Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ХОДЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Работа №109374

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия 8
1.1 Характеристика понятия зрительная образная память
в системе психолого-педагогических категорий 8
1.2 Зрительное восприятие, как средство развития зрительной
образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия 26
2.1 Выявление уровня развития зрительной образной памяти
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 26
2.2 Содержание работы по развитию зрительной образной
памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия 36
2.3 Оценка динамики развития зрительной образной памяти
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 42
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей 6-7 лет, участвовавших в экспериментальной работе 54
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 55
Приложение В Картотека упражнений для детей 6-7 лет 58
Приложение Г Стимульный материал 59
Приложение Д Результаты контрольного этапа исследования


В последнее время, по данным статистики всемирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями зрения, растёт. Возникает потребность в обучении и воспитании такой категории детей. Государство, в лице образовательных организаций создаёт для них необходимые условия для реабилитации, социализации, развития и коррекции. Однако, обучение и развитие происходит с отставанием от нормы. Возраст 6-7 лет для дошкольника является очень важным этапом перед поступлением в школу.
Л.А. Венгер в качестве предпосылок к учебной деятельности рассматривает в своих исследованиях произвольные процессы памяти, внимания и мышления. Развитие восприятия и произвольности, характерные для данного возрастного периода способствуют тому, что дети овладевают абстрактным, теоретическим мышлением, способны к рефлексии своих действий. Серьёзные нарушения зрения влекут за собой особенности развития ребёнка 6-7 лет, которые связанны с компенсаторными возможностями.
Согласно исследованиям М.И. Земцовой и Л.И. Солнцевой, у детей с нарушениями зрения в возрасте 6-7 лет наблюдается несформированность предпосылок учебной деятельности, несмотря на нормальное развитие психики. Процесс познания у детей с зрения базируется в основном на осязательно-слуховом восприятии. Отсутствие зрительного восприятия в учебной деятельности наносит свой отпечаток.
Дети с нарушениями зрения позднее осваивают навыки чтения и письма, что вызвано в первую очередь нарушениями зрительного восприятия и зрительной памяти. У детей с нарушением зрения в результате сниженной остроты зрения, его молекулярного характера, а так же нарушений движения глаз в процессе познания мира происходит фрагментация и неустойчивость образов. В результате недоразвития зрительного восприятия, происходит снижение объёма, продуктивности, скорости зрительной образной памяти.
Изучением данной проблемы занимались такие учёные как Генриха Лиссауэра, Ханса-Лукаса Тойбера, Гибсона и другие.
Тем не менее, на практике методика развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения разработанная недостаточно.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием средств развивающих зрительное восприятие в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности использования средств развития зрительного восприятия в развитии у детей 6-7 лет с нарушениями зрения зрительной образной памяти?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия.
Объект исследования: процесс развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: средства развития зрительного восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс развитие зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия будет эффективным, если:
- отобраны упражнения и игры, направленные на развитие зрительного восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми, направленными на развитие зрительного восприятия;
- включены развивающие игры, направленные на развитие зрительного восприятия в совместную деятельность ребенка и педагога в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия.
2. Выявить уровень развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия.
4. Выявить динамику уровня развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теоретические исследования сущностных характеристик понятия «память» в системе психолого-педагогических категорий таких учёных, как А.Н. Леонтьев, Е.В. Рогов, А.В. Петровский, И.Ю. Кузьмина и других учёных;
- теоретические исследования особенностей зрительного восприятия Генриха Лиссауэра, Ханса-Лукаса Тойбера, Гибсона и других зарубежных исследователей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 32 СП «Детский сад» г. Сызрань. В исследовании приняли участие 12 детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Новизна исследования заключается в обоснованном отборе развивающих игр и упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия в совместной деятельности детей и педагога в режимных моментах.
заключается в определении содержания и особенностей организации проектной деятельности, направленной на формирование межличностных отношений детей 6-7 с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможности развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе целенаправленного развития у них зрительного восприятия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию зрительной и образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия возможно использовать в коррекционно-развивающей работе в группах компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 наименования) и 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 рисунков и 1 таблица. Основной текст работы изложен на 53 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема развития зрительной образной памяти становится достаточно актуальной. В Федеральных Государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из главнейших задач названо всестороннее развитие ребёнка. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что память играет значительную роль в развитии. Единого подхода к определению понятия память в психологии по сей день не существует. В рамках данного исследования за основу было взято определение, данное А.Н. Леонтьевым: целенаправленные опосредованные процессы, включающий определённые приёмы или способы запоминания».
Отдельное внимание в рамках данного исследования уделялось рассмотрению зрительной памяти и зрительного восприятия. Были проанализированы последние исследования отечественных и зарубежных психологов, таких как А.Н. Леонтьев, Е.В. Рогов, А.В. Петровский, Генрих Лиссауэр, Ханс-Лукас Тойбер, Гибсон и других исследователей. Исходя из анализа данных исследований были определены критерии развития памяти, такие как объём, скорость, продуктивность, опосредованность, овладение навыками запоминания.
В соответствии с данными критериями мы подобрали диагностические методики, в частности «Диагностика зрительной памяти» Д. Векслера, «Запомни рисунки» Р.С. Немова, «Вспомни и раскрась правильно» (модификация методики Р.С. Немова). В результате диагностики уровня развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения были получены следующие данные: зрительная образная память развита на высоком уровне у 30% испытуемых, средний уровень диагностирован у 40% детей и низкий у 30%. Таким образом, на констатирующем этапе наблюдался недостаточный уровень развития зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
На основе данного анализа была сформулирована гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что процесс развитие зрительной образной памяти у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в ходе развития зрительного восприятия будет эффективным, если: отобраны упражнения и игры, направленные на развитие зрительного восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения; обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми направленными на развитие зрительного восприятия; включены развивающие игры, направленные на развитие зрительного восприятия в совместную деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах.
Для реализации первого условия гипотезы были подобраны упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия: «Назови всё»; «Одинаковые по форме»; «Рассели жильцов»; «Отгадай признак»; «Чем похожи, чем отличаются»; «Разноцветные пуговки»; «Заплатки»; «Найди в мешочке»; «От светлого к тёмному»; «Шерлок Холмс». Данные упражнения направлены на развитие у детей 6-7 лет с нарушениями зрения зрительного восприятия.
Чтобы решить вторую задачу, обогатили развивающую предметно-пространственную среду развивающими играми, направленными на развитие зрительного восприятия.
Для реализации второго условия рабочей гипотезы, в режимных моментах были подобраны и реализовывались игры на развитие зрительного восприятия. Такие как: «Узнай по описанию», «Что изменилось», «Дорожные знаки» и тому подобные игры. Предметно-пространственная среда так же была обогащена играми на развитие зрительного восприятия, в частности различными лабиринтами и играми «Где чья тень?». Во время проведения занятий дети проявляли свою заинтересованность и активность, многие игры и упражнения дети самостоятельно повторяли в своих самостоятельных играх.
Повторное проведение диагностических исследований показало, что у детей преобладал высокий уровень развития зрительной образной памяти, он составлял на контрольном этапа уже 60%, средний - 30%, низкий значительно сократился до 10%. Таким образом, наблюдается положительная динамика развития зрительной образной памяти.
Таким образом, разработанный нами в рамках данного исследования комплекс упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения, доказал свою состоятельность в развитии зрительной образной памяти. В процессе его проведения мы наблюдали, как дети становились более внимательными и запоминали больше информации как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в процессе совместной деятельности детей и педагога в режимных моментах.
Развитие зрительного восприятия способствовало у детей 6-7 лет с нарушениями зрения увеличению объёма зрительной памяти, скорости запоминания, развитию навыков опосредованного запоминания и зрительно-моторных функций. Цель исследования достигнута. Гипотеза подтвердилась.



