ВВЕДЕНИЕ 6
1 Характеристики моторных лодок и катеров, изготовленных из
алюминиевых сплавов. Виды повреждений и дефектов корпусов лодок. Анализ свариваемости материалов изделий 8
1.1 Алюминиевые сплавы для судостроения 8
1.2 Типовые характеристики моторных лодок и катеров, изготовленных
из алюминиевых сплавов на примере мотолодки Master 510 11
1.3 Виды повреждений и дефекты корпусов лодок 14
1.4 Анализ свариваемости сплавов на основе алюминия, применяемых
в судостроении 15
Задачи выпускной квалификационной работы 21
2 Разработка технологии ремонта корпусов лодок и катеров,
изготовленных из алюминиевых сплавов 22
2.1 Анализ способов ремонта корпусов лодок из алюминиевых сплавов
и материалов для его осуществления 22
2.2 Разработка технологии устранения дефектов корпусов лодок с
помощью электродуговой сварки 24
2.2.1 Анализ способов электродуговой сварки изделий из алюминиевых
сплавов 25
2.2.2 Технология заварки дефектов в виде пробоин и трещин в корпусе
катера 26
2.2.2.1 Заделка пробоин постановкой заплат 26
2.2.2.2 Устранение трещин в обшивки и наборах корпуса судна 27
3 Безопасность и экологичность технического объекта 29
3.1 Конструктивно-технологическая и организационно-техническая
характеристика рассматриваемого технического объекта 29
3.2 Идентификация профессиональных рисков 29
3.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 30
3.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 32
3.4.1 Обеспечение пожарной безопасности объекта 32
3.4.2 Организационные (организационно-технические) мероприятия по
предотвращению пожара 33
3.5 Анализ негативных экологических факторов реализуемого
производственно-технологического процесса (изготовления,
транспортировки, хранения) и/или осуществляемой функциональной
эксплуатации технического объекта с точки зрения обеспечения его экологической безопасности 35
4 Расчет эффективности ремонтной сварки изделия 37
4.1 Расчет штучного времени на выполняемые технологические операции 37
4.2 Расчет себестоимости сравниваемых вариантов 42
4.3 Расчет экономической эффективности разрабатываемого проекта.53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Мы живем в стране, где есть много водоемов, морей, рек, озер. К тому же в наше время есть возможность приобрести лодку или катер любых размеров, качества и цены, так же можно взять в аренду. Отдых на катере это возможность провести время с семьей на природе, в одиночестве, с друзьями на рыбалке, сходить на экскурсию по воде вблизи дома или в путешествие по родным краям. Корабли катера задействованы в использовании во всех сферах человека: используется в армии, так же используют аварийно спасательные формирования, гражданские суда используют при перевозки пассажиров грузов, добыче полезных ископаемых, исследованиях и т.д.
Во время использования катера могут произойти поломки разного характера, такие как поломка агрегатов либо может нарушиться целостность корпуса. Повреждения корпуса катера могут возникнуть как во время эксплуатации, так и во время его стоянки на берегу. Во время эксплуатации может произойти столкновение катера с катером, наскок на «топляк», что может привести к вмятине (относится к металлическим катерам), либо трещине и пробоине корпуса судна. Вмятины ремонтируются если они крупные: такие как замят киль, днище, либо борт, все те повреждения которые приводят к нарушению геометрии корыта катера т.д. тем самым приводят к плохим эксплуатационным характеристикам.
В связи с этим появляется востребованность в обслуживании и ремонте катеров. Для поддержания катера в исправности необходимо проводить техническое обслуживание. Минимальное обслуживание и ежедневный осмотр необходимо производить самому владельцу перед каждым выходом на катере, так же как и на автомобиле, ежедневно перед тем как ехать куда либо мы осматриваем колеса накаченные или же спустили, смотрим на наличие всех жидкостей, так и перед каждым выходом на катере необходимо произвести осмотр корпуса и агрегатов, проверить на наличие все жидкости, работоспособность водяных помп , освещение, так как это залог спокойного путешествия на катере. Ремонтные работы необходимо производить круглогодично и желательно в специализированном месте. Межсезонное обслуживание обычно подразумевает под собой плановый ремонт узлов и агрегатов, полный осмотр подводной части на наличие износа либо трещин в корпусе. Но корпус судна, так же как и агрегаты не должны оставаться без внимания весь год, так как благодаря его целостности, судно держится на плаву.
