Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Работа №109314

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования предпринимательской деятельности 7
1.1. Предпринимательская деятельность как объект правового регулирования 7
1.2. Средства правового регулирования предпринимательской деятельности, их содержание и направления 13
1.3. Общая характеристика законодательства в сфере предпринимательства и основные тенденции его развития 39
Глава 2. Основные направления и пути развития правового регулирования предпринимательской деятельности 47
2.1. Совершенствование правового регулирования налогообложения как главного организационно-правового средства воздействия на предпринимательскую деятельность 47
2.2. Улучшение правового обеспечения регистрационных процедур в сфере предпринимательства 58
Глава 3. Развитие организационно-правовых отношений органов государственной власти и местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности 67
3.1. Совершенствование организационных и правовых отношений между органами государственной власти и субъектами предпринимательства в контексте административной реформы 67
3.2. Проблемы реализации права на предпринимательскую деятельность 79
Заключение 87
Список используемой литературы 92

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях транс­формационных изменений в обществе с помощью соответствующих пра­вовых факторов важно, прежде всего, обеспечить оптимальный баланс между государственным влиянием на предпринимательство и рыночную инфраструктуру в целом.
Однако с самого начала реформ не было выработано единого науч­но-обоснованного подхода к путям решения указанной проблемы. С одной стороны, любое «послабление» государственного регулирования можно рассматривать как путь к анархии стихийных рыночных сил, с другой - пе­реход к рынку с одновременным сокращением регулирующей роли госу­дарства - трактуется как единственное средство выхода из кризиса.
Эти полярно противоположные подходы находят свое отражение в правовом регулировании предпринимательской деятельности, что в значи­тельной мере продолжает осуществляться многими органами исполни­тельной власти и органами местного самоуправления бессистемно и путем подзаконного (ведомственного) нормотворчества. Это приводит к «распы­лению» регулирующей роли государства и не способствует системной раз­работке и внедрению в сферу предпринимательской деятельности меха­низмов рыночной саморегуляции.
Потребность в углублении комплексных, системных исследований проблем, возникающих при осуществлении органами исполнительной вла­сти и органами местного самоуправления деятельности по правовому ре­гулированию предпринимательства, очевидна.
Особенно такие исследования могут быть результативными на гра­нице трех областей научных знаний - теории государства, управления и права, поскольку процессы развития демократического, социального, пра­вового государства непосредственно обусловлены успехом правовых ре­форм в России и дальнейшим развитием предпринимательской деятельно­сти. Эти факторы и обусловили выбор данной темы диссертационного ис­следования.
Научно значимыми с авторской точки зрения стали работы ведущих специалистов России в области теории государства, права и управления, проблематики предпринимательства: С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, А.К. Белых, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Я.М. Бельсона, А.Г. Братко, С.Н. Братуся, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.И. Гревцова, В.Е. Гулиева, Ю.А. Дмитриева, Л.Н. Загай- нова, Попова А.И., Иванова С.А., Смагиной И.А., Савелова В.П., Е.П. Гу­биной, П.Г. Лахно, Ф.О. Шамхалова, О.Н. Бочаровой, А.В. Батанова, Д.Н. Бахраха, М.Ю. Ведерникова, А.А. Замотаева, В.Г. Игнатова и др.
Положения, выносимые на защиту:
• основным показателем эффективной производственно- предпринимательской деятельности является объем выпуска продукции и величина денежных ресурсов, поквартально выделяемых для организован­ного рабочего процесса; чем меньше ресурсов затрачено на выпуск про­дукции, при максимизации производственных сил, тем выше рейтинг предприятия на финансово-экономическом рынке;
• прогнозирование развития предпринимательской деятельности и знание механизмов регулирования процесса купли-продажи являются за­дачами каждого предпринимателя;
• предпринимательская деятельность - это один из ведущих инстру­ментов качественного контроля за развитием современной рыночной си­стемы.
