Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей 11
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей
5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей 11
1.2 Характеристика педагогического сопровождения
формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей 20
Глава 2 Экспериментальное изучение организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей 33
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
толерантного отношения к людям разных национальностей 33
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения
формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей 48
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет
толерантного отношения к людям разных национальностей 58
Заключение 66
Список используемой литературы 70
Приложение А Сводные результаты исследования на констатирующем этапе 73
Приложение Б Сводные результаты исследования на контрольном этапе 74
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы образования подрастающего поколения в духе терпимости. Среди них следующие:
- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым.
Современные представления о толерантности и признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, были во многом подготовлены деятельностью философов XVI-XVII вв.
Когда же необходимо начинать формирование у детей толерантное отношение к людям разных национальностей?
Самосознание ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны у взрослого с осознанием своей принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству.
«Присвоение» родной культуры - важнейшая задача развития ребенка, но она же и есть составляющая процессов патриотического и гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста. Другая их составляющая - формирование у детей толерантного отношения к людям разных национальностей. Так одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Это ставит перед педагогами задачу формирования толерантного отношения у детей, начиная с дошкольного возраста. Детям до 6 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребенок беззащитен и доверчив, присваивает информацию без оценки. Именно в этот период времени у малыша закладывается доверие к себе, людям, миру, формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Поэтому важную роль в воспитании ценностных качеств играют взрослые, которые способствуют, с одной стороны, созданию благоприятных условий для естественного созревания толерантной личности, с другой стороны, культурному совершенствованию, овладению культурными способами поведения и мышления.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Здесь ребенок учится делить радость и горе, сострадать, ощущать единство с родными людьми.
С приходом ребенка в детский сад его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учета точки зрения партнера. Эти трудности, на наш взгляд, прежде всего связаны с особенностями организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, то есть: наглядно-образная форма мышления, непроизвольность психических процессов и преобладание эгоцентрической позиции.
Изменения в современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня, деидеологизация образовательного процесса в педагогической практике привели к тому, что проблемы патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста сегодня являются актуальными и требующими решения. В соответствии с современными требованиями в основных образовательных программах дошкольного образования дошкольных образовательных организаций должны учитываться реальные потребности детей различной этнической принадлежности, разного уровня развития. Дети из семей с другими национальными и культурными традициями не должны оставаться вне рамок современных моделей образования.
Исследованием проблемы патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста занимались: А.А. Анциферова, М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова. Проведен анализ имеющихся исследований по данной проблеме применительно к условиям 80-х середины 90-х годов ХХ века (А.В. Беляев, А.С. Бык, Н.И. Васильев, О.И. Волжина, А.С. Гаязов, Е.В. Известнова, Н.В. Ипполитова, Н.Г. Капустина, Д.В. Кузнецова, А.Ф. Никитин, О.П. Песоцкая, И.Л. Судакова, И.М. Тагильцева, М.П. Чумакова, М.А. Якобсон).
В конце 90-х годов ХХ века проблема формирования у дошкольников толерантного отношения к людям разных национальностей нашла отражение в работах Д.Х. Азимовой, В.Д. Ботнарь, Н.Н. Вересова. В них подчеркивается необходимость воспитания у детей этики межнационального общения. Хочется отметить также концепцию социального развития ребенка дошкольного возраста С.А. Козловой. Суть концепции состоит в новом подходе к личности ребенка как к Человеку, в развитии творческой, свободной личности с чувством собственного достоинства и ответственности, уважении к себе и другим людям; в понимании себя, своих жизненных потребностей, помогающим «чувствовать» других людей.
С 2001 по 2005 годы в Российской Федерации в целях формирования установок толерантного сознания, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве, действовала Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе». Согласно установкам программы, нормой жизни каждого взрослого и ребенка должна стать толерантность.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы формирования у детей дошкольного возраста толерантного отношения к людям разных национальностей.