1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинени. М. : Педагогика, 1979. 304 с.
2. Васильева В. В. Методы исследования вербально-визуального смыслового взаимодействия в медиатекстах // Медиалингвистика. Язык в координатах массмедиа: сборник статей. Материалы I Международной научно-практической конференции. Спб. : 2016. С. 142-144.
3. Венгер Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе. М. : Педагогика, 2019. 231 с.
4. Ж. Пиаже Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1969. 335 с.
5. Земцова М. И. Конференция по вопросам кооперации и координации научных исследований в области образования лиц со зрительной недостаточностью // Дефектология. 1972. № 2. С. 89-92.
6. Зигмунд Фрейд. Психологические сочинения / [Электронный
ресурс]. URL: https://www.koob.ru/freud_zigmind(дата обращения
04.02.2021).
7. Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М. : Машиностроение, 2009. 816 с.
8. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М. : Просвещение, 2017. 248 с.
9. Леонтьев А. Н. Современная психология. М. : Московский Университет, 2019. 288 с.
10. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М. : Педагогика, 1996. 192 с.
11. Немов Р. С. Общая психология. [Электронный ресурс]. URL:
https://static.my-shop.ru/product/pdf/338/3378994.pdf (дата обращения
07.05.2021).
12. Немов Р. С. Психодиагностика. М. : Владос, 2016. 450 с.
13. Никольская А. А. Педагогика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_14633(дата обращения 07.05.2021).
14. Петровский, А. В. Беседы о психологии. М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. 199 с.
15. Поддубная Н. Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с ЗПР // Дефектология. 2015. № 6. С. 19-23.
16. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. : Высшая школа, 2012. 512 с.
17. Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/75021.htm(дата обращения 04.02.2021).
18. Сеченов и мировая психологическая мысль. М. : Наука, 2020. 400 с.
19. Смирнов А. А. О соотношении непроизвольной и произвольной памяти по данным узнавания и воспроизведения // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 42-51.
20. Солнцева Л. И. Психология лиц с нарушением зрения. М. : Педагогика, 2002. 400 с.
21. Стародубцева И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. М. : АРКТИ, 2017. 142 с.
22. Тарасова Н. А. Особенности образной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР. М. : Кнорус, 2017. 329 с.
23. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1999. 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