Методологическая основа исследования: взаимообусловленные и взаимосвязанные принципы познания явлений социальной сферы, с учетом их правовой и исторической природы. Следует отметить существенный вклад в разработку темы, который делают сегодня демократические раци­ональные идеи, касающиеся цельного характера, с одной стороны, огром­ного множества форм собственности, разновидностей конкуренции и рав­ных прав товаропроизводителей и, с другой стороны, политического плю­рализма, процессов демократизации форм управления государством, при­знания и гарантированного обеспечения прав и свобод человека со сторо­ны законодателя.
Диссертант в данной работе использовал мировоззренческую и ме­тодологическую концепции, которые позволили провести анализ соотно­шения таких понятий, как «право», «государство», «предприниматель­ство», с позиции особо перспективного направления правоведческой науки - междисциплинарного исследования наиболее актуальных проблем. Ме­тодология этого направления предполагает использование общефилософ­ских принципов анализа общественных процессов, методов реконструкции теорий и идей, системного и структурно-функционального метода, а также метода моделирования. С юридической точки зрения исследование заяв­ленной темы требовало применения методики сравнительного права.
Теоретической основой настоящего исследования стало дополнение и развитие разделов дисциплин «История политических и правовых уче­ний», «Общая теория права и государства», «Гражданское право» теорети­ческими положениями и выводами.
Исследуемые проблемы правового регулирования, характер и цели правового влияния на предпринимательскую сферу, пределы подобного влияния - все это характеризует высокую роль права и его значимость в жизни общества. Также, следует отметить, что фундаментальные пробле­мы современного общества в контексте науки государства и права, их тео­ретические положения подчеркивают важность и значимость анализа, ко­торый проводится в диссертационном исследовании и освещается во мно­жестве учебных пособий, монографий, статей и сборников.
Объектом исследования являются правовые отношения с участием субъектов предпринимательства, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяй­ственной компетенцией; правовые основы налоговых отношений с участи­ем субъектов хозяйствования.
Предметом исследования является законодательство в сфере пред­принимательства, направленное на правовое регулирование администра­тивных, налоговых и других отношений управления; деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно правового регулирования предпринимательства, основанная на действую­щем законодательстве.
Целью исследования является обоснование и разработка системного и комплексного подхода к правовым основам регулирования предприни­мательства в Российской Федерации.
Задачи исследования. Согласно поставленной цели предпринята по­пытка решить следующие задачи:
• исследовать теоретические основы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации;
• определить понятие, содержание и направление основных средств правового регулирования предпринимательской деятельности на современном этапе;
• провести системный анализ действующего законодательства Российской Федерации о предпринимательстве и практики его примене­ния, и на этой основе определить эффективность правового регулирования предпринимательской деятельности и перспективы его развития;
• исследовать правовое регулирование налогообложения в каче­стве главного правового средства воздействия на предпринимательскую деятельность;
• проанализировать правовое обеспечение регистрационных про­цедур в сфере предпринимательства;
• очертить перспективы развития и совершенствования правовых средств воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на деятельность субъектов предпринимательства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реформа гражданского законодательства затронула базовые институ­ты гражданского права, и следует отметить, что при этом были учтены ос­новные тенденции развития общественных отношений, являющихся пред­метом регулирования гражданского законодательства. Как известно, ответ­ственность лиц, участвующих в обязательственных правоотношениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, строится на тех же принципах, что и гражданско-правовая ответственность других участников гражданского оборота. Вместе с тем законодатель никогда не устанавливал абсолютно идентичных правил в отношении порядка установления и раз­мера ответственности предпринимателей и потребителей. При проведении реформы ГК, в том числе при совершенствовании правил об ответственно­сти, ожидалось, что тенденция к обособлению правового регулирования ответственности участников предпринимательских отношений должна бы­ла получить более последовательное закрепление, учитывая, что право­применительная деятельность создавала для этого довольно широкую воз­можность.
