РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по
проблеме развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Характеристика театрализованной игры как средства развития
связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня .... 17
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры 22
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры 32
2.3 Выявление динамики уровня развития связной речи у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по
проблеме развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Характеристика театрализованной игры как средства развития
связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня .... 17
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры 22
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры 32
2.3 Выявление динамики уровня развития связной речи у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеется общее недоразвитие речи III уровня, относится развитие у них связной монологической речи. Дошкольным образовательным организациям, в которых присутствуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, принадлежит самая главная роль в их образовании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений. От правильного освоения связной речью зависит успех ребенка в школе и во взрослой жизни.
Развитие связной фразовой речи очень важный аспект в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня. Развитие связной речи происходит в практической деятельности детей: логопедические занятия; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; прогулки; совместная деятельность педагога и детей и др.
Исследования по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещены в ряде многих научных работ по логопедии. Проблемой развития связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие ученые. В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, развитие связной речи приобретает особую важность из-за структуры дефекта и превращается в серьезную задачу, которая становится основной конечной целью коррекционного процесса, цель которого трудно достичь, так как требуется длительная напряженная работа учителя-логопеда, педагогов, родителей и самого ребенка.
Уже доказано, что роль театрализованной игры в развитии связной речи велика. Театрализованные игры стимулируют связную речь за счет расширения словарного запаса, расширяет зоны общения ребенка с игрушками, сверстниками и взрослыми. Также театрализованная игра является источником развития эмоциональных открытий ребенка, его чувств, переживаний, и является важнейшим средством его личностного развития. Театрализованная игра - это вариант организации совместной деятельности педагога и детей, в процессе которой и происходит речевое развитие дошкольников.
Многие исследователи рассматривают театрализованную игру как средство развития связной речи дошкольников с нормальным развитием. Но для детей с общим недоразвитием речи III уровня организация коррекционной работы на основе театрализованной игры менее освещена. Изучением развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованной игры занимались А.В. Ястребова, Н.Ю. Морозова, В.А. Куршев и др.
Несмотря на интерес исследователей к проблеме развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры, накопленные к настоящему времени данные по данной проблеме недостаточны. И можно выделить следующее противоречие: воспитатели групп компенсирующей направленности осознают необходимость развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, но не имеют практического опыта использования театрализованной игры как средства развития связной речи.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности театрализованной игры при развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования театрализованной игры как средства развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня повысится если:
- разработана тематика театрализованных игр в соответствии с рекомендуемой художественной литературой;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для проведения театрализованных игр;
- организованы театрализованные игры в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о развитии связной речи К.Д. Ушинского;
- теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского;
- теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной;
- теоретические положения о развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова.
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседы с детьми; методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованных игр в процессе развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и уровни развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования театрализованных игр в процессе развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 138 «Дубравушка» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников), 4 приложений. Работу иллюстрируют 3 таблицы и 8 рисунков.
Развитие связной фразовой речи очень важный аспект в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня. Развитие связной речи происходит в практической деятельности детей: логопедические занятия; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; прогулки; совместная деятельность педагога и детей и др.
Исследования по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещены в ряде многих научных работ по логопедии. Проблемой развития связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие ученые. В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, развитие связной речи приобретает особую важность из-за структуры дефекта и превращается в серьезную задачу, которая становится основной конечной целью коррекционного процесса, цель которого трудно достичь, так как требуется длительная напряженная работа учителя-логопеда, педагогов, родителей и самого ребенка.
Уже доказано, что роль театрализованной игры в развитии связной речи велика. Театрализованные игры стимулируют связную речь за счет расширения словарного запаса, расширяет зоны общения ребенка с игрушками, сверстниками и взрослыми. Также театрализованная игра является источником развития эмоциональных открытий ребенка, его чувств, переживаний, и является важнейшим средством его личностного развития. Театрализованная игра - это вариант организации совместной деятельности педагога и детей, в процессе которой и происходит речевое развитие дошкольников.
Многие исследователи рассматривают театрализованную игру как средство развития связной речи дошкольников с нормальным развитием. Но для детей с общим недоразвитием речи III уровня организация коррекционной работы на основе театрализованной игры менее освещена. Изучением развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованной игры занимались А.В. Ястребова, Н.Ю. Морозова, В.А. Куршев и др.
