Введение 5
1 Теоретические основы системы продаж продукции на торговом предприятии 7
1.1 Понятие розничной торговли на коммерческом предприятии и её
функции 7
1.2 Особенности организации процесса продажи товаров и торгового
обслуживания покупателей в розничной торговле 9
1.3 Характеристика методов продаж продукции на коммерческом
предприятии 17
2 Анализ торговой деятельности компании ООО «Север» 23
2.1 Общая характеристика ООО «Север» и анализ экономических
показателей его деятельности 23
2.2 Анализ рынка и конкурентов организации 26
2.3 Анализ системы продаж продукции 36
3 Рекомендации по совершенствованию системы продаж продукции ООО
«Север» 52
3.1 Разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию системы продаж 52
Список используемой литературы 64
Приложения 69
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития системы продаж, так как именно совершенствование системы продаж позволит увеличить конкурентоспособность и доходность торгового предприятия.
Предметом данной работы являются организационно-экономические отношения, касательные системы продаж товаров и торгового обслуживания покупателей в торговле.
Объектом исследования дипломной работы является предприятие ООО «Север».
Цель дипломной работы - провести анализ системы продаж и разработать мероприятия для совершенствования организации продаж на коммерческом предприятии ООО «Север».
Для того, чтобы достичь поставленную цель в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации процесса продажи товаров и торгового обслуживания покупателей в розничной торговле
2. Проанализировать систему продаж продукции
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы продаж продукции ООО «Север»;
4. Рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
В качестве теоретических источников были рассмотрены труды, посвященные системе продаж и маркетингу, следующих авторов: Т. Амблер., В.А. Алексунина, Г. Л. Багиева, В.И. Беляев, Т. Б. Бердникова, Е.П. Голубкова, Г.Я. Гольдштейн, А.А. Дерябина, П. Дойль, Ж. Ламбен; и маркетинговых коммуникаций: Ф.И. Шарков, Н. В. Черченко, Э.А. Уткина, А.И. Кочетковой.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса действий, направленных на совершенствование системы продаж, учитывающих специфику рынка хозяйственных и бытовых товаров и применимую на любом торговом предприятии. Практическое использование результатов и внедрение предложенных мероприятий в работе даст положительный эффект, повысит уровень прибыли ООО «Север» и будет способствовать расширению его рыночной доли на действующем рынке.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, поставлены основные цели и задачи исследования.
В первом разделе рассмотрены основные теоретические аспекты торговли, также здесь рассмотрено значение торговли в формировании потребительского спроса и культуры потребления.
Во втором разделе проведен анализ системы продаж продукции на коммерческом предприятии ООО «Север».
В третьем разделе предложены мероприятия по совершенствованию системы продаж в ООО «Север».
В заключении подведены итоги настоящего исследования.
Изученные в процессе подготовки практической работы материалы позволяют сделать вывод, что на современном этапе развития рыночных отношений торговля занимает важное место.
В ходе работы была изучена деятельность торгового предприятия ООО «Север».
Основной задачей деятельности ООО «Север» является предоставление клиентам детских, хозяйственных товаров и посуды, а также электробытовых товаров.
Оценка управления системой продаж ООО «Север» проведена на основании анализа сбытовой, коммуникативной, ценовой и товарной политик.
Анализ товарной политики позволил сделать следующие выводы:
Группа А - Детские товары, электроустановочные изделия, садовое оборудование и оборудование для дач. В нашем случае это самые важные товары, локомотивы торговли ООО «Север», приносящие максимальную прибыль. Предприятие ООО «Север» будет нести огромные потери при резком уменьшении эффективности данной группы товаров.
Группу B составляют товары группы «бытовая химия», «товары для автомобиля» - группа ресурсов, которые обеспечивают хорошие стабильные продажи/ прибыль кампании. Данные товары ООО «Север» также важны для организации, но могут модерироваться более спокойными и умеренными темпами. Товары данной группы обычно являются «дойными коровами», относительно стабильны в краткосрочной перспективе. Инвестиции в данный вид ресурсов кампании не значительны и необходимы только для поддержания существующего уровня.