Предпринимательская деятельность всегда связана с определенным риском. Целесообразность допущения той или иной степени риска может быть определена исключительно на базе определения полезности прово­димых таким образом мероприятий. Только с этой точки зрения можно определить оправданности проведения рисковых мероприятий. Такие ре­шения могут быть признаны оправданными в случае, если вероятность до­стижения положительного результата будет превышать вероятность нега­тивного результата или последствия в случае отсутствия видимых спосо­бов достижения поставленной цели и результата без риска.
После того, как был приняты и введены в действие новые нормы уголовного законодательства, понятие обоснованности риска нашло наиболее четкое закрепление. Кроме того, так как согласно нормам граж­данского законодательства все субъекты, которые осуществляют хозяй­ственную и предпринимательскую деятельность, признаются равными, то встает вопрос и об отсутствии прямого умысла в части риска. Таким обра­зом можно говорить о том, что возникает серьезное основание, которое можно считать исключающим в части возникновения опасности для обще­ства, следовательно, не может возникать и уголовная ответственность в данном случае. Кроме того, правоприменитель в данном случае наделяется довольно таки широким кругом полномочий. Это имеет ряд последствий. Во-первых, под обоснованным риском возможно в таком случае понимать любое деяние, связанное с возникновением риска. Во-вторых, иногда воз­никает такая ситуация, когда применение данных норм можно считать не­обоснованным в силу достаточной неопределенности трактовки. Практи­чески в деятельности любой компании возникновение коммерческого рис­ка неразрывно связано с предпринимательским риском и является ее со­ставной частью. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в связи с большим количеством разночтений и неточностей в определении и терминологии возникает целый ряд сложностей в примене­нии уголовных норм права.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед законодате­лем стоит серьезная задача по конкретизации такого вопроса, как обосно­ванность риска в нормах действующего законодательства. Следует четко обозначить в каких случаях, и какая степень риска не предполагает наступления уголовной ответственности.
Надо отметить появление новых подходов в части формирования защиты участников предпринимательских отношений в договорах присо­единения. Статья 428 ГК РФ впервые установила норму о распространении правил об оспаривании несправедливых условий договора присоединения на защиту любой слабой стороны договора, которая заключает договор в условиях неравенства переговорных возможностей. Здесь же впервые вос­станавливается справедливость в отношении лиц, которые заключают до­говор присоединения в предпринимательских целях.
Появились новые нормы о порядке применения норм об ответствен­ности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которых ранее вообще не существовало. В связи с этим можно выделить две новые группы правил.
Первая группа правил касается применения норм о снижении не­устойки в предпринимательских отношениях. Принята новая редакция ст. 333 ГК РФ, устанавливающая систему правил о снижении неустойки, ко­торая впервые законодательно закрепила специальные правила ее приме­нения в отношении субъектов обязательственных отношений, осуществ­ляющих предпринимательскую деятельность. Во-первых, снижение не­устойки в случае нарушения обязательства участником предприниматель­ских отношений теперь не может состояться по инициативе суда, умень­шение возможно, как и ранее, в судебном порядке, но только после заяв­ленного должником ходатайства об уменьшении неустойки.
Особенной новеллой правового регулирования ответственности участников предпринимательских отношений, формирующей новый уро­вень их защиты в условиях рыночного хозяйствования, явилась ст. 406.1 ГК РФ, впервые создавшая новую форму возмещения возможных имуще­ственных потерь в связи с имеющимися рисками гражданского оборота.
Вопрос об оформлении заверений обладает огромным практическим значением для будущей практики предпринимательской деятельности. В юридической литературе высказана точка зрения, что заверения могут оформляться в качестве неотъемлемой части соглашения или вытекать из деловой переписки контрагентов договора. Но в любой ситуации суще­ствование таких заверений и их сущность должны быть доказаны.
