Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития цифровой грамотности педагогов 13
1.1 Предпосылки цифровой трансформации системы
Российского образования 13
1.2 Цифровые технологии как ресурс современного развития
образования 25
1.3 Цифровая грамотность педагогов 51
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию цифровой грамотности педагогов 61
2.1 Критерии, показатели и уровни развития цифровой
грамотности педагогов 61
2.2 Разработка и апробация комплекса цифровых технологий
в образовательном процессе 76
2.3 Оценка динамики уровня развития цифровой грамотности
педагогов 93
Заключение 105
Список используемой литературы 107
Приложение А Диагностическая методика 1
Диагностика знаний цифрового офиса 112
Приложение Б Диагностическая методика 2
Диагностика владения сетевыми технологиями 117
Приложение В Диагностическая методика 3
Диагностика знаний цифровой безопасности в профессиональной деятельности 119
Приложение Г Диагностическая методика 4 Диагностика умений применять цифровые
образовательные ресурсы в практике педагога 124
Приложение Д Диагностическая методика 5
Диагностика знаний цифровых инновационных технологий 12
Самой перспективной площадкой в XXI веке считается образовательная сфера, здесь происходит конкуренция за экономическое и политическое превосходство государства. В 2019 году Министерство просвещения утвердило приказ о так называемой «цифровой школе». Суть заключается в том, что происходит модернизация школы, организация учебного процесса, автоматизация работы, а также появляется возможность для внедрения современных технологий. Данный проект разработан в России и уже применен во многих образовательных организациях.
Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, и, казалось бы, что может быть лучше, и здесь появилось что-то совершенно новое, то о чем никто даже представить и вообразить себе не мог, пришла она - «цифровая экономика». Стоит отметить, что данное понятие озвучил в 1995-ом американский информатик из Массачусетского университета Николас Негропонте.
2 декабря 2019 года утвержден «Приказ Министерства просвещения РФ от. N 649 Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». Суть заключается в том, что необходимо проработать меры по актуализации стандартов образования, образовательных программ и контрольных измерительных материалов; сформировать условия для электронного и дистанционного образования в школах, расположенных в малонаселённых и труднодоступных местностях; разработать характеристики целевой модели «Цифровая школа» и её поэтапное внедрение.
Так что же представляет понятие «цифровизация в образовании» - это переход традиционного обучения на электронную систему получения знаний. Здесь все учебные материалы (наглядные пособия, сборники упражнений, дидактический материал), доступны в режиме онлайн. Дневники и журналы находятся в электронном виде, и каждый родитель может проверить домашнее задание или оценку своего ребенка. Тетради и учебники представлены в электронном виде - компьютеры и планшеты.
Процесс цифровизации в образовательной системе стал проверкой на прочность для преподавателей и учащихся, так как не все были готовы к резкому переходу на современные технологии, изменились и ужесточились требования для всех участников образовательного процесса, появилось требование к цифровой грамотности. Для педагогов «старой школы» этот процесс стал точкой в карьере, а для молодых он стал отличной перспективой и реализацией своего внутреннего педагогического потенциала.
В настоящее время реализуется множество проектов, направленных на развитие образовательной деятельности. «Национальный проект «Образование» - это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач: обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
На проекте «Цифровая образовательная среда» остановимся в работе подробнее, и, исходя из анализа литературы и исследований, можно сделать вывод, что проблема развития цифровой грамотности средствами цифровых технологий недостаточно изучена, что подтверждает актуальность исследования.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и интернет источников выявил следующие противоречия:
- между требованием общества и государства в формировании личности, социализированной к современным условиям цифрового развития, и недостаточным вниманием к решению указанной задачи в системе отечественного образования;
- между необходимостью опережающего развития образовательной системы, ориентированной на перспективные потребности общества недостаточной подготовке образовательной
переориентироваться на опережение;
- между предъявляемыми требованиями цифровой образовательной системы к специалистам: пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров; способность находить оптимальные решения, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию и недостаточным развитием цифровой грамотности у педагогов.