Товары группы С - наименее важная группа в кампании. К такой группе могут относиться: ресурсы, от которых необходимо избавляться, которые необходимо изменять, улучшать. К данной группе товаров относят аксессуары, посуду, мелкие хозтовары, электронику, а также товары для ремонта.
При оценке с помощью матрицы BCG товарной политики ООО «Север» за анализируемый промежуток времени обнаружено, что только один товар попал в категорию «Дойные коровы» - это означает, что для развития любого товара ассортимента требуются дополнительные инвестиции.
Оценка коммуникативной политики ООО «Север» показала, что основными направлениями при продвижении товаров является участие в интернет-рекламе, а также наружная реклама директ-маркетинг.
Однако, в ходе проведения анализа было выяснено, что тенденция изменения показателей прибыли от затрат на стимулирования продаж, имеет отрицательную динамику.
Прибыль за 2 года с 2017 по 2018 выросла не существенно, однако затраты на рекламу выросли с 1700,92 до 7200,65 тыс. руб. Это говорит о неэффективности стратегии стимулирования системы продаж.
Исходя из вышеизложенных показателей отдачи от стратегии стимулирования продаж компании ООО «Север» можно сделать вывод, что компания неэффективно расходует ресурсы на внедрение и поддержание своих маркетинговых коммуникаций, чтобы успевать за постоянно меняющимися условиями и трендами на рынке. Решением данной проблемы может стать разработка или заимствование новых маркетинговых инструментов.
В соответствии с анализом компании были предложены следующие мероприятия, направленные на совершенствование системы продаж в ООО «Север»:
1. Разработка дизайнером авторской линии аксессуаров;
2. Введение дисконтных карт (расходы на создание карт);
3. Модернизация сайта, создание электронного каталога;
4. Обустройство игровой комнаты (закупка игрушек, ковра, мебели, оплата труда).
Предложенные мероприятия позволят добиться повышения лояльности клиентов, роста розничного товарооборота, а также оптимизировать соотношение товарооборота и издержек обращения в исследуемом ООО «Север». Тем самым значительно будет повышено качество торгового обслуживания. Полученные показатели эффективности от внедрения функциональных политик характеризуют положительно достигнутый уровень эффективности и свидетельствуют о целесообразности выбора соответствующих стратегических решений функциональных элементов сбытовой политики на предприятии ООО «Север».
В целом результаты оценки эффективности системы продаж обуславливают целесообразность внедрения предложенных мной мероприятий.
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.032.2017)"О рекламе".
2. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для ВУЗов / под ред. В.А. Алексунина. - М.: Дашков и К, 2015. - 716 с.
3. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. - СПб: Питер, 2014. - 370 с.
4. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич ; под общ. ред. Г. Л. Багиева. - М.: Экономика, 2016. - 425 с.
5. Баженов О.В. Балансовая модель внешней экономической среды промышленной организации // Экономический анализ: теория и практика, 2013. № 23 - С. 42-48.
6. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М. : КНОРУС, 2016. - 672 с.
7. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово¬хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Т. Б. Бердникова. - М.: Инфра - М, 2016. - 428 с.
8. Бокарев, Т.А. Энциклопедия интернет-рекламы / Т.А. Бокарев. - М., 2015. - 580 с.
9. Гоант Р. Современный стратегический анализ. Курс MBA по стратегическому менеджменту / пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2015. - 504 с.
10. Годин, А.М. Маркетинг: учебное пособие / А. М. Годин. - М.:
Дашков и К., 2015^ 728 с.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория,
методология и практика. - М.: Финпресс, 2015. - 416 с.
12. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2014. - 360 с.
13. Гольдштейн, Г.Я. Маркетинг: Учебное пособие / Г.Я.
Гольдштейн. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. - 420 с.
14. Гольман, И.Н. Рекламное планирование / И.Н. Гольман. - М: Гелла принт, 2014. - 420 с.
15. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений / Я. Гордон. - СПб.: Питер, 2013. - 452 с.
16. Григорьев, М.Н. Маркетинг: учеб. Пособие для вузов / М.Н. Григорьев. - М.: Гардарики, 2015. - 366 с.
