Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процесс коммерциализации IT-продуктов в Российской Федерации

Работа №109345

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Общеправовая характеристика IT-продуктов как результатов интеллектуальной деятельности 10
1.1 Понятие и характеристика результатов интеллектуальной деятельности 10
1.2 Понятие, характеристика и разновидности IT-продуктов 26
1.3 Характеристика программ для ЭВМ как результата интеллектуальной деятельности 37
1.4 Характеристика базы данных как результата интеллектуальной деятельности 47
Глава 2 Процесс коммерциализации IT-продуктов 56
2.1 Понятие и особенности коммерциализации IT-продуктов 56
2.2 Участники процесса коммерциализации IT-продуктов: их правовой статус 61
Глава 3 Договорные формы коммерциализации IT-продуктов: проблемы применения 64
3.1 Договор об отчуждении исключительного права 64
3.2 Лицензионный договор 66
3.3 Сопутствующие договоры 75
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 86

Актуальность работы. XXI век называют веком информационных технологий. Вряд ли кто-то в современном мире сумел обойтись без присутствия этих самых информационных технологий в своей жизни. У каждого в доме есть такие ресурсы, как компьютеры, программное обеспечение и телефонные сети связи. У большинства населения исполнение трудовых обязанностей непосредственно связано с использованием информационных технологий. В личной жизни технологии тоже сопровождают людей на каждом шагу. Поэтому на товарном рынке активно развивается отрасль производства и распространения товаров, связанных с информационными технологиями (IT-продукты). Для поддержания бизнеса и извлечения прибыли из произведенных IT-продуктов в компании необходимо наладить процесс коммерциализации этих продуктов, то есть схему продаж и распространения. Ведение бизнеса в любой сфере связано с совершение сделок, определенных законодательством. При распространении IT-продуктов возникает необходимость составления договоров, регулирующих условия продажи, предоставления продуктов и условия, защищающие интересы каждой стороны. Для грамотного продвижения продукта необходимо понимать правовую сущность объекта. Моя работа нацелена на раскрытие данной сущности и определения возможности продвижения IT-продукта на рынке с юридической точки зрения.
Степень разработанности темы исследования. Сейчас под понятие IT- продуктов принято относить буквально любые объекты технологий (компьютеры, планшеты, телефоны, плееры), мало кто понимает, что с юридической точки зрения IT-продукты могут быть только двух видов: программы для ЭВМ и базы данных. Указанные продукты относятся к результатам интеллектуальной собственности, регулируемым частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. То есть при заключении договоров и распространении продуктов необходимо руководствоваться особыми условиями части 4 ГК.
Несмотря на популярность IT-сферы и развитость применяемых технологий данный объект изучения не очень популярен в научной литературе и, соответственно, его правовые особенности не раскрыты. В данной сфере также имеется своеобразный дефицит юристов, имеющих практику и специальные знания именно в IT-отрасли. В законодательстве имеется лишь поверхностное регулирование программ для ЭВМ и в особенности баз данных. Процесс коммерциализации IT-продуктов возможен посредствам заключения двух договоров: лицензионного и договора на отчуждение прав [59, с. 65]. Иные процессы и возможности распространения товаров законом не предусмотрены и не особо освещены в научных трудах. При этом в процессе работы по продвижению продуктов для привлечения клиентов и получению выгоды составляются смешенные договоры, которые сочетают в себе признаки двух вышеуказанных договоров, а также договоры, содержащие в себе условия, подпадающие под регулирование частью 4 ГК РФ. То есть в законодательстве процесс коммерциализации отражен поверхностно, а в научной литературе существует большой пробел в данной отрасли, так как в основном разбирается процесс результатов интеллектуальной деятельности в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения в процессе коммерциализации IT-продуктов.
Предмет исследования являются статьи части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие правовые отношения, возникающие в процессе создания и использования программы для ЭВМ и баз данных, в частности ст. 1225-1240, 1260-1262, 1288, 1370, 1240 ГК и связанные с ними Постановления и Приказы.