В зависимости от того на каком катере пластиковом или металлическом произошло повреждение корпуса от этого и зависит какой требуется ремонт. У пластиковых катеров обнаруживается дефект от времени, расслоение подводной части корпуса либо истирание. Такие дефекты случаются в основном от небрежного использования и от того, что судовладельцы не проходят плановое техническое обслуживание.
Пластиковые катера ремонтируют в основном клеевым способом. Он основан на применении эпоксидной смолы и стекловолокна, далее выравнивание места с помощью наждачной бумаги, грунтовка, покраска. Металлические катера в основном ремонтируют сваркой, пайкой, установкой заплаток с помощью клепок или проклейки с использованием эпоксидных смол.
Целью работы является повышение ресурса работы алюминиевых корпусов катеров и моторных лодок путем разработки эффективного способа ремонта повреждений, полученных в процессе эксплуатации.
По всем расчетам, произведенным в работе можно сделать вывод, что проектное оборудование при сварки изделия более эффективна. Эффективность этого оборудования обуславливается тем, что оно имеет более простое устройство с базовым, оно легче компактнее. Для того что бы работать с плавящимся электродом в среде аргона, сварщику не нужна более высокая квалификация нежели при сварке неплавящимся электродом в защитной среде аргона. Во время работы на проектном оборудовании задействуется только одна рука, в которой находится сварочный пистолет. Тем самым рабочий имеет возможность контролировать свободной рукой деталь.
Деталь окупится именно в срок около года. Это видно по расчетам и складывается из совокупности экономий. При работе проектным оборудованием себестоимость расходных материалов дешевле. Катушка алюминиевая стоит дешевле чем вольфрамовый электрод + шлаковый припой. Электропотребление становится на порядок меньше в отличие от базового. Скорость сваривания детали возрастает, что способствует увеличению числа свариваемых деталей. К тому же экономический эффект складывается и от того, что перестает быть необходимость в сварщике 6 разряда, а соответственно и оплата труда становиться ниже.
Со стороны качества, смена оборудования ни как не повлияет. Качество остается таким же, так как меняется оборудование, а технология остается прежней. Сварка происходит теми же составами, но только имеющих более меньшую стоимость.
С точки зрения безопасности новое оборудование имеет более высокую степень защиты от поражения электротоком. Это связанно с тем, что в нынешнее время ужесточают классы безопасности. Новое оборудование имеет более длинные сварные рукава и провод массы, тем самым сварщик находится в достаточной дали от оборудования, это способствует как увелечение безопасности так и упрощает работу сварщику.
1. Морской алюминий [Электронный ресурс] : текст с экрана. Свободный доступ. 2010-2018 ООО «МДМ Групп» URL:https://mdmgroup- spb.ru/poleznoe/morskoj-alyuminij(дата обращения : 07.04.2019).
2. Сварка алюминия в судостроении. Теоретические основы от практиков. [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. evrotek.spb.ru.
URL:https://evrotek.spb.ru/files/Svarka_aluminia_v_sudostroenii.pdf (дата
обращения : 07.04.2019).
3. Master 510 - Катера Master. [Электронный ресурс] : Текст с
экрана. Свободный доступ. galactica.su .
URL:http://www.galactica.su/catalog/5/152/(дата обращения : 07.04.2019).
4. Особенности сварки алюминия. [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. Diplomba. URL:http://diplomba.ru/work/70944(дата обращения : 16.04.2019).
5. § 60. Ремонт и докование судов. [Электронный ресурс] : Текст с
экрана. Свободный доступ. www.FLOT.com
URL:https://flot.com/publications/books/shelf/chainikov/64.htm(дата обращения : 27.03.2019).
6. Ремонт алюминиевых лодок. [Электронный ресурс] : Текст с экрана.
Свободный доступ. Роспромресурс
URL:http://rushovercraft.com/лодки/ремонт-алюминиевых-лодок.html (дата обращения : 27.03.2019).
7. Технология сварки алюминиевых и магниевых сплавов. [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. autoWelding.ru URL: https: //www. autowelding. ru/publ/1/1 /tekhnologij a_svarki_alj uminievykh_i_ magnievykh_splavov/2-1-0-213 (дата обращения 16.04.2019).
