Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по
проблеме развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3 Характеристика театрализованной игры как средства развития
связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня .... 17
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры 22
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры 32
2.3 Выявление динамики уровня развития связной речи у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеется общее недоразвитие речи III уровня, относится развитие у них связной монологической речи. Дошкольным образовательным организациям, в которых присутствуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, принадлежит самая главная роль в их образовании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений. От правильного освоения связной речью зависит успех ребенка в школе и во взрослой жизни.
Развитие связной фразовой речи очень важный аспект в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня. Развитие связной речи происходит в практической деятельности детей: логопедические занятия; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; прогулки; совместная деятельность педагога и детей и др.
Исследования по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещены в ряде многих научных работ по логопедии. Проблемой развития связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие ученые. В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, развитие связной речи приобретает особую важность из-за структуры дефекта и превращается в серьезную задачу, которая становится основной конечной целью коррекционного процесса, цель которого трудно достичь, так как требуется длительная напряженная работа учителя-логопеда, педагогов, родителей и самого ребенка.
Уже доказано, что роль театрализованной игры в развитии связной речи велика. Театрализованные игры стимулируют связную речь за счет расширения словарного запаса, расширяет зоны общения ребенка с игрушками, сверстниками и взрослыми. Также театрализованная игра является источником развития эмоциональных открытий ребенка, его чувств, переживаний, и является важнейшим средством его личностного развития. Театрализованная игра - это вариант организации совместной деятельности педагога и детей, в процессе которой и происходит речевое развитие дошкольников.
Многие исследователи рассматривают театрализованную игру как средство развития связной речи дошкольников с нормальным развитием. Но для детей с общим недоразвитием речи III уровня организация коррекционной работы на основе театрализованной игры менее освещена. Изучением развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованной игры занимались А.В. Ястребова, Н.Ю. Морозова, В.А. Куршев и др.
Несмотря на интерес исследователей к проблеме развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры, накопленные к настоящему времени данные по данной проблеме недостаточны. И можно выделить следующее противоречие: воспитатели групп компенсирующей направленности осознают необходимость развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, но не имеют практического опыта использования театрализованной игры как средства развития связной речи.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности театрализованной игры при развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования театрализованной игры как средства развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня повысится если:
- разработана тематика театрализованных игр в соответствии с рекомендуемой художественной литературой;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для проведения театрализованных игр;
- организованы театрализованные игры в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о развитии связной речи К.Д. Ушинского;
- теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского;
- теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной;
- теоретические положения о развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова.
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседы с детьми; методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованных игр в процессе развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и уровни развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования театрализованных игр в процессе развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 138 «Дубравушка» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников), 4 приложений. Работу иллюстрируют 3 таблицы и 8 рисунков.
У детей с ОНР III уровня самым важнейшим направлением в работе учителя-логопеда является развитие связной речи. Правильное и грамотное овладение связной речью ребенком, является его залогом не только к успешному обучению в школе, но и во взрослой жизни в целом. Развитие связной речи ребенка является одним из главных факторов, обусловливающих становление его личности. Ребенок, владеющий связной речью, ощущает себя уверенней и успешней в обществе, как сверстников, так и взрослых, что указывает на необходимость организации и проведения работы, направленной именно на развитие связной речи.
Наше исследование было посвящено развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Изучив работы А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и др., касающиеся развития связной речи, а так же работы Е.А. Флериной, Л.В. Артемовой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, в частности - театрализованной игре, мы пришли к выводу, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы как образовательные, так и развивающие задачи, должна быть использована в качестве средства, способствующего развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
На констатирующем этапе нашего исследования, мы поставили цель: выявить уровень развития связной речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня. Результаты показали, что дети в основном имеют средний и низкий уровень развития связной речи.