На основании вышеизложенного нами были установлены противоречия:
- между пониманием и осознанием педагогами значимости
формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разных национальностей как ценного личностного образования, являющегося составляющим компонентом патриотического и гражданского воспитания дошкольников, и недостаточным владением педагогами способами и методами организации этого процесса в дошкольной образовательной организации;
- между тем, что в многонациональных детских коллективах действуют носители различных культур и традиций, но не все его члены способны проявлять терпимость и тактичность, правильно воспринимать ценности культур других народов.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы особенности содержания и организации педагогического сопровождения, способствующего формированию у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
Предметом исследования: педагогическое сопровождение формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует формированию у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей и включает в себя:
- организацию развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формирование у детей толерантности и толерантного отношения к людям разных национальностей;
- организацию и насыщение видов детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной) информацией о культуре, труде, быте людей разных национальностей на основе комплексного подхода;
- организацию взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи обеспечивающего целостность процесса формирования у детей толерантного отношения к людям разных национальностей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей
3. Разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
4. Оценить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретико-методологические положения о воспитании
гражданственности (А.В. Беляев, Н.К. Гончаров, И.С. Кон, Ф.Ф. Королев, И.С. Марьенко, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов);
- теоретические положения М.И. Богомоловой, В.Д. Ботнарь, Н.Н. Вересова об интернациональном воспитании дошкольников и воспитании у дошкольников этики межнационального общения;
- концептуальные положения М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, О.С. Газмана, об организации социально-педагогического и методического сопровождения в системе образования;
- теоретические подход С.А. Козловой к личности ребенка как к творческой, свободной личности с чувством собственного достоинства и ответственности;
- положения А.Г. Асмолова, В.М. Золотухина, А.И. Козлова, А.В. Мудрик о толерантности как готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных: качественный и
количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. МБОУ «Сохновская средняя общеобразовательная школа» поселка Сохновка Красноярского края. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Новизна исследования: заключается в том, что разработано содержание видов детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной) информацией о культуре, труде, быте людей разных национальностей на основе комплексного подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания трех направлений педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные проекты, формы и методы работы с родителями (законными представителями) в рамках реализации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 2 приложений. Основной текст работы изложен на 74 страницах.
Изменения в современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня, деидеологизация образовательного процесса в педагогической практике привели к тому, что проблемы патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста сегодня являются актуальными и требующими решения. В соответствии с современными требованиями в основных образовательных программах дошкольного образования дошкольных образовательных организаций должны учитываться реальные потребности детей различной этнической принадлежности, разного уровня развития. Дети из семей с другими национальными и культурными традициями не должны оставаться вне рамок современных моделей образования.
Исследованием проблемы патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста занимались: А.А. Анциферова, М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова.
Таким образом, мы рассматриваем процесс формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей как процесс взаимодействия с детьми, направленный на установление взаиморасположения, основанного на уважении, принятии и понимании многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Осуществление этого процесса будет обусловлено особенностями организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
В нашем исследовании мы рассмотрели проблему: каковы особенности содержания и организации педагогического сопровождения, способствующего формированию у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей?
В соответствии с целями, задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня сформированности у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей, основываясь на исследованиях Л.И. Рюмшиной, М. Уолцера, Б.И. Хасан, были определены показатели и отобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
Полученные данные диагностического исследования показали, что низкий уровень сформированности толерантного отношения к людям разных национальностей был выявлен у 5 детей, что составило 25%. средний уровень сформированности толерантного отношения к людям разных национальностей, был выявлен у 13 детей, что составило 65%, и высокий уровень сформированности толерантного отношения к людям разных национальностей был выявлен у 2 детей, что составило 10%.
Полученные результаты позволили нам утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня сформированности у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
Мы доказали, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует формированию у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей и включает в себя:
- организацию развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формирование у детей толерантности и толерантного отношения к людям разных национальностей;
- организацию и насыщение видов детской деятельности
(познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной)
информацией о культуре, труде, быте людей разных национальностей на основе комплексного подхода;
- организацию взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи обеспечивающего целостность процесса формирования у детей толерантного отношения к людям разных национальностей.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей.
В соответствие с гипотезой исследования мы организовали работу по реализации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей в трех направлениях.