- между повышенным интересом в образовательной сфере к цифровым технологиям и актуальностью их применения в образовательном процессе и недостаточными знаниями среди педагогических работников о существующих видах ресурсов, одними из которых являются цифровые.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: какие цифровые технологии способствуют развитию цифровой грамотности педагогов.
Объект исследования: процесс развития цифровой грамотности педагогов.
Предмет исследования: цифровые технологии как средство развития цифровой грамотности педагогов.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс цифровых технологии для развития цифровой грамотности педагогов.
Гипотеза: использование комплекса цифровых технологий в развитии цифровой грамотности педагогов будет возможным, если:
- будут уточнены понятия: «опережающее развитие образовательной системы»; «цифровые образовательные технологии»; «цифровая грамотность»;
- будут определены критерии, показатели и уровни развития цифровой
грамотности педагогов;
- будет разработан комплекс цифровых технологий для развития цифровой грамотности педагогов.
Задачи исследования.
1. Провести анализ процесса цифровой трансформации образования в России.
2. Уточнить значение понятий: «цифровые образовательные
технологии»; «цифровые образовательные ресурсы»; «цифровая грамотность».
3. Определить критерии, показатели и уровни развития цифровой грамотности педагогов.
4. Разработать и апробировать комплекс цифровых технологий,
оценить динамику развития уровня цифровой грамотности педагогов и проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция развития цифровой экономики в России, подготовлена группой независимых экспертов под руководством В.Ю. Румянцева;
- теоретическая концепция цифровой грамотности, которая представлена в трудах профессора департамента медиафакультета коммуникаций А.В. Шарикова;
- научные исследования цифровой трансформации образования (А.А. Ахаян, В.И. Блинов, Г.В. Можаева, Т.Н. Носкова, А.Ю. Уваров) и другие ученые;
- современные теории в области информатизации образовательного
процесса (С.А. Бакленева, А.И. Немеш, М.Г. Сергеева, И.С. Сидорова);
- теории информатизации образовательного процесса, разработки
цифровых образовательных ресурсов представлены в работах В.В. Голубова, В.М. Зуева, H.A. Резник;
- теории о цифровых и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс Д.С. Бурцев, Е.С. Гаврилюк, Т.Н. Астахова, Н.С. Маслов;
- научные исследования «цифровой грамотности», которые впервые
отражены в трудах А.П. Ершова, И.В. Соколовой, В.Н. Михайловского.
Методы исследования:
- теоретические (анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы, интернет-источников по проблеме исследования; интерпретация,);
- эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; обобщение практического опыта, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет», кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология». В исследовании приняли участие 29 студентов, обучающихся на педагогическом направлении.
Организация и основные этапы исследования.
Первый этап - (2019-2020 уч.г.) была определена теоретическая база исследования, происходило изучение трудов отечественных и зарубежных ученых, анализ литературы, научных статей и интернет источников, формулирование гипотезы, накопление эмпирического материала и определение концептуально-теоретических основ исследования.
Второй этап - (2020-2021 уч.г.) проходило обоснование логики экспериментальной части исследования. Были определены критерии и показатели, уровни развития цифровой грамотности педагогов. Разработан комплекс цифровых технологий для развития цифровой грамотности педагогов.
Третий этап - (2021-2022 уч.г.) проведена экспериментальная работа с использованием комплекса цифровых технологий и проведена оценка динамики полученных результатов, уточнены положения и выводы, подготовлены текстовое оформление диссертации, автореферата.
Научная новизна исследования:
- обнаружено, что опережающее развитие образовательной системы связано с быстрыми изменениями в области образования, разработкой новых федеральных законов и проектов цифровой образовательной среды, но для реализации данного процесса необходим достаточный уровень развития цифровой грамотности педагогов;
- дано авторское толкование понятия «опережающее развитие образовательной системы».