Статья 431.2 Гражданского кодекса РФ определяет для потерпевшего участника право выбора мер ответственности: такая сторона обладает пра­вом или взыскать неустойку, или потребовать компенсирования убытков. Это означает, что установлен специальный механизм соотношения убытка и неустойки. Использование одной из мер ответственности исключает применение других мер ответственности. Закон не устанавливает каких- либо конкретных особенностей применения правил компенсации ущерба. Соответственно, все правила компенсирования убытков, которые установ­лены законодательством, включая предписание о компенсации убытков в полном объеме, должны быть в силе. Тем не менее, существует специаль­ное дополнительное условие для применения неустойки или компенсиро­вания убытков. Предусматриваемая ответственность возникает, если сто­рона, предоставившая ложные заверения, предположила, что другая сторо­на будет основываться на них, или обладала разумными основаниями от­талкиваться от такого предположения.
В то же время существуют общие правила об условиях ответствен­ности за нарушение обязательств, соответственно увеличивающие требо­вания к ответственности предпринимателей, которые определены пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ. Здесь необходимо отметить дей­ствие другого предписания в отношении рассматриваемых мер ответ­ственности. Потерпевший участник сохраняет за собой право на взыскание неустойки или убытков, вне зависимости от того, признан или нет договор недействительным.
Вторым следствием сообщения о ложных заверениях, которые необ­ходимы для другой стороны (в законе не указано, в каких случаях), являет­ся предоставление потерпевшему участнику также права отказаться от до­говора в соответствии с правилами, изложенными в пункте 4 статьи 450 ГК РФ. В этом положении установлено новое предписание, согласно которому сторона, которой ГК РФ, другими законами или договором предоставлено право в одностороннем порядке вносить изменения в договор, при осу­ществлении этого права должна действовать добросовестно и разумно в объеме, предусмотренном ГК РФ, другими законами или договором.
Условия и порядок выхода из договора (исполнения договора) или осуществления прав по договору сформулированы в виде нового механиз­ма, который включен в текст новой статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ.
Если в результате ложных заверений сторона заключила договор под воздействием обмана или существенного заблуждения, пострадавшая сто­рона, заключившая договор, обладает правом требовать признания догово­ра недействительным. В этой части возникает вопрос, является ли данная статья самостоятельной основой для признания договора недействитель­ным или должны применяться соответственным образом: статья 173, 179 ГК РФ. По умолчанию к стороне, которая занимается предприниматель­ской деятельностью, а также к сторонам по корпоративному соглашению или договору об отчуждении акций, долей в уставном капитале общества, применяются последствия недостоверных заверений вне зависимости от их фактического знания.
Таким образом, можно констатировать, что реформа гражданского законодательства не коснулась базовых характеристик и условий ответ­ственности в обязательственных отношениях, которая установлена для участников предпринимательской деятельности, но создала новые, более совершенные правила применения убытков, неустойки, их соотношения в различных видах обязательств, создала новые возможности уменьшения имущественных рисков предпринимательской деятельности путем созда­ния новых способов защиты.


1. Конституция Российской Федерации. - М.: ЭКСМО. 2014.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: система ГАРАНТ: http://base.garant.ru.
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Рос­сийской Федерации» от 08.01.1998. № 8-ФЗ [Электронный ресурс]: систе­ма ГАРАНТ: http://base.garant.ru
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003. № 131-ФЗ. [Электронный ресурс]: система ГАРАНТ: http://base.garant.ru
7. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Фе­дерации» от 02.03.2007. № 25-ФЗ. [Электронный ресурс]: система ГА­РАНТ: http://base.garant.ru
8. Федеральный закон «О системе государственной службы Россий­ской Федерации. [Электронный ресурс]: система ГАРАНТ: http: //base.garant.ru
9. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии ма­лого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изме­нениями и дополнениями). [Электронный ресурс]: система ГАРАНТ: http: //base.garant.ru
10. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате- лей"//"Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
11. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ"О концессионных соглашениях"// "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126,
12. Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ"О внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"//"Собрание законо­дательства РФ", 01.07.2013, N 26, ст. 3207
13. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью"//"Российская газета", N 30, 17.02.1998.
14. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ"О внесении измене­ний в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 12.05.2014, N 19, ст. 2304
15. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государствен­ных должностях Российской Федерации». [Электронный ресурс]: система ГАРАНТ: http://base.garant.ru
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