В рамках первого направления мы обогатили развивающую предметно-пространственную среду группы. В познавательном Центре были расположены альбомы, книги, иллюстрации в соответствии с проблемой исследования. В Центре изобразительной деятельности пополнили коллекцию предметов народных промыслов, схемы для рисования (национальные орнаменты). В игровом Центре расположили кукол в национальных костюмах (пластмассовых, резиновых и бумажных).
Комплексный подход к организации детской деятельности мы реализовали в ходе осуществления трех проектов в рамках второго направления. Проект «Коллекция народных сказок» был направлен на формирование у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через выявление сходных черт в народных сказках, подчеркивающих наличие общечеловеческих ценностей у представителей разных культур. Проект «Народные праздники: проводы зимы» был направлен на формирование у детей интереса к культурным традициям разных народов. Проект «Народы Красноярского края» был направлен на формирование у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей, живущим рядом с детьми.
В рамках третьего направления мы организовали психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), которое было реализовано комплексом наглядных и словесных форм работы. При использовании наглядных форм всю необходимую информацию по проблеме формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей, материал к размышлению, мы размещали в разных местах раздевалки, используя апробированные приемы. Например, информация помещена в огромный конверт, с надписью: «Загляни - не пожалеешь». Словесные формы работы включили в себя индивидуальные (по проблемам, высказанными родителями (законными представителями) или обозначенными педагогами) и групповые онлайн-консультации на платформе ZOOM
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 10%,
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 15%.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
Положительная динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей свидетельствует о том, что разработанное и специально организованное педагогическое сопровождение формирования у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям разных национальностей, построенная по трем направлениям на основе комплексного подхода оказалось действенным.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект пресс, 2017. 376 с.
2. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001. № 24. С.134-140.
3. Бардиер Г. JI. Социальная психология толерантности. СПб. : СПбГУ, 2005. 120 с.
4. Безюлева Г. В. Толерантность в пространстве образования. М. : МПСИ, 2015. 152 с.
5. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. М. : Просвещение, 1988. С. 3-23.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1992. 160 с.
7. Гасанов З. Т. Воспитание культур межнационального общения: методология, теория и практика. Махачкала, 2016. С. 226.
8. Дуюнова О. В. Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 34-37.
9. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/detsad_43/DocLib7/ (режим доступа: 07.06.2021).
10. Кондрашова Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 5. С.21-28.
11. Кукушин В. С. Этнопедагогика. Воронеж: НПО «Модек», 2014. 304 с.
12. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика. 2002. № 7. С. 44-48.
13. Матросова Н. Н. Развитие этнокультурного и творческого потенциала детей // Теория и практика дополнительного образования. 2013. № 4. С.58-61.
14. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. Воронеж. : МОДЭК, 2014. 624 с
15. Набок И. Л. Педагогика межнационального общения. М. : Академия, 2012. 304 с.
16. Омарова М. К. Культура межнационального общения // Научный журнал. 2013. № 11. С.27-29.
17. Подивилова О. Н. Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика. 2015. № 2. С. 181-185.
18. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24.03.2021 г. № 10 [Электронный ресурс] «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16». URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103290006 (режим
доступа: 07.06.2021).
19. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru(дата обращения:
20.07.2021).
20. Сиротюк, А. С. Критерии толерантности // Вестник Тверского государственного университета. 2012. № 2. С.165-171.
21. Сластенин В. А. Педагогика. М. : Академия, 2012. 576 с.
22. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция. М. : ВЛАДОС, 2013. 160 с.
23. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения детей со сверстниками. М. : Мозаика Синтез, 2014. 64 с.
24. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2015. 208 с.
25. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М. : Аспект Пресс, 2015. 368 с.
26. Федорова С. Н. Поликультурная составляющая этнокультурной компетентности педагога // Этика межнационального общения глазами общественности: Козьмодемьянск : OOO «Стринг» 2014. С. 2-7.
27. Федорова С. Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение. М. : Форум, 2014. 176 с.
28. Хайруллин Р. З. Педагогика и психология межнационального общения. М. : ЭконИнформ, 2012. 218 с.
29. Хухлаева О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: учебное пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2012. 248 с.
30. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов на Дону : «Феникс» 2014. 267 с.
31. Эльконин Д. Б. Детская психология [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=60683.