- уточнены понятия: «цифровые образовательные технологии»;
«цифровые образовательные ресурсы»; «цифровая грамотность»;
- разработан комплекс цифровых технологий;
Теоретическая значимость исследования:
- расширены представления о цифровых технологиях, оказывающих влияние на развитие цифровой грамотности педагогов;
- выявлена положительная динамика изменения уровня развития цифровой грамотности педагогов, с помощью разработанного комплекса цифровых технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанный комплекс цифровых технологий может быть использован при решении задач «Стратегии и развития воспитания» на период до 2025 г. по обеспечению создания условий развития детей в информационной среде; а также комплекс цифровых технологий можно применять для развития цифровой грамотности педагогов;
- полученные в ходе исследования результаты могут быть предложены для совершенствования содержания образования, а именно, для освоения обучающимися базовых навыков и умений, повышения их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс в ходе реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование»;
- разработанный комплекс можно рассматривать как методические рекомендации по работе с новыми цифровыми технологиями в образовании.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: обоснованностью исходных теоретических положений, использованием современных достижений науки; применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, объекту, цели, задачам исследования.
Личное участие автора состоит в организации и проведении исследования, в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в развитии и апробации комплекса цифровых технологий для развития цифровой грамотности педагогов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на заседании кафедры дошкольной педагогике, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 6 статей.
Для апробации диссертационного исследования было принято участие в конференциях различного уровня:
- Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция Тольятти, 25 декабря 2020 - 29 января 2021 года;
- диплом за III место в конкурсе докладов по направлению «Педагогика и психология» во Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции Тольятти, 25 декабря 2020 - 29 января 2021 года;
- студенческая научно-практическая конференция, 5-16 апреля 2021 года: Проблемы образования на современном этапе;
- конференция «Студенческие дни науки в ТГУ», с 4 по 29 апреля 2022 года;
- диплом за II место в конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», с 4 по 29 апреля 2022 года, секция «Актуальные проблемы образования»;
- XLVIII-й Самарская областная студенческая научная конференция с докладом на тему: «Развитие цифровой грамотности педагогических работников, посредством комплекса цифровых технологий»;
- диплом за I место в XLVIII Самарской областной студенческой научной конференции (Секция «Педагогика», подсекция «Актуальные проблемы современной дидактики»).
На защиту выносятся следующие положения.
1. Цифровые образовательные ресурсы - структурированная система цифровых ресурсов, которые предназначены для использования в образовательном процессе, представлены, как правило, в цифровой форме и воспроизводимые на базе информационно-компьютерных технологий. Цифровые образовательные технологии - это компьютерные устройства, системы и ресурсы, которые позволяют влиять на образовательный процесс, управлять им, а также использовать как инструмент, для проведения мониторинга качества образования.
2. Цифровая грамотность - это основные умения и навыки, которыми необходимо обладать каждому человеку, чтобы эффективно и безопасно применять цифровые технологии для решения ежедневных задач. Цифровая грамотность педагога представлена пятью критериями: цифровой офис; сетевые технологии; цифровая безопасность в профессиональной деятельности; цифровые образовательные ресурсы в практике педагога; цифровые инновационные технологии. В ходе исследования, у участников эксперимента, были определены продвинутый, пороговый и критический уровни развития цифровой грамотности.
3. Для развития цифровой грамотности был разработан комплекс цифровых технологий исходя из выявленных ранее пяти критериев. Данный комплекс позволил участникам исследования повысить свои знания в использовании цифрового офиса; узнать возможности использования сетевых технологий, а также их видах; получить дополнительную информацию о способах безопасно работать с различными программными обеспечениями; усовершенствовать свою педагогическую деятельность с помощью полученных знаний о различных образовательных ресурсах и расширить свое понимание о цифровых инновационных технологиях.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 30 рисунков, 17 таблиц, списка используемой литературы (49 источников), 5 приложений. Основной текст работы изложен на 106 страницах.
В ходе исследования было установлено, что проблема развития цифровой грамотности средствами цифровых технологий недостаточно изучена и требует дальнейшего теоретического исследования. Новый формат обучения требует изменений образовательной среды, она становится также цифровой, и теперь представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования. Меняется технология управления образовательным процессом, появляется необходимость информационного пространства. Появляется необходимость новых принципов, методов и подходов в педагогической деятельности, возникает потребность опережающего развития образовательной системы, все это говорит об актуальности выбранной темы исследования.