Мы предположили, что развитие связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня, будет эффективным, если мы организуем поэтапную работу по организации театрализованных игр. Организация данной работы включала в себя: специально разработанные театрализованные игры, которые нужно проводить при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Содержание формирующей работы включало в себя организацию серии театрализованных игр, направленных на расширение и обогащение у детей 5-6 лет с ОНР III уровня лексического запаса, на формирование у детей грамматически правильного строя речи, на развитие у них навыков диалога и монолога, и на развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Затем были организованы театрализованные постановки, которые позволили детям применить полученные умения и навыки на практике.
На завершающем этапе нашей работы, мы проверили эффективность разработанного нами содержания работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня. По результатам контрольного эксперимента, мы отметили положительную динамику. Речь детей стала более полной и развернутой, приобрела выразительность. Показатель высокого уровня повысился на 17%; показатель среднего уровня повысился на 33%; показатель низкого уровня снизился до 17%.
Следовательно, в процессе нашего исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Мы доказали, что при целенаправленной организованной работе, театрализованные игры являются эффективным средством развития связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
1. Артамонова, О.В. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / О.В. Артамонова. - Тольятти, 1995. - 34 с.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
4. Букарина, Е.П. Наши талантливые малыши [Текст] : Сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников / Е.П. Букарина. - Ярославль : Академия Развития, 2006. - 159 с.
5. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение,1996. - 420 с.
6. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 18-23.
7. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 28-34.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. - М. : Просвещение, 1983. - 143 с.
9. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи
детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Электронный ресурс] / В.П. Глухов // Дефектология : научно-методический журнал Академии педагогических наук СССР / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина. - 1986. - № 6. - С. 73-8 // Режим доступа :
http: //lib .mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:40164/Source:default
10. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 63.
11. Глухов, В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / В.П. Глухов // Дефектология : Научно-методический журнал Академии педагогических наук СССР / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина. - 1986. - №3. - С. 61-67 // Режим доступа :
http: //lib .mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:39905/Source:default
12. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 1989. - № 1. - С.69-76.
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М. : Аркти, 2002. - 144с.
14. Доронова, Т.Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-5 лет [Текст] : Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2004. - 127 с.
15. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.В. Елкина. - М., 2004. - 16 с.
16. Ежкова, Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика [Текст] / Н.С. Ежкова. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. - 119 с.
17. Запорожец, А.В. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение,1976. - 96 с.
18. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / М.Б. Зацепина. - М. : Издательство Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с. - (Библиотека Программы воспитания и обучения в детском саду).
19. Карпинская, Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников [Текст] / Н.С. Карпинская - М. : Педагогика, 1972. - 152с.
20. Клименко, Ю.Г. Театр как практическая психология [Текст] / Ю.Г. Клименко // Психология художественного творчества : Хрестоматия: сост. К.В. Сельчонок. - Минск, 2014. - 268 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А Козлова, Т.А. Куликова, - М. : Академия, 2012. - 416 с.
22. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 1975. - 256 с.
23. Леонтьев, А.А. Психофизиологические механизмы речи [Текст] / А.А. Леонтьев // Общее языкознание : формы существования, функции, история языка. - М. : Наука, 1970. - С. 314-370.
24. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) [Текст] / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 49-55.
25. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
26. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Электронный ресурс] / Н.В. Нищева. - Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 245 с. // Режим доступа : http://www.firo.ru/wp- content/uploads/2014/02/Nischeva_last_new.pdf
27. Петрова, Е.С. Театрализованные игры [Текст] / Е.С. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - С. 32-38
28. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2012. - 136 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : издательство «Питер», 2000. - 712 с. - (Серия «Мастера психологии»).
30. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М. : Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, Воронеж : НПО «Модекс», 2002. - 224 с.
31. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] : Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 212 с.
32. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
33. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с.
34. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина. - М. : Академии пед. наук РСФСР, 1961. - 333 с.
35. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду
[Электронный ресурс] : Для занятий с детьми 4-5 лет / А.В. Щеткин. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 128 с. // URL :
http: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212514.
36. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.