Введение 3
1. Объект и объективная сторона неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции 5
2. Субъект и субъективная сторона неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью постоянного поддержания публично-правового порядка, который, помимо прочего, обеспечивается административно-распорядительной деятельностью сотрудников полиции. Обеспечивая общественный порядок и общественную безопасность, реализуя иные задачи, сотрудники полиции вправе предъявлять гражданам законные распоряжения и требования, которые обязательны для исполнения. За отказ от выполнение законных требований сотрудников полиции предусмотрена административная ответственность по части 1 ст. 19.3 КоАП РФ, устанавливающей наказание в виде штрафа до 4 000 рублей, административного ареста на срок до 15 суток или обязательных работ на срок до 120 часов. В рамках настоящего исследования необходимо определить объективные и субъективные признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, особое внимание обратив на оценочные признаки правонарушения, в частности, законность требования, действия, которые образуют «неповиновение» и др, иными словами, установить, в каких именно случаях невыполнение гражданами требований сотрудников правоохранительных органов образует состав исследуемого правонарушения. Практику применения исследуемой нормы осложняет и активно распространяемая в сети «Интернет» ложная информация о том, что сотрудники полиции, помимо служебного удостоверения, должен иметь при себе «доверенность» от имени руководителя органов внутренних дел, без которой якобы сотрудник полиции не имеет права на административно-распорядительные действия в отношение граждан. Кроме того, следует рассмотреть соотношение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ от специального состава правонарушения - невыполнения водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ).
Объектом работы выступают урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере установления и реализации административной ответственности за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
Предмет работы – нормы законодательства, научная доктрина, материалы правоприменительной практики.
Цель работы –анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Задачи исследования обусловлены его целью и включают в себя:
объект и объективная сторона неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции;
субъект и субъективная сторона неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции .
Методология исследования включает в себя как общенаучные и частно-юридические методы, (дедукция, индукция, классификация, анализ, синтез, формально-юридический метод, метод анализа правовых документов, сравнительно-правовой метод и др.).
Нормативная база исследования – нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона «О полиции».
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией основных научных представлений об административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в правоприменительной практике.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ выступают общественные отношения в сфере реализации государственного управления сотрудниками органов внутренних дел и ряда иных правоохранительных органов.
Непосредственный вред при совершении исследуемых правонарушений причиняется социальным благам, на обеспечение которых направлены действия сотрудника полиции, заявляющего гражданину соответствующее требование или распоряжение.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Форма совершения правонарушения зависит от характера заявленного требования (распоряжения) и способов его выполнения. Если гражданин для исполнения законного требования сотрудника полиции должен был совершить активные действия (например, снять тонировку со стекол автомобиля), то правонарушение совершается в форме бездействия. Если же исполнение требования предполагало, наоборот, воздержаться от определенных действий (например, при обоснованном запрете прохождения в помещение), то правонарушение совершается в форме активных действий.
Иными словами, форма совершения исследуемого административного правонарушения «обратна» деяниям, которые лицо должно совершить для выполнения законного требования сотрудника полиции.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, по субъекту его совершения отграничивается от специального состава – невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Если лицо, управляющее (управлявшее) транспортным средством, отказывается от прохождения указанных требований, ответственность наступает по ст. 12.26 КоАП РФ, а не по ст. 19.3.
Как показывает анализ практики, зачастую граждане совершают исследуемое правонарушение с косвенным умыслом (при этом, поскольку нормы КоАП РФ не делят умысел на прямой и косвенный, речь идет исключительно о теоретическом понимании). Так, в ряде случаев граждане заблуждаются относительно порядка удостоверения полномочий сотрудника полиции, заявляющего требования (т.е. уверены в незаконности требования), в иных ситуациях в целом намереваются выполнить заявленное требование, однако уклоняются от его незамедлительного выполнения и др.