17. Дайан, А. Академия рынка: маркетинг / А. Дайан, Ф. Беккерелъ, Р. Ланкар. - М.: Экономика, 2014. - 572 с.
18. Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования: учебн. пособие / А.А. Дерябин. - М.: Политиздат, 2012. - 204 с.
19. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль. - СПб: Питер, 2014. - 560 с.
20. Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / П. Дойль.
- СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
21. Ерёмин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Ерёмин. - М.: КНОРУС, 2016. - 656 с.
22. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. М.: Финпресс, 2014 - 376 с.
23. Каплан Р.С. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 322 с.
24. Котлер Ф. Маркетинг: от продуктов к потребителям и далее к человеческой душе / Ф. Котлер, Х. Картаджайя, А. Сетиаван. - М: Эксмо, 2015. - 197 с.
25. Ламбен, Ж. Стратегический маркетинг / Ж. Ламбен. - СПб: Наука, 2016. - 450 с.
26. Левочкина Н.А. Бренды территории: структура и особенности // Российское предпринимательство. 2014. №2.
27. Либерман И.А. Анализ и диагностика финансово -хозяйственной деятельности предприятия. - М. : РИОР, 2012. - 220 с.
28. Марьян Э.А. Методика анализа показателей эффективности производства: учебн. пособие / Э.А. Марьян. - М.: МарТ, 2012. - 160 с.
29. Осташков, А.В. Маркетинг. - Пенза, 2014. - 294 с.
30. Окорокова О.А. Управление рисками, риск-менеджмент в корпорации / О.А. Окорокова, Ю. С. Чубова // Экономика и социум. 2014. - № 4-4 (13). - С. 190-195.
31. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: учебник / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 602с.
32. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 2012. - 480 с.
33. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2015. - 560 с.
34. Пономарева А.М. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 192 с.
35. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2015. - 610 с.
36. Пунин Е. М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии: учебн. пособие / Е. М. Пунин. - М.: Инфра-М, 2013. - 144 с.
37. Патров, В.В. Розничная торговля / В.В. Патров, М.Л. Пятов, В.А. Липатов. - М.: Маркетинг, 2012. - 241с.
38. Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2013. - 442с.
39. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М: Маркетинг. 2011. - 580с.
40. Панкратов, Ф.Г. Организация и технология торговых процессов. / Ф. Г. Панкратов. - М.: Экономика, 2013. - 304с.
41. Райсберг Б. А. Курс экономики: монография / Б. А. Райсберг. - М.: Инфра-М, 2012. - 254 с.
42. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. - М.: Эксмо, 2014. - 432 с.
43. Ромат, Е.В. Основы управления рекламой / Е.В.Ромат - Хиоп, Харьков, 2014. - 270 с.
44. Румянцев А.А. Менеджмент инновации. СПб.: Питер, 2014. - 446 с.
45. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра - М. 2014. - 530 с.
46. Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности: учебник / Б. И. Синецкий. - М.: Юрист, 2012. - 658с.
47. Терещенко, Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки: монография / Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова.- Краснояр. гос. торг.-экон ин-т. - Красноярск, 2013. - 229с.
48. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник для вузов / Л. А. Брагина, Т. П. Данько, Г. Г. Иванов [и др.]; под ред. Л. А. Брагина. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 560с
49. Уткин, Э.А. Рекламное дело / Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова. - М.: ЭКМОС, 2015. - 360 с.
50. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 312 с.
51. Фатрелл, Ч. Основы торговли / Ч. Фатрелл. - М.: Довгань, 2010. - 600с.
52. Черченко Н.В. Основы коммуникативной политики предприятия // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 4 (18).
53. Шарков, Ф.И. Реклама и связи с общественностью: коммуникативная и интегративная сущность кампаний. / Ф.И. Шарков, Л.А. Родионов - М.: Академический Проект: Трикса, 2014. - 304 с.
54. Шевальбе, Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий / Х. Шевальбе. - М.: Республика, 2014. - 360 с.
55. Шершнева З.Е. Стратегическое управление: учеб. пособие / З.Е. Шершнева, С.В. Оборская. -Киев: КНЕУ, 2014. - 231 с.