Целью исследования является установление правовой природы IT- продуктов, определение и рассмотрение возможных форм договоров для процесса коммерциализации объектов.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс коммерциализации IT-продуктов приносит наибольшую выгоду, если:
• грамотно определена правовая характеристика IT-продукта, как результата интеллектуальной деятельности в целом, и установлены особенности конкретного IT-продукта (программы для ЭВМ и базы данных);
• определен круг возможных договоров, участвующих в процессе коммерциализации;
• в договорах, задействованных в процессе коммерциализации, зафиксированы все правовые и технические характеристики IT- продуктов;
• изучен товарной рынок, на котором планируется распространение товара, все участники коммерциализации должным образом исполняют свои обязанности, квалифицирована выстроена схема продвижения продукта на рынке.
Задачи исследования:
• охарактеризовать результаты интеллектуальной деятельности и определить правовую природу IT-продуктов;
• дать правовую характеристику каждому IT-продукту (программе для ЭВМ и базе данных);
• дать определение коммерциализации и выделить ее особенности при распространении IT-продуктов;
• выделить виды договоров, заключаемых для коммерциализации IT- продуктов, охарактеризовать каждый из них;
• выявить необходимые изменения в законодательстве.
Методологическая основа исследования. При написании магистерской диссертации были использованы такие методы исследования, как:
а) общенаучные методы познания, в частности:
1) метод сбора теоретической информации (то есть проводить анализ действующего законодательства и научной литературы, сравнивать основы законодательства и судебную практику, классифицировать и систематизировать виды договоров с использованием системного метода подхода);
2) метод сбора эмпирической информации (анализ документации, которая используется в моей непосредственной рабочей практике, а также порядок деятельности в процессе коммерциализации IT-продуктов);
б) частнонаучные методы познания, в частности:
1) формально-юридический (для определения юридических понятий, их признаком и классификаций путем толкования законодательства);
2) юридическая герменевтика.
Нормативно-правовая основа исследования состоит из:
• Конституция Российской Федерации,
• Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы,
• Пленумы Верховного суда Российской Федерации,
• Приказы Роспатента,
• судебная практика.
В качестве теоретической основы исследования использовались учебные и литературные труды таких авторов, как Алексеев Г.В., Витко В.С., Вишнякова И.В., Ворожевич А.С., Солдатов А.Н. и Миньков С.Л., Батурина Н.И., Дмитриев М.А., Зенин И.А., Казаков Ю.В., Корнев В.А., Костенко М.А., Котова К.А., Попова Н.П., Гришаев С.П. и Богачев Т.В., Алексеева О.Л., Бадулина Е.В. и Гаврилов Д.А., Калятин С.В., Путилов А.В., Рахматулина Р.Ш., Зенин И.А., Ем В.С., Козлова Н.В., Савинов А.В. и так далее; монографии таких авторов, как Балыхин М.Г., Богданов О.В., Рожкова М.А. и Богустов А.А., Глонина В.Н. и Семенова А.А.; статьи таких авторов, как Глазунова К.Д., Гончарова Е.В., Гринь Е.С., Дорошенко Ю.А., Ершов О.Г., Иванов Н., Изюмов Д.Б., Инюшкин А.А., Казакова Н.А., Калятин В.О., Коваженков М.А., Кудашов В.И. и Нечепуренко Ю.В., Люстик В.Е., Маслова И.С., Мирских И.Ю., Нехорошева Л., Середкина О.А., Сова В.В., Тихонов Н.А., Хадиуллина Г.Н., Шайдуллина В.К., Шатковская Т.В., Шевко Н.Р., Щербак Н.В., Will Kenton, Gulseth James, Elliot Klayman, Putilov A.V., Saheed Adebayo Gbadegeshin, Satalkina N.I..