Несмотря на интерес исследователей к проблеме развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры, накопленные к настоящему времени данные по данной проблеме недостаточны. И можно выделить следующее противоречие: воспитатели групп компенсирующей направленности осознают необходимость развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, но не имеют практического опыта использования театрализованной игры как средства развития связной речи.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности театрализованной игры при развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования театрализованной игры как средства развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня повысится если:
- разработана тематика театрализованных игр в соответствии с рекомендуемой художественной литературой;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для проведения театрализованных игр;
- организованы театрализованные игры в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о развитии связной речи К.Д. Ушинского;
- теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского;
- теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной;
- теоретические положения о развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова.
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседы с детьми; методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованных игр в процессе развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и уровни развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования театрализованных игр в процессе развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 138 «Дубравушка» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников), 4 приложений. Работу иллюстрируют 3 таблицы и 8 рисунков.
У детей с ОНР III уровня самым важнейшим направлением в работе учителя-логопеда является развитие связной речи. Правильное и грамотное овладение связной речью ребенком, является его залогом не только к успешному обучению в школе, но и во взрослой жизни в целом. Развитие связной речи ребенка является одним из главных факторов, обусловливающих становление его личности. Ребенок, владеющий связной речью, ощущает себя уверенней и успешней в обществе, как сверстников, так и взрослых, что указывает на необходимость организации и проведения работы, направленной именно на развитие связной речи.
Наше исследование было посвящено развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Изучив работы А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и др., касающиеся развития связной речи, а так же работы Е.А. Флериной, Л.В. Артемовой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, в частности - театрализованной игре, мы пришли к выводу, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы как образовательные, так и развивающие задачи, должна быть использована в качестве средства, способствующего развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
На констатирующем этапе нашего исследования, мы поставили цель: выявить уровень развития связной речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Результаты показали, что дети в основном имеют средний и низкий уровень развития связной речи.
Мы предположили, что развитие связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня, будет эффективным, если мы организуем поэтапную работу по организации театрализованных игр. Организация данной работы включала в себя: специально разработанные театрализованные игры, которые нужно проводить при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Содержание формирующей работы включало в себя организацию серии театрализованных игр, направленных на расширение и обогащение у детей 5-6 лет с ОНР III уровня лексического запаса, на формирование у детей грамматически правильного строя речи, на развитие у них навыков диалога и монолога, и на развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Затем были организованы театрализованные постановки, которые позволили детям применить полученные умения и навыки на практике.
На завершающем этапе нашей работы, мы проверили эффективность разработанного нами содержания работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. По результатам контрольного эксперимента, мы отметили положительную динамику. Речь детей стала более полной и развернутой, приобрела выразительность. Показатель высокого уровня повысился на 17%; показатель среднего уровня повысился на 33%; показатель низкого уровня снизился до 17%.
Следовательно, в процессе нашего исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Мы доказали, что при целенаправленной организованной работе, театрализованные игры являются эффективным средством развития связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Наше исследование было посвящено развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Изучив работы А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и др., касающиеся развития связной речи, а так же работы Е.А. Флериной, Л.В. Артемовой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, в частности - театрализованной игре, мы пришли к выводу, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы как образовательные, так и развивающие задачи, должна быть использована в качестве средства, способствующего развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
На констатирующем этапе нашего исследования, мы поставили цель: выявить уровень развития связной речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Результаты показали, что дети в основном имеют средний и низкий уровень развития связной речи.
Мы предположили, что развитие связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня, будет эффективным, если мы организуем поэтапную работу по организации театрализованных игр. Организация данной работы включала в себя: специально разработанные театрализованные игры, которые нужно проводить при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Содержание формирующей работы включало в себя организацию серии театрализованных игр, направленных на расширение и обогащение у детей 5-6 лет с ОНР III уровня лексического запаса, на формирование у детей грамматически правильного строя речи, на развитие у них навыков диалога и монолога, и на развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Затем были организованы театрализованные постановки, которые позволили детям применить полученные умения и навыки на практике.
На завершающем этапе нашей работы, мы проверили эффективность разработанного нами содержания работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. По результатам контрольного эксперимента, мы отметили положительную динамику. Речь детей стала более полной и развернутой, приобрела выразительность. Показатель высокого уровня повысился на 17%; показатель среднего уровня повысился на 33%; показатель низкого уровня снизился до 17%.
Следовательно, в процессе нашего исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Мы доказали, что при целенаправленной организованной работе, театрализованные игры являются эффективным средством развития связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2019 - Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений у слабовидящих младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проекта «Я - Артист»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности сформированности умения составлять описательные рассказы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



