ВВЕДЕНИЕ 5
1 Состояние вопроса 7
2 Конструкторская часть 14
2.1 Техническое задание на разработку конструкции стенда - кантователя
для ремонта коробки передач автобуса МАЗ 14
2.2 Техническое предложение на разработку стенда - кантователя для
ремонта коробки передач автобуса МАЗ -103 17
2.3 Расчет элементов конструкции стенда - кантователя для ремонта
коробки передач автобуса МАЗ-103 24
2.4 Руководство по эксплуатации стенда-кантователя для ремонта коробки
передач автобуса МАЗ-103 29
3 Технологический процесс 35
3.1 Виды коробок передач 35
3.2 Технологическая карта частичной разборки коробки передач автобуса
МАЗ-103 40
4 Безопасность и экологичность стенда-кантователя для ремонта коробки
передач автобуса МАЗ-103 41
4.1 Конструктивно-технологическая характеристика стенда-кантователя
для ремонта коробки передач автобуса МАЗ -103 42
4.2 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных
профессиональных рисков 43
4.3 Методы и средства снижения опасных и вредных производственных
факторов 44
4.4 Разработка комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности 45
4.5 Организационно-технические мероприятия по предотвращению
чрезвычайных происшествий 46
4.6 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технического объекта 48
4.7 Мероприятия, способствующие уменьшению негативного
антропогенного воздействия на окружающую среду 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
В настоящее время численность грузового автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки грузов, значительно возросла.
Свыше 2/3 всех грузоперевозок в народном хозяйстве осуществляется грузовым автомобильным транспортом.
Основные направления социального и экономического развития РФ, включают развитие и расширение производства специализированных и грузовых автомобилей, автобусов, в основном работающих на газомоторном топливе, увеличение производства малотоннажных грузовых автомобилей (пикапов, фургонов), прицепов, полуприцепов и автомобилей, работающих на электричестве для осуществления городских перевозок [3, 4].
Своевременное техническое обслуживание, качественный ремонт и правильная эксплуатация - факторы, гарантирующие работоспособность автомобиля в процессе эксплуатации.
Исследованию методов и средств поддержания автомобилей в исправном техническом состоянии, закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, при бережном с точки зрения экономики и экологии использовании всех ресурсов уделяется важное значение.
Изменение экономической ситуации в стране привело к возникновению десятков тысяч коммерческих фирм малой формы собственности, не имеющих полноценной собственной производственно -технической базы и персонала, способного проводить качественное техническое обслуживание, что впоследствии привело к обострению проблем поддержания требуемого технического состояния эксплуатируемых автомобилей.
Государственные и международные нормы регламентируют требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Для обеспечения выполнения этих требований в течение всего срока эксплуатации автомобиля, необходима качественная работа обслуживающего персонала высокой квалификации, соответствующего уровню современной автомобильной техники и наличие современного оборудования, обеспечивающего механизацию производственных процессов, требующих малоквалифицированного труда, экономию топливно-энергетических ресурсов и защиту окружающей среды, а также повышающего качество технического обслуживания и ремонта автомобилей [6].
Разнообразные конструкции узлов и агрегатов автомобилей отечественного и зарубежного производства требует разнообразное технологическое оборудование, применяемое в практике технического обслуживания автомобилей [2]. В настоящий момент рынок технологического оборудования заполнен, в основной массе дорогими моделями зарубежного изготовления, а оборудование, используемое в АТП, зачастую является старым и изношенным.
Таким образом, значительно увеличивается роль инженеров, которые способны сделать обоснованный выбор наиболее приемлемой модели приобретаемого технологического оборудования, умеющих спроектировать оптимальное технологическое оборудование для изготовления в условиях СТО, АТП, или АРЗ.
В результате проработки темы выпускной квалификационной работы проведена следующая работа, а именно:
1. Проведен анализ конструкций стендов для ремонта коробки передач автобусов МАЗ, отечественных производителей. Выполнена сравнительная оценка основных параметров представленных стендов путем построения циклограммы и выявлена наиболее прогрессивная конструкция - Стенд для разбора двигателей Р-500. Особенности конструкции данного стенда были использованы при разработке нового оборудования.
2. Разработана конструкция стенда для ремонта коробки передач автобусов МАЗ, выполнены сборочные чертежи конструкции в графическом редакторе Компас-SD, проведены прочностные расчеты элементов конструкции стенда, составлено руководство по эксплуатации стенда.
Невысокие затраты на изготовление стенда и относительно простая конструкция позволяет изготовить стенд в условиях станции технического обслуживания и/или автотранспортного предприятия.
3. Рассмотрены виды коробок передач. Составлена технологическая карта частичной разборки коробки передач автобуса МАЗ-103 на спроектированном оборудовании.
4. Рассмотрен раздел «Безопасность и экологичность стенда- кантователя для ремонта коробки передач автобуса МАЗ-103», составлен технологический паспорт, определены возможные профессиональные риски при выполнении частичной разборки коробки передач автобуса МАЗ-103, разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в агрегатно-моторном отделении, разработаны организационно-технические мероприятия по предотвращению ЧС, разработан перечень мероприятий для обеспечения экологической безопасности при выполнении работ на данном техническом объекте