А.А., Григорьева Е.В., которые рассматривали вопросы, связанные с решением задач экологического образования младших школьников.
Исследования проводились на базе ГБОУ ООШ № 27 г. Сызрани.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной дипломной работы могут быть использованы в практике начальной школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитание экологической грамотности и осознанного отношения к окружающему миру - это долгий и целенаправленный процесс, в основе которого лежат дидактические принципы педагогики и законы природы. Процесс воспитания экологически грамотной личности обеспечивает развитие у человека морально-ценностных ориентаций, нравственных качеств, соответствующего отношения к природе как к универсальной ценности.
Проблема формирования экологически культурной и грамотной личности в настоящее время становится одной из центральных и значимых. Это связано с тем, что экологическая грамотность является важной составной частью общей культуры человечества. Об этом свидетельствует Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина РФ.
Важным моментом в формировании экологической грамотности является развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам и богатствам [12, с.61]. И формировать экологическую грамотность необходимо уже в младшем школьном возрасте, так как данный возраст является наиболее благоприятным периодом. В этом возрасте ребенок полностью открыт для общества, готов к процессу познания, он с интересом воспринимает новую для него информацию, у него преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира, активно формируются свойства и качества личности, которые определяют его сущность в будущем.
Экологическая грамотность - это начальная ступень формирования экологической культуры личности [42]. Экологическая грамотность складывается из таких составляющих, как экологические знания, оценка окружающей действительности, предвосхищение последствий деятельности человека в природе, изучение всех способов грамотного природопользования и стремление к природоохранной деятельности.
Таким образом, экологическая грамотность является продуктом экологического образования и воспитания. Непосредственное формирование экологической грамотности происходит в процессе целенаправленного влияния педагога. Следовательно, задача педагога - давать детям определённый объём знаний, а так же корректировать уже имеющиеся знания и представления об окружающей действительности.
Экологически развивающая среда в школе должна способствовать развитию познавательной активности ребенка, расширению его кругозора, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию целостной картины мира.
Работа по формированию экологической грамотности младших школьников проводилась на уроках окружающего мира («Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова).
В ходе опытно-экспериментальной работы я убедился в том, что использование активных форм и методов работы по формированию экологической грамотности, а также оптимальное сочетание и усовершенствование уже имеющихся форм и методов, является составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
В ходе исследования выяснилось, что регулярная целенаправленная работа с использованием активных методов обучения способствует формированию и повышению экологической грамотности младших школьников.
Экологическая грамотность является важной составляющей всесторонне развитой, гармоничной личности. Человек должен осознавать значимость природы и беречь природные ресурсы, действовать с опорой на знание принципов и законов в области экологии. Высокий уровень экологической грамотности - это есть осознание личностью себя как части окружающего мира, единства с миром природы, принятия на себя ответственности за развитие цивилизации.


1. Агафонов В.Б. Экологическое право: учебник для бакалавров / В. Б. Агафонов [и др.]; отв. ред.: Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. - Москва : Проспект - 2016. - с. 376
2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика./- М.: Просвещение, 2007. - № 1. - с.10-12.
3. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2005. - с. 42-59
4. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ/ Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду, - 2014. - № 1. - с.48-52.
5. Бобылева Л.Д. Природа дарит нам здоровье// Начальная школа./ Л.Д. Бобылева, Бобылева О.В. - М.: Просвещение, 2014. -№ 5. - с. 83-88
6. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия. / Ю.А. Вакуленко. - М.: Учитель. - 2019 - с. 157
7. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. 1-4 классы. Программа курса / Е.С. Воробьева. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - с. 197
8. Вахрушев А.А. Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. / Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. / В 2 частях. / Ч. 1. - М.: Просвещение. - 2015 - с. 96
9. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. - 2 изд., испр. и доп. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - с. 283
10. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. / С.Н. Глазачев. М.: Просвещение, 2006.- №6 -с. 13.
11. Григорьева Е.В. Краеведческие экскурсии как форма организации изучения окружающего мира в начальной школе / Е.В. Григорьева // Начальная школа плюс до и после- М.: Просвещение, 2011. - № 1. - с. 44-47.
12. Донченко В.К. Оценка воздействия на окружающую среду : учебное пособие / В. К. Донченко [и др.] ; под ред. В. М. Питулько. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2016. - 400 с.
13. Дороченкова М.С. Экологические приключения двух весёлых блошек/ М. С. Дороченкова, А. А. Кравчук; .-Москва: БерИнгА - 2016.- с. 34
14. Данилко Е.С. Животные России: научно познавательная для детей младшего школьного возраста. / Е.С. Данилко - М.: Росмэн, 2015. - с. 79.
15. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. / С.Д. Дерябо.- М.: Просвещение, 2006. -№6 - с. 19-26.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