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые подробно изучены и поименованы примеры сопутствующих договоров, используемые в процессе коммерциализации IT-продуктов, а также впервые рассмотрены особенности коммерциализации именно IT-продуктов в целом.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• наличии в работе общей характеристике результатов интеллектуальной деятельности;
• указании на то, что в действительности существуют только два вида IT-продуктов (программы для ЭВМ и базы данных);
• наличии правовой характеристика каждого IT-продукта на основании законов и судебной практики ;
• определении существующих видов договоров, с помощью которых может быть приобретен или создан IT-продукт, а также с помощью которых в последствии можно распространять права на указанные продукты.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автор помимо того, что проанализировал нормативные акты и судебную практику, также указал в работе знания, полученные во время его собственной практики, определил особенности и структуру лицензионного договора, указал возможность заключения договоров, сопутствующих распространению IT-продуктов, выделил их особенности и указал, что участники процесса коммерциализации не ограничены в составлении неопределенных законом видов договоров.
На защиту выносятся следующие положения:
• коммерциализацией IT-продуктов является введение их в хозяйственный оборот на товарном рынке, после чего IT-продукты становятся объектом коммерческих отношений, приносящим прибыть правообладателю;
• этапами коммерциализации является: оценка рынка, разработка идеи по продвижению на рынке, разработка продукта или его приобретение, документарное оформление созданного продукта, разработка коммерческой схемы по продвижению продукта на товарном рынке, продажа прав на разработанные или приобретенные продукты;
• участниками процесса коммерциализации являются не только вендоры и приобретатели, но и партнеры, способствующие распространению продукта. Говоря о таком участнике, как вендор, необходимо обязательно выделить отделы компании, обеспечивающие функционирование процесса разработки и коммерциализации продукта;
• самым распространённым договором, которым пользуются IT- компании в процессе коммерциализации, является лицензионный договор на передачу простой (неисключительной) лицензии;
• IT-компании для поддержания эффективности процесса коммерциализации не ограничены в праве заключать договоры, не подразумевающие передачу прав на IT-продукты, но тесно связанные с обслуживанием этих продуктов и сферой деятельности компании;
• договор на техническую поддержку IT-продуктов, его внедрение, а также информационно-консультационные услуги правообладателя продукта - популярные сопутствующие договоры, обеспечивающие прибыль компании на долгосрочный период;
• IT-продукты регулируются законодательством весьма поверхносто. Так как сейчас IT-продукты одни из самых популярных и дорогостоящих результатов интеллектуальной длительности на товарном рынке, которые регулярно модернизируются, их необходимо продолжить изучать с юридической точки зрения. По итогам изучения правовое регулирование указанных объектов необходимо выделить в отдельный закон, как это было сделано в 1992 году. Эта интеллектуальная собственность требует иного правового регулирования, чем это предусмотрено для произведений. Не просто так юристы со всего мира долгие годы не могли прийти к единому мнению, к какому объекту права относятся IT-продукты: к патентному или к авторскому, IT-продукты требуют установление специального режима правового регулирования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования и применялись автором во время прохождения производственной (научно-исследовательской) практики, а также при работе старшим юристом в IT-компании. Краткие итоги внедрения результатов зафиксированы в статье автора «Основные способы коммерциализации IT- продуктов на товарном рынке в России», размещенной в журнале «Студенческий вестник» номер 17 (162), часть 3, на страницах 84-87.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 (трех) глав (разделов), заключения, содержит список использованной литературы (91 источник). Основной текст работы изложен на 100 (ста) страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


IT-отрасль одна из самых популярных и прибыльных не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Поэтому коммерческим компаниям необходимо тщательным образом подойти к построению и налаживанию процесса коммерциализации товаров. Процесс коммерциализации IT-продуктов - тема, непосредственно связанная, как с договорной деятельностью, так и с сущностью самих IT-продуктов. Поэтому для успешного построения процесса коммерциализации необходимо понимать техническую и правовую сущность IT-продуктов, а также договоров, с помощью которых их возможно распространять на товарном рынке с целью получения выгоды.