8. Методы контроля качества сварных соединений. [Электронный
ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. PIPETECHNOLOGY. URL:http://www.pipe-technology.ru/control.php?id=5(Дата обращения : 16.04
2019).
9. Сварка, пайка, склейка и резка металлов и пластмасс. - 3-е изд.: Справ. изд. /Под ред. Ноймана А., Рихтера Е.: Пер. с нем. - М.: Металлургия, 1985. - 480 с.
10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Приказ от 20 февраля 2014 г. N 103н. «О внесении изменений и признанием утратившими силу некоторых нормативных правовых актов министерства труда и социального развития Российской Федерации, министерства труда и социальной защиты Российской Федерации». [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. Контур.Норматив.
URL:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1 &documentId=253164 (дата обращения : 23.04.2019)
11. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изм. идоп., вступ. в силу с 31.07.2018). Статья 8. Классификация пожаров [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ.
КонсультантПлюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/92ae38c718009996083a057e9d0fec1a6e669fd4/ (дата обращения : 29.04.2019).
12. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изм. идоп., вступ. в силу с 31.07.2018). Статья 9. Опасные факторы пожара. [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ.
КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/536083e9e3993 5b1f05a0f37e81d7116ddc66d23/ (дата обращения 29.04.2019).
13. ГОСТ 12.1.004-91. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность. Общие требования (с Изменением N 1). [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. Техэксперт. URL:http://docs.cntd.ru/document/9051953(дата : обращения 29.04.2019).
14. Горина, Л.Н., Фесина М.И. Раздел выпускной квалификационной работы «Безопасность и экологичность технического объекта». Уч.- методическое пособие. Л.Н. Горина, М.И. Фесина - Тольятти: изд-во ТГУ, 2016.
15. Собурь, С.В. Пожарная безопасность электроустановок [Электронный ресурс] : [учеб.-справ. пособие] / С. В. Собурь. - 9-е изд., перераб. с изм. - Москва : ПожКнига, 2013. - 272 с. : ил. - (Пожарная безопасность предприятия). - ISBN 978-5-98629-051-5.URL:http://www.f- book.ru/products_files/ptm-2014.pdf(дата обращения : 30.04.2019).
16. Краснопевцева,И. В. Экономика и управление
машиностроительным производством [Электронный ресурс] : [электрон. учеб.-метод. пособие] / И. В. Краснопевцева, Н. В. Зубкова ; ТГУ ; Ин-т финансов, экономики и управления ; каф. "Торговое дело и управление производством". - Тольятти : ТГУ, 2014. - 183 с. Свободный доступ. (дата обращения : 13.05.2019).
17. Государственный стандарт Союза ССР система стандартов
безопасности труда работы электросварочные требования безопасности ГОСТ 12.3.003-86 [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. Valvol.grz.ru URL:http://valvol.qrz.ru/gost/gost12_3_003-86.pdf (дата
обращения : 11.05.2019).
18. ГОСТ 12.2.003-91. Система стандартов безопасности
труда(ССБТ).Оборудование производственное. Общие требования безопасности. [ Элетронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. Техэксперт. URL:http://docs.cntd.ru/document/901702428(Дата обращения : 11.05.2019).
19. Ручная дуговая сварка в среде аргона. [Электронный ресурс] : Текст
с экрана. Свободный доступ. SVARKAGID.
URL:https://svarkagid.ru/tehnologii/dugovaya-svarka-v-srede-argona.html(дата обращения : 11.05.2019).
20. Сварка алюминия и его сплавов покрытыми электродами [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. Bstudy.net URL: https: //bstudy.net/685096/tehnika/svarka_alyuminiya_splavov_pokrytymi_el ektrodami (дата обращения : 11.05.2019).
21. Технология сварки. Сварка алюминия и алюминиевых сплавов. [Электронный ресурс] : Текст с экрана. Свободный доступ. Копирование с разрешения сайта. Svarkainfo.ruURL:http://www.svarkainfo.ru/rus/lib/tech/tsal(дата обращения : 12.05.2019)
22. Технология и организация судоремонта. [Электронный ресурс] :
Текст с экрана. Свободный доступ. Библиофонд.
URL:https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=732349(дата обращения : 12.05.2019).