Проблема исследования, заключалась в том, чтобы узнать, какие цифровые технологии способствуют развитию цифровой грамотности. Таким образом, магистерская диссертация посвящена развитию цифровой грамотности педагогов средствами цифровых технологий.
В исследовании были решены поставленные задачи:
- проведен анализ процесса цифровой трансформации образования в
России;
- уточнены значения понятий: «цифровые образовательные
технологии»; «цифровые образовательные ресурсы»; «цифровая грамотность»;
- определены критерии, показатели и уровни развития цифровой
грамотности педагогов;
- разработан и апробирован комплекс цифровых технологий, оценена
динамика развития уровня цифровой грамотности педагогов и проанализированы полученные результаты.
На формирующем этапе эксперимента был разработан и апробирован комплекс цифровых технологий, для развития цифровой грамотности педагогов, благодаря которому, педагоги смогли расширить свои знания в области цифровых технологий, и в будущем смогут применить их в образовательном процессе. Полученные знания они могут применить в учебном процессе, на различных методических советах, конференциях, конкурсах, а также для саморазвития.
Проведенное исследование доказывает результативность разработанного комплекса цифровых технологий, для развития цифровой грамотности педагогов. Если учесть все аспекты, которые влияют на уровень развития цифровой грамотности педагогов, которые описаны в нашей исследовательской деятельности, то можно увидеть, что разработанные методики позволяют повышать не только цифровую грамотность, но и общее развитие педагогов.
Гипотеза исследования, базирующая на том, что использование комплекса цифровых технологий в развитии цифровой грамотности педагогов будет возможным, если будут реализованы предполагаемые условия, подтверждена. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
Так как исследование считается успешным, дальнейшая работа будет осуществляться педагогами с помощью цифровых технологий, для осуществления освоения обучающимися базовых навыков и умений, повышения их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс в ходе реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование».
1. Воронина Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура [Электронный ресурс]: Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 232-245.
2. Глоссарий интернет-маркетинга[Электронный ресурс] URL:
Ййр8://’№№№.д1о88агу-т1егпе1.ги/(дата обращения: 18.10.2020).
3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Томск: Изд-во Томского университета, 2018. 86 с.
4. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. Научное издание. Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2018. 110 с.
5. Дрючатый Г. Ф. Один из подходов к созданию образовательного портала / Г. Ф. Дрючатый, А. Е. Заварихин, В. А. Красильникова // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2018. № 4. С. 113-115.
6. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 2017. 364 с.
7. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 172 с.
8. Институт профессионального направленного образования [Электронный ресурс] URL:http:// napravo.ru(дата обращения: 18.10.2020).
9. История ЭВМ // [Электронный ресурс] URL:
https://evmhistory.ru/tutorial/digital.html(дата обращения: 11.12.2020).
10. Касторнова В. А. Образовательные порталы: структура и
информационные технологии наполнения и реализации // НиКа. 2014. №.
9: [Электронный pecypc]URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения:
04.04.2021).
11. Крюкова А. А., Михаленко Ю. А. Инструменты цифровой
экономики // КНЖ. 2017. №3 (20). [Электронный ресурс]иКЬ:
https://cyberleninka.rU/article/n/instrumenty-tsifrovoy-ekonomiki (дата
обращения: 05.06.2022)..
12. Кузьминова Я. И.Российское образование -2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст] : к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1 - апреля 2008 г. / под ред. И. Фрумина ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ,2018.
13. Минпросвещение России Официальный интернет-
ресурс[Электронный pecypc]URL: https://edu.gov.ru.
14. Молодежная наука как фактор и ресурс опережающего развития : сборник статей II Международной научно-практической конференции (9 февраля 2020 г.). Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. 273 с.
15. Научная электронная библиотека // [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp.(дата обращения: 18.10.2020).
16. Панюкова С. В. Использование информационных и
коммуникационных технологий в образовании: учеб.пособие. М.:
Издательский центр «Академия», 2021. 256 с.
17. Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. - М. : Изд-во «Про-Пресс», 2020 33 с.