В данной научно-исследовательской работе в первую очередь был рассмотрен IT-продукт с правовой точки зрения. IT-продукт - это результат интеллектуальной деятельности, регулируемый частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормативными актами, созданными под надзором Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Все защищаемые законом результаты интеллектуальной деятельности зафиксированы в статье 1225 Гражданского кодекса. Но необходимо понимать, что из них IT-продуктами являются только два объекта: программа для ЭВМ и база данных.
Оба этих объекта являются объектами авторского права и защищаются с момента их создания. При этом, база данных является также объектом смежных прав. На эти продукты при их создании возникает ряд прав, в том числе исключительные права.
Как и любые результаты интеллектуальной деятельности IT-продукты могут быть созданы по договору авторского заказа, а также в рамках служебного задания, или приобретены по договору об отчуждении исключительных прав или лицензионному договору на предоставление исключительной лицензии.
Важной для процесса коммерциализации особенностью результата интеллектуальной деятельности является тот факт, что продаются не сами объекты в их материальном выражении, а права на них.
В данной работе были определены, что коммерциализацией IT- продуктов является введение их в хозяйственный оборот на товарном рынке, после чего IT-продукты становятся объектом коммерческих отношений, приносящим прибыть правообладателю. Участниками же процесса коммерциализации являются:
• вендор (правообладатель продукта или лицо, обладающими исключительными правами на распространение объекта третьим лицам),
• партнер (лицо, способствующее распространению продукта или услуг от вендора к конечному пользователю),
• конечный пользователь (приобретатель продукта или услуги).
На успешность коммерциализации влияют сотрудники вендора (разработчики, маркетологи, продакты, юристы, финансисты и менеджеры по продажам).
В данной научной работе в качестве процесса коммерциализации рассматривается в основном документарная деятельность компаний по приобретению и распространению прав на IT-продукты с целью извлечения из них прибыли. Существуют два договора, с помощью которых можно распространять IT-продукты на рынке: договор об отчуждении исключительных прав. По договору об отчуждении исключительных прав правообладатель передает все свои права на продукт приобретателю, теряя свои права на этот продукт. Лицензионный же договор бывает двух видов: на передачу неисключительной лицензии и предоставление исключительной лицензии. При последнем варианте правообладатель передает какое-то свое право лицензиату, теряя его. Первый вариант лицензионного договора позволяет на время передавать определенный перечень прав лицензиату, не теряя права предоставления аналогичных прав неопределенному кругу лиц.
В работе были рассмотрены основные правовые положения указанных договоров, а также предложена шаблонная структура лицензионного договора на передачу простой лицензии. В практике также используется безвозмездная тестовая лицензия с целью тестирования продукта клиентом для привлечения его к дальнейшему сотрудничеству.
IT-компании для регулярного извлечения прибыли зачастую используют сопутствующие распространению прав на продукты договоры. Это может быть договор на техническую поддержку ранее переданного продукта, или на внедрение продукта в систему лицензиата, а также на оказание консультационных услуг для пояснения работы с продуктом или разъяснения правил внедрения, или подготовки специалистов для технической поддержки. Как правило, это договоры на возмездное оказание услуг, регулируемыми одноименным разделом Гражданского кодекса и разделом о подряде. Компании свободны в составлении договоров, они могут придумывать по своему усмотрению любые услуги, которые они способны оказать. В связи со спецификой IT-продуктов при составлении таких договоров в них обязательно должны быть отражены положения части четвертой Гражданского кодекса и технические особенности продукта.
Результаты интеллектуальной собственности, в том числе IT -продукты являются очень сложными объектами. Не зря их регулированию выделяется отдельная часть гражданского кодекса. Их оборот на товарном рынке вызывает гораздо больше сложностей и труда, нежели любого другого объекта. Для их приобретения и распространения характеры гораздо более юридически тонкие договоры, требующие углубление в техническую специфику самого предмета. По-моему мнению, такой предмет требует более детального раскрытия в законодательстве. Возможно, некоторые объекты требуют даже отдельных законов. IT-продуктам дана абсолютно поверхностная характеристика. Многие вопросы находят свое отражение в договоре исходя из практики разработчиков продуктов и юристов, работающих в этой сфере. Некоторые сложности регулирования реальных отношений по распространению прав придумываются всеми подразделениями компании и вносятся в договор. Указанная проблема в основном связана с тем, что у нас в стране несмотря на процветание ИТ- сферы, она не до конца изучена, в том числе и с юридической точки зрения.
Что касается литературы, есть много источников, где обозначены характеристики основных предусмотренных законодательством договоров, но при этом очень мало содержания посвящено именно IT-продуктам, мало где раскрыта сущность баз данных, а главное, практически нигде не отражена практика работы с указанными объектами.
Я попыталась рассмотреть тему с точки зрения работающего в IT- компании, и осветить тему коммерциализации продукции со стороны договорной работы, уделив время очень важным по своей сути для коммерческой составляющей компании, сопутствующим договорам.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в законодательстве уделяется большое значение результатам интеллектуальной деятельности в общем смысле, но очень мало IT-продуктам, особенно базам данных. В связи с тем, что IT-продуктов всего два, и в настоящее время они играют очень важную роль на товарном рынке, им необходимо более обширное правовое регулирование. В частности, это лучше сделать путем вынесения IT-продуктов в отдельный закон, как это было сделано в 1992 года в Законе РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных № 3523-1 от 23.09.1992. Не зря много лет юристы по всему миру не могли прийти к единому мнению относительно правовой сущности программ для ЭВМ и баз данных. Указанные объекты однозначно требуют дополненного правового регулирования, отличного от регулирования произведений.


1. Всемирная конвенция об авторском праве: [заключена в г. Женеве 06.09.1952] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».- Текст: электронный.
2. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979): [подписан в Стокгольме 14.07.1967 года; изменена 02.12.1979 года] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».- Текст: электронный.
3. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 года (ред. От 09.09.1886) // Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 9.
4. Договор ВОИС по авторскому праву (Вместе с "Согласованными заявлениями в отношении Договора ВОИС по авторскому праву"): [принят Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 г.] // Бюллетень международных договоров. - 2016. - № 12. - С. 4 - 11.
5. Директива Совета Европейского Сообщества «О правовой охране программ для ЭВМ» (91/250/ЕЕС): [принята в Брюсселе 14.05.1991 г.] - URL: http://libertarium.ru/EUD-softcopyright (дата обращения: 31.05.2021).
6. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Сообщества «О правовой охране баз данных» (96/9/ЕС): [принята в 11.03.1996 г.] - Доступ из справочной правовой системы «Гарант».- Текст: электронный.
7. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Официальный интернет-портал правовой информации http:/www.pravo.gov.ru. - 04.07.2020.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.] (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994 г. - № 32. - ст. 3301.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ: [принят Государственной Думой 24 ноября 2006 г.: одобрен Советом Федерации 08 декабря 2006 г.] (ред. от 20.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.05.2021) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 26.11.2001 № 146-ФЗ: [принят Государственной Думой 01 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации 14 ноября 2001 г.] (ред. от 20.04.2021) // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. - № 49 - ст. 4552.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ: [принят Государственной Думой 24 ноября 2006 г.: одобрен Советом Федерации 08 декабря 2006 г.] (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
12. О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 (ред. от 08.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.05.2009. - №18 (2 ч.). - ст. 2242.
13. О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 // Российская газета. - 06.05.2019. - № 96.
14. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».- Текст: электронный.
15. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав / Обзор судебной практики Верховного суда : [утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 сентября 2015 г.] — URL:
https://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=10333l (дата обращения: 01.06.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