18. Пахомов И. И. Построение цифровой экономики: что может дать система профессионального образования? // [Электронный ресурс]ЦКЪ: https://www.itweek.ru(дата обращения: 18.10.2020).
19. Новости науки. Опережающее развитие образовательной системы // [Электронный ресурс] URL: http://novostynauki.com/search. (дата обращения:
18.10.2020)
20. Послание Президента Федеральному Собранию. 1 декабря 2016 года // [Электронный ресурс]ПКЬ: http://www.kremlin.ru(дата обращения:
18.10.2020) .
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544нобразовательной организации" (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016)
22. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы» // [Электронный ресурс]ПКЬ: http://www. consultant.ru(дата обращения: 19.10.2020).
23. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель»
24. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р. Об
утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru(дата обращения:
18.10.2020) .
25. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 2017. 205 с.
26. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А.Информационные и
коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое
пособие для педагогических вузов. М.: Изд-во ИИО РАО, 2016. 259 с.
27. Российские образовательные порталы и сайты//Справочник
электронных образовательных ресурсов. Ирбит, 2021.
28. Савинов Т. Т., Данилов Д. А., Басахранова Е. А. Информационные технологии в сфере образования. Учебное пособие. М.: «Academia», 2019. 256 с.
29. Селевко Г. А. Педагогические технологии на основе
информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных
технологий, 2017. 208 с.
30. Софронова Н. В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. М.: ИИО РАО, 2018.178 с.
31. Стефанова Н. А., Рахманова Т. Э. Оценка эффективности цифровой экономики // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.
32. Суворова Т. Н. Актуальные направления подготовки учителей к проектированию и использованию электронных образовательных ресурсов. М.: Изд-во ООО «Образование и информатика», 2017. 222 с.
33. Таран О. С.Проектирование социализирующей языковой образовательной среды в начальной школе: дис. канд. наук:13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. М. 2018 г.
34. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2018. 40 с.
35. Уваров А. Ю., Гейбл Э. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / И. В. Дворецкая и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
36. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019 с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
37. Фрумина И. Д. Образование и социальная дифференциация [Текст] : колл.моногр. /отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : Изд. Дом «Высшей школы экономики», 2018. 454 с.
38. Цветков В. Я., Болбаков Р. Г. Оценка качества образовательных порталов // Открытое образование. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 04.04.2021).
39. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и
оценки достижений обучающихся в дистанционном
формате:обзорцифровыхресурсовдлядистанционногообразования.Н.Новгоро д:Мининский университет, 2020. 50 с.
40. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде. М.: Просвещение, 2018. 56 с.
41. Ширшов Е.В., Ефимова Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе электронных, информационно-образовательных технологий. Архангельск: Изд-во Арханг. гос. тех. ун-та, 2021. 208 с.
42. Электронная библиотека БГУ// [Электронный ресурс] URL: https://elib.bsu.by(дата обращения: 18.10.2020).
43. Яковлев Г. И. Формирование политики, обеспечивающей конкурентоспособность образовательных организаций // Журнал Экономической теории.2017.№3, С. 61-67.
44. Яковлева Е. Л., Селиверстова Н. С., Григорьева О. В. Концепция электронного кочевника: риски развития цифровой экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 4 (44). С. 226-241.
45. Barglow R. The Crisis of the Self in the Age of Information: Computers, Dolphins and Dreams. London N.Y.: Routledge, 2016.227 р.
46. Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling. New York: Teachers College Press, 2019.
47. Negroponte N. Being Digital, First Vintage Books [Электронный ресурс] // (http://governance40.com/wp-content/uploads/2018/12/Mcholas- Negroponte-Being-Digital-Vintage-2016.pdf) (дата обращения: 20.12.2019).
48. Verzoni K.A. Creating simulations: Expressing life-situated relationships in terms of algebraic equations. Paper presented at the Annual Meeting of the Northeastern Educational Research Association Ellenville. NY, October 26 2017.
49. Vision: Report of the Teaching and Learning in 2020 Review Group. - Nottingham: DES Publications, 2016. 55 p.